Известный футуролог Максим Калашников о перспективных советских методах многоэтажного строительства жилья

СССР НЕ МОГ РЕШИТЬ ЖИЛИЩНУЮ ПРОБЛЕМУ?
Чушь собачья. Просто советская бюрократия давила смелые новации в строительстве.

Помню, как я едва не плакал, когда читал материалы XXVI съезда КПСС в 1981 году. Боже мой, жилищные условия улучшали (получали новые квартиры) каких-то 10 млн. человек в год (в 1976-1980 гг.)! Как мало (как мне тогда казалось).
Вокруг меня существовал мир панельного строительства. Но, оказывается, бюрократия позднего СССР просто не хотела научно-технического прогресса в этой области, радикально снижающего и сроки, и себестоимость строительства жилья. В 2012 г. я видел китайскую технологию: строительство многоэтажного дома за две недели. Дом собирали из готовых комнат-«кубиков». Но, оказывается, русские создали такое первыми – и задолго до китайцев. Причем в куда лучшем варианте!

***
«Техника-молодежи», май, 1961 г.
НОВЫЙ «КИРПИЧ» НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Л. БРОННИКОВ, инженер-архитектор

ЕЩЕ ГОД или два назад специалист-строитель мог сказать вам так:
— Дома из крупных панелей — предел индустриализации жилищного строительства. Здания при этом методе собирают по часовому графику, прямо с машин. По сравнению с домами из кирпича затраты труда тут снижены в полтора раза. 35—40% всех работ падает на завод, изготовляющий панели. Большого добиться трудно. Но жизнь не стоит на месте. И вот найдено новое.
Оказывается, дом можно сложить, как из кубиков, целиком из готовых комнат или квартир, созданных на заводе. Строители назвали этот метод монтажом из объемно-пространственных элементов. Возможно, читатель подумает: «Теперь панели будут собирать в одну или несколько комнат не на строительном участке, а на заводе, где делают железобетонные панели, стены, перекрытия, окна, двери. Потом готовую квартиру отвезут на площадку для монтажа...»
Что ж, верно. Это один из способов. Его называют сборным, так как в этом случае комнату или квартиру собирают из отдельных деталей. Но есть и другой, еще более совершенный способ — монолитный. Ему-то, думается, и принадлежит будущее.

Не так давно в дальневосточном городе Находке (1960 г. – М.К.) возник первый многоэтажный дом, который за десять дней смонтировали пять человек. Никогда в мире еще не сооружали дома в подобные сроки, со столь незначительной затратой рабочей силы. И неудивительно, что в городе Находке уже успели побывать градостроители Владивостока и Сахалина, Камчатки и Хабаровского края. Сюда прибыли строители Ташкента, Ашхабада, Москвы, Ленинграда и других городов.
Их привлекла удачно найденная конструкция зданий из объёмно-пространственных элементов, а также эффективная формующая машина для изготовления комнат. Инженеры и архитекторы проектного института N 5 Министерства строительства РСФСР и Союзморпроекта Министерства морского флота СССР разработали для Дальнего Востока несколько типов жилых зданий из объемных элементов. Дома эти имеют неодинаковое число этажей, разное количество секций, отличаются архитектурным обликом. Здания могут быть с одно-, двух-, трехкомнатными квартирами, с балконами или без них, секционного, коридорного или гостиничного типа. Но все они, такие не похожие друг на друга, состоят и монтируются из одних и тех же объемных элементов. Только назначение этих элементов разное.
В одном случае из них образуется жилая комната размером около 16 кв. м с балконом и без балкона, в другом — комната площадью 13 кв. м с гардеробной в 3 кв. м,в третьем — кухня в 6—8 кв. м с ванной, передней, кладовой, тамбуром, стенным шкафом, в четвертом — фрагмент лестницы и т. д. Из набора таких готовых комнат и складывают дома — двух-, трех-, четырехсекциоиные — самых неожиданных вариантов и сочетаний. Вот здание с окнами и балконами в одну линию. Но если сдвинуть элементы-комнаты по поперечной оси, то балконы вдруг превращаются в лоджии, и облик дома полностью меняется.
Дома коридорного, гостиничного типа и односекционные здания, собранные из одних и тех же стандартных элементов, позволяют вносить большое разнообразие в застройку квартала и создают все условия для расселения семей самого различного состава в отдельных квартирах. При вдумчивом сочетании жилых домов со зданиями культурно-бытового назначения такая застройка даст возможность успешно создавать большие архитектурные ансамбли, использовав современные художественные приемы.
Вот такой метод сооружения жилых зданий задумали проектировщики и строители. Они начали разрабатывать технологию изготовления монолитных объемных элементов на Дальнем Востоке и в городе Находке сконструировали и построили первую формующую машину. Машина получилась очень простой, ее можно сделать в любой механической мастерской. И обошлась она очень дешево.

