4 июля 1989 года состоялся полёт "всадника без головы" - советского истребителя МиГ-23 по странам Европы

Утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23М. 

Полёт «всадника без головы»

Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15-ти километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара.
А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря. 

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23 – 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов). 

Это был второй его полёт в тот день и всё шло нормально до определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.
Полёт «всадника без головы»
Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Над морем советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт упал в море все успокоились и занялись написанием рапортов. 
А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу. 

Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой, потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу с ФРГ. 
Полёт «всадника без головы»
Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолет. Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился – как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?) и к тому же полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадет в море. 

Но он упал точнесенько на голову бедного Вим де Лара – к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый! 
А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», — облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали. 

И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую ПВО. 

А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения «железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).
Полёт «всадника без головы»


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

История уникального полета советского истребителя МиГ-23М 4 июля 1989 года: "Русский Руст: Беспилотник по-советски"

... стран НАТО «пропустили» уже не легкомоторный самолет, а полноценный советский истребитель ... истребитель с советскими опознавательными знаками, без пилота ... до 2 т. Истребитель был принят ... из его поля зрения. Развитие ... июля 1989 года) МиГ: еще один МИГ? 4 июля в ...

Немец совершил первый в мире полёт на мультикоптере

... -западе Германии совершил беспрецедентный пилотируемый полёт на экстравагантном вертолёте – электрическом ... тестов, энтузиасты решились на пилотируемый полёт, который длился полторы минуты. video ... маркетингу и пиару. Вообще-то полёт может длиться от десяти до ...

13 -14 августа 2011 года состоится 2-й международный фестиваль "Калина Сладкая" в Подмосковье

13 -14 августа состоится 2-й международный фестиваль «КАЛИНА ... -00 утра, официальное открытие фестиваля состоится 13 августа в 14-00 ... направо на г. Боровск. На Т-образном перекрестке повернуть направо. Доехать ...

50 лет назад, 3 апреля 1966 года, впервые в мире космический аппарат - советский спутник "Луна-10" облетел Луну. ФОТО

31 марта 1966 года в 13:46:59 мск ... вокруг Луны. 29 мая 1966 года АМС «Луна-10» упала на ... Луны и окололунного пространства. Он состоял из перелётной ступени, осуществлявшей ...

15 мая 1942 года летчик Григорий Бахчиванджи совершил первый полет на истребителе БИ-1 с ЖРД. ВИДЕО

... (ЖРД). В 1940 году была признана необходимость создания истребителя-перехватчика с ЖРД ... М. Исаев. Строили самолет почти без детальных чертежей, вычерчивая в натуральную ... ЖРД без вооружения («Хейнкель-176» и DFS-194 — прототип ракетного истребителя «Мессершмитт ...

Патриотическое воспитание молодежи в России: Раньше и сейчас. ФОТО

... за жизнь страны. Без патриотизма нет ... зарубежных стран. В июле 1930 года пионеры ... года было возможно исключительно для лиц мужского пола ... года состоялся внеочередной съезд РОСТО – организации-правопреемника советского ... поисковое движение и т.д.); научно- ...