Природные достопримечательности Екатеринбурга - Оброшинский лесопарк, мыс Гамаюн

Краеведческая экскурсия "Памятники природы и археологии Оброшинского лесопарка".

В условиях модернизации российского образования национально-региональному компоненту отводится значительное место, поэтому появилась необходимость внедрения в образовательный процесс методов и форм обучения, способствующих прикладному изучению своей малой родины. Привлечение педагогического потенциала туристско-экскурсионной деятельности для решения данной проблемы, на наш взгляд, является наиболее эффективным и актуальным. Именно туристско-краеведческая деятельность способна выполнять образовательные и воспитательные функции одновременно. Кроме того, данная деятельность способствует формированию жизненно важных навыков и становлению социальной активности личности.

Несмотря на ряд сдерживающих факторов, тормозящих внедрение экскурсионного метода как наиболее эффективного при изучении природных и исторических особенностей своей малой родины, для внедрения этого метода имеется необходимая ресурсная база: в Свердловской области, в том числе в окрестностях Екатеринбурга имеется более тысячи недвижымых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и более четырехсот памятников природы.

Предпринятое нами исследование природных и историко-культурных ресурсов окрестностей Екатеринбурга, в частности Оброшинского лесопарка показало, что на основе данных объектов возможно проектирование экскурсионных маршрутов разной тематической направленности: краеведческой, археологической, исторической и естественнонаучной тематики.

В рамках исследования была разработана схема трассы маршрута экскурсии и составлен контрольный текст экскурсии, разработана технологическая карта экскурсии и укомплектован фотоматериалами «портфель экскурсовода».

Маршрут экскурсии проходит по территории Оброшинского лесопарка (рис. 1). Данное место уникально тем, что на его территории расположено множество объектов разной типологической принадлежности: гидрологические (Верх-Исетский пруд), археологические (стоянки древнего человека), геоморфологические (Палкинские каменные палатки), минералогические (Оброшинский мраморный рудник, гранитные каменоломни), ландшафтные (торфяные болота).

Рис. 1. Схема трассы маршрута краеведческой экскурсии «Памятники природы и археологии Оброшинского лесопарка»

1 - Поселок Палкино 6 - Палкинские каменные палатки
2 - Транссибирская магистраль 7 - Мыс Гамаюн
3 - Верховья реки Исеть 8 - Гранитные каменоломни
4 - Оброшинский рудник 9 - Полелок Оброшино
5 - Графская пристань

Объекты показа и рассказа, которые составляют маршрут краеведческой экскурсии, отобраны в соответствии с темой и целями экскурсии:

  • знакомство с памятниками природы и археологии, расположенными на территории Оброшинского лесопарка;
  • обучение первоначальным туристским навыкам;
  • воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю;
  • формирование экологической культуры;
  • эстетическое воспитание;
  • развитие интереса к истории родного края;
  • повышение уровня знаний по естественным наукам.

Основные объекты показа:

  • пос. Палкино
  • Транссибирская магистраль (стратегический объект)
  • Верховья реки Исеть
  • Оброшинский рудник (геологический и геоморфологический памятник природы)
  • Графская пристань
  • Верх-Исетский пруд (гидрологический памятник природы)
  • Палкинские каменные палатки (археологический памятник и геологический памятник природы)
  • мыс Гамаюн (археологический, геоморфологический и ботанический памятник природы)
  • Гранитные каменоломни (геоморфологический и геологический памятник природы)

Дополнительные объекты показа:

  • Решетский рудник
  • пос. Оброшино
  • Варнатский кряж
  • гора Хрустальная
  • острова Верх-Исетского пруда
  • стоянки древнего человека в районе Палкинских каменных палаток (археологический памятник природы)
  • стоянки Верх-Исетские I-IY Левобережные (археологический памятник природы)

Маршрут экскурсии проходит по хорошим асфальтированным и грунтовым насыпным дорогам, а также натоптанным лесным тропам. В районе Оброшинского рудника, где запланирована стоянка для отдыха, имеется оборудованная туристская стоянка. Маршрут кольцевой: экскурсия начинается и заканчивается на железнодорожной станции Палкино. До станции экскурсионная группа может добраться на электропоездах сообщением «Екатеринбург - Дружинино», «Екатеринбург - Шаля», «Екатеринбург - Кузино». Время отъезда и приезда устанавливается в соответствии с расписанием электричек.

