Марина Роговская: "По зову казачьей крови…"

«Откуда в Межозёрном казаки?» -такое мнение  часто приходиться слышать от незадачливых односельчан. Ответ прост: «Это память крови- она неистребима».  Лишь поверхностное сравнение переписных книг  первопоселенцев Челябинских крепостей середины 18 века и телефонного справочника Межозёрного обнаруживает, что недаром, 200 лет гарцевали по нашим весям казаки. Места между Гнилым  и Чебачьим озёрами изначально были обжиты казаками. Бурно кипела жизнь в многочисленных хуторках, заимках, приисках.  Живут  и теперь в Межозёрном прямые  потомки славных казаков, хоть и  подменили казачью справу на шахтёрскую, да основательно позабыли прадедовские традиции.  Это фамилии Печенкиных, Мельниковых, Горбуновых,  Соколовых, Воробьёвых, Вороновых, Плетминцевых, Домниных, Гребенщиковых, Дегтяревых, Головиных, Коробейщиковых, Пестряковых, Колесниковых, Кожевниковых, Приданниковых, Красильниковых , Пермяковых, Обуховых, Коноваловых, Пономарёвых, Гусевых, Ягодиных  и еще сотня других.   У  многих  невостребованными лежат   бесценные фотосвиделельства, награды, погоны, атрибуты казачьего преемства: шашки, нагайки, а кто-то сохранил в памяти уникальные семейные хроники, переданные прабабушками.

«Узнать историю своей фамилии»- такое домашнее задание получили воспитанники воскресной школы. Уже три года, как  называют нас «казачатами», а вот течет ли в нас  казачья кровь на самом деле? Оказалось, что наши бабушки и дедушки мало интересовались своим происхождением, а интернет-ресурс выдал  картину на удивление одноликую и ликующую!  В воскресной школе, как на подбор, собрались потомки исконных казачьих донских  фамилий,  ставшие в 1738 году первыми насельниками Карагайской крепости.  Донцы  сроднившись с наверстанными крестьянами,  дали мощную когорту трудолюбивых и смелых тружеников -воинов, рассеявшихся постепенно по всей  обустраиваемой территории Оренбуржья.  Прадеды казачат из воскресной школы: Кирилла Поносова, Никиты Лукьяненко, Александра  Сусанина, Насти Роговской , братьев Ермиловых, Игната Докшина, Кости Коробейщикова, Андрея Каширина, Максима Тарабака,  героически  сражались защищая Родину, получали ордена боевой славы и Георгиевские кресты, многие окончили военные училища, имели офицерские чины,  неоднократно были атаманами в своих селениях, учительствовали, избирались попечителями школ,   благоустраивали и украшали  церкви, и в означенные времена вместе со своими  семьями прошли полный трагизма мученический путь расказачивания:

 «Просыпались как песок,
не оставив по себе следа в истории,
песок и ветер замели их тяжкий путь
как будто ничего и не было…» [  Цит. Петров. В. И.]

Не все  родители сегодня помнят имена своих прадедов-казаков, не говоря уже о их боевых подвигах. Нет в бывшей станице Карагайской и посёлке Урлядинском памятников посвященных  боевой казачьей славе. Нет духовноцементирующего аспекта- растоптаны алтари и церковные погосты- места, к которым приставлены  нести вечный караул невидимые воины с огненными мечами.

Нет памяти о подвигах – нет и идентичности. Подрастает уже третье расказаченное поколение. Чтобы  перекинуть мостик и  связать поколения  воскресная  школа  традиционно  проводит  встречи со станичными  атаманами, деятельными казаками. В прошлое воскресение 8 декабря казачата пригласили в гости  войскового старшину  Казаков России и Зарубежья, отставного атамана города Красноярска, знаменитого оперного певца Мастьянова  Валентина Петровича.

Будь-то, пронзая грани эпох, вошел в  аудиторию Валентин Петрович. Влитая форма, картинная  выправка, размеренный громовитый голос мгновенно расположили непривыкших к неторопливой чинной  беседе казачат. Мастьяновы - наши земляки,  выходцы из  посёлка Краснинского,  бабушка -Урлядинка. Страшную участь во времена расказачивания принял  дед Валентина - Иван Иванович Мастьянов. Раненого, зверски избитого привязали его к лошади и гоняли по степи. Известно, что кровь мученика святит весь род и не даёт дремать памяти.  Когда  слово «казак»  стало  запретным, дядя Валентина Петровича, тоже Иван, отсидел в тюрьме за верность имени казака, а выйдя из тюрьмы, вскоре ушёл на  фронт и стал полным кавалером орденов Славы ВОВ. Дядю Валентина Петровича помнят в пос.Тирляне, где он прожил всю жизнь и назвали в честь  его имени улицу.

В начале 90-х годов, увидев  незатейливое объявление:  «Кто помнит, что он казак!» Валентин Петрович один первым пришел возрождать казачество. Было это в далёком Красноярске.

Валентин Петрович подробно описал  своё служение  в качестве отдельского атамана гор. Красноярска. Под его попечением укреплялись   казачьи традиции, проводились трудовые субботники, нёс дежурство конно-казачий-милицейский взвоз.   Много сил Красноярские казаки потратили на восстановление и  благоустройство Благовещенской церкви.

Валентин Петрович рассказал о своей богатой театральной деятельности, показал  фотографий гастролей,  а на прощанье подарил для   музея  воскресной школы календарь Красноярского казачьего  общества,  газетные статьи о кавалере ордена Боевой Славы Мастьянове, спел с казачатами песня лихую песню: «Крепко били супостатов!».

Не хотел отпускать отец Виктор такого редкостного гостя: «Так колоритно «Господи, помилуй!» в нашем храме еще никогда не звучало!».

P.S. : «Как на папу похож!», - вскрикнул Слава Печенкин, едва я открыла книжку «Воспоминания старожилов станицы Магнитной» со старинными  фотографиями  казаков. Такого результата я не ожидала! Слава пришел первый раз в воскресную школу, и он  пока не знает, что раньше казаками с  фамилией Печенкин гордились в своих станицах. Послужной список  казака Бориса Петровича Печенкина сообщает, что он,  поступив на службу в 1812 году,  прошел всю войну в составе № 3 ОКП. Был награжден серебренной медалью «В память войны…», «За взятие Парижа». Кроме Франции,  во время тех событий он побывал в Чехии,  Германии,  Польше.  После войны еще долго находился в службе, вернулся домой только в 1820 году,  а после – почти каждый год служил на границе – командировки по 6 мес.  Был также в восточном Казахстане в казачьем отряде при ставке Султана.  Стал урядником,  в качестве награды носил на мундире серебряную нашивку,  тесьму на рукаве.  «Пробудилась казачья кровь!» -думаю про себя  и приглашаю Славу принять участие в зимних сборах «Казачьего Дозора  в Челябинске.

Источник фото: http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=2&uinfo=ww-1583-wh-737-fw-1358-fh-531-pd-1&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=73&rpt=simage&lr=54&img_url=http%3A%2F%2Fwww.chelsi.ru%2Fauto_images%2F5958.jpg


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.