На неподвижной станине — внутренней части машины — смонтированы четыре подъемника и прямоугольный поднимающийся вверх короб с вибраторами. А снаружи устроена раскрывающаяся опалубка. Перед началом работы на поддон наружной опалубки и к боковым стенкам устанавливают арматурные сетки. В углах стен сетки заходят одна за другую. Они пересекаются также с арматурой пола. Ребра укрепляют металлическими каркасами. Стержни, уложенные в ребра, напрягают электрическим нагревом.В пространство между наружной опалубкой и коробом укладывают бетонную смесь. По мере ее подачи в машину короб ползет вверх, формуя стены, а горячий пар, поступающий в нижний отсек наружной опалубки, прогревает бетон, и тот твердеет, набирает прочность. Когда формование заканчивается, кран извлекает внутреннюю часть машины, и на стены устанавливают плиту потолка.
За 7 час. одна такая машина готовит два монолитные комнаты для будущего дома — два объемных элемента.
Но эту комнату надо еще как следует отделать. Как с ней стали поступать дальше? После сварки потолка и стен элементы переставляли на отдельную площадку. Здесь в их открытые передние торцы заводили подоконные блоки из легкого бетона, соединяли их сваркой, устанавливали оконные блоки, заполняли дверные проемы, укрепляли наличники, настилали полы и укладывали плинтусы. Если объемный элемент предназначался для кухни, санитарно-технического узла, лестничной клетки и т. д., то его соответственно и оборудовали. Потолки и стены в комнатах окрашивали клеевой краской, а полы, двери, окна, радиаторы и трубы — масляной.
Монтировалась также вся электропроводка, устанавливались штепсельные розетки, двухламповые плафоны. Готовая комната запиралась на ключ, который уже можно было вручать ее будущему владельцу. А комната грузилась на десятитонный автомобиль «ЯАЗ» и отправлялась в путь через весь город к строительной площадке. Тут уже был заготовлен фундамент, проложены коммуникации, закончено благоустройство участка. Дом монтировался «с колес» с помощью 15-тонного экскаватора-крана, который обходил здание вокруг и укладывал один «кубик» рядом с другим.
Так рос этаж за этажом. Объемные элементы приваривались вплотную, соединялись стояки внутренних сетей. Четыре монтажника и сварщик при всех неполадках первого эксперимента закончили сборку дома из 78 элементов за десять дней.
Новый метод строительства вызвал большой интерес не случайно. Экспериментальное строительство первого жилого дома из готовых комнат в городе Находке обошлось в два раза дешевле обычного строительства современных благоустроенных жилых домов. Затраты труда рабочих снижены в два-три раза, а потребность в транспорте и подъемных механизмах уменьшена в восемь-десять раз. Экспериментом твердо установлено, что если иметь хорошо оборудованный завод из нескольких машин, подобных находкинской, то в один год можно застроить благоустроенными многоэтажными жилыми зданиями несколько кварталов, в которых дома будут вырастать даже не за десять, а за пять дней. Причем стоимость квадратного метра жилой площади не превысит 80 рублей.
Надо сказать, что паровая машина, изготовленная в Находке в ремонтно-механических мастерских, обошлась лишь в 9,4 тыс. рублей. Стоимость же домостроительного завода на шесть-восемь машин составит не более 250 тыс. рублей.
А крупные заводы необходимы. Весь смысл нового метода состоит в поточной работе завода, выпускающего запасы готовых, полностью оборудованных комнат с той же скоростью, с которой они будут монтироваться в дома.
Министр морского флота СССР В. Г. Бакаев недавно побывал в Находке и дал указание о строительстве такого завода не только для обеспечения жилищного строительства города, но с расчетом на то, чтобы изделия завода — готовые комнаты — отправлялись бы морским транспортом по всему Приморью и Арктике для сборки благоустроенных жилых домов в отдаленных районах страны.
Одновременно в Москве строители-архитекторы вместе с отделом специальной авиации управления Гражданского воздушного флота обсуждали вопрос о возможности в отдельных случаях полностью отказаться от кранового оборудования и автотранспорта. «Монтаж домов можно вести вертолетами», — решили на совещании.
Заинтересовались новшеством и на Сахалине. Совет народного хозяйства Сахалинского экономического административного района по докладу группы специалистов, выезжавших в Находку, принял решение о внедрении в городе Южно-Сахалинске параллельно с крупнопанельным строительством метода сборки домов из объемных элементов и о постройке специального цеха на несколько домостроительных машин. В Сахалингипропроме уже строят цех на восемь машин. К сооружению машин приступило Сахалинское монтажное управление совнархоза.
По укоренившейся традиции рабочие, инженеры и архитекторы, осуществлявшие эксперимент нового метода строительства в городе Находке, участвуют в работе южно- сахалинцев и передают им свой опыт. На основе находкинского опыта приступают к оборудованию больших цехов также во Владивостоке и других городах.
Новый индустриальный метод строительства быстро распространяется по Дальнему Востоку. Но он может быть использован гораздо шире. Ведь наладить производство домов из монолитных объемных элементов нетрудно в любом городе, поселке и даже в крупном колхозе. И вот уже сейчас намечается строительство таких жилых домов в Иркутске, Грозном, Перми, гостиниц и пансионатов в Ялте и других городах страны…