Протяженность экскурсии составляет 6 км, а продолжительность 4-5 часов, включая время на отдых. Технологическая карта экскурсии размещена в приложении.

Оброшинский лесопарк расположен в западной части города Екатеринбурга по северному берегу Верх-Исетского пруда. Территория лесопарка, площадью 645 га, относится к Верх-Исетскому лесничеству. Рельеф парка разнообразный: от невысоких холмов на западе до заболоченной территории вблизи пруда. Местами можно наблюдать отдельные выходы гранитов (Палкинские каменные палатки на мысе Гамаюн). Основу древостоя Оброшинского парка составляет сосна, иногда с примесью березы, ели и липы. В подлеске встречается ива, рябина, малина и шиповник (рис. 2).

Рис. 2. Шиповник в Оброшинском лесопарке (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 2. Шиповник в Оброшинском лесопарке (фото Семеновой Н.А.)

Территория парка обладает богатой археологической историей: найдены стоянки и поселения древних людей, предметы их быта. Интересен заброшенный Оброшинский рудник (рис. 3), где когда-то русские мужики добывали мрамор (известняк). Несмотря на полную выработку данного месторождения, здесь все еще можно найти образцы минералов.

Рис. 3. Оброшинский рудник (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 3. Оброшинский рудник (фото Семеновой Н.А.)

Первым объектом показа экскурсии является пос. Палкино (рис. 4). Поселок Палкино и его окрестности находится в административно-территориальном ведении города Екатеринбурга. Дальше начинается территория, которая подчиняется городу Первоуральску. Таким образом, экскурсанты условно находятся на границе двух административных образований.

Рис. 4. Поселок Палкино (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 4. Поселок Палкино (фото Семеновой Н.А.)

Дополнительно М.В. Малаховым было установлено, что при рытье канавы на городище для жжения угля жителями деревни было найдено много керамики и металлическая рукоятка от кинжала. Коллекции М.В. Малахова с Палкинского городища были выставлены на Московской антропологической выставке в 1879 г. и вошли в ее каталог. Часть вещей храниться в Свердловском областном краеведческом музее (Екатеринбург, ул. Малышева, д. 46).

По сведениям далматовского купца С.С. Сигова, в 1827-1828 гг. около юго-западной стороны Палкинского городища был обнаружен могильник без внешних опознавательных признаков. Одна из могил была разрыта верх-исетским священником. В могиле был найден хорошо сохранившийся скелет и мешок из толстой кожи, а в нем медные наконечники стрел и копий. По сведениям М.В. Малахова, скелет был снова зарыт в землю.

Стоянка у деревни Палкино занимает всю площадь деревни на правом берегу реки Исеть и состоит, по-видимому, из нескольких стоянок, находящихся на близком расстоянии друг от друга. Проведенные в 1874-1878 гг. М.В. Малаховым и О.Е. Клером археологические разведки в деревне Палкино показали, что ранее здесь находилось Палкинское святилище. Был жертвенный комплекс (капище, церковь), где язычники-манси совершали обряды. Они приносили самое ценное, что у них было - культовое литье из меди и бронзы. Позднее, в XIX веке, учеными-археологами было найдено несколько возов такого литья. И это лишь маленькая толика. Было установлено, что еще до открытия святилища долгое время жители деревни собирали здесь медные вещи для продажи их любителям старины или скупщикам меди по пять копеек за фунт (фунт - это мера веса, равная 409,5 грамма), и судьба этих вещей, к сожалению неизвестна. Вещи, найденные случайно и при раскопках, состояли из большого количества керамики с разнообразным орнаментом с примесью талька и песка. Кроме керамики, было найдено много изделий из кремния и сланца: топор, стрела, мотыга, скребок, литейные тигли, штамп для нанесения орнамента на сосуды, а также бронзовая бляха и части бронзовой уздечки (рис. 6).

