Максим Калашников: Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" открыто для инноваций

ВХОЖУ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ «АВТОДОРЕ»
Объявляю сбор инноваций и толковых предложений. Попробуем начать расчистку этих Авгиевых конюшен

Накануне автор сих строк встретился с главой Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Анатолием Чабуниным (а также с сотрудниками его аппарата) и решил приступить к работе в общественном совете при ведомстве. Считаю, что нам нужно набираться опыта в государственном управлении и в решении «нерешаемых» задач: ибо именно нам рано или поздно придется править страной и разгребать мегатонны накопившихся проблем. «Росавтодор» считаю нужной точкой приложения усилий.
Ибо сам предлагал начать наведение порядка в шоссейном строительстве РФ с показательных процессов. (http://m-kalashnikov.livejournal.com/275204.html).
А теперь – мои соображения и первые впечатления по порядку.
***

Максим Калашников
Мне понравился настрой руководства и управленческого аппарата «Росавтодора». Люди прекрасно понимают всю тяжесть нынешнего кризиса в современном строительстве, огромные проблемы коррупции и элементарной дезорганизации государственного менеджмента. (В РФ последние слова хочется поставить в издевательские кавычки). Первый контакт сложился, отныне у меня есть выход на высшее руководство агентства. Нужно работать и попробовать изменить ситуацию, сделав эту работу точкой сосредоточения самых вменяемых и толковых людей – будущей элиты Сверхновой России.
Возьму на себя общественное кураторство над инновациями в шоссейном строительстве. Причем над инновациями всех видов – не только над собственно дорожно-строительными, но, и что гораздо сейчас важнее – над технологиями организации и борьбы с воровством.
Это нужно для будущего. Ибо никакая смена высшей власти и никакие свободные выборы сами по себе не уничтожат чудовищную систему воровства и деградации, сцементировавшуюся за последние четверть века.
***
Вернусь к своему старому тексту. Итак, состояние с дорожным строительством федеральных трасс (опорной сети) – аховое. О чем я сам писал ав начале 2010 года?
«…Итак, нынешняя госкомпания «Росавтодор» в 2009 году сдаст в эксплуатацию 1058 км автотрасс. В 2010 г. (план) – 1088 км. Мизер! Если взять советскую РФ (РСФСР), то с 1959 по 1965 год было построено 81,2 тысячи км автомобильных дорог. Иными словами, советская РФ в хрущевскую семилетку строила по 11,6 тысяч километров автодорог ежегодно. В одиннадцать раз больше, чем «современная рыночная Расея». (И.Ступин. «Автодор» опускает шлагбаум» - «Эксперт». 7-13 декабря 2009 г.)
Возьмем параллель поновее. При Горбачеве в СССР была принята программа строительства автодорог в 26 областях и автономных республиках Нечерноземья. За 1988-1995 гг. планировалось протянуть около 200 тысяч км дорог. То есть – строить по 25 тысяч километров трасс в год. На все это отпускалось 40 миллиардов рублей. То бишь, в среднем один километр асфальтовой ленты обходился в 200 тысяч рублей. То есть – примерно в 200 тысяч долларов. Запомните эту цифру! Ибо в сегодняшней РФ «Росавтодор» планирует затраты на 1 км автодороги в 30 миллионов долларов (см. статью в «Эксперте»).
Как вспоминает бывший глава Госстроя СССР Юрий Баталин, выполнение программы по строительству дорог в Советском Союзе шло ударными темпами. Если в 1985 г. в стране ввели в строй 9,5 тысяч км автотрасс, то в 1987-м – 9,9 тыс., в 1988-м – 13,5 тыс., в 1989 г. – 16,7 тысячи. Даже в кризисном, предразвальном 1990 г. советские дорожники построили 18,6 тыс. километров автотрасс.
Программа строительства автодорог в Нечерноземье предполагала охватить сетью наземных путей автомобильного сообщения все населенные пункты, где продолжают жить пять и более крестьянских семей. Это – в «тоталитарном СССР». Возможно ли такое в рыночно-современной Эрэф? Причем для гигантского дорожного строительства были привлечены, помимо гражданских строителей, 12 инженерных бригад Советской армии. Причем планировалось сформировать еще десять бригад…
Продолжим сравнения. В нынешнем полусоциалистическо-полукапиталистическо

