Начало казачьего возрождения на Енисее. Некоторые проблемы...

Уверен, у многих навсегда остались в памяти события середины восьмидесятых - начала девяностых годов двадцатого столетия, когда по вине политического руководства КПСС в СССР начались процессы, приведшие к развалу некогда единой страны. С полной уверенностью можно утверждать, что эти  разрушительные тенденции были приведены в действие при помощи как внешних, так и внутренних деструктивных сил. Именно события приведшие к развалу державы, явились неким своеобразным «катализатором» возрождения казачества на всём постсоветском пространстве. В противовес разрушению нашей общей Родины стали появляться различные казачьи структуры. Первым возникло в 1989 году «Московское казачье землячество». Среди его основателей были разные люди: писатель Г.Л. Немченко, военный журналист и поэт В.А. Латынин, бывший партийный работник, директор одного из крупнейших Московских автокомбинатов А.Г. Мартынов, член ВООПИиК  Г.А. Кокунько, создатель и руководитель ансамбля «Казачий Круг» В.Н. Скунцев и  другие казачьи потомки. Этих людей по праву можно считать «первыми ласточками» возрождёния казачества. Общественная организация казаков «Московское казачье землячество» выступила инициатором созыва  первого учредительного круга казаков и образования  всероссийского казачьего объединения – «Союза Казаков». Начавшийся процесс самосознания  и определения своего места в истории России всколыхнул тогда память многих казачьих потомков. Одним словом, потомки уничтоженного за годы репрессий советского периода казачьего этноса, отринув навязываемые им сверху стереотипы и идеологические догмы,  предприняли попытку возродить казачество.  В начале девяностых годов это новое и зачастую совершенно непонятное для многих других категорий населения страны движение, стало день ото дня расти и шириться. Возрождение казачества охватило тогда буквально все регионы страны, где проживали потомки казаков. Учредительный  круг в Москве собрал 263 делегата от всех потомков казаков живущих в России и за границей.  На этом круге был избран верховный атаман общероссийского казачьего объединения «Союза Казаков России» А. Г. Мартынов и избраны члены правления СКР. По стране пошла молва: «живы казаки!». Началось возрождение казачества и в границах бывшей Енисейской губернии: Красноярском  крае (1934г), республиках Тыва (1944г.) и Хакасия (1990г). Так, 20 июня 1990 года был образован оргкомитет казаков Красноярского края, который обратился к потомкам казаков бывшей Енисейской губернии с призывом о возрождении Енисейского  казачьего войска. В члены оргкомитета  вошли следующие родовые казаки: Н.А. Ануприев, В.В. Быстров, И.М. Рычков, А.Т. Ветров, И.И. Ковтун, А.И. Петрик и П.И. Петрик (все-Красноярский край). Их призыв был услышан! Несколько позже в состав оргкомитета были введены: В.Т. Попов, Ю.Н. Бедерев, М.И. Щвецов – все красноярцы; Г. И. Бондаренко, Ю.В. Дубровин, В.Н. Кречет - представители южных районов края;   М.П. Хабаров, С.К. Жаркой, В.М. Шилов, Г.Н. Москалёв и Н.П. Балакирев - все от РХ;  Тогда же начал свою деятельность в казачестве и ваш покорный слуга. С самого начала вхождения в оргкомитет, эти казаки стали проводить  работу по организации и проведению различных казачьих мероприятий, составлению документации, принятию уставов казачьих структур и много другой, подчас незаметной, рутинной работы.  Деятельность  членов оргкомитета по возрождению енисейского казачества позволила подготовить и провести в период с 23 по 24 марта 1991 года учредительный круг Енисейского казачьего войска, и избрать первого атамана возрождённого енисейского казачества. Им доверили стать родовому енисейскому казаку И.М. Рычкову. Пробыл атаман в этой должности недолго: сказалась застарелая болезнь, в результате которой первый атаман возрожденного енисейского казачества скоропостижно скончался. Однако начатое им дело не заглохло. Обязанности атамана возрожденного ЕКВ было поручено исполнять  другому родовому енисейскому казаку - А.Т. Ветрову.  С марта по август 1991 года, под непосредственным руководством войскового атамана были проведены учредительные круги Минусинского, Красноярского, Енисейского, Канского  и Ачинского казачьих округов. Первым атаманом Минусинского округа был избран В.Н. Кречет. Первоначально, в особый Минусинский казачий округ входили и все казачьи структуры, расположенные в РХ. Находясь на посту атамана округа, В.Н. Кречет, буквально исходил и изъездил всю Хакасию, лично посещая места бывших казачьих форпостов, посёлков и станиц, находил и встречался с уцелевшими в лагерях казаками и их детьми, призывая последних к  активной работе в казачестве. Позднее его  сменил А.Д.Есипов, участник Великой Отечественной войны, известный казачий поэт, который был избран атаманом округа 17 марта 1992 года. Надо отметить, что первоначальная работа по возрождению казачества проходила очень и очень нелегко. Вспомним, именно в те годы начался развал буквально всего: связей, экономики, культуры, человеческих связей. К  факторам, значительно усложняющим деятельность оргкомитета, также относились: огромнейшая территория приенисейского региона, разреженность казачьего населения, отсутствие мест компактного проживания казаков, отсутствие достаточной финансовой и материально-технической составляющей казачьего возрождения.  