Рис. 6. Археологические находки с Палкинского святилища;

Рис. 6. Археологические находки с Палкинского святилища

В 1858 г. купец С.С. Сигов под гранитными валунами, недалеко от юго-западного угла городища, нашел две разбитые формы из талькового камня и два человекообразных идола, отлитых в этих формах. При раскопках было найдено два птицевидных изображения, две фигурки медведей с полыми отверстиями на спине, бронзовое зеркало, 31 медная «подкова» и медные пластины для изготовления вещей, каменные изделия и керамика. Часть вещей была завернута в сильно истлевшую кожу, а затем в бересту. Вещи эти поступили в Музей Русского археологического общества.

Палкинский район интересен не только с археологической точки зрения, он давно привлекает внимание и тем, что в 1702 г. на левом берегу Исети против устья реки Решетка был найден железо-бурый железняк-лимонит (рис. 6). Отсюда, с Решетского рудника, через глухие в ту пору леса, руда возилась сначала на Уктусский завод, а позже на Екатеринбургский и Верх-Исетский. Рудник давно заброшен, так как запасы железа в нем исчерпаны. В 1885-1886 гг. на склонах соседних гор Пуп (Попова гора), Еловой, Селянки, Романовки, Медвежки и других были открыты месторождения различных минералов (гранатов, эпидотов, пушкенита - разновидности эпидота и др.) Копи эти давно оставлены, стенки их во многих местах обвалились. Но в них (особенно в копях горы Еловой) можно собрать ряд красивых минералов, которые украсят любую коллекцию.

Внимание экскурсантов необходимо обратить на проходящую здесь же железную дорогу, которая является частью Транссибирской магистрали (рис. 7).

 Рис. 7. Транссибирская магистраль (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 7. Транссибирская магистраль (фото Семеновой Н.А.)

Транссибирская магистраль (Транссиб) - это самая длинная в мире железная дорога. Эта трансконтинентальная транспортная артерия, связавшая центр и восток России, длиной от Челябинска до Владивостока 7416 км, строилась четверть века - с 1891 по 1916 г., хотя сквозное сообщение с Владивостоком по Великой Сибирской магистрали открылось уже в 1903 году (через территорию Маньчжурии по Китайско-Восточной железной дороге, построенной Россией), т.е. через 12 лет после начала строительства. По темпам и объемам строительных работ, произведенных в трудных природных условиях, это был беспрецедентный проект. К 1900 году общий объем земляных работ превысил 100 млн. м3, уложено свыше 12 миллионов шпал, 1 миллион тонн рельсов, общая длина построенных мостов и туннелей составила более 100 км. Ныне Транссиб полностью электрифицирован. Первоначально время в пути поезда до Владивостока составляло 2 недели, сейчас сократилось до одной. Магистраль проходит через 8 часовых поясов.

Следующий объект показа расположен в 15 минутах ходьбы от предыдущего на месте коллективных садов. Раньше на месте этих садов была деревня Оброшино (рис. 8).

Рис. 8. Деревня Оброшино (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 8. Деревня Оброшино (фото Семеновой Н.А.)

Свое название получила от слова «оброк», что означает выплату государственной казне налога или как раньше говорили дани царю. Существовало два вида дани: оброк и барщина. Барщина предполагала, что крестьяне расплачиваются с государственной казной натуральным хозяйством, т.е. тем, что они выращивали. Оброк же предполагал работу, труд на царских рудниках, шахтах, полях и т.д. Поэтому мужики с самого утра и до позднего вечера работали на расположенном близ поселка мраморном руднике, который сейчас называется Оброшинским.

Оброшинский рудник является Палкинским месторождением флюсовых известняков. Месторождение вновь было открыто в XYIII в. по древним выработкам и длительное время служило рудной базой для Верх-Исетского и Екатеринбургского железоделательного заводов.

