Формирование экопространства в архитектуре с научной точки зрения

экопространство

Истоки экологического подхода к проектированию можно проследить в истории человечества в архитектурных сооружениях, предметах быта и декоративно-прикладного искусства. Вся предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая людьми, выступает своеобразной материализацией социально-политических, идейных и культурно-эстетических взглядов, экономических и технологических возможностей общества. Образ, декор, конструкция, функция пространства и предметов, его наполняющих, отражают мировоззрение общества и уровень развития технологий.

В доиндустриальный период, начиная с древнейших времен, люди жили в гармонии с природой. Это было обусловлено меньшей властью над природой, пониманием своей беззащитности и зависимости от природных явлений и циклов. Активное воздействие современной цивилизации на окружающую среду обеспечивается техническим прогрессом. Постоянное расширение потребностей цивилизации сопровождается сокращением возможностей удовлетворить их. Экологический кризис вызвал реакцию как в проектной, так и в научной сферах в форме концептуальных, проблемных, «протестных», революционных проектов, и экономических, технологических, социологических, философско-этических научных исследований. Экологический подход к проектированию и технологиям производства возник, с одной стороны, как интуитивная неосознанная потребность потребителей, с дру- гой – как осознанная задача для проектировщиков и ученых.

Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся во второй половине XX века – это попытка гармонизации отношений «человек – природа» и внесения в них ответственности со стороны человека. Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Смысл экологического подхода в дизайне – создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на экологическую среду посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства.

Понятие «экологический дизайн» продолжает формироваться в современной науке. По мнению А.В. Уварова: «Экологический дизайн – вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды. Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире. Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

Экологический дизайн определяют как участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры. С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изделий – объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей.

Экологический дизайн как область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками. Например, В.И. Иовлев [1] выделяет следующую систему основных методологических принципов формирования экопространства:

принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды. На физическом уровне реального пространства – это эргономичность, антропоморфность, соразмерность человеку. На социально-психологическом уровне – это отражение человеком внешнего мира в сознании и других формах активности – экологическом поведении, деятельности, мышлении, воображении, в чувстве идентификации, территориальности, в общественных чувствах (патриотизме, землячестве), в менталитете населения. На энергоинформационном уровне единство может проявляться во взаимодействии, обмене информацией и энергией между человеком и пространством;
принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства. В этнопространстве с традиционными культурами согласованность ритмов отработана веками;
принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе – эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства – очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;
принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству. Региональные культурно-исторические традиции, местный колорит, образ края оказывают существенное влияние на образ жизни и психологию жителей, что ярко проявляется в их художественно-образном пространственном отображении мира, в формировании знаково-информационной системы, пространственной культуры.
Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специ­фику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;
принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;
принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;
принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;
идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.
Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения. Из многообразных качеств пространственного окружения можно выделить ряд основных, дающих основу для оценки пространственного потенциала среды с точки зрения экологии человека [1]:

плотность пространства может характеризоваться его наполненностью людьми и выражается количеством человек на единицу площади. Экстремальные величины плотности свидетельствуют о возможной опасности (давка, паника, антисанитария);
пространственный ресурс – соотношение свободной (чистой) и занятой территории. Чистое пространство, оставленное для человека и элементов природы – экотоп, пространство свободного взаимодействия и развития. Это пространство в урбанизированной среде сокращается, порой стремительно. Его «съедает» технопространство (места для транспортных средств, дороги, развязки, коммуникации, технологические объекты), а также пространство, не предназначенное для человека и занятое архитектурной массой, оборудованием и мебелью;
комфортность – качество пространства, обеспечивающее благополучие человека на физическом, психологическом и социальном уровнях. Это благополучие связано, прежде всего, с социально-психологическими условиями: комфорт психологический ценится людьми выше физического. Экологическим условием комфортности является сохранение границ персонального пространства. В урбанизированной среде оно уменьшается, в естественной среде – имеет оптимальные размеры и включает чистое природное пространство;
экологичность, связь с природой, характеризующаяся возможностью контакта человека и естественного пространства. Эта связь может быть непосредственной физической, визуальной, психологической. Её качество обеспечивается наличием естественных, искусственных или, в исключительных случаях, виртуальных природных форм.
Современное искусственное пространство характеризуется многомерностью, многозначностью, приближением к пограничным состояниям (бесконечности и хаотичности), альтернативностью, многополярностью [4]. Его экологические проблемы связаны с движением к предельным состояниям: переуплотнению, повышенной интенсификации, стратификации и дифференциации, сокращению доли чистого экопространства, увеличению доли опасных, загрязнённых и техногенных пространств. Экологизация пространственного мышления включает не только простую смену устаревших пространственных представлений на новые, но и радикальное движение мировоззренческих оснований и ценностных ориентаций сознания в направлении их глобализации. Экологизация – это и необходимость коренной модернизации всех сфер бытия, что является наиболее «мягким» вариантом изменения окружения.

