Константин Гусев: В Калмыкии

Среди степей и барханов

Обидно, что в поисках экзотики и приключений россияне платят бешеные деньги за путешествия на край света. Хотя совсем рядом, всего в трех сотнях километров от Волгограда или Астрахани, находится удивительная Калмыкия. Эта пустынная страна не отпускает путешественника – именно поэтому уже много лет я вновь и вновь отправляюсь покорять безжизненные степи и барханы.

Познать себя

Свои поездки в Калмыкию я обычно совершаю в июле. Это самое жаркое время, когда температура превышает 40 градусов. Единственное спасение от жары - знаменитый калмыцкий чай, который подают с бараньим жиром и солью. А самый вкусный - с жжёной мукой. О нем писал еще А.С. Пушкин в «Кавказском дневнике» и восторгался этим изумительным напитком. Употреблял его не раз и замечу, что лучшего средства перенести адскую жару, я не знаю. Выпил большую чашу и несколько часов можно скитаться по барханам – жажда вообще не ощущается.

Кстати, именно в Калмыкии у поселения Утта в Яшкульском районе в 2010 году зафиксирована максимальная жара на территории РФ – 45, 4 градуса. C этим местом связана страница истории ВОВ: в 1942 году ударная танковая группа вермахта рвалась к Волге. Но была остановлена убийственной жарой – двигатели быстро перегревались, техника выходила из строя, а «истинные арийцы» так же один за другим «выходили из строя» из-за обмороков и солнечных ударов. Выживший немецкий танкист писал потом, что эти края – похлеще любой Африки.

Только в таких условиях можно по-настоящему познать себя. Запутанный лабиринт степных дорог, где нельзя рассчитывать на спутниковую навигацию, бездорожье, редкие поселения, более напоминающие постъядерный мир, отсутствие воды и изнуряющая жара… Именно здесь понимаешь, что на самом деле представляет собой человек, возомнивший себя «царем природы». «Корона» здесь очень быстро слетает с головы – или ты сольешься с этим суровым миром и станешь его частью, или он тебя уничтожит. В калмыцких экспедициях мне приходилось видеть таких «царей», которые этого упорно не понимали. Помнится, изнывающий от жары романтический юноша отказался выкапывать завязший на бархане автомобиль – дескать, не он его «закопал». Слава богу, что в костяке наших экспедиций – опытные и надежные товарищи, которые быстро пояснят, что будет, если вовремя не выбраться из песчаного плена. В этом безлюдье тебе никто не поможет: закончится вода, но еще раньше ты сам потеряешь остатки физических и душевных сил. И тогда «моменто у моря». А потом твое тело найдет проходящий мимо пастух, который долго будет удивляться, от чего погиб этот «глупый белый человек». После таких внушений новоявленный романтик быстро возьмется за лопату. А по возвращении следует естественный отбор: или человек навсегда загорится Калмыкией, или больше здесь не появится.

Рождение поэзии скотоводов

Посему уместно перейти к менталитету калмыков. Начну с того, что Калмыкия – единственное место на территории Европы, где официальная религия - буддизм. Отсюда и их кажущаяся отстраненность от мира и такая же кажущаяся безобидность. На самом деле это глубоко не так. Начну с того, что калмыки – большие трудяги. Понимая, что их безжизненная земля никогда не даст урожая, они веками занимаются исконным промыслом – скотоводством. Стада поджарых коров и многочисленные овечьи отары можно увидеть в самых неожиданных местах. И только диву даешься, как же животные ищут себе пропитание? Одни колючие кустики вокруг. Но скотинка довольна и с удовольствием жует колючку – другого здесь нет. Это и является краеугольным камнем здешней жизни. Прекрасно понимая, что можно бесконечно жаловаться на безработицу и другие социальные коллизии, калмыки трепетно берегут то, что имеют – свои стада.

Скотоводческая культура здесь не менялась веками. Изменился только облик пастуха – зачастую он не на лошади, а на мотоцикле. Иногда можно видеть и совсем удивительные картины – например, пастушья «малютка» «Ока» среди песков. Проезжая мимо на внедорожнике, поневоле удивляешься, как она туда забралась? Мне немало приходилось общаться с пастухами. Их отличительная черта: не суровость и неприхотливость, а поэтичность. Некоторые из них действительно писали стихи. Когда я их слушал, то понимал, что такая поэзия никогда не родится на кухне или в уютном кабинете. Например, калмыцкие трехстишья «орчлцгин гурвнтс». В переводе это приблизительно означает «в мире есть по три». К примеру:

«Три белых»

Когда растешь - белеют зубы,
Стареешь - белеют волосы,
А умрешь - белеют кости.

