Духовно-нравственное воспитание в классах и группах казачьей направленности

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, 

а сами мы станем предателями 
и изменниками великого русского дела,
если не сделаем должных выводов
из горького опыта, доставшегося нам
безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, 
и Господь Всемогущий подаст нам силы 
на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
(Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн)

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметного курса, методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Что такое духовность и нравственность? Обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Духовность – это религиозность: познание Бога и следование Его заповедям; Духовность – продукт и основание общечеловеческих культурных ценностей, проявление «человеческого в человеке». Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование личности и культуры. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определённого мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и неисторическое религиозное начало.

К духовно-нравственному воспитанию отнесена толерантность, толерантные отношения. Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и духовный путь испытаний, увенчанный особым даром – сострадальческой любовью, умением лечить заблудшие души. 

Новая школа России – это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями.

МОБУ СОШ № 28 имени Героя России С.Н. Богданченко работает под девизом «Добро, справедливость, любовь», где особое место отведено духовно-нравственному воспитанию учащихся, основанному на приобщении к культурным ценностям, национальному наследию. В нашей школе с первого класса введены курсы «Кубановедения», « Основы православной культуры», где учащиеся знакомятся с культурой народов, историей прошлого Кубани, традициями, бытом наших дедов и прадедов, праздниками православной культуры.

На родительских собраниях, совместных мероприятиях с родителями мы, учителя, часто слышим от взрослых, что дети стали более внимательно и уважительно относиться к вере, культуре, мировоззренческим особенностям своих товарищей, проявляют больший интерес к духовным вопросам и нравственной тематике.

С 18 сентября 2011 года с благословления настоятеля Свято-Троицкого храма отца Михаила в станице Вознесенской при храме открыта воскресная школа для казачат. Ребята 3, 4, 5, 7-х классов с огромным удовольствием посещают школу при храме. Матушка Светлана занимается духовным песнопением. Она говорит, что пение очищает детскую душу от их неосознанных дел. С.П. Колкова (заведующая детской библиотекой), учитель года – 2008 по основам православной культуры, рассказывает детям о православных праздниках, готовит ребят к выступлениям в храме, школах, домах престарелых, Доме культуры и т.д. А прихожанка храма А.М. Шепилова с детьми изготавливает поделки на праздники. Матушка Светлана, учитель С.П. Колкова на примерах жизни и деятельности святых прививают такие качества, как милосердие, миролюбие, честность, терпение, незлобивость. Ребята больше узнают о православных праздниках, традициях наших предков – казаков; разучивают православные песни, стихотворения и выступают с ними. Станичники благодарят ребят за выступления, за то, что не забывают они православные традиции. 

14 октября дети традиционно участвуют в православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Казачата не только заняты в праздничном молебне в храме, но и выступают перед прихожанами с церковными песнопениями, рассказывают об истории праздника, о престоле Пресвятой Богородицы, который находится в храме.

Большое событие в станице, когда в храм доставляются мощи святых. Казачата участвуют в крестном ходе, прикасаются к мощам святых, желают здоровья друг другу, своим родителям. По словам ребят, они испытывают радость, легкость души, им хочется совершать больше добрых дел, помогать пожилым людям.

Ежегодно совместно со Свято-Троицким храмом для казачат в школе проводится Рождественская ёлка. Накануне Рождества ребята готовят песнопения, православные стихотворения о рождении Иисуса Христа, вместе с матушкой ходят по домам станичников с колядками.

Совместно с Домом культуры казачата активно участвуют в «Пасхальных концертах». В мероприятии принимает участие протоирей Свято-Троицкого храма Михаил (Гуров). Дети показывают театрализованные представления из жизни Иисуса Христа в Светлое Воскресение Христово. На празднование Пасхи казачата выступают перед станичниками с театрализованным представлением на тему: «Почему христиане на Пасху красят куриные яйца». Значимость этих концертов высоко оценивают общественность станицы, родители. Дети любят свою культуру, несут её в народ, не забывают традиции предков, духовно обогащаются.

На каникулах казачата совершают экскурсии в Краснодар, Армавир, Лабинск, Свято-Афонскую-Закубанскую пустынь (мужской монастырь п. Победы). Сильные впечатления остаются у ребят от познания нового при посещении музеев, храмов. Знакомятся с достопримечательностями и памятниками, а также со знаменитыми старинными улицами городов. После поездок детей просто не узнать, в хорошем смысле, они чувствуют ответственность друг перед другом, крепнут доброта, дружба.

