Эвакуация танковой промышленности в начале Великой Отечественной войны. ФОТО

К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе успели создать развитую танковую промышленность, которая насчитывала несколько крупных центров производства. При этом ужасное для СССР начало войны очень скоро вынудило руководство страны организовать эвакуацию ленинградских, харьковских и московских предприятий вглубь страны. Эвакуация 1941 года не затронула лишь завод «Красное Сормово», расположенный в Горьком (сегодня Нижний Новгород), вдалеке от линии фронта. 

Перед войной Советский Союз успел сделать качественный скачок в своем промышленном развитии. За годы предвоенных пятилеток страна сумела пройти путь от аграрной направленности экономики к индустриальной державе. В 1940 году в СССР выпускалось уже 10% от мирового объема промышленного производства, тогда как в Германии — 6%. Упор в Советском Союзе делался на тяжелую промышленность, объем производства которой в 1928-1940 годах увеличился в 6,1 раза. По объемам выпуска многих видов продукции СССР занимал 1-3 места в мире. 

Характерной особенностью советской экономики 1930-х годов была ее милитаризация, страна готовилась к грядущей войне. Наиболее отчетливо это проявлялось в составлении третьего пятилетнего плана (1938-1942 годы). Плановые ориентиры данной пятилетки делали основной акцент на увеличении объемов военного производства. К примеру, темпы производства военной техники были в 2-2,5 раза выше, чем в 1933-1937 годах. К началу 1941 года в Советском Союзе в общем объеме промышленно-производственных фондов на машиностроение и металлообработку приходилось 28,1% (самая большая категория). 

Эвакуация танковой промышленности в начале Великой Отечественной войны
Сборка танков КВ-1 на Челябинском кировском заводе, 1942 год

При этом машиностроение играло ведущую роль в техническом перевооружении всей экономики страны, в первую очередь военной ее части. В СССР данная отрасль промышленности развивалась более высокими темпами в сравнении с другими отраслями промышленности. В то время как валовая продукция промышленности в 1940 году превзошла уровень Российской империи 1913 года в 7,7 раза, в том числе группы товаров «А» (промышленные товары или товары, предназначенные для производства других товаров) — в 13,4 раза, группы «Б» (товары народного потребления или товары, предназначенные для личного потребления) — в 4,6 раза, то машиностроение и металлообработка выросли в 30 раз. 

Благодаря такому активному развитию промышленности и машиностроения в частности, Советский Союз встретил Великую Отечественную войну, будучи мощной индустриальной державой. К началу войны в РККА насчитывалось более 23 тысяч танков разных типов, около 13 тысяч из которых были развернуты в западных военных округах. Стоит отметить, что сюда попадают все танки, в том числе и машины 3-й и 4-й категорий, то есть требовавшие среднего ремонта (в окружных мастерских) и капитального ремонта (в центральных мастерских и на заводах). Вся эта масса танков растаяла как снег под лучами теплого весеннего солнца уже к концу 1941 года, но сам факт того, что РККА располагал таким парком бронетехники — заслуга советской промышленности. Более того, в 1941 году советские заводы, несмотря на все свалившиеся на них трудности, сумели передать военным более 6 тысяч танков разных типов, в том числе 2800 танков Т-34 и 1121 КВ-1. Для сравнения в Германии, которая не испытывала никаких трудностей с передислокацией предприятий, в 1941 году было выпущено чуть более 3800 танков и штурмовых орудий. 

То как неудачно сложился для СССР первый период войны, заставило руководство страны задуматься об эвакуации промышленных предприятий вглубь территории. Стремительное продвижение немецких войск ставило под угрозу работу многих предприятий. Поэтому уже 24 июня 1941 года в стране был создан Совет по эвакуации. Совет определял места, куда должны вывозиться предприятия, брал на учет административные, производственные, складские, учебные и другие здания и сооружения, которые были пригодны для размещения эвакуированных на восток предприятий, давал задания о выделении необходимого числа вагонов. Постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» вышло уже на пятый день войны — 27 июня 1941 года. В первую очередь эвакуация касалась предприятий военной промышленности: танковых, авиационных и моторостроительных заводов. Результатом этой эвакуации стало то, что на Урале на базе уже существующих предприятий были сформированы мощные центры танкового производства. 
Эвакуация танковой промышленности