м (многоукладном) Китае с его пятилетними планами развития к 2020 г. планируется построить 85 тысяч км автодорог. Предполагается, что годовой ввод в КНР составит 7-8 тысяч километров.
А в РФ строят чуть больше одной тысячи км в год. К 2015 г. она обещает поднять показатель до 1,4 тыс. км в год. И еще в «Росавтодоре» пытаются сделать платными автомобильные дороги: денег, мол, не хватает.
Вернемся к ценам дорожного строительства. «Отсталый и тоталитарный» СССР в конце 1980-х мог строить дороги по 200 тысяч рублей (долларов) за один километр. Ну хорошо, сделаем поправку на уродливую ценовую структуру плановой экономики, на искусственное занижение стоимости, на привлечение практически дармового труда солдат-строителей. Предположим, что на самом деле дороги обходились Советскому Союзу в 1 миллион долларов/км. Все равно это – в тридцать раз меньше, чем планирует тратить «Росавтодор». При годовом вводе в строй автотрасс восемнадцатикратно меньшем, чем в СССР. При том, что РФ – это примерно половина Советского Союза, при том, что Красная империя не имела и 10% таких финансовых (валютных!) резервов, коими на 2008 г. располагала Росфедерация…»
***
На сегодня положение еще горше. Газеты, надеюсь, все читают? Ввод в строй дорог федерального значения упал до жалких трех сотен километров. Почему? Огромные средства пожрали и до сих пор пожирают «экономические могилы»: никому не нужные – аки пирамиды египетские – лжеимперские, насквозь преступные «мегапроекты». Это и сочинская «зимне-субтропическая» олимпиада, и саммит АТЭС во Владивостоке. Например, фактически за счет объема строительства дорог был сооружен пока еще самый длинный в мире вантовый мост на остров Русский во Владивостоке. Однако сей мост, пожрав бесчисленные миллиарды, ведет в никуда. На острове после пресловутого саммита вроде бы должен возникнуть кампус Дальневосточного университета. Однако уже понятно: чтобы наполнить его, придется загонять абитуриентов в университет с половины Сибири. Этого никогда не будет. Да и сам мост по погодно-климатическим условиям будет часто закрываться для движения. В общем, огромные деньги попросту угробили. За что при Сталине полагалась бы высшая мера социальной защиты – в виде пули.
Теперь - судя по сообщениям прессы - еще и повторяется ситуация с идиотизмом позднесоветских бонз. Помните, как в РСФСР люди в 1980-е были озлоблены: огромные ресурсы вкладывались в шоссейное строительство в Прибалтике и Средней Азии (в нерусских окраинах), в то время, как в самой России автотрассы пребывали в ужасающем состоянии, РСФСР страдала от бездорожья, объемы нового шоссейного строительства были недопустимо малы? Сейчас путинская власть повторяет это в худшем варианте: мало ей тех ресурсов, что гробятся в олимпиадах, так еще и большинство новых трасс Кремль намерен строить в нерусских автономиях Северного Кавказа. Русским же регионам в дорожном смысле – достается шиш с маслом.
Мы должны давить на верхи так, чтобы Кремль отказался от этого идиотизма.
***
Но это, так сказать, проблема генерального плана. А есть и тьма проблем уровнем ниже. И это не только воровство либо технологическая отсталость. Есть окаянная проблема состояния дорог: нет систем автоматического весового контроля движения по трассам. И их просто разбивают вдрызг перегруженные ломовые фуры, идущие с громадной нагрузкой на оси. Подсчитано, что проезд одной фуры, волокущей десятки тонн, для дороги равносилен проезду 20 тысяч легковых автомобилей (в силу синергетического эффекта). При этом платить за ремонт дорог вынуждены больше всего именно «легковики». Так называемый «Транснадзор» не может пресечь этого безобразия: полномочий нет, водители-ломовики просто не останавливаются по требованиям «траснадзорников». Или откупаются. Автоматического весового контроля на дорогах, пункты коего фиксировали бы перегруженные фуры и сводили бы по сети информацию воедино, нет. При этом ГАИ не шибко заинтересовано в развертывании таких автоматических «дорожных весов». Вы понимаете, почему?
А нет автоматики – нет и возможности брать плату с перегруженных фур за уродование шоссе.
Нам часто ставят в пример состояние дорог в Финляндии. Но кто знает о том, что зимой финские дороги вообще не чистят, для чего финские власти заставляют своих водителей одевать на шины цепи. Ибо финны прекрасно понимают, что чистка дорог тяжелой техникой от снега прводит к повреждению покрытия трасс. А в РФ дорожники вынуждены чистить шоссе, уродуя асфальт. А те же дальнобойщики никаких цепей не надевают, да еще и чешут по дорогам на лысой резине. То есть, и тут нужны громадные усилия по приведению в соответствие с практикой всего мира русских дорожных правил и норм.
Нам приводят в пример дешевизну строительства дорог в Китае? Но ведь для этого нужны не только показательные расстрелы коррупционеров (как в КНР, где есть даже передвижные расстрельные автобусы), не только мягкий китайский климат, но и громадный объем дешевой рабсилы, способной работать за гроши. В РФ за такие деньги не станут и таджики вкалывать, не говоря уж о русских. И мало кто говорит о том, что в Китае дешево построенные дороги быстро требуют ремонта, дешево построенные мосты – рушатся.
Потому перед дорожниками РФ стоит архитрудная задача: научиться строить шоссе с разумными затратами, но при этом – в условиях зверки сурового климата, при огромных расстояния и острой нехватке рабочих рук, которые НИКОГДА (см. Паршева) не будут такими же дешевыми, как в КНР.
При этом в РФ, в отличие от СССР, практически нет полигонов для отработки новых технологий дорожного строительства и шоссейного хозяйства. Их после 1991 года просто уничтожили. А отрабатывать новые технологии на действующих трассах – огромный риск.
***
Мое решение таково: взяться за это безнадежное дело. Уже сейчас Максим Калашников намерен представить руководству «Росавтодора» ряд инновационных предложений от тех, с кем сам знаком. Это касается и контроля за качеством дорожного строительства и за движением по ним с помощью беспилотных самолетов, и предложений по сети пунктов автоматического весового контроля. Но этого мало! Мне нужна помощь бизнесменов и предпринимателей.
Нужны инновационные и просто разумно-рационализаторские предложения по собственно строительству трасс. По организации управления строительством. По выявлению коррупции и борьбы с нею.
Отмечу особо: принимаются только готовые технологии, а не идеи и не предложения по НИОКР. «Росавтодор» - не научно-венчурная фирма и не «Роснано», у агентства нет возможности и полномочий финансировать то, что находится еще на уровне идей, «бумаги» или опытных образцов. Такие предложения вынужден отбрасывать – не от хорошей жизни. Максим Калашников пока не президент РФ и даже не глава национального Агентства передовых разработок (коего нет как такового). А вот то, что уже готово – готов пробивать и выводить предложения прямо на уровень руководства «Росавтодора». Особо подчеркну: «РАД» занимается именно опорной сетью федеральных трасс, а не дорогами городского и регионального значения.
Если у вас есть, что предложить – пишите мне на t34-85@mail.ru
Пометка письма: «по «Росавтодору»»…
Максим Калашников