Только глядя на валяющиеся под ногами выбеленные степными ветрами чьи-то останки, можно понять и сотворить такие строки. А у нас все хокку изучают… Где вы, специалисты–филологи? Интересное и непознанное здесь! Рядом! Под ногами белеет!

А как вам такие образы: «кулак солнца» или «нежная чашка воды»? Не могу удержаться и приведу еще один калмыцкий афоризм – трехстишье «Три пустых», наиболее характеризующее современное общество потребления:

Пуста голова человека из скверного рода,
Пусты руки человека с плохими знаниями,
Пуст дом скупого человека.

Не про жадного ли обывателя последняя строчка? Вроде и стеклопакеты установлены, и мебель полностью сменена, и хрусталь в ней расставлен, и ковры везде развешаны, и бытовой техники как в секретной лаборатории. А дом – пустой! Посему «пусты руки человека с плохим знанием», ничего путного они создать не могут! Кстати, жилища калмыков, даже горожан, аскетичны.

А если вернуться от высокой поэзии к бытовой стороне, то получается, например, что львиная доля мяса, поставляемого в столицу – калмыцкого происхождения. Да и в целом по России – немалый процент. Помнится, на одном из степных перегонов мы разговорились с молодым пастухом. Его стадо небольшое – десятка три овец. На вопрос о «творческих планах» он заявил, что в течение трех лет он увеличит поголовье до полусотни, большую часть продаст и на вырученные деньги сделает «скачок» к более дорогим коровам. И к концу жизни станет очередным «мясным ханом» среди таких же, как он – чумазых и загорелых степняков в грязной одежде. Да, доморощенному интеллектуалу такая карьера покажется примитивом. Наверное, потому, что он сам никогда не изнывал от многокилометровых переходов под безжалостным «кулаком солнца».

Лотос, осетрина и управа на олигарха  

Если смотреть исторически, то степное скотоводство издревле предполагало борьбу за пастбища и кражу скота. Борьба с последним – наиболее интересна. В Калмыкии, как и афористическая поэзия, она так же подчиняется цифре «три». Попался первый раз – будешь бит. Второй – покалечат, а на третий вор прекращает свое земное существование. Но наибольший интерес представляет другой криминальный промысел Калмыкии – браконьерство. Лов, а главное последующий сбыт осетровых. Небольшой прибрежной полосой эта степная республика выходит на Каспий южнее Астраханской области. Кстати, именно здесь раз в год можно наблюдать цветение лотоса – поистине удивительное зрелище. Этот цветок, символ жизни, является гербом Калмыкии. Цветет лотос в конце июля и сюда съезжается множество туристов – насладиться красотой этого диковинного цветка. Рвать его смысла нет – он быстро завянет. Посему множество людей могут часами медитировать на это поистине божественное зрелище. Описывать его не имеет смысла – это надо испытать самому.

А в остальное время на побережье царит совсем другая жизнь, которая иногда напоминает спецоперации по ликвидации сомалийских пиратов. Над побережьем носится военный вертолет, преследую моторки и резвые джипы. Но и те не лыком шитом – в них сидят вооруженные «калашами» люди, а на некоторых даже установлены пулеметные турели. Это местные власти пытаются отобрать у организованных браконьерских бригад свой кусок «черного золота» - так здесь называют вовсе не нефть, а икру осетровых.