В жизни сталкиваешься с разными ситуациями и убеждаешься, что обыкновенные люди наделены высокими нравственными качествами, такими, как сострадание, доброта, милосердие. Одним из примеров явилась поездка наших детей в Свято-Афонскую пустынь республики Адыгея. Монахи монастыря показали пример сочувствия, доброты, отзывчивости. Ребята с учителями не могли вернуться домой, так как сломался школьный автобус. Неожиданно на помощь пришли монахи. Они накормили и обогрели детей, помогли достать новые запчасти для автобуса и благословили всех на обратный путь.

Всю дорогу дети говорили о доброте, отзывчивости, сострадании монахов. По приезде ребята воодушевлённо рассказывали своим родителям, родственникам о простых людях, которые в любую минуту готовы прийти на помощь. Оказывается, чтобы завоевать сердца детей, не надо ворошить горы, а просто оказать помощь в трудную минуту.

Организация постоянного взаимодействия церкви, школы и родительского сообщества позволит успешно преодолеть все трудности и вернуть в нашу школу традиционное духовно-нравственное образование народов России, тем самым восстановить воспитательные функции школы, повысить уровень общественной морали в стране, обеспечить не только «самосохранение», но и возрождение нашего народа, устойчивое развитие Российского государства.

Работая в таком направлении, можно с уверенностью сказать, что мы воспитываем из казачат и молодёжи – надёжных патриотов и защитников России, наделённых духовно-нравственными качествами.

Казаки – это народ, имеющий свою культуру, историю, традиции и память, славное прошлое и славное будущее. В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили, служат и будут служить родной земле – Святой Православной Руси, казаки всегда жили и будут жить в дружбе и взаимоуважении с другими народами, населяющими Отечество.

Принадлежность к казачеству, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!».

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Жирнова Елена Петровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 28 имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко  

ст. Вознесенская Лабинского района) Краснодарского края

Источник фото


Комментарии

Аватар пользователя levinprorok

1)      «Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и духовный путь испытаний, увенчанный особым даром – сострадальческой любовью, умением лечить заблудшие души.» Если подходить более профессионально, этот термин обозначает взаимопроникновение обычаев разных народов, культурную взаимо-диффузию, но не как терпимость. 2)      «Она говорит, что пение очищает детскую душу от их неосознанных дел.» Зигмунд Фрейд щас-бы нервно курил в стороне, не могу понять что это за механизм. Хотя согласен, что пение создаёт эмоциональный фон. 3)      «Всю дорогу дети говорили о доброте, отзывчивости, сострадании монахов. По приезде ребята воодушевлённо рассказывали своим родителям, родственникам о простых людях, которые в любую минуту готовы прийти на помощь. Оказывается, чтобы завоевать сердца детей, не надо ворошить горы, а просто оказать помощь в трудную минуту.» Вот ключевой момент - «дети говорили своему окружению» и это хорошо. И чем значимее человек, тем солиднее у него социальное окружение, а «солидное окружение» это уже формирование социума. То что во дворе говорят ребята, мало влияет на социальную политику, принятие решений в администрациях. Вот если детям дать в руки инструмент, психологические знания, то и польза от их воодушевлённых рассказов будет более сильная, громкая, и их услышат все. И когда эта мысль только до отцов Атаманов дойдёт, не всё ведь только физ-подготовка и знание своей истории, надо уметь владеть и применять знания, дабы успешно изменять этот несовершенный мир.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
8 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

В Екатеринбурге прошло Торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса рисунка "Россия: Рубежи Будущего"

... гражданско-патриотического воспитания «Русское Будущее», Ассоциация кадетских образовательных организаций, классов и ... ХКО «Хутор «Изумрудный», АНО "Уральское казачье войско", ХКО "Хутор "Уральский", ... и дублироваться в наших группах в социальных сетях в ...

Неодимовые магниты. Применение

... сегодняшний день существует несколько интересных направлений, где они активно используются: в ... сотни килограммов. в развлечениях. Популярное направление, в котором успешно используются неодимовые ...

И праздник не в радость: «Сапсан» прибыл в столицу с опозданием

... в Москву. «Сапсан», следовавший по направлению «Санкт-Петербург – Москва», прибыл в ... чуть ли не супер-пупер класс доставки людей до места назначения ...

Пресс-релиз. Торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса рисунка "Россия: Рубежи Будущего"

... 2. Фотоальбом всех рисунков в группе ОМО "Русское Будущее" во Вконтакте ...

Йога туры в Непал

... шанс уделить внимание нашей ментальной-духовной стороне и физической форме. Трудно ... идти по пути духовного просвещения, когда наше тело нас ...

Серверные шкафы высокой степени защиты

... прочно выдержат любой взлом. Высокий класс сопротивления дает возможность конструкции защитить ... серверных шкафов разного назначения и класса сопротивления. Сайт оснащен удобной навигацией ...