В череде поражения лета и осени 1941 года настоящим светлым пятном была именно эвакуация промышленных предприятий, которая позволила сохранить промышленный потенциал и основную экономическую базу Советского Союза, став одним из важных факторов будущей победы в этой страшной войне. Только за период с июля по декабрь 1941 года на восток было эвакуировано 2593 предприятий, в том числе 1523 крупных. При этом 1350 из них были эвакуированы еще в первые три месяца Великой Отечественной войны. Наибольшее число предприятий удалось эвакуировать с территории Украины — 550 предприятий, из Москвы и Подмосковья — 498 предприятий, из Белоруссии — 109 предприятий, Ленинграда — 92 и т.д. Набольшее количество предприятий было эвакуировано на Урал (667), в Казахстан и Среднюю Азию (308), в Сибирь же, вопреки общему мнению, было эвакуировано примерно такое же количество предприятий, как и в Поволжье, — 244 и 226 соответственно.

Среди танковых заводов первым с необходимостью эвакуации столкнулся Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) — одно из старейших предприятий города на Неве. Начиная с 1939 года, на предприятии производились тяжелые танки КВ. В 1941 году на заводе удалось собрать 444 танка данного типа. В то же время уже 5 июля 1941 года постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) предписывалось вывезти на Уральский турбинный завод, расположенный в Свердловске, два цеха данного завода — дизельный и цех цветного литья. Промышленное оборудование данных цехов было полностью эвакуировано из Ленинграда к 23 июля. Вновь образованному заводу, который был ориентирован на выпуск дизельных двигателей, присвоили номер 76. Но основные мощности ЛКЗ продолжали находиться под угрозой.

Принимая это во внимание, танковые и артиллерийские производства Кировского завода решили вывозить на Уральский вагоностроительный завод, расположенный в Нижнем Тагиле. Сюда же планировалось перевезти имущество ленинградского Ижорского завода, который занимался выпуском бронекорпусов для танков. Решение об этом ГКО принял 11 июля, но начало эвакуации предприятий затянулось. В августе 1941 года немецкие войска подошли непосредственно к городу, начав обстрел ЛКЗ, а 29 августа Ленинград был полностью отрезан от железнодорожных путей снабжения. В начале сентября 1941 года вывоз из города людей и оборудования был приостановлен. При этом переносить танковое производство из города решили не в Нижний Тагил, а на Челябинский тракторный завод, который был крупнейшим индустриальным центром всего Урала. 

Великая Отечественная война

Это решение было более продуманным, так как еще до начала войны данное предприятие начало подготовку к серийному производству тяжелых танков КВ, на выпуске которых и специализировались их ленинградские коллеги. При этом осенью 1941 года темпы эвакуации предприятия снизились, так как единственным доступным транспортным путем между страной и Ленинградом стало Ладожское озеро. Учитывая объемы производств, вывезти из города все оборудование до конца осени было просто невозможно. При этом ЛКЗ и Ижорский завод так и не были полностью эвакуированы из Ленинграда до конца войны. 

Также из Ленинграда эвакуировался завод №174, который в 1941 году выпустил 116 танков Т-26 и 60 легких танков Т-50. Первоначально его эвакуировали в Чкалов, а затем в Омск. 7 марта 1942 года это предприятие было объединено с Омским заводом №173. В июне того же года, когда недостающие цеха были достроены, здесь было развернуто производство средних танков Т-34. 

Другой крупный центр танковой промышленности располагался на юге Советского Союза. В Харькове находился паровозостроительный завод №183 (ХПЗ) — колыбель легендарной «тридцатьчетверки». В 1930-е годы здесь же серийно производились танки БТ. Серийное производство танков Т-34 удалось наладить в Харькове к 1940 году. В первый год здесь было собрано 117 танков. В 1941 году завод №183 в Харькове выпустил уже 744 танка Т-34. У данного предприятия был филиал — завод №75, который был образован на базе дизельного цеха и занимался выпуском танковых двигателей В-2. Эвакуировать на восток также предстояло Харьковский тракторный завод и Мариупольский металлургический завод, который занимался выпуском броневой стали для танков. 

