Духовно-нравственное воспитание в классах и группах казачьей направленности

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, 

а сами мы станем предателями 
и изменниками великого русского дела,
если не сделаем должных выводов
из горького опыта, доставшегося нам
безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, 
и Господь Всемогущий подаст нам силы 
на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
(Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн)

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметного курса, методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Что такое духовность и нравственность? Обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Духовность – это религиозность: познание Бога и следование Его заповедям; Духовность – продукт и основание общечеловеческих культурных ценностей, проявление «человеческого в человеке». Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование личности и культуры. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определённого мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и неисторическое религиозное начало.

К духовно-нравственному воспитанию отнесена толерантность, толерантные отношения. Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и духовный путь испытаний, увенчанный особым даром – сострадальческой любовью, умением лечить заблудшие души. 

Новая школа России – это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями.

МОБУ СОШ № 28 имени Героя России С.Н. Богданченко работает под девизом «Добро, справедливость, любовь», где особое место отведено духовно-нравственному воспитанию учащихся, основанному на приобщении к культурным ценностям, национальному наследию. В нашей школе с первого класса введены курсы «Кубановедения», « Основы православной культуры», где учащиеся знакомятся с культурой народов, историей прошлого Кубани, традициями, бытом наших дедов и прадедов, праздниками православной культуры.

На родительских собраниях, совместных мероприятиях с родителями мы, учителя, часто слышим от взрослых, что дети стали более внимательно и уважительно относиться к вере, культуре, мировоззренческим особенностям своих товарищей, проявляют больший интерес к духовным вопросам и нравственной тематике.

С 18 сентября 2011 года с благословления настоятеля Свято-Троицкого храма отца Михаила в станице Вознесенской при храме открыта воскресная школа для казачат. Ребята 3, 4, 5, 7-х классов с огромным удовольствием посещают школу при храме. Матушка Светлана занимается духовным песнопением. Она говорит, что пение очищает детскую душу от их неосознанных дел. С.П. Колкова (заведующая детской библиотекой), учитель года – 2008 по основам православной культуры, рассказывает детям о православных праздниках, готовит ребят к выступлениям в храме, школах, домах престарелых, Доме культуры и т.д. А прихожанка храма А.М. Шепилова с детьми изготавливает поделки на праздники. Матушка Светлана, учитель С.П. Колкова на примерах жизни и деятельности святых прививают такие качества, как милосердие, миролюбие, честность, терпение, незлобивость. Ребята больше узнают о православных праздниках, традициях наших предков – казаков; разучивают православные песни, стихотворения и выступают с ними. Станичники благодарят ребят за выступления, за то, что не забывают они православные традиции. 

14 октября дети традиционно участвуют в православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Казачата не только заняты в праздничном молебне в храме, но и выступают перед прихожанами с церковными песнопениями, рассказывают об истории праздника, о престоле Пресвятой Богородицы, который находится в храме.

Большое событие в станице, когда в храм доставляются мощи святых. Казачата участвуют в крестном ходе, прикасаются к мощам святых, желают здоровья друг другу, своим родителям. По словам ребят, они испытывают радость, легкость души, им хочется совершать больше добрых дел, помогать пожилым людям.

Ежегодно совместно со Свято-Троицким храмом для казачат в школе проводится Рождественская ёлка. Накануне Рождества ребята готовят песнопения, православные стихотворения о рождении Иисуса Христа, вместе с матушкой ходят по домам станичников с колядками.

Совместно с Домом культуры казачата активно участвуют в «Пасхальных концертах». В мероприятии принимает участие протоирей Свято-Троицкого храма Михаил (Гуров). Дети показывают театрализованные представления из жизни Иисуса Христа в Светлое Воскресение Христово. На празднование Пасхи казачата выступают перед станичниками с театрализованным представлением на тему: «Почему христиане на Пасху красят куриные яйца». Значимость этих концертов высоко оценивают общественность станицы, родители. Дети любят свою культуру, несут её в народ, не забывают традиции предков, духовно обогащаются.

На каникулах казачата совершают экскурсии в Краснодар, Армавир, Лабинск, Свято-Афонскую-Закубанскую пустынь (мужской монастырь п. Победы). Сильные впечатления остаются у ребят от познания нового при посещении музеев, храмов. Знакомятся с достопримечательностями и памятниками, а также со знаменитыми старинными улицами городов. После поездок детей просто не узнать, в хорошем смысле, они чувствуют ответственность друг перед другом, крепнут доброта, дружба.

