Миг-31. Самый быстрый и высотный самолёт в мире

16 сентября 1975 года совершил свой первый опытный полет дальний перехватчик МиГ-31.

МиГ-31

Новость о падении возле деревни Болгары под Пермью истребителя-перехватчика МиГ-31 охватила всю Россию 6 сентября 2011 года. Экипаж самолета погиб. В связи с этой трагедией полет истребителей был временно приостановлен, но в настоящее время запрет снят. Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 - первый российский боевой самолет четвертого поколения. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире. До последнего времени МиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР). Наряду с американским палубным истребителем F-14, он является, единственными в мире носителями ракет «воздух-воздух» большой дальности. МиГ-31 - практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах.

Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями, начались еще в середине 60-х годов, когда в США был принят на вооружение бомбардировщик средней дальности FB-111, способный прорываться к цели на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолетом AMSA - прообразом самолета B-1.

В 1966 году ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). С начала работ по 1976 год главным конструктором нового самолета был Г.Е.Лозино-Лозинский, с 1978 по 1985 г. тему возглавлял К.К.Васильченко, затем - А.А.Белосвет и Э.К.Кострубский. Одним из новыхМиГ-31 - схематребований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны.

Учет новых требований привел в 1972 году к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика Е-155МП. Истребитель должен был иметь рубеж перехвата 700 км при полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км - на дозвуковой скорости. Постройка первого опытного экземпляра самолета Е-155МП (изд.83/1, бортовой № 831) была завершена опытным производством ММЗ им. А.И.Микояна весной 1975 года. Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемых носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел «нож» по задней кромке, отогнутый вверх на 5 градусов. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1,2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки - створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40 градусов к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались. На самолете установлен комплекс навигации «Полет-1И» и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС «Заслон» и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.

Первый вылет на самолете № 831 выполнил 16 сентября 1975 года летчик-испытатель А.В.Федотов. Весной 1976 года на самолете вылетели все летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.

Постройка второго экземпляра Е-155МП (изд.83/2, бортовой № 832) на ММЗ им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 года. В отличие от первого прототипа самолет № 832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС «Заслон» и теплопеленгатором. На немМиГ-31 на взлетебыли также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 года А.В.Федотов. Самолеты № 831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных государственных испытаний.

Летом 1977 года на авиазаводе «Сокол» в Горьком (Нижнем Новгороде) были изготовлены два первых самолета МиГ-31 первой установочной партии, получившие новый шифр изд.01 (бортовые № 011 и 012). Они имели ряд конструктивных отличий от опытных машин № 831 и 832: увеличенный размах закрылков (с 1.93 до 2.68 м); уменьшенную площадь горизонтального оперения (с 10.12 до 9.8 м2, за счет снятия «ножа» на задней кромке), меньшие углы стреловидности оси вращения и углы отклонения стабилизатора; увеличенное плечо вертикального оперения; измененные тормозные щитки: площадь их уменьшилась с 1.94 до 1.4 кв.м, а угол отклонения возрос с 40 до 44 градусов, отклонение щитков стало производиться в плоскости, параллельной плоскости симметрии самолета; подфюзеляжные гребни соответствовали гребням самолета № 832; устанавливался штатный комплекс навигации КН-25 с инерциальной навигационной системой и новым вычислителем; в состав вооружения была включена встроенная пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23 калибра 23 мм. Первый вылет на самолете № 011 был выполнен 13 июля 1977 года, на самолете № 012 - 30 июня 1977 года В мае 1977 гда начались Совместные государственные испытания (СГИ) самолетов МиГ-31, к которым по мере постройки присоединялись новые экземпляры установочных серий (№ 201 в 1977 г., № 202, 203, 301, 302 и 303 в 1978 г.).

15 февраля 1978 года впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Журнал «Флайт» в 1978 году писал, что когда «истребитель МиГ-25МП» на секретном полигоне Владимировка перехватил низколетящую мишень, летевшую по профилю американской крылатой ракеты, то А.А.Громыко на переговорах по ОСВ-2 махнул рукой в сторону западных делегаций: «Можете летать своими ракетами, куда хотите». Ранее же СССР требовал ограничить дальность крылатых ракет.

