Миграция русских: причины оттока с Северного Кавказа. Описание проблемы, актуальная ситуация (1989–2011)

В интервью 2007 года замминистра юстиции РФ, бывший прези­дент Чечни Аллу Алханов признал, что сокращение численности рус­ских в республиках Северного Кавказа является источником повышения уровня социальной напряжённости в этих субъектах. А одной из основных мер по предотвращению оттока русских Алханов назвал обеспе­чение их достойного представительства в органах местного управления.

Впервые сокращение численности русских на Северном Кавказе было отмечено после реабилитаций 1957 года, когда процесс переселения вышел из-под контроля. Только за 1957 год прибыло свыше 200 тыс. человек, что существенно превышало цифры, предусмо­тренные четырехлетним планом переселения. Это создавало серьезные проблемы с трудоустройством и обеспечением жильем. К тому же массо­вое приобретение оружия, круговая порука, убийства на почве кровной мести, изнасилования, нападения на жителей республики, представляю­щих другие национальности.

Прибывшие шейхи, муллы и тейповые авторитеты, воздействуя на молодежь в националистическом и религиозном духе, стремились ожи­вить идеи мюридизма и повиновения законам шариата. Это повлекло за собой резкий рост уголовных преступлений среди молодежи. В конце 1957 года в Грозном распространялись антирусские листовки, были зафиксированы нападения чеченской молодежи на учащихся ремеслен­ных училищ и офицеров Советской Армии. «Дела совсем плохие, – писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, – при­езжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, уби­вают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а осталь­ные собираются». В результате запугивания, при полном попустительстве республиканских властей в течение 1957 года за пределы ЧИ АССР выехали 113 тысяч русских, осетин, аварцев, украинцев и граж­дан других национальностей.

Однако исследователи связывают начавшийся отток, главным обра­зом, с исчерпанием возможностей экстенсивного развития региона, мощ­ный старт которому был задан на первых этапах советского государствен­ного строительства. С этого же времени дают о себе знать предпосылки, позже оформившиеся в явные этнократические тенденции в «националь­ных» образованьях.

«Ещё с советского времени на Кавказе началась кристаллизация будущих этно­кратий. Внутри советского общества вызревали некие зачатки будущих национальных государств, подспудно происходило формирование госу­дарственных языков, элитных групп и идеологий, шла этническая гомо­генизация населения».

Но наиболее интенсивное вытеснение русских с Кавказа, в результате которого численность русских стремительно пошла на убыль, началось с конца 1970-х гг. С 1979 по 1989 гг. численность русского населения там уменьшилась на 20%. Однако действительно переломной ситуация стала после распада СССР. То, что начало происходить на С.Кавказе с конца 1980-х, достигло пика в 1990е – отчасти продолжается до сих пор.

И сейчас русское население всё более склонно к отъезду из республик Северного Кавказа: Так, 31% русских жите­лей Нальчика (КБР) хотят уехать в другой российский регион, из Владикав­казе 17%, из Майкопа – 28%. Сложившиеся в регионе межнациональные отно­шения считают плохими: в Ингушетии 50%, в КЧР – 25% русских.

Русское население Северного Кавказа открыто заявляет об ограниче­нии своих прав. В Ингушетии об этом говорят 57%; в Чечне – 40%; в Кабардино-Балкарии – 29%; в Дагестане – 17%. Во Владикавказе о неравенстве для русских получения высшего образования заявили 54%; в Грозном – 40%; в Назрани – 43%; в Нальчике – 54%. Об этническом неравенстве для русских при трудоу­стройстве заявляют 56% в Карачаево-Черкесии; в Чечне – 79%; в Кабардино-Балкарии – 73%; в Адыгее – 68%. О связи своего русского этнического происхождения с тяжелым материально-экономическим положением заявляют 18% в КЧР, 20% в Дагестана. Две третьих русских Северного Кавказа заявили о неравенстве по этниче­скому признаку в вопросе о возможности быть избранным или назна­ченным на руководящие посты, а более 13% назвали себя жертвами уни­жения или оскорбления на основании своей русской или православной идентичности.

