"Казачий Дозор". Дети и плети

Начало 90-х было омрачено развалом Советского Союза, но кроме этого Россию ждала еще одна катастрофа. В это время через границу хлынула бурным и грязным потоком идеология «западных ценностей». Западная культура и образ жизни охватывал все новые и новые территории, поражая души людей и развращая их духовность. Но если взрослое население, кто поумней, еще способно было к сопротивлению, то молодое поколение впитывало грязь как губка. Отказ от семейных ценностей, мания потребления, неуважение к старшим, вседозволенность, разъедала молодые неокрепшие души.

Была благополучно развалена система ПТУ, которая давала стране поток квалифицированных кадров. Стала историей система спортивных школ, дворцов пионеров, профильных детских кружков и дворовых клубов, которая как фильтр пропускала через себя поток маленьких человечков и выявляла на ранних стадиях одаренных и талантливых детей, из которых вырастала гордость и надежда России.

Первыми забили тревогу….нет, не Министерство образования, оно, бывшая  гордость СССР, было уничтожено в первую очередь. Возмущение учителей никто не слышал, да и не слушал. Вместо этого была принята система «галочного» образования, где школьник учился не демонстрировать свои знания, а ставить «галочки». В этой системе даже случайные совпадения могли гарантировать «троечку», тогда как советская система образования требовала доказательств учеником полученных знаний.

И вот на развалинах системы образования забили тревогу те, кого раньше в расчет-то не брали – казаки. К началу 90-х казаки были скорее историческим прошлым, и о былой славе и подвигах остались только легенды. В расчет они не брались, и в этом заключалась главная, и как показали последние годы, гибельная для идеологической машины Запада ошибка. Дело в том что казачество всегда полагалось на свою собственную систему воспитания, которая была отшлифована на протяжении столетий, и никогда не давала сбоев.

Плеть или нагайка

Итак, в чем же секрет казачьего воспитания? В плети? Или в ее казачьей разновидности – нагайке? Нет, воспитание нагайкой осталось в прошлом. Это была вынужденная мера, так как казаки селились в основном среди достаточно агрессивного местного населения, и сохранять порядок было главной задачей, так как от этого зависела выживаемость не только семьи, но и всей станицы.

Сейчас нагайку в целях воспитания применяют крайне редко. Последний известный раз она была использована для воспитания группы «Pussy Riot» в Сочи, и это, кстати, было с восторгом поддержано практически всем населением России.

А нагайка для казака - это образ жизни, это необходимый атрибут, это оружие, это инструмент управления конем. С нагайкой казак не расстается никогда.

Говорят что казак без нагайки – что монах без молитвы. Она принадлежность каждого казака, от простого строевого, до генерала. Она неотъемлемая часть казачьей традиции. В знак уважения и полной покорности она бросалась в ноги гостя или старика, и он обязан был ее вернуть, а бросившего расцеловать. Но если старик переступал через нагайку, то это означало, что покорность гостю неугодна, и обида не прощена.

Владение нагайкой является обязательной процедурой обучения казака. Казачьи пластуны, это был своего рода казачий спецназ, в начале века с помощью одной только нагайки с успехом брали вражеских языков. Человек владеющей нагайкой даже на самом начальном уровне, вполне способен удержать на расстоянии даже нескольких противников. А хорошо подготовленный казак способен не только противостоять группе нападающих, вооруженных битами, ножами и цепями, но и вывести их на конвоирование.

Нагайка это уникальный русский феномен, который по своим боевым характеристикам, психологическим качествам, намного превосходит возможности многих видов традиционного восточного оружия – те же самые нунчаки. Так что нагайка это в большей степени боевой атрибут, чем орудие воспитания подрастающего поколения, такой же как шашка, или серьга в ухе.

Кстати ошибкой было бы думать, что серьга в ухе казака это украшение. Это знак, указывающий на место и роль казака в роду.