***
Как видите, читатель, на самом деле СССР мог строить вот так, быстро и дешево, без крупнопанельного уродства. А я в 1970-1980-х видел исключительно «панель» и строительство домов, что шло год-два. Кто отвечает за это? Тупая бюрократия, не желавшая ничего менять.
А ведь технологию можно было развивать. Дополнять тем же силикальцитом великого Йоханеса Хинта – еще одного инноватора-строителя, уничтоженного советской послесталинской бюрократией.
http://m-kalashnikov.livejournal.com/2088448.html
СССР, применив смелые научно-технические решения, мог навсегда решить жилищную проблему. Причем еще до 2000 года. Хотя к 1981-му 80% семей страны уже жило в отдельных квартирах.
Но разве гибель СССР что-то изменила? Разве в РФ существует свое Агентство передовых разработок в строительстве? Я видел, как задавили Сергея Сибирякова с его быстровозводимыми трехэтажными коттеджами «С 08», которые в массовом производстве могли стоить покупателю как автомобиль. Да если бы ту технологию 1960 года использовали бы широко сегодня – нужны ли были орды гастарбайтеров на стройках? И насколько бы снизилась цена на жилье? И не осталось бы ветхого да аварийного жилья в наших городах! «Реформаторы» - все та же корыстная и косная мразь, что и прежние начальники времен Брежнева.
Мое мнение: на то и нужна моя инновационная «опричнина», что будет попросту уничтожать тех, кто стоит на пути полезных нации новаций во всех сферах деятельности. Предварительно отбирая, проверяя и развивая прошедшие проверку новации. Это – мое кредо. Пока ты не репрессируешь показательно пару сотен расейских чинуш и пока не пресечешь показательно попытки старых промышленных монополий подавить «закрывающие инновации», страна будет гнить.
Естественно, это – программа моей власти, а не существущей. А опыт советских ученых с инженерами стоит изучать. Там столько интересного еще можно отыскать!


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Лаки и краски: Искусство цвета и защиты

... являются неотъемлемым элементом в дизайне, строительстве и ремонте. Они не только ...

Нива лучший автомобиль в СССР

... активно искать новые направления развития, советская автомобильная промышленность представила миру одну ... узнаваемых моделей - ВАЗ-2121, известную также как «Нива». Этот автомобиль ...

Оборудование для мониторинга и диагностики ЛЭП презентовали экспертам Россетей

... в электросетевом комплексе. Специалист по перспективным разработкам ГК «АНТРАКС» Павел Горожанкин ...

Специалистам Россети-Урал представили современные решения по определению места повреждения ЛЭП

... «МРСК Урала». Главный специалист по перспективным разработкам группы компаний «АНТРАКС» П ...

Превращаем отходы в чистоту: Революция в утилизации мусора

... человечество. Промышленные предприятия, коммерческие объекты, жилые комплексы все эти сферы жизнедеятельности ... важно для крупных предприятий и жилых комплексов, где объемы отходов особенно ...

Бестраншейная замена канализации с помощью резьбовых модулей ПНД

... коммунальных проектов, инновационные методы обновления инфраструктуры приобретают особую ... благоустройства территории. Бестраншейный метод позволяет минимизировать эти этапы ... ландшафта местности. Бестраншейные методы позволяют избежать раскопок и ...