Магическое оружие Ермака. ФОТО



Уральцы называют Ермака своим земляком – по одной из версий, покоритель Сибири родился на реке Чусовой и здесь же получил тайные знания, с помощью которых побеждал врагов. 
В городе Чусовой три года назад поставили памятник знаменитому первопроходцу не случайно. Предание гласит, что Ермак появился на свет на берегу одноименной реки. А всем, кто сомневается в этом, местные жители отвечают так: 
- Наш он, родом с Чусовой. Сначала его атаман Пермяк звали, ну а потом до Ермака имя сократили… 
Учёные могут возразить – мол, армаком на Руси большой артельный котёл называли, и прозвище к Ермаку Тимофеевичу прилипло ещё в ту пору, когда он не атаманом, а мальчишкой-поваренком в казачьей ватаге был. 
Но уж то, что в юности Ермак кашеварил именно на Каме и Чусовой, историки отрицать не будут. Эти реки и их притоки атаман знал как свои пять пальцев, да и обычаи населявших Великопермский край народов для него не были чужими. 
В Кунгурской летописи есть сведения, что перед сибирским походом Ермак приходил к шаману – тот принес духам гор и рек жертву и нагадал атаману большую славу и великую удачу. Казаки постарались, чтобы слух об этом разошёлся как можно шире. 
- Ермаку победу наколдовали! – неслось из уст в уста по Уралу. 
- Да он и сам чародей! – подтверждали товарищи Ермака. – Оружие у него заговоренное, даже черти ему служат! 
Сейчас такую хитрость называют информационной войной: ещё не начав поход, Ермак пытался запугать противника. Предания о том, что «Ермак Тимофеевич имел в послушании у себя малую толику чертей-шишиг», живы и сейчас. 
«Где рати не доставало, там Ермак выставлял шишиг» - записал слова старинной уральской песни об Ермаке этнограф Иосаф Железнов. По народным преданиям, Ермак Тимофеевич был знаком с магией, в легендах он волшебством помог Ивану Грозному взять Казань и Астрахань. 

Слава 

Репутация у атамана была до похода в Сибирь такая, что хоть без суда голову на плаху укладывай. Ногайский хан жаловался Ивану Грозному, что Ермак угнал у него табун лошадей. Но это было ещё пол-беды – на Волге ограбили караван с царским послом, в этом беспределе обвинили Ермака. 
Спасаясь от царского гнева, атаман укрылся в родных местах. У владевших Прикамьем купцов Строгановых как раз была нехватка в людях, умеющим владеть оружием. Построенные в Прикамье солеварни нуждались в защите от набегов татар и прочих воинственных соседей. 
Видимо, со Строгановыми Ермак был знаком с детства – договорились они быстро. Царю отправили запрос – можно ли сформировать собственную армию для охраны восточных рубежей? Имя Ермака в депеше предусмотрительно не указывали, дабы не злить самодержца. А когда разрешение на вербовку частного воинства было получено, атаман уже официально поступил на службу Строгановым. Дружина Ермака получила оружие, порох, еду и прочие припасы. 
Ну а потом атаман занялся своим привычным делом. Вместо того, чтобы охранять строгановские земли сидя в крепости, Ермак совершал дальние рейды. Проще говоря, вовсю шерстил коренные племена (на Урале до сих пор жив глагол – «ермачить»), называя добычу «данью». 
Что интересно, дружина Ермака зимой совершала дальние походы на лыжах – ещё один аргумент в пользу того что он на Урале местный. Что-то трудно представить, что уроженцы Дона чувствуют себя на лыжах столь же уверенно, как в седле. 
Кстати, татары тоже считают Ермака своим – мол, мать у него была мусульманкой, и языком он владел не только русским. Очень похоже на правду, переговоры атаман мог вести и без толмача. Одно из прозвищ Ермака – Токмак, так на Руси называли метисов-полукровок. 

Клады 
Путь Ермака в Сибирь известен по летописям и народным преданиям. В те времена это был новый маршрут для россиян, новгородцы прежде ходили в Сибирь через Северный Урал. А Ермак поплыл на лодках вверх по Чусовой, затем по реке Серебряной, потом казаки перетащили суда волоком до притоков Оби. 
Небольшой отряд Ермака, всего около пятисот сабель, в 1582-м году разгромил многотысячное воска хана Кучума. Сохранилось предание, что Ермак колдовством смог сделать так, что пушки у сибирского князя не выстрелили. 
Может быть, причина была в отсыревшем порохе, но народная молва сохранила именно магическую версию. 
Местные вожди присягали на верность русскому царю – Ермак заставлял при этом целовать не крест, а свою саблю. Слух о том, что оружие у атамана заговоренное, пошёл казакам на пользу. Неуязвимым Ермака стали считать после того как во время обстрела казацких кораблей-стругов он не потерял ни одного из своих соратников. Секрет был прост – узнав о засаде, хитрый атаман нарядил в кафтаны вязанки хвороста и выставил их по бортам. Ну а цепь, которой татары пытались преградить русло реки, Ермак разрубил: хорошему дамасскому клинку и не такое по силам. 
Легенда о том, что Ермак колдовством мог останавливать реки, тоже имеет вполне материальное объяснение. Оказывается, чтобы преодолеть перекаты, казаки выше по течению устраивали запруды, используя для плотин полотнища парусов. Накопив воды, хитрецы пускали поток вниз – и рукотворный цунами на своём гребне снимал суда с мели. 
В 1583 году Ермак послал своего помощника Ивана Кольцо к Строгановым с богатыми дарами и вестью о покорении Сибири. Ну а те на радостях отправили гонца к царю. Иван Грозный за победу над Кучумом пожаловал Ермаку доспехи с двуглавым орлом. Правда, панцирь был уже секонд-хенд – именно в нём незадолго до этого погиб князь Шуйский, но для атамана такая награда была признанием заслуг и повышением в статусе. Теперь всякий, видя панцирь с царским гербом, понимал что перед ним не самозванец, а полпред по Сибири, говоря современным языком. 
В неуязвимость Ермака, похоже, поверили не только враги, но и он сам. В ночь на 6 августа 1685 атаман забыл проверить караулы, стража задремала и его отряд внезапно атаковало войско Кучума. 
Ермак был ранен, пытался доплыть до струга, но тяжелый панцирь утянул его на дно. Тело атамана татары выловили в Иртыше, и похоронили, сняв с него доспехи. Через полвека их вернули в Москву, окончательно признав зависимость от русского царя. 
Могилу Ермака археологи ищут до сих пор, по одной из версий она находится в Миякинском районе Башкирии. Местные жители рассказывают, что по ночам над захоронением видно странное свечение, и в этом столпе света можно разглядеть призрак воина. Легенда о том, что Ермак был наделён сверх-способностями, продолжает жить и через пять веков после его смерти. Как и предания о кладах Ермака – они якобы хранятся на реке Чусовой и в других местах по всему маршруту знаменитого похода. 
До сих пор на Урале ищут «золотую лодку», которую закопал атаман. По легенде, на чёлн, полный сокровищ, наложено заклятье. Найти клад можно только в одиночку, с иконой и чистым полотенцем в руках. Наверное, «золотая лодка» ещё ждёт своего часа. Пусть она дастся в руки археологам, а не «чёрным копателям», одурманенным жаждой наживы. 
Григорий Тельнов. 


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.