На территории Украине немецкие войска продвигались медленнее, чем на северном направлении, поэтому на первом этапе войны военное руководство Советского Союза не оставляло надежду на то, что фронт удастся стабилизировать по Днепру, а значит крупные военно-промышленные предприятия не будут затронуты военными действиями. Однако к середине сентября 1941 года, когда вокруг Киева развернулось грандиозное сражение, закончившееся окружением и катастрофой Юго-западного фронта, для всех стало очевидным, что удержать Восточную Украину не удастся, а значит и заводы отсюда нужно экстренно эвакуировать в тыл. Решение об эвакуации местных предприятий было принято ГКО 12 сентября 1941 года. Харьковский паровозостроительный завод №183 и большая часть Мариупольского металлургического завода имени Ильича были вывезены в Нижний Тагил на Уралвагонзавод. Оборудование Харьковского тракторного завода было распределено между несколькими предприятиями. Решение было вполне логичным, так как до начала войны завод опыта производства танков не имел, в то время как теперь на их производство планировалось бросить все силы. 

Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле. Танки производились на Уральском вагоностроительном заводе и на эвакуированном сюда из Харькова заводе №183, 1943 год

Согласно первоначальным планам эвакуацию данных предприятий планировалось осуществить в два этапа. Считалось, что поэтапный процесс эвакуации позволит продолжать выпуск остро необходимых для воющей армии танков параллельно с перевозкой в тыл рабочих и станков. Но в начале октября 1941 года планы серьезно изменились: наступление немецких войск угрожало сорвать проводимую из Харькова эвакуацию, поэтому советским командованием было отдано новое распоряжение — вывезти все имущество и рабочий персонал предприятий в один этап, причем в максимально сжатые сроки. Из-за возникшей спешки часть промышленного оборудования была оставлена в Харькове, а часть оказалась потерянной в пути. К тому же более половины рабочих предприятия не захотели эвакуироваться в тыл и вступили в ряды народного ополчения. В результате заводу №183 оказалось существенно сложнее разворачивать производство танков на новом для себя месте.

Затронул процесс эвакуации 1941 года и московские заводы. Предприятия Москвы и близлежащих городов также отправлялись на восток. Эвакуировался завод №37, специализирующийся на выпуске легких танков (в 1941 году здесь было собрано 487 танков Т-40 и 20 танков Т-60), автомобильный завод КИМ (сегодня известный как «Москвич»), Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе и Коломенский паровозостроительный завод. Причиной эвакуации предприятий стало начавшееся 30 сентября 1941 года наступление на Москву немецких войск. Коломенский паровозостроительный завод был вывезен в Киров, где он расположился на территории местного завода «Имени 1 Мая». Остальные 3 предприятия московского региона были эвакуированы в Свердловск. Здесь они слились с местными промышленными предприятиями, объединившись все вместе в завод №37. 

Трудности с перевозкой массы промышленного оборудования, людей и грузов меркли с трудностями, которые возникали в связи с обустройством предприятий на новом месте. Имущество и персонал эвакуированных на восток заводов нужно было где-то размещать. Правительственная инструкция по строительству в военное время позволяет наглядно представить те условия, в которых советским рабочим приходилось заново налаживать производство танков на новом месте. В срочном порядке в районах эвакуации заводов шло возведение зданий временного типа, которые были рассчитаны на ввод в эксплуатацию параллельно с процессом достройки. В строительстве предписывалось использовать максимально простые конструкции. В частности проблему освещения предлагалось решать не с помощью фонарей, а с помощью остекления верхней части стен заводских корпусов.

Эвакуация танков
Производство танков Т-34-76. На переднем плане 76,2-мм пушки Ф-34 образца 1940 года

Промышленные здания и сооружения устанавливались с облегченными стенами и покрытиями, при этом несущие конструкции во временных зданиях допускалось делать деревянными. Бытовые помещения для рабочих (умывальные, душевые, гардеробные, уборные и другие) размещались непосредственно в цехах на производственной площади, либо в полуподвалах и подвалах. При этом предполагалось, что рабочие и служащие в большинстве случаев должны будут раздеваться непосредственно у своих рабочих мест. Расположение бытовых помещений для рабочих в пристройках к цеху или в отдельно стоящих зданиях допускалось лишь для производств с наличием резко выраженных факторов вредности (обработка ядовитых, инфицирующих веществ и т.д.), а также взрывоопасных и горячих. При этом все здания возводились, по возможности, из местных материалов. Жилые дома для работников часто представляли собой обыкновенные землянки или общие бараки, оснащенные печным отоплением. Наружная отделка зданий и сооружений выполнялась лишь в тех случаях, когда облицовка и штукатурка были необходимы по условиям теплотехнического расчета. Бараки обычно строились со спальнями, рассчитанными на 20-25 коек. Отдельные комнаты, которые были рассчитаны на меньшее количество человек, допускались лишь в виде исключения.