Начиная с 1989 года происходит безвозвратный выезд русского насе­ления практически из всех республик, входящих в состав Северо-Кавказ­ского экономического района, за исключением Республики Адыгея. Наи­больший выход русских (кроме Чечни) за период 1989–1999 гг. наблюдался из Республики Дагестан, откуда выехал каждый пятый русский житель. В остальных – от 3,9 до 5,7%. В то же время по всем республикам Север­ного Кавказа было положительное сальдо миграции титульных этносов данных республик.

Следующая точка – 1999-й – является годом введения режима контртеррористической операции в Чечне. К этому моменту практически полностью завершилась грандиоз­ная по масштабам и последствиям моноэтнизация Чечни и Ингушетии, сопровождавшаяся геноцидом русского населения, а также дерусификация Дагестана.

За 1989-99 годы количество русского населения всего Северного Кавказа сократилось с 25,6 до 19%. Конечно, Чечня и Ингуше­тия заметно выдаются на фоне общей картины. Однако не следует забы­вать, что в остальных республиках российского Кавказа процесс деруси­фикации продолжается до сих пор, в то время как в Чечне и Ингушетии он к 1999 году практически завершился. Это значит, что в случае непри­нятия неотложных мер «выравнивание» ситуации в СКФО по «чеченской планке» является лишь вопросом времени.

В целом же за период с 1989 по 2002 год численность русского населения в республиках Северного Кав­каза уменьшилась на 30%. На тер­ритории Ингушетии русских практически не осталось – около 1% населения республики. В Дагестане сегодня их осталось около 4%. Чечню за этот же период покинуло, по разным подсчётам, от 300 до 400 тысяч русских

Можно выделить несколько факторов, прямо или косвенно влияющих на отток русского населения с Северного Кавказа.

Первый из них связан с этно-территориальными конфликтами на Северном Кавказе.

Применение термина геноцид в отношении ситуации с русским насе­лением, сложившейся в Чеченской, а отчасти и Ингушской республиках в период с 1991 по 1999 годы обосновано тем, что убийства русских в озна­ченный период на означенных территориях фактически стали факторами статистической убыли русского населения наряду с миграционным отто­ком и отрицательным естественным приростом. Напомним, что, согласно конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказа­нии за него» от 1948 года, геноцидом являются «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо нацио­нальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую»

Второй, это «усилия различных националисти­ческих идеологов отдельных народов Северного Кавказа по искаженному восприятию (частью коренного населения) России и рус­ских. Националисты, сторонники чеченских сепаратистов и «ура-патри­оты» Северного Кавказа, пытаются представить регион не как составную часть Российской Федерации, а как «особую территорию», где экономи­ческие, политические, культурные ценности всей полиэтничной и поли­конфессиональной страны противоречат фундаментальным основаниям культур северокавказских народов».

Активное муссирование этих тем певцами местной «самостийно­сти», новоявленными «почвенниками», «расширению межэтниче­ской дистанции», …служат апологией регрессии админи­стративно-хозяйственных форм, утверждая чуждость советско-модер­низационного «тягла» традиционно ориентированному на извлечение естественно-природной ренты хозяйственному менталитету местных кланов: «Тем самым, профессиональная деятельность представителей почвеннического направления этнических интеллектуальных кругов направлена на разрушение достигнутых в советский период результатов модернизации кавказских социумов».

Отдельные деятели культуры и массовой информации спо­собствуют формированию негативного отношения к русскому фактору в жизни кавказских этносов, представляют русскую культуру и спо­собы управления, привнесённые русскими, в качестве глубоко чуждых местным культуре, традициям и менталитету. Активно внедряется идея «нашей земли» в противовес идее принадлежности к единой российской государственности. Всё это способствует формированию особого мен­тального фона, на котором разворачиваются уже гораздо более «осязае­мые» моменты означенного «подъёма» этничности и представляющие его наиболее грубые и деструктивные формы. Особую угрозу в этом смысле несёт в себе проект «Великая Черкесия», уже сейчас многие представители национального черкесского движения безо всякого стеснения говорят о том, что автономия – первый шаг к независимости, к выходу из состава России и созданию суверенного государства. Этим проектом занимается целый «Черкесский институт», финансирующийся из-за рубежа. Кроме того, обращает на себя внимание НПО «Всемирное Адыгское Братство» (ВАБ) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе и представительством в Наль­чике. Один из черкесских идеологов, Ахмат Исмагьил, являющийся авто­ром выпущенной в 1996 году в Сирии книги «Кавказская война», прямо заявляет о необходимости «…освободить Кавказ от России».