Этап А СГИ завершился в декабре 1978 года выдачей предварительного заключения о запуске МиГ-31 в серийное производство, которое развернулось на НГАЗ «Сокол» в 1979 г. В этом же году в Горьком был выпущен самолет № 305, впервые оснащенный штатными катапультными креслами К-36ДМ. В программе испытаний МиГ-31 широко также использовались летающие лаборатории (ЛЛ), созданные на базе других типов самолетов: две ЛЛ на базе Ту-104 (1970 и 1972 гг.) для испытаний РЛС «Заслон», ЛЛ на базе МиГ-21 (1970 г.) для отработки аппаратуры ракеты К-33, ЛЛ МиГ-25П-10 (1973 г.) для отработки катапультного старта ракет К-33, ЛЛ на базе МиГ-25ПУ (1975 г.) для испытаний САУ-155МП и комплекса навигации КН-25, ЛЛ на базе МиГ-25РБ - изд.99 (1976 г.) для доводки двигателей Д-30Ф-6.

Этап Б СГИ начался в сентябре 1979 г. и завершился в сентябре 1980 года, когда первые серийные самолеты начали поступать в строевые части Войск ПВО страны. Первой новыми истребителями была оснащена авиачасть, базирующаяся в г.Правдинске. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 1980-х гг.). Серийная модификация МиГ-31Б была оснащена системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т. Продолжительность полета с подвесными баками - 3,6 ч, с дозаправкой - 6-7 часов.

В 1985-1986 годы появились новые версии самолета - перехватчик МиГ-31М и противоспутниковый МиГ-31Д, а в 1998 году - многоцелевой МиГ-31БМ. Поступивший наМиГ-31вооружение МиГ-31 стал достойным соперником американскому самолету-разведчику SR-71A на Дальнем Востоке и в Заполярье. Если до 1984 г. летчики 365-го ИАП (сбившие южнокорейский Boeing 707 в 1978 г.), имея на вооружении устаревшие Cу-15, долгое время были беспомощны против разведчиков типа SR-71, то пересев на новые Су-27 и МиГ-31, отучили «семьдесят первые» летать на своем участке. Характерен перехват, имевший место 8 марта: пара МиГ-31 так «обработала» SR-71 в нейтральных водах, что тот, не выполнив задачу, ушел на свою базу. 27 мая 1987 г. в Заполярье экипажу МиГ-31 в составе гв.капитана Ю.Н.Моисеева и гв.капитана О.А.Краснова (72-й ГИАП) пришлось осуществить боевое воздействие на самолет-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды. МиГ-31 называют основной причиной ухода SR-71 в «отставку».

Построено более 500 самолетов МиГ-31 всех модификаций. На вооружении ПВО России сейчас находится более 350 истребителей-перехватчиков Миг-31. Несколько десятков МиГ-31 имеется в ВВС Казахстана.

 


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
10 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... развития, советская автомобильная промышленность представила миру одну из своих наиболее узнаваемых ... ёжности. И к середине десятилетия мир увидел дизельную версию «Нивы», которая ...

ООО «БК-АЛПРОФ»: Инновационные решения в мире алюминиевых профилей

ООО «БК-АЛПРОФ» https://bkalprof.ru/ является одним из ведущих производителей алюминиевых профилей в России, охватывая широкий спектр от общестроительных нужд до специализированных решений. В портфеле продукции компании находятся как стандартные, так и ...

Stroimaterial-Moskva.ru: Надежный фундамент ваших строительных проектов

... Moskva.ru, способен удовлетворить самые взыскательные запросы. Наш ... металлопрокат, чтобы он соответствовал самым высоким стандартам качества. Преимущества ... отдаём себе отчёт в том, что ... нашим клиентам лучшее в мире строительств от материалов, проверенных ...

Детские компьютерные кресла: комфорт и забота о здоровье

В современном мире, где обучение, игры и досуг ... кресло Детский организм активно растёт и формируется, поэтому очень важно ... регулировки были безопасны для использования самим ребёнком. Дизайн: хотя это ...

Бизнес на вендинговых аппаратах: стартап с потенциалом

... : торговые центры, университеты, аэропорты и т.п. Покупка аппаратов На рынке ... запасы и состояние оборудования. Важно быстро реагировать на возможные проблемы и ... это не только возможность для быстрого старта в бизнесе, но и ...

Специалистам Россети-Урал представили современные решения по определению места повреждения ЛЭП

... время поиска аварии и позволяет быстро восстановить электроснабжение населения, социально-значимых ...