Добываемый мрамор нужен был не для строительства зданий, а для выплавки железной руды. Дело в том, что при выплавке образовывалось большое количество шлака, который оседал на дне котла и значительно затруднял процесс фильтрации. Для ускорения процесса производилась так называемая присадка, т.е. в сплав лимонита (железной руды) добавляли известняковый порошок, который поднимал со дна весь шлак, который можно было без труда снять как пенку у молока. Преимущество Оброшинского мрамора в том, что он очень мягкий и не требует дополнительных трудовых затрат по его измельчению.

Мрамор - осадочная горная порода (рис. 9).

Рис. 9. Мрамор (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 9. Мрамор (фото Семеновой Н.А.)

Залегает слоями. На дне морей и океанов в течение длительного времени происходит спрессовывание различных известняковых отложений. Затем под воздействием температуры и давления он уплотняется, образуя горные породы.

Добытую «руду» на телегах подвозили к существовавшей здесь ранее узкоколейной железной дороге. По ней известняк доставляли к берегам Верх-Исетского пруда, грузили на небольшие суда-баржи и вывозили на Верх-Исетский и Екатеринбургский железоделательные заводы. Для удобства по берегам пруда были сооружены небольшие портовые сооружения - пристани, которые сохранились до сих пор. Одна из таких пристаней находится в 15 минутах ходьбы по направлению к Верх-Исетскому пруду. Это Графская пристань (рис. 10).

Рис. 10. Графская пристань (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 10. Графская пристань (фото Семеновой Н.А.)

Так как берега Верх-Исетского пруда низкие и заболоченные, а добываемый известняк (мрамор) транспортировали до завода водным транспортом, то возникла потребность строительства искусственной пристани. Почему она получила название Графской? Именно граф Воронцов, один из владельцев Верх-Исетского завода, отдал приказ русским мужикам увеличить высоту берега. При строительстве пристани были применены рельсы, которые имеют маркировку. Учеными-археологами была найдена уникальная рельса 1878 года. Кроме Графской пристани по берегу пруда находятся другие пристани (Советская и др.), которые можно увидеть, так как дальнейший путь лежит вдоль берега пруда. Далее следует обратить внимание на противоположный берег Верх-Исетского пруда, на котором видны множественные возвышения, самым высоким из которых является Варнатский кряж и гора Хрустальная.

В царское время существовали определенные правила и законы, и всегда находились люди, которые их нарушали. При царском режиме человека, совершившего проступок, отправляли в ссылку в Сибирь, а не садили в тюрьму на определенный срок. При этом осужденным на лбу каленым железом выжигали буквенное клеймо «ВРНК», что означало Вор Разбойник Наказан Кнутом. При быстром произношении данного словосочетания получается слово «варнак». Так как данный отпечаток был пожизненным, то беглых преступников было легко обнаружить. Беглым варнакам было очень трудно прожить в суровых условиях уральской тайги, поэтому путь их всегда проходил рядом с деревнями, поселками, где они совершали разбойные нападения. Чтобы обезопасить себя и свести к минимуму грабежи, жители деревень каждый вечер клали на специально прибитую к дому деревянную полку ломоть хлеба. Тем самым, пробираясь ночью, беглый преступник мог беспрепятственно утолить постоянно мучавший его голод. А так как путь варнаков из Сибири пролегал через этот кряж, то жители его назвали Варнатским, что вполне логично и закономерно. Кряж - это невысокая горная цепь, холмистое плоскогорье. На Урале очень много таких невысоких форм рельефа. К ним относится, например, расположенная рядом гора Хрустальная.

О горе Хрустальной (386 м), состоящей из белого стекловидного кварца, генерал-лейтенант Георг Вильгельм де Генин (Генин Виллим Иванович), присланный Петром I на Урал для обследования места под строительство нового завода и крепости, писал: «Да от Екатеринбурха же в верстах в 20 имеется гора, вся хрустальная, видом по натуре якобы молочна, и с которой каменья полированы, и в них является при солнце красное, лазоревое, белое и желтое сияние…»

На горе Хрустальной до сих пор работает рудник, где ведется добыча кварца. Там его разрабатывают, дробят и отправляют на заводы в качестве флюса. Здесь необходимо обратить внимание экскурсантов на Верх-Исетский пруд (рис. 11).

