Великий русский изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин

Россия за свою длительную историю подарила миру множество гениальных людей. Достойное место среди них занимает изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин.

Родился 21 апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда в семье нижегородского мелкого торговца Петра Кулибина и рано начал интересоваться тем, «как все устроено внутри». В своей комнате он устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся к тому времени приспособления для слесарных, токарных и прочих работ.

Кроме того, отец, поощрявший это увлечение сына, старался привезти ему все книги по физике, химии и прочим естественным наукам, которые он только мог найти. И постепенно Ваня понимал, откуда у того или иного предмета обихода «растут уши». Но было еще одно обстоятельство, которое заставляло отца «потакать» увлечению сына: мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности (чаще всего часы), но и когда дело доходило до мельничных жерновов или каких-то заводских машин, он тоже не подводил. А славу с сыном разделял Кулибин-старший: «Что за сынок у вас Петр, мастер на все руки…» Вскоре слава о молодом чудо-механике разнеслась по всему Нижнему Новгороду. А если учесть, что нижегородские купцы разъезжались по всей России, а иногда заглядывали в Европу и даже Азию, очень скоро о талантливом самородке прослышали и в других городах и весях. Единственное, что не хватало Ване – так это толковых учебников, но мы помним, что первый российский университет открылся в Санкт-Петербурге только за 11 лет до рождения Кулибина.

"Выучка у дьячка" - его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Особенно много внимания И. П. Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. На талант Кулибина обратил внимание знакомый его отца, также купец-старообрядец Костромин. Он дал Кулибину деньги на изготовление необыкновенных часов, чтобы преподнести их императрице Екатерине Второй. Попутно с изготовлением часов для императрицы Кулибин сделал электрическую машину и микроскоп. Наконец 1 апреля 1769 года Кулибин и Костромин предстали перед Екатериной Второй с чудо-часами. Часы имели форму яйца, в котором каждый час открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: "Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". Часовой механизм состоял из более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей, при этом часы были размером всего лишь с утиное или гусиное яйцо.

Было решено показать механизм императрице.  Екатерина II  высоко оценила работу и пригласила Кулибина в столицу руководить механическими мастерскими Академии Наук. На этой должности Иван Петрович проработает 32 лет, изобретая и дополняя известные ему механизмы. 

   Первое изобретение, которое сделало имя Кулибину в столице, был прожектор. С помощью небольшого источника огня и отражателя, инженер-самоучка создал “огненный шар”. Этот шар так встревожил жителей Васильевского острова Санкт-Петербурга, что большинство из них, начали спешно молиться. Как вы могли убедиться, это было первое представление прожектора жителем северной пальмиры.

Еще одним знаковым изобретением мастера стала самоходная баржа, которая могла плыть против течения. Она оснащалась гребными колесами, которые приводились в движение течением реки. На гребной вал баржи наматывался канат, который и помогал судну двигаться против течения.

Петербург, на тот момент столица России, был портовым городом. Кулибин, для облегчения общения между капитанами кораблей придумал семафорный телеграф. До него моряки, для передачи сигналов, прибегали к разноцветным флажкам, которые ночью не были видны.

В 1766 году Иван Петрович Кулибин сконструировал модель (1/10) одноарочного деревянного моста. В то время мосты строились с опорами минимум через 50 метров. В оригинале кулибинский мост должен быть длинной 298 метров. Специально созданная комиссия высоко оценили технологию мостостроения разработанную Кулибиным, а математик Эйлер с помощью этой модели, доказал несколько своих теоретических формул.

Кулибин не был бы гениальным изобретателем, если бы не обратил свое внимание на “самобеглые коляски”. Он сконструировал прообраз современного автомобиля, в который входили такие части как: карданный механизм, коробка передач, эластичная муфта, тормоз, руль и подшипники качения. С помощью педалей водитель раскручивал маховик, который передавал усилия колесам. “Самобеглая коляска” Кулибина могла развивать довольно приличную скорость и брать на борт несколько десятков килограмм груза.

Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе самые громкие его изобретения.

Хотите примеры? Пожалуйста! Оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца. Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов. То же самое относится к изобретенному им методу веревочного многоугольника, без которых не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов. И даже больше – в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным. Но и строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства его творчества. Широкую известность получили замечательные проекты И. П. Кулибина в области мостостроения, далеко опередившие всё, что было известно мировой практике его дней.

Часы "Павлин" были созданы в 18-м веке английским мастером Джеймсом Коксом и приобретены князем Потёмкиным в разобранном виде. Единственным человеком, кому в России удалось собрать эти часы, оказался Иван Кулибин. Часы "Павлин" по сей день работают и являются одним из самых интересных экспонатов Эрмитажа.

***

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

"Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

- Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

- Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

- Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил:

- Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!"

Так бессмертный Суворов почтил в лице Ивана Петровича Кулибина великую творческую мощь русского народа. ***

Кулибин прожил 83 года, причем продолжал работать до самого конца.

Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование.

Первоисточник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtml


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
19 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Превращаем отходы в чистоту: Революция в утилизации мусора

... комплексов, где объемы отходов особенно велики. Гибкость применения . Большие контейнеры подходят ...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС «STEPS TO THE STARS» (СТУПЕНИ К ЗВЁЗДАМ) 04.02.2024 Г

... &t=5s Оркестр народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 и АЦСК ... 2024 года оркестр народных инструментов «Русские узоры» и его солисты Любезнова ... -7bk Дмитрий Шостакович «ВАЛЬС-2» (Русский вальс) https://www.youtube.com ...

Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский

... юнкерском училище. Свободное время великий географ посвящал азартным развлечениям - ... Петербурга. В 1891 году Русским географическим обществом была учреждена серебряная ... и премия имени Пржевальского. Имя великого русского учёного, внесшего огромный вклад ...

Дореволюционная Россия на цветных фотографиях. Русский изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Биография

Русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель ... , педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского ... просто талантливый ученый-изобретатель или выдающийся фотограф ...

История некоторых великих русских изобретений

... Александра Попова? Или почему изобретателем лампы накаливания считают Томаса ... Петербурге проходили первые авиационные соревнования русских летчиков. Праздник уже заканчивался ... начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что ...