Словом – тема для очередного блокбастера. Но не все так просто. С одной стороны, с браконьерством надо бороться. С другой, осетровый бизнес северного Каспия давно прибран кучкой олигархов и чиновников. Причем лов идет самым варварским способом, осетровые почти не проходят за пределы Каспия. Хотя еще лет тридцать–сорок назад стерлядь во всю ловили за тысячи километров отсюда – мой дед тогда был бригадиром рыболовецкой бригады на Оке. Да и баночка черной икры, размером со столовую ложку, сейчас стоит более 2 тысяч рублей. Хотя, раньше её ели этими самыми ложками. Да и жалоб на современную икру более чем достаточно – уже не та. Пассионарные калмыцкие рыбаки с этим не согласны и поставляют качественный продукт по более низким ценам. Я много разговаривал на эту тему и вывел из этих разговоров важную закономерность. Это не совсем современная классовая борьба редких пассионариев и новоявленных «хозяев жизни» за распределение земных благ. Это традиционная и сакральная битва за родную землю. Калмыцкий браконьер с автоматом «воюет» именно за нее, а не за кусок хлеба с той же икрой. Потому что никто не может варварски разграблять дефицитные для степняков водные просторы. Никто и никогда. Может, именно поэтому лотос и является не только гербом, но и сакральным символом калмыков – святыня, за которую нужно бороться.

Кого боятся на Кавказе?

Если окунуться в этнопсихологию этого удивительного народа, то можно найти много сходного с другими буддистами России – бурятами. Как истинных буддистов, их очень тяжело вывести из себя. Их спокойствие – как олицетворение степей, в которых они издревле обитают. Но если просторы Бурятии более разнообразны и пригодны для обитания, то спокойствие калмыка – еще более монументально и сурово. И не дай Бог разбудить в калмыке зверя! Это настоящая машина смерти, которой не нужно оружие: такой «буддист» предпочитает драться голыми руками. Неспроста в основу самбо легла калмыцкая борьба ноолдан – одно из древнейших единоборств, не похожее ни на одну из боевых техник Кавказа и Средней Азии. Знаменитый Анатолий Харлампиев, создавая самбо, долгое время исследовал все национальные виды борьбы советского пространства и взял у калмыков более десятка наиболее эффективных приемов. Если брать культурологический аспект, то уместно обратиться к запискам русского историка-этнографа Павла Небольсина: «Калмыцкая борьба представляет собой любопытное явление, подобного которому мы в наши времена не найдем. Это интересное подобие древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя неомрачимою славою и быстро разносится по миру».

Здесь уместно обратиться к взаимоотношениям калмыков со своими соседями - Дагестаном. Издревле тамошние обитатели угоняли у калмыков скот, после чего созерцатели–буддисты и превращались в неудержимых воинов. Посему калмыки – единственный народ, который реально боятся на Кавказе. Даже воители–чеченцы с суеверным ужасом рассказывали мне о драках с калмыками. Могу привести ещё один пример. Как-то вечером мы заблудились в степи. Поняв, что в темноте мы еще больше заплутаем, решили не рисковать и остановились на окраине ближайшего селения. Из крайнего дома к нам подошел мужчина лет тридцати пяти и, ничего не спрашивая, пригласил на ночлег – степной закон. Мы расположились на веранде под большим навесом, беседовали, выпивали и поедали плов, когда из темноты послышалась задорная кавказская музыка. Вслед за музыкой возникла классическая побитая «девятка» с наглыми «джигитами». Вслед за ними – еще одна машина. Те остановились около веранды и стали вести себя более чем по-хамски: материться, делать непристойные жесты – всё то, что им не позволяют старики дома. Хозяин спокойно смотрел на это минут десять. Потом неторопливо протянул руку назад, достал старый «калаш» и так же спокойно дал очередь в воздух. Стрелять на поражение не потребовалось - «джигиты» тут же испарились вместе с машинами. Нам он пояснил, что их он хорошо знает, они уже воровали у него скот, но ему нужно было убедиться, что те вновь пришли к нему в дом с нехорошими намерениями. А если бы у него не было автомата, он бы разобрался голыми руками. Никакой ненависти у калмыка к ворам не было, и мстить им он не собирался. Но сейчас те портили ему приятную и познавательную трапезу с путешественниками – редкими гостями в его краях. Утром, несмотря на то, что ему нужно было заниматься скотиной, хозяин проводил нас на своей машине не один десяток километров по степи – без него мы бы не нашли дорогу. И здесь самое время поговорить о русско–калмыцких отношениях. Точнее, об отношении калмыков к русским.