В левом ухе серьга была у единственного сына одинокой матери. Серьга в правом ухе говорила о том, что ее владелец последний в роду, и наследников по мужской линии больше нет. Две серьги носил единственный ребенок. Серьга была и оберег и знак. Командир при равнении направо – налево ясно видел, кого следует беречь в бою.

Колец казаки не носили, это была знаковая символика и украшение исключительно казачек. Серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, на правой – сосватана. Кольцо с бирюзой говорило что жених служит, бирюза это камень тоски. Золотое кольцо на правой руке носила замужняя казачка, на левой – разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова. Второе кольцо – это кольцо умершего мужа которое он хоть и получал его при венчании, но на руке его носить было не принято. Иногда оно носилось, только в ладанке.

«Казачий Дозор». Начало

И вот эти традиции стали возрождаться. В октябре 2008 года на Урале по инициативе казаков станиц было принято решение о создании общественного молодежного движения «Казачий дозор». Активное участие в создании принял Каменск-Уральский дворовый клуб «Прометей», Богдановичский казачий кадетский отряд «Сокол», поисковый клуб «Память» города Сухой Лог Свердловской области.

Так что же представляет собой «Казачий Дозор» и каковы его цели? Это, прежде всего походы и сборы, нацеленные прежде всего на воспитание подрастающего детского поколения. Это массовые казачьи мероприятия на Урале, Поволжье, и Западной Сибири. Мероприятия «Казачьего Дозора включают в себя интересные и познавательные вечерки, учебные семинары, фотовыставки, турниры, кубки, спортивные состязания, полевые сборы, военно-спортивные лагеря. Но главное -  это новые друзья для молодого казака, надежные, верные, и обычно на всю жизнь.

Казачье движение возрождается в России как феникс из пепла, и казачье воспитание является основополагающим приоритетом в развитии этого движения. Создаются многочисленные классы и корпуса. Ведь казаки испокон веков уделяли особое внимание именно воспитанию подрастающего поколения. Особенно это касалось его патриотической и религиозной составляющей. Ведь высокая духовность и вера это главная отличительная черта настоящего мужчины.

Воспитывая детей, «Казачий Дозор» стремится следовать заветам старины, в основе которой лежат вековые идеалы строгой доброты и послушания, прилежания к труду, нравственного достоинства, совестливой справедливости, и взыскательного доверия

Движение «Казачий Дозор» созданное в 2008 году по решению казаков Оренбургского казачьего войска уже в 2010 году было активно поддержано атаманом Оренбургского войскового казачьего общества заместителем председателя правительства Свердловской области Романовым Владимиром Ивановичем. Мероприятия «Казачьего Дозора» охватывают огромное количество детей и молодежи. На данный момент численность участников составляет более 7000 человек, включая подростков из малообеспеченных и многодетных семей, детей казаков хуторских и станичных  казачьих обществ.

Казачья семья и казачье общество испокон веков являлась основой для формирования молодого подрастающего поколения. Воспитание в семьях казаков строилось на принципах «Домостроя», пугающий феминисток,  которые  этот самый «Домосторой»  никогда не читали, и который у них ассоциируется со сплошным рукоприкладством. Но в казачьей семье главой всегда является самый старый и опытный казак, слушать которого это самая главная и основная заповедь.

Для формирования основных идей и понятий «Казачьего Дозора» с момента его основания проделана огромная и кропотливая работа. Какие–то положения были признаны устаревшими, другие, отвечавшие духу времени были приняты. В Свердловской области как грибы после дождя стали расти новые клубы и секции, формирующие и отправляющие на мероприятия «Дозора» все новые партии молодежи, так называемые пикеты. Это была не дань скоротечной моде, это прежде всего вызвано тем, что родители видели положительные изменения происходящие с их ребенком. А вместе с ребенком и его семья начинала смотреть по - другому на окружающую действительность. Кроме плановых мероприятий, «дозоровцы» постоянно накапливают бесценный опыт сотрудничества с другими пикетами и обмениваются опытом совместного обучения.

