Илья Крамник. Экспорт руccкого вооружения: стратегии влияния
Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами продолжает развиваться, вопреки распространенным прогнозам последних лет о грядущем спаде. В настоящее время наша страна занимает устойчивое второе место по объему поставок вооружения на мировой рынок. Так, в 2013 г. объем экспортных поставок по линии «Рособоронэкспорта» составил 13,2 млрд долл. Лидером 2013 г. стали США с поставками в объеме 23,6 млрд долл., на третьем месте оказалась Франция (6,9 млрд долл.). Примерно таким же было соотношение объемов поставок и итоговых мест и в 2012 г.
Стандарты военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, выработанные в позднесоветский период и в постсоветское время, позволяют выделить несколько основных направлений стратегии сотрудничества в зависимости от партнеров.
Совместные разработки
Первая, наиболее трудоемкая, но вместе с тем наиболее значимая в политическом плане и стабильная линия сотрудничества направлена на передачу лицензий и в некоторых случаях совместную разработку военной техники. На сегодня такая стратегия осуществляется в полном объеме лишь в отношении Индии, воплощаясь в крупных контрактах, например, на лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (контракты на 140 машин в 2000 г. и два дополнительных на 40 и 42 машины в 2007 и 2012 гг. соответственно), не считая приобретенных в готовом виде. В общей сложности на начало 2013 г. Индия располагала примерно 170 истребителями Су-30МКИ, которые поступили из России либо были полностью или частично собраны внутри страны из поставленных машинокомплектов [1]. Общая стоимость поставленных индийцам Су-30, включая запчасти и принадлежности, сервисное обслуживание, обучение пилотов и т.д., оценивается специалистами в 12–15 млрд долл. (1, 2)Второе направление сотрудничества связано с танком Т-90. С 2001 по 2007 гг. Россия и Индия в общей сложности заключили контракты на поставку почти 2000 танков Т-90 на сумму около 6 млрд долл. Из этого числа более 1700 танков должны быть собраны в Индии из российских машинокомплектов, остальные поставлены из России готовыми. В настоящее время Вооруженные силы Индии располагают примерно 800 танками Т-90, из которых более половины местной сборки. Объемы выпуска постепенно растут – производственные мощности казенного завода «Heavy Vehicles Factory» (HVF) позволяют производить до 140 танков в год.
Нужно учесть, что лицензионное производство из поставленных машинокомплектов практиковалось еще в советское время – например, в Индию поставлялись танки Т-72, истребители-бомбардировщики МиГ-27 и некоторые другие виды вооружения.
В рамках совместной разработки различных систем вооружения наиболее заметными контрактами стали соглашения по крылатым ракетам PJ-10 «Brahmos» (1998 г.) и истребителю пятого поколения FGFA (2007 г.). В обоих случаях в основе перспективных разработок лежат российские прототипы – ракета П-800 «Оникс» и истребитель Т-50. Причем если «Оникс» к 1997 г. уже находился в опытной эксплуатации, то Т-50 на момент заключения соглашения о разработке FGFA существовал лишь в виде макетов и отдельных элементов. Первый полет новой машины состоялся в январе 2010 г.
В настоящее время стороны ведут совместную работу над проектом многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА. Активно развивается сотрудничество в военно-морской сфере. Достаточно упомянуть состоявшуюся в ноябре 2013 г. передачу ВМС Индии после длительной модернизации авианосца «Викрамадитья», аренду АПЛ проекта 971И «Чакра», которая была достроена по измененному под индийские требования проекту, принципиальную договоренность о достройке еще одной субмарины этого проекта, достигнутую в конце октября 2013 г., серийное строительство фрегатов проекта 11356 и др.
Во всех упомянутых случаях Индия и Россия преследуют свои цели. Индия становится для России финансовым донором, чьи вложения заметно ускоряют работу, поддерживают предприятия на плаву, а также гарантируют рынок сбыта помимо внутреннего. В свою очередь, Россия служит для Индии источником высокой технологии в отраслях, где индийская промышленность отстает от лидеров на десятилетия.