Проявляясь на административном уровне, – этот «подъём» порож­дает диспропорцию, иногда колоссальную, в степени представленности «не титульных» народов в органах республиканского и местного уровней и орга­нах правопорядка. Характерным примером данной тенденции является изменение избирательного законодательства, предпринятое в 2000 году в Республике Адыгея (на сегодняшний день Адыгея – единственный субъ­ект Северного Кавказа, где русское население является численно преобла­дающим – 64,5% на 2002 год)37 . Согласно принятому порядку формирова­ния Совета представителей республиканского парламента, города Майкоп (75% из 154,6 тыс. человек – русские)) и Адыгейск (русских – 19% из 14,5 тыс. жителей) получили в этом органе равное представительство. Уже на этом примере можно себе представить примерные масштабы дис­пропорции в представительстве русских республики по сравнению с ады­гами.

Причём далеко не всегда вытеснение не титульных народов из сферы управления сопровождается попытками его правовой легализации. Как правило, всё сводится к обыкновенной про­текции, где решающим фактором становится пресловутая клановость.

Неблагоприятной для русского населения в плане подъёма этнического самосознания черкесов является и ситуация в Карачаево-Черкесии, где рус­ское население также оказалось в сложном положении. На бытовом уровне идет выдавливание русских с мест их компактного проживания. В Карачаево-Черкесии раньше насчитывалось более 50 населенных пунктов, где компактно проживали рус­ские люди. Сейчас таких населенных пунктов в десять раз меньше. «У русскоязычной молодежи сегодня в КЧР нет будущего. Для неё существует негласный запрет на работу в казначействе, налоговой инспекции, КРУ, счётной палате и других фискальных органах республики. Большая часть выпускников школ уезжает учиться и работать за пределы республики. Сегодня в высших учебных заведениях Карачаево-Черкесии учится менее 5 % русских, которые после их окончания не могут устроиться работать по специальности.

Третьим выступает фактор этнизации как составная часть более обширной темы, касающейся эконо­мической ситуации в регионе. А она является, как известно, откровенно плачевной. На сегодняшний день все субъекты, входящие в СКФО, дотиру­ются из федерального бюджета. В целом по Северному Кавказу фиксиру­ется самый высокий уровень безработицы и самый низкий прожиточный уровень в стране. При анализе данной ситуации в её связи с изменением этно-демографического баланса принципиально важно учитывать роль русского населения Северного Кавказа как преимущественного источника профессиональных кадров для высокотехнологичных и высокоорганизо­ванных хозяйственных отраслей, сферы науки и образования. По общим оценкам, русские до сих пор составляют до 80% от общего числа занятых в этих сферах жителей Северного Кавказа. Соответственно, укрепление этномонополий на производство автоматически влечёт за собой усугубле­ние описанных выше тенденций, порождая архаизацию, а в ряде случаев и отмирание целых отраслей хозяйства. Характерный пример тому – объ­ёмный ВПК Дагестана – на сегодняшний день полностью остановленный.

Притеснения русских на Северном Кав­казе проявляются не только в грандиозными драками, «…в процессах приватизации русские уступали выходцам из других городов и районов. Предприятия стали переходить в руки представите­лей титульного этноса». Так «на территории Майского района нет ни одного рус­ского руководителя, а выходцы из других районов, которые скупили за бесценок предприятия, всю прибыль уводят в свои районы».

Не всё ладно и в земельных вопросах. Так советник президента КБР по казачьим вопросам Михаил Клевцов неоднократно подвергал критике земельные переделы, происходящие на казачьей земле, когда у казаков, истинных хозяев земли, местные чиновники отбирают наи­более плодородные участки и передают ее в аренду а то и в субаренду пришлым арендаторам, в частности, фирме «Агроплюс» были сданы в аренду на 49 лет земли бывшего колхоза «Красная Нива» станицы Котляревской.