Казачьи традиции ведь и сейчас крепки в казачьей семье, потому что вся семья живет этим. Казачонок начинал петь песни, глядя как их поют взрослые. Девочка казачка во всем брала пример с матери, как нужно вести домашнее хозяйство, как вести себя перед людьми. Это сплошная практика жизни. В семье не схалтуришь, как обучишь, так и в старости отдохнешь, если Бог даст. По подобному укладу и создавались общины, ради существования которых и осуществлялся весь воспитательный процесс. Не потерять традиции предков, не осрамиться перед обществом – вот национальный характер казака, а значит  и всей его семьи.

С помощью инструкторов «Казачьего Дозора» молодые казаки учатся самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями, изучают  основы  выживания и жизнедеятельности, стойкости духа и коллективизму, приготовлению пищи, и подготовке места для отдыха. Ребятишки изучают основы воинских и казачьих дисциплин, через различные вечерки, занятия, игры  узнают  много нового о нашей родной культуре. Православная церковь помогает формировать  азы духовности. Русская история изучается не по учебникам, а по беседам, рассказам ветеранов, и  живым лекциям. Детские сборы проходят ежемесячно с учетом казачьих традиций. Даже спортивные мероприятия проходят совместно с творческими заданиями и интеллектуальными конкурсами.

Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть свой вклад в общем деле.

Отличительной чертой «Казачьего Дозора» является то что все делается на добровольной основе. Но главным преимуществом является народная педагогика. Практически все руководители пикетов имеют основную работу, а занятиям с детьми посвящают свой досуг. Не удивляйтесь, есть еще люди, которые работе с детьми отдают даже свое личное время. Да и родители, постепенно увлекшись идеями «Дозора» сами начинают принимать активное участие в жизни этой большой детской ватаги.

Семейственность мероприятий – это один из приоритетов «Дозора»!

Каждому из родителей находится место в организации мероприятий. Кто-то возится с детьми, кому-то ближе организационно-хозяйственная часть. Без дела не сидит никто, да это и невозможно, такие люди, как правило, не приживаются. «Казачий Дозор» - это уникальная возможность делом, а не кошельком подать пример своему ребенку. Дух «Казачьего Дозора» - это дух порядочности, справедливости, ответственности, и добра. Через «дозоровские» мероприятия проявляется возможность донести до детей все необходимые для будущей жизни понятия – о достоинстве и чести, о добре, и ответственности перед собой, семьей, и Родиной. Многие люди и организации, в том числе ветеранские  - «чеченцы», «афганцы», активно помогают и дружат с «Казачьим Дозором». Вот так и проходит работа с подрастающим поколением. «Казачий Дозор» открыт для сотрудничества со всеми организациями, для которых воспитание молодежи не пустой звук.

Уроки казачьего воспитания

В казачьем воспитании  немаловажным фактором было стремление старших прививать детям чувство благожелательности и доброты. Ведь казаки справедливо считали главными богатствами человека щедрость и доброту. Дед и бабка, мать и отец, с пеленок внушали детям, что быть добрым – значит соблюдать заповеди данные нам Богом – люби ближнего как самого себя, почитай родителей, не лги, не укради, не убий. Будь добрым – всегда поступай по совести и защищай справедливость, стремясь к истине.  

Казаки внушали своим детям: живи своим умом и чужими чувствами, будь милосерден. А жить чужими чувствами -  значит проявлять заботу о рядом живущем, переживать за его судьбу, чувствовать его боль. Жить ради себя недостойно казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других.

Казаки старались наделить детей почитанием корней родства. Близким родство считалось до пятого колена. К шести годам ребенок знал практически всех своих близких родственников живущих в станице. Помощь родственникам в трудностях  и посещение их в праздники, укрепляли в ребенке не столько родственные связи, сколько воспитывали в нем трудовые навыки, нравы, обычаи, и традиции.

Казаки строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия было проявление чувств у молодых, в присутствии старших. В казачьих семьях с малолетства прекрасно понимали, как и чем должны заниматься будущие муж и жена, поэтому в семье был всегда лад и согласие. Разводы были чрезвычайно редки.