«KalmykRussia»

Это надпись выбита на армейском жетоне, который подарил мне мой калмыцкий Брат Женя. Сразу замечу, что такие подарки делать не принято: жетон – часть воина, его своеобразная визитная карточка. Символ касты: то, что остается на человеке, когда он снимает с себя форму и боекомплект. Но с Женей мы оказались родственными душами – воин и странник, те «социальные категории», которые не признаны в обществе потребления, но без которых это общество не может развиваться и выживать. Посему мы братья и можем дарить друг другу все, что захотим. С Женей мы много говорили про взаимоотношения наших народов. Несмотря на депортацию, калмыки (в отличие от вышеупомянутых чеченцев) считают русских, так же как и единоверцев-бурятов, своими братьями. Чего нельзя сказать о многих моих согражданах, для которых «друг степей» - «чурка неумытая». Но поскольку калмыки - буддисты, они вспоминают про такие эпитеты только в обстоятельствах, описанных в предыдущей главе. И горе тому, кто имел дурость такое им сказать.

«Вот смотри, - философски, но как-то по-военному заметил Женя. -  Мы маленький народ, несколько сотен тысяч человек. У нас есть наши скудные степи, которые мы никому не отдадим. Но мы прекрасно понимаем, что один в поле не воин. Да, у нас постоянные стычки с дагами, но это местечковые разборки. А что будет, если у нас объявится более многочисленный враг? Как было в Великую Отечественную, когда пришли немцы и румыны и просто уничтожали нас? И кто нам тогда помог? И кто сейчас покупает наше мясо, обеспечивает рынки сбыта? Без России мы бы сейчас так в юртах и жили…»

Кстати, Женя поведал мне о более чем странной геополитической особенности калмыков: их во множестве живет в США. Сам Женя прожил там полтора года и с удовольствием вернулся в свои степи – не выдержал жизни в мире чистогана. По этим же причинам, хотя у него есть такая возможность, он не собирается перебираться и в Москву - там тоже все помешаны на деньгах.  

Водка, дисциплина и женская красота

Отдельная тема - самодисциплина калмыков, которая воспитывается выживанием в степи, где слабый обречен на гибель. Например, калмыки–мужчины очень даже не прочь выпить (кстати, любимый напиток у них – русская водка). Но они никогда не опускаются до валяния под столом или забором. Это считается унизительным и непристойным. Отсюда удивительная особенность алкогольной культуры калмыков. В отличие от братьев–монголоидов (тех же бурятов или якутов), они менее восприимчивы к алкоголю и могут пить вполне по-русски. Но опять же – вовремя останавливаются. Будучи сильно подшофе, калмыки предпочитают петь или бороться. По их мнению, это самое разумное вложение «пьяной энергии» - человек после этого быстрее трезвеет. А в современных условиях – танцевать на дискотеке! Это чисто молодежное развлечение в Калмыкии выглядит совсем по-другому. Помнится, уже ночью после обильного застолья с калмыцкими друзьями они буквально затащили меня в это заведение, вкус к которому я уже давно потерял. А тут я был в шоке – минимум молодежи, а большинство посетителей танцпола – мне ровесники и старше. Ближайший аналог – это мужская казачья пляска, только под современные ритмы. А сакральный секрет прост: мужчины хорошо погуляли, и пора выгонять хмель - завтра им надо быть на работе и в семье. Именно поэтому на дискотеках в Элисте не продают крепких напитков – максимум пиво.

Кстати, калмыцкие национальные танцы как бы олицетворяют собой переход от полного спокойствия к неимоверной ярости. В чем я так же убедился своими глазами, поскольку мне неоднократно приходилось бывать на выступлениях местных фольклорных коллективов. Особое впечатление произвел «танец молодых принцев», исконное название которого я, к сожалению, не запомнил. Его танцуют юноши, достигшие возраста воинов. Сначала они несколько стеснительно и отстраненно перемещаются рядом с прекрасными девушками, а потом настолько расходятся, что девушки исчезают со сцены, и начинается форменное буйство мужской силы по сравнению с которым, лихая лезгинка кажется «умирающим лебедем». Все это происходит под буддийский монотонный ритм, который в течение танца все более убыстряется, а в финале превращается в «народное техно», под которое могут танцевать только самые выносливые. Женские калмыцкие танцы – медлительны и грациозны.

