4 декабря – День введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, День матери-казачки

В стародавние времена казаки, исключительно воины, проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь "на чеку" в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей не располагала их к семейной жизни. Жена, семья были обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями, оседало на земле. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то казаки часто женились на "ясырках", т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Отсюда пословица; "бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону".

Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена, Казки привозили из похода с собой "ясырок" - красивых турчанок, черкешенок и т.д.

"А жён себе красных (красивых) и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем" - так отписывали в своём "казачьем письме" султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жён, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству". Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках, других горских женщинах, уральцы - на ногайках и сартянках, сибирские "казаки - землепроходцы" - на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: "шлите нам баб" и браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок.

Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - "потурчанки". Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств, и своим женским характером они влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок, и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

Когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц. 
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.

Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году, пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи".

Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки, в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону".

" О чернобровых казачках" пел поэт Чулков и др. русские поэты... Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.

В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642 г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу (Терское войско), а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.

В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев, и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства. На казачку ложится тяжёлая работа.

Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода 1812-1815 гг. в обращении своём ко всем донским казачкам благодарит их "земно кланяясь" за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю "домашность".

Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой "бабуне", матери и "жалмерке".

Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - "Казачья колыбельная песня". Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке.

"Краса черкесских дочерей" - М.К.Ефремова, жена славного атамана С.Д.Ефремова открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.

Бабка Кудимовна по "часослову" учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. "Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок. Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня "Липкинского поста".

"Бабы-георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста", Галина Булавина, Ульянка (героиня романа "Всё проходит" П.Н.Краснов).

Особенно богата историческими именами украинская казачка. 
Шли века, шла вперёд жизнь, а с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных "кофейниц" - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света - смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова, львица петербургского высшего света, графиня А.П.Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие.

Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, образованные казачки, унаследовав от своих прабабок "ясырок" психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения "народников" и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. По-восточному, её идеалом был: Бог, семья и "домашность". Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа "бабушки русской революции" - Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской и т.д.

На казачьей земле никогда не было крепостного права, "барщины", а посему среди них не было жестоких помещиц, истязательниц крестьян.

В стихотворении "Косарь", поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон, и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки -"'Дарьянки в повести Л. Толстого "Казаки", а любящая мать-казачка в "Тарасе Бульбе" - Гоголя, Мария Кочубей в "Полтаве" Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже "амператрицы" - жены"мужицкого царя" - Емельяна Пугачёва: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их "фрейлина" Прасковья Ивановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя.

Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы жестокой гражданской войны 1917-1920 гг. Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубан­ского и др. походов. Партизанки: Чернецова, Галаева. В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки, как и в старину, одни вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от «красных». Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году. Ещё большую стойкость и героизм проявили они в жестокие годы раскулачивания казаков, известны были тогда "бабьи бунты" против коллективизации. Если несколько жён декабристов воспеты были Некрасовым за то, что они последовали за мужьями в Сибирь, то теперь сотни тысяч казачек последовали со своими мужьями в "гиблые места": Нарым, Соловки, Сибирь... на верную смерть.

В произведениях писателей: П.Н. Краснова, М.А. Шолохова, Ф.Д. Крюкова и др. мы находим прекрасные образы героинь-казачек.

И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то "красновская" казачка была способна, не задумываясь, идти на большой подвиг во имя родины.
В советском "раю" и в эмиграции казачка осталась верна себе, воспитав, вырастив и сохранив своих детей, несмотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине...

С праздником, дорогие наши матери, жёны, сёстры, дочери!!! Спасибо вам за всё!

Донская казачка

Терская казачка

Уральская казачка


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Заказ Партнерства Евразия №Ер511: Требуется разработка проекта пожарной сигнализации и СОУЭ для торгового центра в Кемерово

... заказам можно увидеть также в наших группах в социальных сетях ... - подписывайтесь, и не пропускайте наши новости по заказам: ВКонтакте: https ... Вы также можете подписаться на нашу рассылку и получать эти ... для этого отправьте запрос на нашу почту e-sro@mail. ...

Stroimaterial-Moskva.ru: Надежный фундамент ваших строительных проектов

... строительстве нет более важного материала, чем металл. Он представляет ... строительных проектов. Консультативная поддержка: Наши специалисты всегда готовы оказать профессиональную ... сооружений до частного строительства Наш металлопрокат отлично подходит не ...

Каждый день в стиле: Изысканный повседневный мужской костюм

... мужским костюмом на каждый день и офисным деловым костюмом ... офиса. Костюм на каждый день часто шьется из более практичных ... и аксессуаров. Костюмы на каждый день могут включать разнообразные детали, ... мужским костюмом на каждый день и офисным деловым костюмом ...

Между Икаром и Прометеем: Почему век роботехники вызывает тревогу?

... ? Одна из критических ошибок в нашем подходе к ИИ и робототехнике ... направление и последствия зависят от нашего выбора. Ответственный подход к разработке ...

DreamCraft Studio: Превращаем игровые мечты в реальность для вашего бизнеса

... свою идею в виде игры? Наша студия готова взяться за создание ...

Преимущества и назначение присадочных прутков

... механические свойства позволяют предотвратить разбрызгивание материала и обеспечивают формирование аккуратного, надежного ... соединения сварного шва и основного материала. Преимущества Присадочные прутки являются достаточно ...