Марина Техова: Обучение народным играм как способ социальной адаптации посредством традиционной культуры

Обучение народным играм как способ социальной адаптации посредством традиционной культуры (Из опыта работы с учащимися общеобразовательных школ)

В настоящее время мода на всё народное. Любой коллектив, называемый себя «фольклорным», накопив в своём репертуаре несколько «хитов сезона», так называемых народных песен, скажет вам, что он возрождает культуру своего народа. На самом же деле то, что называется традиционная народная культура, – явление уникальное и достаточно сложное, если заниматься этим всерьёз. Это огромный комплекс, включающий в себя практически все стороны жизни народа, от рождения до смерти. И только ориентация на собственные традиции, восстановление своеобразия и самобытности множества локальных фольклорных традиций, возможность и целесообразность практического применения традиционных народных методов воспитания может противостоять всеобщей унификации. 

Именно такие задачи ставит перед собой отдел традиционной культуры МБУК «КДЦ «Лукоморье» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района. Отдел работает с января 2011 года и создавался на основе многолетней деятельности по изучению, сохранению и пропаганде традиционной культуры линейного казачества Кубани двух коллективов – народного фольклорного ансамбля «Ладо» и образцового детского фольклорного ансамбля «Маруся».

Таким образом, имея общей целью восстановление традиционной народной культуры, осуществление в современных условиях преемственной связи поколений, наш отдел организуют свою деятельность по следующим основным направлениям:

– научно-исследовательское, в рамках которого решаются задачи создания источниковой фольклорно-этнографической базы (формирование фондов, их обработка и т.п.), изучения системы местных культурных традиций, определения возможностей их внедрения в современное социокультурное пространство;
– реконструктивное – освоение песенных, хореографических, ремесленных, празднично-обрядовых, семейно-бытовых, хозяйственных и т.п. традиций народной культуры и восстановление их в жизни современного общества; 
– образовательное, которое включает в себя учебно-воспитательную, методическую, пропагандистскую и художественно-просветительскую работу.

Многолетняя работа в детском фольклорном ансамбле «Маруся» показывает, что воспитание детей на основе народных традиций, потребности к использованию традиционного опыта в жизни – одна из актуальных задач. Нужно отметить, что занятия детей в фольклорном коллективе ограничены узким числом участников. Но как же быть с задачей передачи из поколения в поколение традиционных знаний? Ведь рамки ансамбля не позволяют охватить большее число ребят. Фольклорный ансамбль выступает как некий образец « Мы сохраняем и возрождаем». А как быть с теми другими детьми, которые не посещают фольклорные коллективы? Ведь мы говорим о необходимом знании этнической традиции и применении её в жизни любого представителя этноса. По нашему мнению, пути решения этого вопроса не так уж и сложны.

Одно из направлений нашей деятельности – работа с учащимися общеобразовательных школ. Перечисление проведённых мероприятий, праздников, заслуг народного фольклорного ансамбля «Ладо» и образцового детского фольклорного ансамбля «Маруся» займёт много времени, да и в контексте проблемы будет неуместным. Остановимся лишь на трёх действующих проектах отдела традиционной культуры, так как именно они являются нашим опытом работы с детьми. Вот они: 

• Фольклорный кружок «Традиция», экспериментальный, действующий пока в рамках одной школы, участниками которого являются учащиеся начальных классов (с 1 по 4 класс) МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи. Кружок работает с 2009 года, ведёт его молодой специалист. Охвачено 7 классов, у каждого класса есть свой определённый день. Раз в неделю с детьми проводятся беседы о народном календаре, праздниках и обрядах, читают сказки, играют в народные игры. 
• Музыкально-познавательный абонемент «Календарные обряды и праздники Кубани». Состоит из 7-ми встреч (на протяжении всего учебного года), которые охватывают основные жанры календарной обрядности линейных казаков Кубани. Участники – учащиеся начальных классов школ г. Гулькевичи и Гулькевичского района. Работает с 2009 года.
• Детский фольклорный фестиваль «Зимние Святки», проводится раз в год, для учащихся начальных классов школ г. Гулькевичи и Гулькевичского района. Состоит из 2-х этапов: 1-й этап – беседы и викторины по вопросам зимнего календаря, разучивание песен зимнего календаря, детские игры, и 2-й этап – гала-концерт, куда приглашаются практически все участники (классы). Существуют обязательное исполнение всеми рождественского тропаря, колядок, щедровок, посеванок и, конечно же, все классы получают дипломы и подарки. Проведено уже 2 фестиваля, общее количество – около 700 детей.

Проекты связаны между собой одной идеей – приобщение к народной культуре, историческим традициям жизни и быта. 

По нашему мнению, наиболее важным и правильным является путь приобщения детей к народной культуре через традиционную игру. Игра и есть тот очень простой и действенный способ для плавного, непосредственного и поэтапного введения ребёнка в традиционную культуру. Игра – радость, веселье, свобода движений, ловкость, быстрота, прыгучесть, меткость, сообразительность! Игра как момент адаптации, как средство терапии, как активизация природных возможностей. По тому, как и во что ребёнок играет, мы можем видеть, насколько он развит, и, если хотите, насколько он психически здоров.

Детские игры, особенно у городских детей, в настоящее время практически исчезли. Вспомните, в какие игры вы играли в детстве? «Лапта, «Городки», «Классики», «Дучки», «Штандер-бандер», «Казаки-разбой-ники», «Третий лишний», «Камушки», «Горелки» и т.д. Во дворах, на улице, собирались дети разных возрастов.

