Иранский водный канал: проект строительный или политический?


Буквально на днях из Тегерана пришла весьма интересная информация, которая касается работы иранских инженеров над амбициозным проектом. Проект этот связан с возможным началом строительства уже в текущем году водной артерии (канала), которая соединит Каспийское море с Персидским заливом. О реализации столь масштабного проекта объявил иранский министр энергетики Маджид Намджо.

По его словам, проект уже есть. Остается только начать воплощать его в реальность. А если это воплощение будет реализовано, то на основе канала окажутся связанными Балтика и Персидский залив. Если рассматривать перспективы проекта еще более масштабно, то появиться возможность транспортировать грузы из Индийского океана к арктическим берегам и обратно.


Общая протяженность канала должна составить около 600 километров. Он будет начинаться в районе дельты реки Кызыл-Узен, впадающей в Каспийское море. Далее канал будет частично проложен через русло той же реки, ближе к югу – по руслу Керхе с выходом к устью судоходной реки Карун в районе города Хорремшехр. Сообщается, что для реализации проекта Ирану понадобится около 7 миллиардов долларов, что по нынешним временам можно назвать весьма приемлемой суммой для столь перспективного проекта.
А перспективы у такого канала есть, и они поистине впечатляющие. Для начала стоит сказать, что сейчас одной из важнейших транспортных артерий региона является турецкий пролив Босфор. Только за один прошедший год через Босфор прошло 95 тысяч судов различного назначения. И среди этих судов львиная доля – танкеры с нефтью. Ежегодно турецкая казна получает миллиарды долларов от использования кораблями других государств возможности прохождения через водные артерии Турции. Можно себе представить, какую конкуренцию иранский канал может составить системе Босфор-Дарданеллы, а соответственно, какой финансовый урон нанести Анкаре!

Очевидно, что турецкие власти не испытывают большого восторга от того, что Тегеран планирует начать строительство канала, который соединит Каспий с Персидским заливом. Еще бы! Ну, скажите, кому же захочется терять постоянный источник дохода только из-за рвения своего соседа…

По словам того же Маджида Намджо, канал может быть построен уже к концу 2016 года. Такое вполне возможно, если Иран задействует на строительных работах более 100 тысяч специалистов в самых различных сферах: строительство, гидрология, судоходство и др. Становится ясно, что проект строительства иранского канала способен вывести иранскую экономику на более высокий уровень. Одно только число рабочих мест, которые появятся в стране применительно к возведению водной магистрали, способно решить проблему с безработицей сразу в нескольких провинциях Исламской Республики. Да и доходы от эксплуатации канала могут стать сопоставимыми с тем, что сегодня получает Турция только от того, что у нее в распоряжении находится Босфор.

Кстати, свое желание поучаствовать в инвестировании проекта уже сегодня высказывают такие государства как Китай, Индия, Пакистан и Япония, Швеция и Норвегия. В связи с этим, и России стоило бы присмотреться к иранскому проекту, тем более, что иранцы при его проектировали использовали советские наработки, связанные со строительством Волго-Донского и Волго-Балтийского водных путей. России было бы крайне выгодно получить возможность выводить свои товары на азиатские рынки через иранский канал, снизив, скажем так, роль таких турецких проливов как Босфор и Дарданеллы.

Но именно финансовый вопрос, который сегодня для Ирана в связи с реализацией указанного проект, кажется более чем благостным, может сыграть с Тегераном злую шутку. Далеко не все страны региона (взять ту же Турцию) готовы к тому, чтобы Иран позволил себе экономические победы. Поэтому слова иранского министра Намджо о том, что окончание строительства канала Ираном будет выполнено в 2016 году, нужно признать, писано вилами по воде. Почему? Да потому что «прогрессивные демократизаторы» пока еще не отказались от идеи принести на территорию Ирана «светлое демократическое будущее» с помощью авианалетов и ударов с военных кораблей. Многие уверены в том, что иранскую ядерную проблему Запад при активном участии Израиля, начнет решать сразу же после того, как сменится власть в Сирии. И более активных действий в этом плане от Запада стоит ожидать уже после выборов президента США. В частности, господин Ромни, который на днях назвал своего кандидата в вице-президенты (им стал 42-летний Пол Райан), неоднократно позволял себе высказывания о том, что готов немедленно отдать приказ о нанесении удара по Ирану, как только вступит в Овальный кабинет Белого Дома в американской столице.