Естественно, что жертвами процесса прогрессирующей моноэтни­зации республик Северного Кавказа становятся не только русские, но вообще все «нетитульные» этносы, их населяющие. В С.Осетии набирает обороты скандал вокруг книги директора Северо-Осетин­ского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ) Залины Владимировны Кануковой «Диаспоры в Осетии: историче­ский опыт жизнеустройства и современное состояние», в которой все группы, проживающие ныне в Республике Северная Осетия–Алания, кроме осетин, объявляются диаспорами.

Разумеется, объективный процесс целенаправленного вытеснения русских из занимаемых ими социальных ниш в подавляющем большин­стве случаев носит нелегальный характер. Примеры, подобные приведён­ному выше – касательно изменений в избирательных законодательствах – представляют собой попытки легализации такого вытеснения. Однако очевидно, что в целом ряде сфер такая легализация не представляется возможной. Таким образом, в этих сферах процесс давления на русское населения носит характер прямого нарушения его прав. Эти нарушения колеблются в широком диапазоне – от убийств и грабежей, широко прак­тиковавшихся особенно в периоды боевых действий, до искусственного создания бюрократических препон при попытке русских открыть своё дело или расширить производство, устроиться на работу, получить соци­альные гарантии, купить или даже хотя бы сохранить за собой имеющу­юся жилплощадь.

Четвертым фактором тревоги для русского населения Кав­каза, провоцирующим его отток, является активизация политического ислама. Некоторые исследователи придают этому фактору самостоя­тельное значение, другие более склонны рассматривать его как одно из проявлений того же этнизма и даже называют исламизм «камуфляжем» национализма. Однако при этом нельзя отрицать того, что в дискурсе ряда экстремистских организаций, по крайней мере, на уровне деклара­ции религиозно-доктринальный компонент явно превалирует над наци­онал-сепаратистским. В первую очередь это касается всевозможных про­ектов построения на территории Кавказа независимой теократии или включения этой территории в ещё более обширное образование теокра­тического толка. Яркий пример тому – «Кавказский эмират», чей лидер Доку Умаров одновременно с провозглашением создания «Имарата» сло­жил с себя полномочия президента непризнанной Чеченской Республики Ичкерия, или проект «Великая Черкесия». Сейчас Чечня «…освободилась от русских. Русские вытеснены не только с этнографических территорий расселения чеченцев, они изгнаны с исконных казацких земель – равнин по левому берегу Терека. Русскоговорящие граждане устранены из политической, социальной и даже городской жизни. В республике установлен полный чеченский контроль – ныне под эгидой Рамзана Кадырова».

Пятым, психологически сильным фактором, способствующим формированию негативного фона, про­воцирующего отток русского населения, можно отнести и многочисленные факты насильственного удержания на Северном Кавказе русских с их физи­ческим принуждением к бесплатному труду.

Шестым можно назвать неприязненное отношение со стороны властей, подобные оспа­риванию законности строительства храмов, казачих (русских) школы и др., что не лучшим обра­зом сказывается на моральном состоянии русского населения в «наци­ональных республиках», особенно там, где русские составляют боль­шинство населения. Одним из подобных примеров является решение президента Адыгеи Аслана Тхакушинова о нецелесообразности при­влечения казаков к охране общественного порядка. Казаки практически не представлены в местных орга­нах власти, их туда почти не допускают, зачастую из-за противодей­ствия местных элит»

Следует отметить и некорректное поведение выходцев из некоторых моноэтнических республик, как в других республиках СКФО, особенно там, где преимущественно проживает русское население. Наибольшее беспокойство у жителей Ставрополья вызывает «поток мигрантов с Кав­каза, которые принесли с собой межнациональные конфликты, теракты и высокий уровень преступности»

Седьмым является отсутствие должной правовой оценки и последующих уголовно-процессуальных действий со стороны местных властей в отно­шении совершённых против представителей русского населения престу­плений. Не желая «портить отчётность», не одно из совершённых на почве межэтнической и «межнациональной» розни преступлений не квалифицируется по 282-й статьи Уголовного