Рис. 11. Верх-Исетский пруд (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 11. Верх-Исетский пруд (фото Семеновой Н.А.)

Верх-Исетский пруд образовался в заболоченной низине примерно 5 тыс. лет назад. О заболоченности говорит березовая коса на противоположном берегу пруда. Не случайно именно там археологи обнаружили древнюю стоянку человека, поскольку берега озер, а не рек, наиболее благоприятны для строительства поселений. Главным критерием является наличие в большом количестве рыбы - одного из основных источников питания. Раньше акватория пруда простиралась до железной дороги (Транссиба). Ныне это место заболочено (рис. 12)

Рис. 12. Верховья реки Исеть (фото Семеновой Н.А.)

Рис. 12. Верховья реки Исеть (фото Семеновой Н.А.)

Интересна история выбора места для строительства плотины. По найденному в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов, доцентом Е.В. Ястребовым в середине 70-х гг. ХХ века первому «Чертежу Исецкаго Верхняго пруда, такожде озер Исецкаго и Мелкаго и с происходящего ис Исецкаго озера рекою Исетью» видно, что место для нового пруда и плотины искали весьма тщательно. Было предложено три варианта.

Хорошо зная окрестности Екатеринбурга, строитель Верх-Исетского завода В.И де Геннин полагал, что новую запасную плотину надо строить «при Исецком озере… дабы лишнюю воду из Исецкаго озера весною не выпускать, но впускать помаленьку во время, когда понадобится в засуху… то великая прибыль заводам в нужную засушную пору была бы». По заданию В.И де Геннина в мае 1725 года горный мастер К. Гордеев, комиссары С. Неелов и Ф. Неклюдов поехали на Исетское озеро для осмотра «где плотину построить можно». Но, по их мнению, там было строить плотину невозможно, так как требовалось вырубить большое количество леса. Также неудобным было строить плотину и в районе излучины реки, у современной станции Гать. Посланные В.И. де Генниным люди предприняли новые поиски и «усмотрели по той же реке Исети выше Екатеринбургских заводов удобное место к строению плотины, где завод назначен был строить» - всего лишь в двух верстах выше Екатеринбургского завода. Здесь берега реки отличались равнинностью, местами заболочены, и много леса сводить не приходилось. Проектировщики плотины отлично понимали, что для сохранения воды в пруду нужно прежде всего оберегать леса от вырубок и пожаров. Поэтому были строго определены места, «где надлежит уголь жечь».

Работы по строительству плотины были начаты первого июня 1725 года Плотина возводилась земляная, по описанию В.И. де Геннина - «вначале обрубы, потом набивание глиной и землею». Строили ее крестьяне приписных к Екатеринбургу слобод: Арамильского, Камышловского, Каменского, Окуневского дистриктов, а также полки из Тобольска. Весной 1726 года плотина была готова, образовав обширный пруд. Тогда-то и был составлен первый его план (рис. 13).

Рис. 13. «Чертеж Исецкаго верхняго пруда, такожде озеро Исецкаго и Мелкаго и с происходящего из Исецкаго озера рекою Исетью. Чертил при Екатеринбурхе шихтмейхер Михаил Кутузов 1726 года мая 6 го». Чертеж ориентирован на юг

Рис. 13. «Чертеж Исецкаго верхняго пруда, такожде озеро Исецкаго и Мелкаго и с происходящего из Исецкаго озера рекою Исетью. Чертил при Екатеринбурхе шихтмейхер Михаил Кутузов 1726 года мая 6 го». Чертеж ориентирован на юг

Конечно, очертания природных объектов, нарисованных Михаилом Кутузовым, известным горным деятелем первой трети XYIII века (им составлены многие планы Екатеринбургских заводов), на этом первом чертеже Верх-Исетского пруда схематичны и отличаются от современных, однако они позволяют сделать некоторые выводы. Исетское озеро было в ту пору округлым водоемом, затем его конфигурация стала более вытянутой, когда в 1850 году при выходе из него реки Исети была построена плотина. Озеро Мелкое и теперь, спустя 250 лет, представляет расширенный мелководный участок реки Исети с низкими топкими берегами.