В воспитании молодежи в рамках движения «Казачий Дозор» принимают участие сотни людей живущих по традициям казачества и являющихся примером беззаветного служения России.

Вот их имена: Александр Метликин (Челябинск), Вячеслав Нехороших (Лангепас), Сергей Нестеров (Самара), Иван Шевченко (Тюмень). Большое значение в православном воспитании имеют наставления иеромонаха Иосифа из Далматовского монастыря.

Но всех активных участников невозможно перечислить в рамках одной статьи. Немаловажным будет выделить еще одного активного организатора «Казачьего Дозора». Это Сергей Вандышев, отец 11 детей, учредитель семейного конного клуба, и просто интереснейший человек из Екатеринбурга. Сергей абсолютно на всех сборах обучает со своими старшими сыновьями молодых казачат конному делу. Лошадей он привозит в мобильной конюшне. Это действительно специалист высокого уровня. Об этом можно судить по тому, с каким терпением и феноменальным энтузиазмом он обучает ребят джигитовке. Ведь понятие казак и конь неразрывно связаны. Занятие эти бесспорно полезны и увлекательны, так как они лечат душу и закаляют тело.

Крестные «Казачьего Дозора»

Можно смело утверждать, что все без исключения активисты и инструктора «Казачьего Дозора» являются своего рода крестными отцами и матерями молодых казачат.

В старину у новорожденного казака или казачки кроме родных отца и матери обязательно были крестный отец и мать. О выборе крестных заботились заранее. И не обязательно крестными должны были быть родственники, как принято в наше время. Крестного выбирал отец – это должен быть очень надежный человек, у которого было чему поучиться. Он в первую очередь и формировал дух будущего казака. Крестную мать, как правило, подыскивала кровная мать из числа своих подруг, желательно постарше себя.

При рождении мальчика вся нагрузка в воспитании будущего казака ложилась на крестного отца – это он делал из казака воина. Задача же крестной матери сводилась к тому, чтобы сформировать в казаке правильное отношение к девушке-казачке, как к жене, хозяйке, и матери его детей.

При рождении девочки, основную роль в воспитании выполняла крестная мать. Она формировала девочку в женщину – казачку: добрую хозяйку, терпеливую мать, и умеющую ждать жену. А крестный отец в свою очередь воспитывал в казачке отношение к казаку как к защитнику и воину,  как к мужу, и как к главе семьи.

Казачонка, которому только исполнился год, усаживали посередине дома на кошму и срезали его первые прядки. Потом эти прядки всю жизнь хранились за его «именной» иконой. А после стрижки, женщины передавали малыша взрослым казакам, в первую очередь отцу или деду, которые должны были быть одеты в казачью форму. И казаки несли мальчика к церкви. Там их ждали станичники с  неоседланным конем. Маленького казачонка сажали на коня и смотрели, как он себя поведет. Малейшие признаки поведения определяли судьбу будущего казака.

После этого коня вместе с «наездником» обводили вокруг церкви. И только после этого сына брал на руки отец, и вся родня с друзьями пешком возвращались домой. Женщины их уже ждали у ворот дома. Подходя к воротам, крестный отец громко заявлял: «Казака принимайте!». Крестная мать после этих слов снимала с отца шашку, и обращаясь к крестному отцу говорила: «Возьми шашку, нашему казаку еще расти нужно. Береги ее до срока!». Крестный отец бережно брал оружие и хранил его до тех пор, пока крестнику не исполнится 17 лет. В этом возрасте казака приписывали к полку. А служить он начинал с 18-19 лет.

В задачу крестного отца входило  обучение крестника всем видам военного искусства: стрельбе, верховой езде, владению холодным оружием, рукопашному бою. По какой причине все это должен был делать крестный отец? В казачьем кругу были уверены что воспитывая собственного сына, отец может быть или слишком добрым, или слишком строгим, а это не годилось для суровой военной жизни.

Обучать будущего казака крестный начинал очень рано, лет с трех. В это время начиналось обучение верховой езде. Стрелять учили казака с 7 лет, владеть шашкой – с 10.