Таким образом, экологический дизайн – это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среде, сохранению природной среды. Это область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека. Его целью является создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды. Экологический дизайн подразумевает целостный подход к проектированию любых объектов, которые связаны с деятельностью человека, от миниатюрных предметов, используемых в быту, до дизайна зданий, городов и ландшафтов [5].

Задачами экологического дизайна являются:

совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;
поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;
пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;
формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;
целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.
В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. В экологическом художественном проектировании повышенное внимание уделяется экологическим аспектам производства и функционирования объекта: его материало- и энергоёмкости, безопасности для окружающей среды, возможности утилизации по окончании срока службы. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

Основные качества продукта экологического дизайна: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, экономичность, гармоничный, природоморфный образ .

Характерной чертой современного дизайна стали проекты, в той или иной мере включающие в свою структуру экологические решения. Материалы, заимствованные из природного окружения, формы, позволяющие создать наиболее комфортную визуальную среду и технические решения, дающие возможность использования приемов, «предложенных» природой. Экологическая целесообразность проектных разработок должна обеспечиваться продуманностью экономической эффективности производства и использования продукта дизайна, обеспечением долговременного функционирования объекта, безопасностью его для окружающей среды, возможностью утилизации по окончании срока службы. В целях обеспечения рентабельности, прибыльности промышленных и торговых предприятий в дизайнерском проектировании серийной продукции машинного производства учитываются требования унификации, стандартизации, экономичности (минимизации затрат материалов, энергии, труда, эффективности использования технологического оборудования), возможности рациональной специализации и кооперации производства, использования модульных систем как основы композиции комплексных дизайнерских разработок.

Образ современной жизни подвержен влиянию экологизации, то есть стремлению к учёту оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры, складывается концепция слияния воедино архитектуры, изделий промышленного дизайн и прикладного искусства, визуальных коммуникаций с природным окружением на основе принципа сохранения невозобновляемых природных ресурсов и бережного отношения к достижениям человеческой культуры.

Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ //

Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6 (часть 2) – стр. 373-377 


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Власти Петербурга спасают исторические здания конструкциями для легальных граффити

... комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга обсуждают установку конструкций ... площадками, коворкингами, магазинами и точками общепита, а также высказали намерение ... Конюшенного может привести памятник архитектуры к окончательному разрушению. Время ...

Светодиодное освещение домашнего интерьера

... же свет используется с перерывами, то срок службы увеличивается до 15 ...

В Башкортостане призывник похудел и сделал коррекцию зрения ради военной службы

... лишнего веса и проблем со зрением, поэтому молодой человек решил поправить ... службы он также сделал коррекцию зрения. Целеустремленность позволила Азамату пройти медкомиссию ... уровнем физических нагрузок в воинском формировании. В среднем суточное довольствие на ...

Pouvoir 4 стал самым северным смартфоном в России

... создать идеальный смартфон для блогеров, то Pouvoir 4 создавался как смартфон ...

Компрессоры Paramina

... желаете получить устройства высокой производительности, то следует купить компрессоры Paramina в ...

Покупка формы Юнармии через интернет-магазин

... юнармейцев, сухие пайки или сувениры, то обратите внимание на интернет-магазин ... , ну а если понадобится помощь, то менеджеры всегда проконсультируют вас.