Исетский водоем, вероятно, просуществовал несколько десятилетий, затопив наиболее низкие места долины Исети. Во всяком случае, на одной из первых карт того времени - «Ландкарте Екатеринбургского горного ведомства, сочиненной геодезии прапорщиком Петром Павлуцким в 1749 г.», этого водоема уже нет. Наши предки, выбирая место для плотины (а, следовательно, и для будущего водоема), искали не только «удобное место», но и такое, где не было бы затоплено много хорошего леса.

Это место и стало Верх-Исетским прудом. Котловина пруда заложена среди гранитов Верх-Исетского массива, отдельные высокие части которого образуют подступающие к водоему сопки-горы Светлую (с юга-запада) и Оброшинскую (с северо-запада), а также некоторые высокие островки (о. Баран, Каменный, Высокий). Береговая линия пруда - чередование мелководных заливов с более высокими полуостровами - «мысами»; среди последних известны: Гамаюн, Петух, Большой Конный. На полуострове Большой Конный расположена построенная в 1927 году городская электростанция имени В.В. Куйбышева (сейчас не работает), а на двух других обнаружены стоянки древнего человека.

На пруду более десяти островов, многие из которых могут служить местом отдыха. Острова условно подразделяются на высокие (Баран, Каменный, Высокий) и низкие (Плоский, Липовый, Шабур). Остров Баран расположен в 2,5 км от водной станции - высокий каменистый, с кустарниками на северном склоне. Недалеко от Барана расположен остров Высокий с густой березовой рощей, в которой разместились строения водозаборной станции. Почти вплотную к южному берегу примыкает самый большой из островов - Шабур, покрытый рощами берез, осин, густым кустарником. Оба они - и Высокий и Шабур - находятся в санитарной зоне городского водопровода, огороженной специальными поплавками-бакенами. Входить в эту зону на лодках запрещено. В самом центре пруда расположен низкий, сложенный большими каменными плитами остров с заболоченными участками и мелким кустарником. Он так и называется - Плоский. В западной части пруда голым утесом возвышается остров Каменный, совсем близко от берега - низенький с редкой растительностью остров Липовый.

В прошлом основным назначением Верх-Исетского пруда было снабжение Екатеринбурга питьевой водой; теперь же действует Западная фильтровальная станция. Пополняется пруд водой не только за счет Исети, но и по каналам из Волчихинского водохранилища на реке Чусовой и Нязепетровского на реке Уфе.

Сейчас Верх-Исетский пруд является самым большим водоемом в городе Екатеринбурге. Он расположен на западной окраине города, на реке Исети. Верх-Исетский пруд - это искусственно созданное водохранилище.

Длина пруда около 10 км, ширина - от 2 до 2,5 км. Площадь водного зеркала 16 кв. км. У плотины пруд глубокий (4,5 м), а с противоположной стороны - мелкий (от 1,5 до 2,5 м).

Верх-Исетский пруд - излюбленное место отдыха горожан. Зимой здесь царство любителей рыбной ловли (в пруду водятся окунь, чебак, ерш, язь, налим, щука), летом - купание и спортивные соревнования на яхтах. В 1947 году на водной станции (она называлась «Металлург Востока») был открыт первый в городе яхт-клуб, а в 1949 году проведены первые в городе соревнования. Спустя пятьдесят лет, в августе 1997 года Верх-Исетский пруд стал местом международных соревнований - «Ява-Трофи».

Оброшинский лесопарк. Спортивная карта составлена в 1987 г. Свердловским облкомитетом.




Обратная сторона карты с обозначением всех окружающих город лесопарков:
Оброшинский лесопарк
Железнодрожный лесопарк
Шувакишский лесопарк
Пышминские озерки
Калиновский лесопарк
Шарташский лесопарк
Юго-Западный лесопарк
ЦПКиО им.Маяковского
Лесопарк лесоводов России
Уктусский лесопарк
Нижнеисетский лесопарк

Первоисточник: 1723


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.