Но основной проблемой, с которой столкнулись эвакуируемые танковые предприятия, стала нехватка квалифицированной рабочей силы. Особенно остро она ощущалась на ХПЗ. 6 ноября 1941 года Наркомат тяжелой промышленности вынужден был направить заводу распоряжение с вариантами решения кадровых проблем. В распоряжении рекомендовалось сократить количество вспомогательных рабочих минимум на 30-40%, аппарат заводоуправления и цехов предлагалось сократить минимум на 50% с обязательным переводом сокращенных сотрудников предприятия для переквалификации на рабочие места танкового производства. Эта же перспектива ожидала и 40% наиболее слабых, не обладающих специальным образованием инженерно-технических рабочих. Не желающих переквалифицироваться сотрудников предприятия предписывалось увольнять с завода, отбирая у них продовольственные карточки, а также выселяя из жилья. Как самый крайний случай предписывалось рассмотреть вариант с закрытием части заводских производств с целью полного укомплектования броневого и танкового производства необходимой рабочей силой. 

Из предложенных мер становится понятно, что ситуация на ХПЗ с квалифицированными кадрами была почти безвыходной: все решения проблемы сводились к перераспределению сотрудников предприятия внутри завода. Эвакуированная из Харькова техника не могла обеспечивать фронт такими необходимыми боевыми машинами сама по себе, поэтому персонал предприятия нужно было переводить от работы с бумагами — к труду у станков. Многие предприятия Наркомата тяжелой промышленности пополнялись также неквалифицированной рабочей силой (женщинами и детьми), но данный вариант представлялся еще менее удачным путем решения проблемы. 

Участок сборки радиаторов на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле

Несмотря на большое количество возникших проблем, сам факт эвакуации предприятий промышленности в безопасную зону в тылу стал существенным успехом руководства СССР. Многие предприятия были в буквальном смысле спасены от захвата и разрушения противником, а их работники получили возможность продолжать трудиться над созданием техники, которая была так необходима для фронта. Вывезенные на восток станки и оборудование смогли существенно усилить производственную мощность предприятий, уже находящихся в тылу. Благодаря слиянию промышленных предприятий и их последовательной переориентации на выпуск танков на востоке Советского Союза удалось создать мощную индустриальную базу, что отразилось и на итогах Великой Отечественной войны.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... новые направления развития, советская автомобильная промышленность представила миру одну из своих ... активного отдыха на воде. К началу 1990-х годов инженерный потенциал ...

Специалистам Россети-Урал представили современные решения по определению места повреждения ЛЭП

... населения, социально-значимых объектов и промышленных предприятий.

ООО «БК-АЛПРОФ»: Инновационные решения в мире алюминиевых профилей

... профили, предназначенные для различных отраслей промышленности и сферы строительства. ООО «БК ...

Промышленные редукторы: роль и виды в современной индустрии

... автоматизацию производственных процессов, промышленные редукторы занимают важное место ... конструкций особое внимание заслуживают промышленные редукторы моторные и червячные ... высокой надежности и эффективности. Промышленные редукторы выполняют ключевую функцию ...

Преимущества и назначение присадочных прутков

... , относящихся к тяжелой или легкой промышленности; на строительных объектах и ремонтных ... изготовления конструкции, предназначенной для пищевой промышленности без каких-либо дополнительных требований ...

Великая экономика Великой Отечественной войны. ФОТО

... освоенной базы позволило в начале Великой Отечественной войны не только использовать данные ... оперативной обстановки пришлось осуществлять эвакуацию огромного, беспрецедентного в истории ... заработная плата металлистов в танковой промышленности была выше, чем в ...