В числе стран, в отношении которых Россия применяет или стремится применить данную стратегию военно-технического сотрудничества, стоит упомянуть Китай, Бразилию и Южную Корею. Причем во всех трех случаях сотрудничество имеет свои особенности. Китай, активно производивший вооружение по советским лицензиям (а затем и «пиратским» способом) в 1950–1980-х годах, после восстановления нормальных отношений с Москвой вернулся к покупке российских технологий для совершенствования своего ВПК. Однако от лицензионных копий китайцы очень быстро перешли к самостоятельному производству техники, воспроизводившейся на основе полученных образцов. При этом в ряде случаев копирование облегчалось технологической помощью российских и украинских КБ, находившихся на голодном пайке в 1990–2000-х годах. Такова история появления истребителей J-11, J-15, транспортного самолета Y-20, зенитно-ракетной системы HQ-9 и ряда других образцов. Вместе с тем достижения КНР в области копирования чужой техники пока не находят продолжения в ее развитии. Поэтому можно прогнозировать возобновление интереса Китая к новым российским разработкам по мере смены поколения систем вооружения, производимых российским ОПК. Первым сигналом такого рода стал интерес, проявленный Китаем к истребителю Су-35С, наиболее совершенной на сегодня версии платформы Т-10 (Су-27).
Южная Корея, в свою очередь, делает в основном ставку на совместные разработки новой техники с участием российских КБ. Так были созданы зенитно-ракетный комплекс KM-SAM и ракета-носитель «Naro-1» (KSLV). В обоих случаях на момент начала работ в первой половине 2000-х годов рабочих прототипов этих систем не имелось. Российские участники кооперации – «Алмаз-Антей» в случае с KM-SAM и НПО им. М.В. Хруничева в случае с «Naro-1» – использовали данные контракты для отработки своих перспективных систем – ЗРК «Витязь» и ракеты-носителя «Ангара» соответственно.
Что касается Бразилии, то Россия стремится заинтересовать ее возможностями совместных разработок в области боевой авиации и систем ПВО. Если это удастся сделать, можно будет говорить о формировании определенного круга развитых стран, использующих российские разработки в проектировании и производстве собственной военной техники. Подобное развитие событий значительно повысит устойчивость российского ОПК в самой ответственной и наиболее высокотехнологичной сфере.
Масштабные поставки
Вторая стратегия военно-технического сотрудничества касается довольно широкого круга стран, которые обладают относительно крупными финансовыми ресурсами и позволяют себе закупать дорогостоящую военную технику. Речь идет об Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Алжире, Ираке, Венесуэле, Азербайджане и ряде других государств. Сотрудничество с ними характеризуется довольно большими объемами контрактов: 7,5 млрд долл. – с Алжиром, более 5 млрд долл. – с Вьетнамом, более 4 млрд долл. – с Азербайджаном. Они закупают современные образцы военной техники или их упрощенные варианты (истребители Су-30МКИ(А), МКМ или МК2, танки Т-90С, вертолеты Ми-28, Ми-35М и др.), обеспечивая в совокупности не меньший объем экспортного портфеля заказов, чем мегаконтракты с Индией или ранее, в 1990–2000-х годах, с Китаем.
Перспективы военно-технического сотрудничества на этом направлении зачастую подвергаются сомнению в силу политических рисков. Так, «арабская весна» заставила многих экспертов говорить о предстоящем прекращении сотрудничества со странами Ближнего Востока, а смерть Уго Чавеса поставила под сомнение сотрудничество с Венесуэлой. Однако эти опасения оказались преувеличенными.
Наиболее показательным опровержением мнения о бесперспективности российского военного экспорта на Ближнем Востоке стал новый контракт на поставку вертолетов, систем ПВО и других видов вооружения для Ирака на сумму 4,2 млрд долл., заключенный осенью 2012 г. Поставки по этому контракту были начаты осенью 2013 г. Тогда же возобновилось и военно-техническое сотрудничество с Ливией. В эту страну были поставлены заказанные еще правительством М. Каддафи самоходные противотанковые комплексы «Хризантема» (по некоторой информации, боевые машины пехоты БМП-3). Очевидно, что правительство Сирии также будет закупать в России современную военную технику, а охлаждение российско-американских отношений открывает путь к возобновлению поставок вооружения в Иран. При этом необходимо заметить, что после смены власти в Иране и на фоне разногласий с Саудовской Аравией Соединенные Штаты могут отреагировать на возможное возобновление сотрудничества России с Исламской республикой гораздо менее резко, чем 5–7 лет назад.
ПТРК «Хризантема»
Много помалу
Наконец, третья стратегия военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами касается стран третьего мира. Речь идет в основном о бедных или среднеразвитых государствах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Контракты с этими странами носят, как правило, разовый характер и заключаются на относительно небольшие суммы – от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов долларов.
