История императорского дореволюционного флота России: Подводная лодка «Лосось»

Бойко Владимир Николаевич

Бойко Владимир Николаевич
капитан I ранга запаса,
ветеран-подводник ВМФ,
редактор
военно-исторического раздела
НВО «Фарватер-submariners».

Подводная лодка «Лосось»

Из книги
«Тринадцать подводных лодок,
затопленных на рейде Севастополя»

10 мая 1904 года заложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге. 5 июня 1904 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В сентябре 1904 года спущена на воду. 1 ноября 1905 года совместно с подводной лодкой «Белуга» и «Пескарь» своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия оказались тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 сантиметров. Подводная лодка успешно выдержала этот переход.

19 марта 1906 года отнесена к классу подводных лодок. 25 мая 1906 года вошла в строй. 29 мая 1906 года вошла в состав Учебного Отряда подводного плавания (формирование отряда началось с февраля месяца) с базированием на Либаву. 15 сентября 1906 года подводную лодку посетил Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев. 16 сентября 1906 года маневрировала перед императором Николаем II, наблюдавшим с борта парохода «Транзунд». Не обошлось без небольшого происшествия – подводная лодка по вине командира навалилась на миноносец «Поражающий» и порвала бакштаг перископа. В целом же показательное плавание оказалось успешным.

Осенью 1907 года по железной дороге была переброшена на Черное море, где была зачислена в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 24 августа 1909 года во время учебного плавания в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Подводная лодка погрузилась на глубину 24 метра с большим дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов.

В 1912 - 1913 годах находилась в капитальном ремонте. В период Первой мировой войны подводная лодка находилась в составе действующего флота, использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву. Подводная лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в Севастополь.

16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского Флота. С февраля 1918 года находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачена германскими войсками. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

Во время тренировочных спусков водолазы ЭПРОН обнаружили на глубине 57 метров три подводные лодки – «Лосось», «Судак» и «Налим». Подводные лодки были подняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности не представляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов и испытаний новых типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на снабжение ЭПРОН в 1931 году. В годы Великой Отечественной войны подводная лодка находилась на грунте в Севастопольской бухте.

В 1975 году поднята и сдана Севастопольской базе «Главвторчермета» для разделки на металл.

Тактико-Технические Данные подводной лодки «Лосось»

Длина – 19.8 метров, ширина - 3.6 метров, осадка - 2.9 метров.

Водоизмещение: надводное/подводное: 105/124 тонн.
Мощность двигателей: надводного/подводного хода 1х160/1х70.
Скорость: надводного/подводного хода 8.5/6.0 узлов.
Дальность плавания: надводным/подводным ходом 500/30 миль.
Глубина погружения: 30 метров.
Вооружение: одно 37 мм артиллерийское орудие.
(установлено в начале войны), одна торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
7 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Путешествуйте умно: Руководство по онлайн-поиску туров по России и за ее пределами

... удобной услугой, но и необходимостью. Россия, обладая огромным туристическим потенциалом, предлагает ... предложения от всех крупных туроператоров России Пользователю достаточно указать предпочтительные даты ...

Нива лучший автомобиль в СССР

... признания бренда. Значительным шагом в истории развития «Нивы» стали испытания и ... чистых автомобилей. Важной вехой в истории модели стал 1995 год, когда ... , без сомнения, является залогом продолжительной истории успеха «Нивы», каждая страница которой ...

Между Икаром и Прометеем: Почему век роботехники вызывает тревогу?

... прогресс, так и новые вызовы. История человечества показывает, что прогресс неизбежен ...

Атомная подводная лодка проекта 955 Борей

... ядерной «триады» вооруженных сил России. Подводная лодка проекта 955 Борей обладают отличными ... военной программе России, планируется построить для нужд российского флота 10 ... составляющей ядерной триады России. Благодаря тому, что подводную лодку очень трудно ...

Подводная лодка Александровского и первая в мире русская торпеда: История создания. ФОТО

Очень типичная история ещё одного русского Левши, не ... предвещало его интерес к подводному оружию — он закончил Императорскую академию художеств в ... английского флота, готовившегося напасть на Россию, впервые меня навел на идею о подводной лодке ...

В России будет построена уникальная исследовательская атомная подводная лодка

... церемония закладки исследовательской атомной подводной лодки проекта 09852 для решения ... Максуров, сообщает сайт «Модернизация России» со ссылкой на пресс- ... научно-исследовательской аппаратуры, мониторинг подводных транспортных магистралей. Субмарина станет ...