В жизни сталкиваешься с разными ситуациями и убеждаешься, что обыкновенные люди наделены высокими нравственными качествами, такими, как сострадание, доброта, милосердие. Одним из примеров явилась поездка наших детей в Свято-Афонскую пустынь республики Адыгея. Монахи монастыря показали пример сочувствия, доброты, отзывчивости. Ребята с учителями не могли вернуться домой, так как сломался школьный автобус. Неожиданно на помощь пришли монахи. Они накормили и обогрели детей, помогли достать новые запчасти для автобуса и благословили всех на обратный путь.

Всю дорогу дети говорили о доброте, отзывчивости, сострадании монахов. По приезде ребята воодушевлённо рассказывали своим родителям, родственникам о простых людях, которые в любую минуту готовы прийти на помощь. Оказывается, чтобы завоевать сердца детей, не надо ворошить горы, а просто оказать помощь в трудную минуту.

Организация постоянного взаимодействия церкви, школы и родительского сообщества позволит успешно преодолеть все трудности и вернуть в нашу школу традиционное духовно-нравственное образование народов России, тем самым восстановить воспитательные функции школы, повысить уровень общественной морали в стране, обеспечить не только «самосохранение», но и возрождение нашего народа, устойчивое развитие Российского государства.

Работая в таком направлении, можно с уверенностью сказать, что мы воспитываем из казачат и молодёжи – надёжных патриотов и защитников России, наделённых духовно-нравственными качествами.

Казаки – это народ, имеющий свою культуру, историю, традиции и память, славное прошлое и славное будущее. В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили, служат и будут служить родной земле – Святой Православной Руси, казаки всегда жили и будут жить в дружбе и взаимоуважении с другими народами, населяющими Отечество.

Принадлежность к казачеству, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!».

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Жирнова Елена Петровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 28 имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко  

ст. Вознесенская Лабинского района) Краснодарского края

Источник фото


Комментарии

Аватар пользователя levinprorok

1)      «Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и духовный путь испытаний, увенчанный особым даром – сострадальческой любовью, умением лечить заблудшие души.» Если подходить более профессионально, этот термин обозначает взаимопроникновение обычаев разных народов, культурную взаимо-диффузию, но не как терпимость. 2)      «Она говорит, что пение очищает детскую душу от их неосознанных дел.» Зигмунд Фрейд щас-бы нервно курил в стороне, не могу понять что это за механизм. Хотя согласен, что пение создаёт эмоциональный фон. 3)      «Всю дорогу дети говорили о доброте, отзывчивости, сострадании монахов. По приезде ребята воодушевлённо рассказывали своим родителям, родственникам о простых людях, которые в любую минуту готовы прийти на помощь. Оказывается, чтобы завоевать сердца детей, не надо ворошить горы, а просто оказать помощь в трудную минуту.» Вот ключевой момент - «дети говорили своему окружению» и это хорошо. И чем значимее человек, тем солиднее у него социальное окружение, а «солидное окружение» это уже формирование социума. То что во дворе говорят ребята, мало влияет на социальную политику, принятие решений в администрациях. Вот если детям дать в руки инструмент, психологические знания, то и польза от их воодушевлённых рассказов будет более сильная, громкая, и их услышат все. И когда эта мысль только до отцов Атаманов дойдёт, не всё ведь только физ-подготовка и знание своей истории, надо уметь владеть и применять знания, дабы успешно изменять этот несовершенный мир.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
12 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Центральный сервисный центр: Ваш надежный партнер по ремонту и обслуживанию техники Haier

... ремонт водонагревателей хайер , уделяя этому направлению особое внимание. Особенностью работы "Центрального ...

МК-Эталон разработал раздел "Пожарная безопасность" в проекте торгово-административного здания по ул. Дорожная в Екатеринбурге

... к постоянному и взаимовыгодному сотрудничеству, Группа Компаний МК-Эталон, Партнерство Евразия ...

Ваш надежный помощник в мире бытовой техники: комплексный ремонт и установка в Люберцах

... разнообразной техники. Одно из ключевых направлений работы компании это ремонт стиральных ...

Световая индикация ИКЗ-В54Л: всё, что вы хотели знать!

... аварии на воздушных линиях среднего класса напряжения. Информация об аварийном событии ... 0,5 А и определяют направление протекания аварийного тока, что позволяет ...

Онлайн Курсы: Путь к новым знаниям через агрегаторы и каталоги курсов

... Одним из лидеров в этом направлении является агрегатор KursHub - платформа ...

Архитектурное светодиодное освещение: красота, функциональность и энергоэффективность подсветки зданий

... удобство установки и возможность регулировки направления светового потока; дизайн светильников часто ...