Впрочем, крупные доходы встречаются и здесь: например, в октябре 2013 г. был заключен контракт с Анголой на поставку вооружений на общую сумму 1 млрд долл. В пакет поставки были включены запчасти к вооружению советского производства, легкое стрелковое оружие, боеприпасы, танки, артиллерийские установки и многоцелевые вертолеты Ми-17. Кроме того, стороны договорились о строительстве на территории Анголы завода по производству патронов. В соглашение была включена и поставка 18 отремонтированных и вооруженных истребителей Су-30К, ранее входивших в состав ВВС Индии. Су-30К были поставлены Индии по контракту от 1996 г. Это соглашение подразумевало передачу индийским ВВС истребителей Су-30МКИ, однако в 1997–1999 гг. заказчику по взаимной договоренности были поставлены самолеты в упрощенной версии К с обязательством последующей их замены на более совершенные МКИ. Позднее Россия передала Индии 18 Су-30МКИ, одновременно оформив формальный возврат Су-30К, но до июля 2011 г. все они находились на индийской территории.
Данный контракт довольно точно отражает состав основной массы соглашений, заключаемых со странами третьего мира, в том числе и с наименее развитыми партнерами России по ОДКБ типа Кыргызстана и Таджикистана. Речь идет о поставках запчастей, легкого стрелкового оружия, боеприпасов, бронетехники (как правило, отремонтированной б/у из имеющейся в наличии у Вооруженных сил России), бывшей в употреблении авиатехники. Исключение составляют вертолеты и автомобили, которые закупаются преимущественно новыми.
Относительно сотрудничества с Анголой следует отметить, что дальнейший экономический рост и увеличение военных расходов могут перевести эту страну в группу «второй стратегии», в случае если она решит развивать отношения с Россией в этой сфере. Пока же число стран «третьей стратегии» наиболее велико: по оценкам экспертов, они составляют 2/3 из более 70 стран, входящих в географию сотрудничества «Рособоронэкспорта». Однако ежегодный доход от этой группы относительно невелик и, по оценкам, не превышает 10–15% от общего объема поставок. В этой группе нередки и политически мотивированные сделки. Это касается, в первую очередь, уже упомянутых партнеров России по ОДКБ, для которых военная помощь Москвы – залог политической стабильности и сохранения существующих режимов.
Действующие стратегии военно-технического сотрудничества демонстрируют разнообразие инструментов, используемых Россией в данной сфере с целью извлечения доходов и укрепления своего политического влияния. При этом политическая мотивация может быть различной: от поддержки союзников на ключевых направлениях (поставки для стран ОДКБ), закрепления на тех или иных новых/хорошо забытых старых рынках до наращивания влияния в регионе (Венесуэла, Ангола) либо сохранения и укрепления отношений со стратегически важными партнерами (как в случае с Индией).
В зависимости от возможностей и значимости партнеров Россия готова к различным формам сотрудничества, включая развитие сборочных/сервисных производств в стране заказчика. При этом учитывается риск утечки технологий. Возможности оперативного копирования современной боевой техники сегодня есть лишь у наиболее развитых промышленных держав. Помимо России к ним относятся США, некоторые члены НАТО, которые российское оружие не закупают, и Китай. В целом, достаточной гарантией от утечки технологий служит стратегия «отстающего экспорта», когда на экспорт идут изделия преимущественно предыдущего поколения по сравнению с теми, что производятся для своих войск. Данная стратегия, которую с успехом использовали в СССР, фактически возрождается в нынешних условиях, когда российский оборонно-промышленный комплекс осваивает новое поколение техники и вооружения для армии, военно-воздушных сил и флота.
Записи на схожие темы
Флешка с логотипом на заказ
... логотипом становятся неотъемлемой частью маркетинговых стратегий. Это помогает повысить узнаваемость марки ... и формы до нанесения логотипа или слогана. Такие флешки подходят для ...
Брендированные пауэр банки
... . Они легко помещаются в карман или сумку, позволяя пользователю оставаться на ...
Зоомагазин «Четыре лапы»: ваш надежный партнер в заботе о питомцах
... скидки на корма известных брендов или акции на аксессуары, у «Четыре ... тех, кто ценит своё время или живет в удаленных районах. Ветеринарные ... вы в мире домашних животных или опытный владелец, «Четыре лапы» всегда ...
Негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий для проекта спортивного корпуса в С.-Петербурге - ООО УК МК-Эталон
... ) 213-38-28 (или 18), 206-81-65 (или 80), 328-07 ...
Обслуживание пресс-форм для пластмасс: как продлить срок службы
... могут со временем получать микротрещины или другие механические повреждения. Раннее ... температуры пресс-формы. Перегрев или неправильное распределение тепла может негативно ... Плановая замена этих элементов или их модернизация позволит сохранить общую ...
Свадьба в Петербурге: почему пары выбирают нашу гостиницу для проживания
... с современным интерьером стандартной категории или повышенного комфорта. Больше, чем просто ... ваших гостей, аренда конференц-зала или банкет в ресторане МОСТЪ для ...
Отправить комментарий