Отсутствие дворовых игр взрослые заменили компьютерными играми. У мальчиков в большей мере, чем у девочек, возникает компьютерная зависимость. Не знают и не играют многие дети в народные игры только потому, что их этому никто не учил. В современных условиях именно традиционная игра выступает не только в качестве важного лечебно-профилакти-ческого средства, но и как наиглавнейший способ приобщения детей к культуре своего народа, приобщение к игре как развивающей системе.

Традиционные народные игры – это активизация, реанимация родовой памяти. Каждый народ несёт свою концепцию и механизмы воспитания ребёнка, с помощью которых реализуется его образный мир, мир детства. В этой связи традиционная игра – это механизм трансляции культурного опыта народа, передача основных этнических ценностей. В играх заключены различные направления развития человека в разный период его жизни: детство, отрочество, молодость, свадьба, война. И в каждом жизненном отрезке посредством игры происходит не только получение знаний, умений и навыков, но и своего рода инициация вступления в полноправные члены общества.

Мы играем с детьми в разные народные игры, но только касающиеся традиционной культуры линейных казаков. Это и игры, способствующие приобретению навыка ловкости, выносливости, меткости, умению видеть и просчитывать ситуацию, фантазировать («В пояса», «Растяпа», «Домики», «Золото хороню», «Отец Виргилья», «Дитя», «Просо», «Горелки», «В коршуна», «Золотые ворота» и т.д.).

Как бы там ни было, но во многих традиционных играх существует привязка к тому или иному празднику, и эти игры несут в себе двоякий смысл. С одной стороны, это забава, а с другой – сакральное значение. Например, направление кругового движения в хороводных играх, бег вокруг костра – не случайно. Любое движение "посолонь" (т.е. по ходу Солнца) отождествляется с движением Солнца, это всегда символ непрерывно повторяющего своё движение круга Мироздания, символ Жизни. Такие игры-хороводы, как «Да во городе царевна», «Селезень», «Хрон», «Зайчик», «Кострома», «Уж я сеяла лён», «Бояры», «Со вьюном я хожу», «А мы просо сеяли», у нас на Кубани приурочены к определённым календарным праздникам.

Нынешнее понимание игры как соревнования теряет глубинное психологическое содержание. Современная установка «Стань таким, как я хочу! Ты должен быть лучшим! Ты должен быть лидером!» не всегда оправдана из-за особенности психики и физиологии ребёнка. Здесь сегодня нужен противовес, и он в том числе заключается в народных играх, где ребёнок часто проигрывает, чтобы он спокойно относился к проигрышу и радовался бы выигрышу другого. В них ребёнок то командует, то подчиняется, то водит, то прячется и без всяких спортивных секций тренирует быстроту, подвижность, ловкость, умение быстро реагировать. В игре можно моделировать возможные варианты своего поведения.

Нет лучшего тренинга, чем детские дворовые игры, потому что в них ребёнок включается в самые разные отношения и связи, их заменить ничем нельзя. Обучение и применение традиционных игр жизненно необходимо для здорового нормального детского развития. Игра – это серьёзно. Если не будет народных игр, не будет нормальных взрослых людей.

Традиционные или народные игры являются формой исторического культурного творчества, важным общечеловеческим культурным достоянием, которое уходит корнями в историю народов как коллективное творчество всей цивилизации. В них дети учатся проверять и воспроизводить реальность взрослых представителей своего народа непосредственно через модели и ситуации жизни в обществе. И, следовательно, насколько богат игровой опыт ребёнка, настолько он может ориентироваться в игре и, соответственно, в жизни. 

Внутреннее содержание и задачи, стоящие перед человеком, остались такими же, как и были тысячи лет назад, в традиции народ воплотил все навыки и способы накопления, сохранения и передачи опыта для своего народа, ориентируясь на особенности физиологии и психологии. А значит, опыт предков в решении практических и насущных задач всегда будет нужен и востребован.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Техова Марина Альбертовна,

зав. отделом традиционной культуры 

муниципального бюджетного учреждения 
«Культурно-досуговый центр «Лукоморье» (г. Гулькевичи)


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Что делает Anime Rangers на платформе Roblox такой популярной?

... Anime Rangers также предусмотрены социальные функции, позволяющие играть с друзьями и формировать ... для получения различных наград, таких как дополнительные ресурсы, персонажи или уникальные ... игрового процесса, следя за тем, как их защита сражается с врагами ...

BOSCH PROFI: Гарантия качественного ремонта вашей бытовой техники

... способен провести диагностику и ремонт как устаревших моделей техники, так и ... ремонта. Специалисты сервиса регулярно проходят обучение и сертификацию, подтверждающую их компетенции ...

Центральный сервисный центр: Ваш надежный партнер по ремонту и обслуживанию техники Haier

... , холодильники, а также специализацию, такую как ремонт водонагревателей хайер , уделяя этому ...

Шифер: преимущества и недостатки

... характеристикам и доступности. Однако, как и любой другой строительный материал ... выдерживать неблагоприятные погодные условия, такие как сильный ветер, дождь, снег, ... , благодаря своим преимуществам, таким как огнестойкость, простота монтажа и экономичность ...

МК-Эталон разработал раздел "Пожарная безопасность" в проекте торгово-административного здания по ул. Дорожная в Екатеринбурге

... . Дорожная в Екатеринбурге. Работу выполнили, как всегда оперативно, по мере поступления ...

Промышленные редукторы: роль и виды в современной индустрии

... с изменением его параметров, таких как скорость и крутящий момент, нашли ... ключевыми факторами успеха, промышленные редукторы играют незаменимую роль. Выбор типа редуктора ...