Как делают валенки в г. Сухом Логу Свердловской области

Супероружие от холода! Made in Сухой Лог!

Трескучие морозы подкрались незаметно, и вот тут добрая половина екатеринбуржцев вспомнила про старинную и самую тёплую обувь на свете – валенки! Мы отправились в Сухой Лог, чтобы своими глазами посмотреть на то, из чего, а, главное, – как делается эта обувь на все времена.
Ехали долго – часа два. Город поразил своей красотой и провинциальностью (в хорошем смысле этого слова). Немного поблуждав, мы нашли то, что искали – фабрику «Снежинка». Предприятие выпускает 5-6 тысяч пар валенок в год. Вся продукция здесь делается из натуральной отборной шерсти.

Нас встретил владелец предприятия Александр Колмаков. В 2003 году он совместно с другом приобрёл некогда государственное предприятие по изготовлению валенок. По словам Александра, он не родился в семье, где испокон веков валяли валенки. Все знания, необходимые для того, чтобы грамотно управлять производством, получал самостоятельно. Кстати говоря, валенковалянию нигде не учат. Все секреты мастерства передаются из уст в уста.
Немного поговорив с Александром, мы отправились на производство. В первом цехе наше внимание сразу же привлёк огромный агрегат, который на наших глазах превращал шерсть в цельное полотно. Эту машину владельцы фабрики в своё время нашли в пункте приёма металлолома. Она необходима для обработки шерсти. Благодаря ей сырье получается более качественным.
«Видите, какого времени оборудование? Я даже не знаю, какой у него год выпуска. Наверное, 50-60-е годы. Вопросом покупки нового оборудования я занимаюсь уже года три. Машин нет в принципе! Всё, что присутствует на рынке – либо кем-то давным-давно брошенное, либо в полуразобранном состоянии. Станкостроение как умерло в СССР, так до сих пор и не восстановилось. Это вопрос больной. Иностранцы валенки не валяют, поэтому и машин таких у них нет, и никогда не будет. Поэтому работаем с тем, что есть. Я находил одну из машин, которая необходима в цепи, но она стоит столько, что износится раньше, чем окупит себя», - говорит Александр.
Вообще в деле валенковаляния 90% оборудования заточено под подготовку сырья. Это самый трудоёмкий процесс. А дальше вся работа делается руками. После того, как шерсть готова, она попадает во второй цех. Именно здесь начинается самое интересное. Несколько мастериц вручную катают валенки. Сначала делаются вот такие огромные чулки.

Для каждого размера – своё лекало. Процесс этот долгий и трудоёмкий: чтобы скатать одну пару валенок, нужно несколько часов однообразной и тяжёлой работы. К слову, одна работница за смену может сделать максимум четыре пары.

«Это ещё женский размер, а вот если делать мужской валенок – он будет почти на весь стол: здоровющий, толстющий! Сейчас я заращиваю форму, выкладываю толщину. Когда зароста готова, я её выпрямляю, катаю и равняю. Катаешь и катаешь, потом щупаешь, однородно ли распределилась шерсть, потом смотришь: где не доложена шерсть – докладываешь. И так весь день! Ой, это такой долгий процесс. В конце смены, когда полуфабрикаты – чулки нужной плотности, готовы, их отправляют в машины», - рассказывает старожил предприятия Валентина Арсентьевна Федотовских.

После того, как чулок готов, он проходит стадию усадки в специальной машине. Механизм прост: валенки загружаются в агрегат, сверху подаётся вода с красителем, разогретая до температуры кипения. В это время в работу вступают специальные молотки, которые отжимают воду и «усаживают» валенки до нужного размера. После нахождения в таком аппарате огромные чулки уменьшаются в размере в 5-6 раз. Каждое лето машина для покраски и усадки валенок чистится, и тогда начинают делать белые валенки. Зимой фабрика производит только чёрные.
Зачастую валенки «садятся» не ровно: где-то больше, где-то меньше. Чтобы получить идеальную форму, прибегают к помощи растягивающего станка. Мокрые валенки надевают на специальные штыри, которые растягивают сначала след, а потом – голенище.
Затем в след валенка кладут алюминиевую колодку соответствующего размера, в голенище помещают деревянные клинья, и практически готовый валенок отправляют в сушилку.

«Под каждый размер своя колодка и свои клинья. Было небольшое количество колодок, которые перешли по наследству от госпредприятия, какие-то мы заказывали. У нас есть чугунные и алюминиевые колодки. Чугунные мы практически не используем, очень уж они тяжёлые. Средний вес одной шутки – примерно 1,5 кг. С алюминиевыми работать удобнее», – рассказывает Александр.


Узнав, что на фабрике выпускаются валенки двух цветов – чёрного и белого – мы немного удивились. Ведь с каждым годом валенки становятся всё популярнее. Многие дизайнеры делают из этой старорусской обуви настоящие произведения искусства. Почему же предприятия не хотят разнообразить выпускаемую продукцию?

