К вопросу о традиционности шермиций или почему шермиции называются национальными казачьими играми

В последнее время у шермиций появились критики утверждающие, что слова «национальные» и «традиционные» надо убрать, поскольку игры таковыми не являются, а содержат в себе элементы традиционных игр. Что ж, рассмотрим наши игры используя критерии традиционности явления, которые определены наукой, и посмотрим соответствуют или нет шермиции указанным критериям.

Известно, что традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных конкретных условиях. Изменяются условия жизни – изменяются и традиции. То есть, характер традиции определяется характером жизнедеятельности людей, а последний вытекает из потребностей и условий их удовлетворения (1). Шермиции, как аутентичные, традиционные игры, в то время представляли собой вид воинского ритуала, где состязания перемешались с символическими действиями и имели разные функции – календарной направленности (привязка к календарным праздникам), инициальной направленности, воинской направленности. Община воинов демонстрировала жизнеспособность и единение перед лицом времени, судьбы, потенциального противника, перед лицом предков. Вторичными функциями выступают обучение работы с оружием и конем. Мужские группы – гулебные команды – обходили дома в станице, вступали в примерные бои с другими обходчиками, выставляли знамена; за станицей собирались на меже вместе с соседними станицами и проводили воинские игры… В дальнейшем шермиции слились с домашними играми, подготовкой малолеток к службе, поскольку жизнь казачьей общины подверглась регламентации, при этом сохранялись состязания календарной направленности (собирались на Масленицу жгли костры прыгали через них верхом, демонстрировали удаль с оружием, боролись и бились на кулачки). После установления советской власти на Дону подобные состязания попали под запрещения, и частичное их воскресение, под другим названием относится к послевоенному времени, когда соревнования в скачке, рубке и джигитовке, как наиболее красочное зрелище переместились ко времени проведения официальных советских праздников.

Возрождение первоначального варианта шермиций, под старым названием связано с процессами глобализации и реабилитации казаков как народа. Первые грозили исчезновением этнической идентичности, поскольку носители традиционного казачьего менталитета уходили из жизни, а традиционная казачья культура подверглась выхолащиванию даже в такой ее части как песенная культура (многие коллективы отказывались от аутентичного исполнения, в пользу музыкально обработанных или авторских песен), а в целом культура из массового действия превращалась в массовое зрелище. Игра политических деятелей 90-х годов в реабилитацию казаков как народа, привела к скрытому напряжению, и попыткам взять государством под контроль это движение, создав «сословное» реестровое войско. Начинается упорная борьба на доказательство казаков не своей служебной пригодности к воинской службе, а своей культурной идентичности. Непризнание ее властью лишь активизировала этот процесс.

На этом фоне и возникают шермиции как совершенно независимый ни от кого институт, транслирующий по историческим образцам этнические культурные ценности.

1.Важным критерием традиционности явления выступает наличие некоего положительного жизненного опыта – способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивида. Не будь этого опыта, нечему было бы становится традиционным. Таковым опытом стали результаты по сбору и систематизации работы с холодным оружием и рукопашных поединков бытовавших в среде донских и кубанских казаков на начало ХХ века. Оказались востребованными носители этого опыта, участники конных атак, кулачных и борцовских состязаний.

2. Полученный опыт оказался востребованным, поскольку угроза нивелирования казачьей культуры остается актуальным и по сей день, а казак, чей внешний вид, чье умение обращаться с оружием и конем, играть песни, танцевать казачка или лезгинку, знать адаты своих станиц – выступал идеальным типом для воспитания подрастающего поколения.

3. Опыт полученный от занятий и участия в шермициях оказался вполне приемлемым на уровне обыденной жизнедеятельности, воинской службы,

мужского характера (умение рубить, бороться, фехтовать и драться), при этом этот опыт накладывался на ментальные картины, внешний вид, костюм предков историю рода, что позволяло аккумулировать и воспроизводить этот опыт на межпоколенном уровне.

4. Масштаб шермиций оказался впечатляющим по географии участников – приезжали казаки с Урала, Терека, Кубани, Дона, Луганской области, Москвы и проч. Это позволило организаторам шермиций назвать такие игры национальными (традиционными), поскольку и по масштабу и по функциональности они соответствовали этому.

5. По всему ходу истории происходит отбор традиций, в результате которого одни обычаи отмирают, другие занимают их место. Устойчивость шермиций еще надо будет доказать, но доказать наполненность, содержание, а не форму самого явления. На шермициях уже работает межпоколенная связь ядра, квинтэссенции казачьей культуры, который демонстрируют и передают из поколения в поколение от стариков к детям – здесь и культурные ценности и технологические приемы, система нравственных оценок, форма ритуальности шермиций.

6. Распространение традиции шермиций (старого под новым названием) видится и в том, что это явление входит в систему образования, в станичные праздники, превращаясь в поистине народное явление, созидающее воедино осколки казачьей культуры.

Конечно, сегодня шермиции – это скорее всего инновационное действие с потенциалом традиционности, но потенциал этот велик и активно развивается.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Базы отдыха «Ливадия» и «Океан» - мечта отдыхающих в Приморье

... и аниматоры приглашают к детским играм.

Явные причины, по которым стоит обратиться в клининговую компанию!

... . Это может быть утро, день или вечер, кому, когда удобно. Уборщики ... уборки в подарок своей жене. Или любящий сын, для своих пожилых ... : уборка квартир после проведения ремонта или же уборка, которую нужно выполнит ...

Делаем ставки в букмекерской конторе «Pin-up Bet»!

... верификации, можно будет приступить к игре. Стоит сразу сказать, что ... сделать достаточно будет воспользоваться карточкой или электронным кошельком. Вся необходимая ... с ней перед началом игры. Так же многие эксперты ... будет искать зеркало или пользоваться VPN.

Что за документ требуется для статистической отчётности в ФТС?

... но они владеют, используют и/или распоряжаются продукцией, которая была ввезена ... распечатать документ. Далее заказным письмом или самим лично требуется отвезти его ... её. Регистрационный номер индивидуальный предприниматель или компания могут получить на таможне ...

История создания и развития пылесосов

... Модели с фильтрующим тканевым, бумажным или нетканым мешком. По мере заполнения ... снижается. Приходится часто очищать его или устанавливать новый. Циклонный пылесос ... полностью бытовые агрегаты. В процессе игры ребенок приобретает важные трудовые навыки.

МАРИЙЭЛЬСКИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С БЕЛОРУССКОЙ КУХНЕЙ

... Марий Эл состоялись Дни национальной белорусской кухни. «Для ... которых были знаменитые драники или картофельные оладья. Ещё одно ... редька, наиболее популярны в национальной белорусской кухне. Они часто ... прием пищи выбирать мясные или рыбные блюда и гарниры ...