В семь лет казака стригли во второй раз. И после бани молодой казак шел на исповедь. После исповеди в доме накрывался богатый праздничный стол, за которым казак в последний раз ел детские сладости. А закончив обед, он собирал свою постель и переходил жить из детской комнаты в комнату старших братьев. Они осматривали постельные принадлежности младшего, и выбрасывали их, если им казалось что они слишком мягкие. Старшие братья говорили младшему: «Все, учись служить. Ты теперь не маленький».

С этой минуты казака могли наказывать только взрослые казаки. Женщины не имели права вмешиваться в суровое спартанское воспитание землепашца и будущего воина. В это же время молодой казак начинал посещать церковно-приходскую или станичную школу. Помогать отцу по хозяйству дети начинали с самых ранних лет. В хуторах и станицах праздно шатающиеся дети напрочь отсутствовали. Воспитание проходило в ежедневном труде, но время для игр и развлечений у них конечно имелось.

К старшим, особенно к старикам, относились с уважением абсолютно все. В станице, надев расшитую, самую красивую рубаху начинал ранний сев самый уважаемый мужчина. Лучший кусок за столом всегда отдавался старшему. К ногам старика казаки с уважением бросали свое оружие. Молодежь не могла разговаривать перед старшими, а перебивать их считалось неслыханным оскорблением. А перед женщиной казаки должны были снимать головной убор.

Если старшие казаки покидали дом, то зачастую семилетний казачонок оставался за «хозяина». Отец всерьез наказывал сыну: «Смотри, на тебе дом и женщины». Полную меру своей ответственности мальчик уже понимал к 10-ти годам, становясь опорой семьи и дома.

Казачья культура обладает огромным потенциалом и в воспитании девочки, как будущей благородной женщины. Обряды и традиции казачества обеспечивают духовно-нравственное воспитание дочки, внучки, и просто девочки. В них создаются определенные ситуации, в которых девочка совершает женские поступки, формирующие ее привычки и создающие характер настоящей женщины, от которого напрямую зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей.

Девочка приносила в дом постоянную душевную доброту, ласку, и тепло. По этой причине и воспитывали ее иначе, чем мальчика. В ней с самого начала необходимо было развить отзывчивость, трудолюбие, терпение, и женственность.

И если в воспитании казака, первоочередной задачей было привить ему желание быть всегда и во всем первым, состязаться с другими, и постоянно подтверждать свое лидерство, то девочке наоборот внушалось что для нее самое главное в жизни – это крепкая семья и достаток.

Казачьи «женские» обычаи носят шутливый характер, они веселы и не жестоки. С дочурки, к примеру «смывают заботы». Обряд этот состоит в том, что родная и крестная матери, бабки, тетки, няньки (как правило, старшие сестры), первый раз с добрыми пожеланиями и песнями моют девочку. Отец – единственный мужчина,  допускаемый на этот праздник. Пока женщины моют его дочку, отец ест «отцовскую кашу». Она специально готовилась для него к этому обряду. Каша была горелая, густо политая горчицей, обильно сдобренная хреном, и пересоленая, то есть совершенно несъедобное блюдо. Отец девочки должен был полностью ее съесть, при этом нисколько не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось». 

Девочка в раннем возрасте буквально засыпалась подарками. Тем самым у нее формировалась доброта, ласка, и спокойствие. Малышку не поднимали с постели до тех пор, пока сама не выспится. Но при этом в казачьей семье ей не все позволялось, и ее капризам потакать никто не собирался.

Рано начиналось и трудовое воспитание девочек.  Они «хвостиком», как утята, ходили за матерью, участвуя во всех домашних работах. Но у них  была и особенная роль – нянчить младших. Трехлетнего брата нянчила пятилетняя сестра, трехлетней поручался годовалый ребенок. Позже ее называли няней, и обращались к ней исключительно на «ВЫ», если она была на пять и более лет старше.