«Насколько это актуально – дизайнерские валенки – пока не берусь сказать. Я видел наши валенки в одном из магазинов Екатеринбурга рядом с итальянской обувью, оформленные дизайнером. Смотрю – стоят валенки наши. Подрезаны так, вышивка сделана. Выглядели они, конечно, гламурно, но и цена была очень гламурной: если я не ошибаюсь, четыре с лишним тысячи рублей стоили. И это при нашей стоимости 1400-1500 рублей. Я думаю, нам такие валенки производить смысла нет. Во-первых, объём работы большой. Во-вторых, это – дополнительные затраты, которые навряд ли окупятся: нужно ведь нанимать дизайнера, закупать дополнительные материалы. Насколько я знаю, в серийных масштабах никто такие вещи пока не делает. А у нас серийное производство, и тут всё довольно прозаично», - поясняет владелец предприятия.




Напоследок он рассказал нам несколько интересных фактов о валенках. Итак:

1.Качество валенок отчасти зависит от их цвета. Вообще овцы сами по себе встречаются разных цветов. Самые «экологически чистые» валенки – белые. Для того, чтобы изготовить белый валенок, требуется ручная сортировка шерсти. «Наверное, можно в особых условиях вырастить овцу с необычным цветом шерсти, но мы пока таких случаев не встречали. Поэтому все валенки кроме белых – крашеные. Ведь то, что выходит из смесовой шерсти – цвета непонятно какого. Вот почему такие валенки и красят в чёрный цвет», - объясняет Александр.

2.Валенки всех цветов, кроме белого – крашеные!

3.Не красят серые валенки. НО! Серые валенки, как правило, произведены по другой технологии. Они делаются из неотсортированной шерсти (с репьями, мусором и т.д.) и вторсырья. Такую шерсть моют различными химическими средствами. Соответственно, в результате этой процедуры шерсть свою способность скатываться – валкоспособность – теряет частично или практически полностью. Для того, чтобы такую шерсть применять в производстве её замасливают специальными химическими веществами. Кроме того, до замасливания шерсть, скорее всего, проходит ещё такие процедуры, как обезрепеивание (очистка от мусора) механическим или химическим способом. После того, как шерсть помыли, замаслили, сделали из неё заготовку, её надо усадить. Но поскольку она уже все свои свойства для усаживания в натуральном виде исчерапала, её усаживают с помощью кислоты. В результате воздействия кислоты на волос, он теряет свой пигмент и становится серым. Вот поэтому и получаются серые валенки.

4.Себестоимость изготовления одного валенка составляет 720-730 рублей.

5.На пару женских валенок 37 размера уходит примерно 1,5-2 кг шерсти.

6.Размер валенок соответствует длине стопы в сантиметрах. Если у валенка 25 размер, то он соответствует 37 размеру и длине стопы в 25 см.

После увлекательной экскурсии по фабрике мы отправились на склад. За валенками. Вооружившись ценными советами, выбрали «экологически чистые» - белые.
Довольные покупкой, проехались по городу, насладились красотами Сухого Лога и взяли курс на Екатеринбург.


В дороге нас ждала неприятность. Снег. Гололедица. Сумерки. И вот в нашу маленькую машинку неожиданно врезается дед на мопеде. Благо, всё закончилось хорошо. Пользуясь случаем, выражаем благодарность работникам ГИБДД города Асбеста за оперативное разрешение ситуации. А вообще, это уже совсем другая история…

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Как продлить срок службы подвески автомобиля: советы по замене шаровых опор и стопорных колец

... , особенно таким критически важным деталям, как шаровые опоры и стопорные кольца ... избегать ям и неровностей, так как это негативно сказывается на состоянии ...

Импортозамещающая продукция для электрических сетей Башкирии

... регионов России, включая Москву, Свердловскую область, Ставропольский край и Республику Бурятию ... гостям выставки новейшие разработки в области мониторинга, диагностики и защиты ... безопасность энергетической инфраструктуры и делает ее уязвимой перед внешними ...

В Белоруссии представили новинки в области мониторинга и диагностики ЛЭП

... «Гродноэнерго», «Брестэнерго» новейшие разработки в области мониторинга и диагностики воздушных линий ... партнеров Московской области, в том числе в области электроэнергетики. Как отмечал ранее ... АНТРАКС стали стандартом для применения как на новых линиях, так ...

Зоомагазин «Четыре лапы»: ваш надежный партнер в заботе о питомцах

... постоянные акции и скидки, которые делают покупку товаров и услуг выгодной ... делают уход за питомцем простым и приятным. Онлайн-консультация ветеринара Понимая, как ...

Имплантация All on 6

... сравнению с традиционными решениями, что делает его менее инвазивным и более ... ограниченной костной массой. Процедура подходит как для верхней, так и для ...

Брендированные пауэр банки

... технологий в производстве пауэр банков делает их более привлекательными для сознательных ...