Выходит, что если иранцы начнут строить водную артерию от Каспия до Персидского залива уже в этом году, то достраивать ее могут уже совсем другие люди. Да и будут ли достраивать? Для Ирана такой сценарий, очевидно, выглядит апокалиптическим, но, как мы понимаем, исключать его нельзя. Если вдруг западные силы нанесут удар по Исламской Республике, то Турцию, очевидно, заставят в операции принять самое активное участие. И если турецкая сторона в этом вопросе проявит изрядное рвение, то Запад пойдет на встречу Эрдогану и вряд ли продолжит реализацию проекта иранского канала своими силами. Если же рвение Анкары в плане поддержки «мировой демократизации» применительно к Ирану покажется Западу не достаточным, то Запад вполне может создать водную магистраль, способную конкурировать с теми же Босфором и Дарданеллами.

В общем, нужно отметить то, что сегодня иранский проект по строительству канала – затея насколько амбициозная, настолько и авантюрная. То ли Ахмадинежад так уверен в своих силах, что готов бросать миллиарды долларов на строительные проекты (пусть даже и весьма перспективные), то ли это попытка оказать своеобразное давление на турецкие власти с целью заполучить стратегически важного союзника: мол, не поддержите операцию против нас – не будем вырывать кусок хлеба с маслом из ваших рук. Но в том-то и загвоздка для Ирана, что Турция может остаться в прибыли и, приняв участие в операции сил НАТО против Тегерана. Очевидно, что иранские власти это прекрасно понимают, но если так, то какую же выгоду они пытаются искать?

Дело в том, что Тегеран своим проектом может сделать выгодное предложение России, которая явно заинтересована в снижении зависимости от турецких проливов. Возможно, Иран хочет заручиться более основательной поддержкой именно Москвы. А вот будет ли готова Москва принять такое предложение в сложившейся ситуации – большой вопрос. Пока официальные власти России не комментируют даже иранский иск на 4 млрд. долларов, поданный в Третейский суд Женевы, а потому скорых комментариев по поводу поддержки или неподдержки строительства канала в Иране тоже ждать не приходится…

Володин Алексей

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Лаки и краски: Искусство цвета и защиты

... современных покрытий удивляет: от строительных красок для фасадных работ до ... долговечное и качественное покрытие. Строительные краски для фасадных работ представляют ... . Разработка лакокрасочных материалов на водной основе и с минимальным содержанием ...

Радио онлайн: Магия в эфире

... радиостанциями, будь то местные новости или музыка из другой части света ... . Программы типа TuneIn, Radio Garden, или просто встроенные функции на сайтах ...

Путешествуйте умно: Руководство по онлайн-поиску туров по России и за ее пределами

... приоритетом цена, комфорт, направление или длительность тура. Использование фильтров: ... необходимости посещения офисов туроператоров или турагентств, все можно организовать ... , например, гастрономические, экологические или исторические путешествия. Взгляд на ...

Превращаем отходы в чистоту: Революция в утилизации мусора

... отходов, от бытового мусора до строительного и крупногабаритного. Это делает их ...

Оборудование для мониторинга и диагностики ЛЭП презентовали экспертам Россетей

... перенапряжений на ВЛ. Успешно реализуя проекты по импортозамещению, специалисты АНТРАКС представили ...

Нива лучший автомобиль в СССР

... 1985 году. Это был уникальный проект, который ориентировался как на потребности ...