Избиение школьников в селе Янтарное (07.04.10), попытка изнасилования тринадцатилетней девочки в Майском с политическим подтекстом (10.07.10) в КБР, избиение в Адыгее,(06.10.09) русского жителя Майкопа, массовая драка (25.06.10) в Воль­ном, регулярные стычки на территории Став­ропольского края, такие как массовые столкновения в городе Зеленокумске (26-27.11.10), в селе Степ­ное (25.12.10), поджог дома глава администрации села Иргаклы Степновского района (26.10.10) Ставропольского края – обычные реалии с Южного фронта Русской цивилизации.

Силовые структуры регионов занимают этнические позиции. Так избиением закончился вызов атамана Майкопского Сахно в Центр по противодействию экс­тремизму МВД по Республике Адыгея, 21.09.10 по факту восстановление православного креста на вершине горы Фишт, где ему неким Брантовым Мурадином Султановичем, было предъявлено обвинение в экстремизме за «работу на какую-то службу и выпол­нение чьих-то поручений, по установлению крестов». «Брантов М.С. встал из-за стола, подойдя ко мне, сидящему на стуле, нанёс удар кула­ком по голове и вышел» – рассказал Сахно. Это далеко не единичный случай.

Данные о нарушениях прав русского населения в республиках СКФО скрываются. В то же время информация о нарушениях со стороны Федераль­ного центра в отношении представителей местных этносов активно распространяется, создавая однобокую картину восприятия.

Суммируя все перечисленные факторы, можно сказать, что «исходу» русских с Кавказа способствует складывающийся неблагоприятный именно в их отношении социальный климат, имеющий как свои безлич­ные (преимущественно экономические) предпосылки, так и своё лицо – национализм титульных этносов северокавказских национально-адми­нистративных образований.

В связи со всем вышесказанным, а именно с тем, что отток русских с Северного Кавказа происходит в контексте моноэтнизации националь­ных республик и «национализации» местных административных и про­изводственных институций, встаёт проблема по сути «возрождения полиэтничности» российского Кавказа, как её сформулировал начальник отдела по национальной политике Чеченской республики Вадуд Гериха­нов. Ибо конечным и наиболее пагубным следствием моноэтнизации данных субъектов является усиление «центробежных сил», то есть тен­денций на выделение соответствующих территорий из состава РФ под лозунгами создания независимых национальных государств.

Под. ред. Коровина В.М. М.: 2011. Реферат книги

Миграция русских: причины оттока с Северного Кавказа. Описание проблемы, актуальная ситуация (1989–2011)


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
12 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Обслуживание пресс-форм для пластмасс: как продлить срок службы

... изделий. Регулярная чистка предотвращает эти проблемы. Проверка подвижных частей на износ ... развитие. Эти осмотры могут выявить проблемы, которые не заметны при ... снижает их эффективность. Соблюдение выше описанных рекомендаций позволяет не только поддерживать ...

Роль автоматизации в экологическом мониторинге

... становятся всё более актуальными. Одной из главных ... Для решения этой проблемы необходимо не только минимизировать ... системы управления. Причины загрязнения среды Основные причины загрязнения атмосферы ... Это особенно важно в ситуациях, когда необходимо быстро ...

Свадьба в Петербурге: почему пары выбирают нашу гостиницу для проживания

... сказать друг другу “да” в северной столице, отель “Театральная Площадь” готов ...

В какой гостинице остановиться и насладиться достопримечательностями Петербурга

... . Чтобы по-настоящему прочувствовать многогранность северной столицы, важно выбрать не только ... достопримечательностями 1. Бронируйте заранее: особенно актуально для высокого сезона (май-сентябрь ...

Тележка для медицинских инструментов

... находить все необходимое в стрессовых ситуациях. Дополнительно, многие модели оснащаются кол ...

В Малышевском городском округе прошла шестая Спартакиада допризывной молодежи «КАЗАЧЬЯ РУСЬ»

... взаимодействию с казачеством Каменской Епархии Русской Православной Церкви; - 109 пожарно ...