Кстати, про прекрасную половину Калмыкии. Несмотря на давнюю женатость, я поневоле обращаю внимание на ее представительниц. Тем более, что созерцание красоты спасает не только мир, но странника в тяжелых переходах. Наиболее красивы калмычки с зелеными глазами – этот цвет символ весны и процветания. Зеленоглазые девушки здесь считаются избранными небом. Отсюда – еще одно небольшое этнографическое исследование. Большинство калмычек очень стройные – сказались века кочевого быта, когда на женщин ложилось много физических нагрузок – не располнеешь. Да и из-за малочисленности народа, калмыцкой женщине приходилось быть не только хозяйкой, но и воином – когда-то верховая езда и стрельба из лука входила в подготовку юных домохозяек. Калмыки делятся на четыре этногруппы, которые внешне можно различить только по девушкам. У хошеуток и дервюдок - типичная азиатская внешность. Торгудки более смуглые, а бузавки наоборот светлые, с каштановыми, или даже рыжими волосами. Такой разброс для небольшого народа мне пояснили частыми смешанными браками на протяжении столетий, к которым, кстати, до сих пор относятся более чем терпимо – для кочевников смешение кровей в прошлом было неизбежно — мужчины часто привозили из походов жен.  

Облака и обитатели степей

Напоследок - еще порция прекрасного. Меня, более привычного к северной тайге, всегда изумляет животный мир степей. Кажется, что все здесь безжизненно и пустынно. Но если приглядеться, то все обитатели как на ладони. Посему мое излюбленное занятие в калмыцких степях – фотоохота. Например, на верблюдов, которых хозяева надолго выпускают гулять по бескрайним просторам. Это только кажется, что они меланхоличны и неповоротливы. Носятся – будь здоров. Бывало, подходишь к балке заросшей колючим кустарником, а оттуда торчит верблюжья голова – как будто динозавр в зарослях обитает. Но чтобы сфотографировать его крупно «анфас», нужно действовать как при загонной охоте: сделать большой «трехчетвертной» круг и незаметно подойти, не издав ни малейшего шума. «Выстрелов» пять верблюд выдержит, а потом меланхолично унесется прочь. Еще тяжелее снять лису – та выбирается из норы только ночью, а днём – слишком осторожна и перемещается короткими и продуманными перебежками. А вот крупные ящерицы на барханах наоборот, как будто специально позируют. Высунут голову из песка, и крутят ею: какой кадр лучше получиться! Хранители неба и хозяева степей – орлы и ястребы - сами по себе получаются помпезными. Смотришь на них часами и поневоле задумываешься о тщетности бытия. Но самое удивительное в Калмыкии – небо. Какие только причудливые узоры не приобретают облака! Снимать – не переснимать! В результате, у меня набралась такое количество фотографий воздушных просторов, что я никак не могу выбрать лучшую. Думаю, нужно устроить фотовыставку и предложить выяснить это посетителям.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Константин Кинчев-"Не знаю, как кому, а мне без Православия не спастись"

... даёт силу противостоять злу. Константин Кинчев, лидер группы «Алиса»

Великий русский современный художник Константин Васильев: Биография и творчество. ФОТО

... сомнения, можно назвать великолепного Константина Васильева. Действительно, картины ... «Абстрактные композиции») художник Константин Васильев полностью отказался от ... Холодный» стиль Константина Васильева Картины художника Константина Васильева удивительны сами ...

Максим Калашников и Константин Бабкин предупреждают: обстановка чревата гражданской войной

... : обстановка чревата гражданской войной Константин Бабкин: налоги повысят с ... &utm_source=petition_update&utm_medium=email *** Константин Бабкин Нас ждет не повторение ... 10%. Крупнейший российский промышленник Константин Бабкин рассказал насколько эта мера ...

Константин Бабкин: Когда нет планов, нет и развития

... Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин в интервью «РР» рассказал ... мыслях, прозвучавших на мероприятиях МЭФ. – Константин Анатольевич, прокомментируйте, пожалуйста, результаты работы ...

В Калмыкии живет со времен Второй мировой войны единственный в России японский самурай-камикадзе Еситеру Накагава

... после долгих скитаний японца привлекла Калмыкия. - Я хорошо управлялся с ...

Константин Бабкин: Надо поменять политику правительства

... главного редактора Геннадия КЛИМОВА с Константином БАБКИНЫМ, лидером «Партии дела», ... одним из организаторов которого стал Константин Бабкин, задает новое направление в ... мы публикуем фрагмент этой беседы. – Константин Анатольевич, правда ли, на ваш ...