«Кровавый борщ» станицы Наурской

 Но казачка при отсутствии мужчин становилась и защитницей своего дома и своих детей. Женский день, отмечаемый восьмого марта, и придуманный на Западе как день эмансипации и равноправия женщин, по- видимому  отмечается не в ту дату.  

Правильнее было бы этот день отмечать 10-го июня.

Сейчас уже мало кому известно, но именно 10 июня, казацкие жены и дети станицы Наурской сталью отточенных шашек, пушечным огнем, и кипящим борщом, обратили в бегство тысячи кавказских головорезов.

Это не легенда и не сказка, это суровая правда жизни, когда полторы сотни казачек с детьми, мужья которых были в походе, отразили атаку более ВОСЬМИ ТЫСЯЧ  кабардинских, чеченских, и турецких «мужественных» воинов, прибывших за легкой добычей в казачью станицу.  Но легкий набег на оставшуюся без мужчин станицу превратился в «кровавую баню», двухдневную осаду, ожесточенную рубку, и как итог бегство неприятеля.

Казачки станицы Наурской вышли на защиту своего дома в самых красивых красных сарафанах, и отражали вероломное и подлое нападение, вооружившись вилами, косами и серпами. Они кипятили смолу и лили на головы врага. А когда кончилась смола на головы врагов казачки стали лить даже праздничный кипящий борщ, который готовили к обеду. Все шло на «угощение» бусурман. Казачки быстро перетаскивали с место на место пушки оставшиеся в станице и вели огонь по врагу. Бой продолжался долгих двенадцать часов. Эти многочасовые атаки врагу вышли боком – 800 человек было убито, несколько тысяч ранено  - пишет историк Шамбаров.

Но двенадцать часов – это был первый бой. Бились и на другой день.

Попытка нашего современника представить ужас многочасовой непрерывной резни приводит к выносу мозга. У наших предков нервы и дух были покрепче.

А ведь с матерями бились и дети!...

Героическая оборона станицы не осталась незамеченной. Все станичницы были награждены императрицей медалями «За турецкую войну 1769-1774 года».

А вот местных горцев еще долго дразнили: «Как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими бабами».

И когда приходилось встречать вояку с обожженным лицом, то станичники не удерживались от  возможности позубоскалить: «А что дос (приятель), не борщ ли в Наурской хлебал?», и провожали добродушным смехом бедолагу – так писал русский генерал Василий Потто в 19-м веке,

Тогда стыдиться русского геройства еще не умели, и о нелепой толерантности даже не слышали.

Вот таким было воспитание казачек, а эта страница истории оказалась незаслуженно почти забыта.

память казачкам станицы Наурской

Абсолютно бесспорной для казака всех времен и регионов является роль в воспитании достойной смены. Воспитание и семья остается для казака источником выносливости, крепкого духа, стойкости, и жизнелюбия. Это основной фактор в приобщении молодого поколения к народной культуре. Русской культуре!

Сейчас уже  перестало быть модным трендом отправлять детей учиться за границу. И этому есть причины. Еще ни один российский выпускник Принстона или Гарварда не поднял целину, не построил с нуля индустриальный гигант, не создал новый самолет. Как говорил герой одного фильма: «Не отправляйте детей за границу – вернутся хамами».

Вполне понятно,  не все дети «Казачьего Дозора» станут банкирами, экономистами, или юристами, но эта цель и не преследуется. Главное – они станут людьми, людьми которых любят и уважают, а не боятся и презирают. И может не все из них будут богаты материально, но у них будет богатство, которое неоценимо  - это любящая семья, и уважение окружающих. А это самое главное в жизни каждого человека, ведь как говорили в старину: «Не так страшно когда человек в бедности, гораздо страшнее, когда бедность в человеке».

Андрей Кирин

специально для портала www. zema.su

Следите за нашими новостями и вступайте в нашу группу "Казачий Дозор": http://vk.com/kaz.dozor


Комментарии

Аватар пользователя Николай Второй
Вкусна вам хохлятина, людоеды?

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
8 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.