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
10 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Заказ Партнерства Евразия №Ер511: Требуется разработка проекта пожарной сигнализации и СОУЭ для торгового центра в Кемерово

... пожарной сигнализации и СОУЭ для торгового центра в Кемерово. ... радиоканальном оборудовании стрелец аргус для 4 этажного здания общей ... Примечание: Изображение взято из открытых источников Информация по всем заказам ... на эл.почту - для этого отправьте запрос на ...

Нива лучший автомобиль в СССР

... повышенным комфортом. Среди последних инноваций стоит выделить улучшения в конструкции ... и увеличение возможностей автомобиля для модификаций с другими силовыми ... которой отмечена инновациями и стремлением сделать автомобиль лучше для своих владельцев. ...

Эффективная проверка системы подвески: ключ к безопасной езде

... автомобилем. Она амортизирует удары от дорожного полотна, сохраняя автомобиль в устойчивом ... в подвеске. Современное диагностическое оборудование Для детальной диагностики целесообразно использовать профессиональное ...

Бизнес на вендинговых аппаратах: стартап с потенциалом

... на старт: по сравнению с открытием традиционного магазина, начать вендинговый бизнес ... бизнесе, но и перспективное направление для развития и масштабирования. Успех ... автоматизированного бизнеса и предоставляет возможности для творческого подхода в реализации ...

Stroimaterial-Moskva.ru: Надежный фундамент ваших строительных проектов

... решений, будь то основание для будущих небоскребов, элементы декора ... металлопрокат отлично подходит не только для создания крупных конструкционных элементов, ... временем, до инновационных решений для современных проектов. Интернет-магазин Stroimaterial ...

Простомолотов Евгений Иванович

... г.). Изданные инструментальные сочинения: Для оркестра русских народных инструментов, ... * «Домбыра үні» (Голос домбры) для оркестра русских народных инструментов, переложение ... оркестра казахских народных инструментов, для фортепиано, готово-выборного баяна, ...