К тому же,  большая часть родовых казаков проживающих в Красноярском крае, Хакасии и Туве, происходила из семей казаков, репрессированных в советское время. Здесь, на енисейской земле, не было единого казачьего этноса, как например, на Дону или Кубани. На лицо была, как тогда многим казалось, почти полная утрата исторической памяти потомками казаков. Следовало учитывать возрождающемуся казачеству и ухудшение межнациональных отношений в регионе. Известные события тех лет в Тыве, когда происходило повсеместное вытеснение с  территории  республики  русского населения, усилили межэтническую напряженность и у нас в Хакасии. Здесь уместно вспомнить, с какими националистическими лозунгами обращались к титульному  населению республики лидеры «Туна»: А.А. Костяков и В.И. Ивандаев -"Хакасия для хакасов", "Русские-колонизаторы нашей земли" и др.  Возрождение казачества  в республике подавалось заинтересованными структурами в противовес  всему  хакасскому  населению.  Кто-то неизвестный, «оставаясь в тени», очень старался настроить представителей титульной нации против казаков, проживающих в РХ.  Казаков голословно обвиняли в том, что  они  создают вооруженную структуру. Поэтому, славянскому населению, которое составляет большинство населения в Хакасии, не оставалось ничего иного,  как провести в Абакане  учредительный съезд славяно-казачьего союза Хакасии (сокр.-СКС), который состоялся 15 декабря 1991 года.  Представители славян и казаков, среди множества других поднимаемых вопросов, потребовали пресечь разжигание межнациональной розни в РХ. Неоценим вклад в это дело бывшего председателя горисполкома С.М. Кременецкого, бывшего ресвоенкома С.М. Осипова, бывшего первого зампреда ВС РХ Н.Г. Булакина,  бывшего благочинного Абаканского прихода о. Олимпия Богинского и других должностных лиц города и республики. Большую моральную поддержку оказал тогда енисейским  казакам,  своим приездом в РХ, и участием в работе СКС, атаман Иркутского казачьего войска  Н.М. Меринов и члены делегации иркутского казачества. С целью не допустить дальнейшего ухудшения отношений между народами, проживающими на одной территории, органы власти и управления РХ предприняли тогда ряд кардинальных шагов в этом направлении. Усилиями прокуратуры националистический угар лидеров «Туна» был несколько «притушен», а сами руководители националистической группировки получили прокурорское предупреждение о недопустимости подобной деятельности. Похоже, это отрезвляюще подействовало тогда на многих. С самого начала казачьего возрождения главным направлением работы правлений казачьих структур всех уровней был настрой казаков на созидательную деятельность возрождённых казачьих структур, воспитание молодых казаков, поступающих на казачью службу в духе  преданности своей Родине-России, подготовка казаков к несению службы.  По сути, были «подняты на щит» традиционные для казаков качества, формирующиеся на казачьих традициях, обычаях и духовности. Всё это приносило свои плоды: потомки казаков мало-помалу вспоминали своё славное прошлое и восстанавливались в казачестве. В период с 1991 по 1993 годы были образованы: «Саяногорская казачья сотня» - атаман С.К. Жаркой, участник событий в Приднестровье; «Монокская казачья сотня» - атаман  Н.В. Юданов; «Алтайская казачья сотня» - атаман В.И. Вохмянин;  «Арбатская казачья сотня» – там атаманом  вначале был избран житель с. Малые Арбаты  Ю.И. Сипкин, а затем  его сменил П.И. Миронов;  «Казачья организация г. Сорска» - атаман В.Г. Конгаров;  Абаканская казачья сотня «Возрождение» - атаман А.А. Кисляков; «Таштыпская казачья сотня»-атаман  В.В. Бондаренко; «Усть-Ербинская казачья сотня»-атаман А.С. Вижнин, наш первый фермер-казак, активно помогали атаману  Ю.В. Мельников и П.В. Лопатин;  «Черногорская казачья сотня»- атаман Л.М. Школьников;  «Ширинская казачья сотня» - атаман Г.Э. Кожуховский; «Копьёвская казачья сотня» - руководитель А.И. Рассказчиков, участник Великой Отечественной войны. Некоторое время довольно активно работал «Абаканский казачий полк», атаманом которого был В.В. Подрешетников. Была организована в столице республики и «Абаканская казачья общественная организация», ею несколько лет подряд руководил  В.В. Воробьёв.  В Минусинске казаки образовали «Минусинскую казачью сотню»,  избрав атаманом М.Г. Богачёва, помощь в работе ему оказывал А.В. Коваль. Атаманом каратузских казаков был избран Г.И. Бондаренко, а его помощником стал С.Н. Путилин.  Руководителем всех казаков,  проживающих в Идринском  районе Красноярского края, избрали Н.Г. Атаманюка. Чуть позже появилась ещё одна казачья структура, которая объединила казачьих потомков  проживающих в Шушенском районе. Там своим атаманом казаки избрали В.И. Селиванова. Провели свой учредительный круг и потомки казаков бывшего Абаканского острога. Краснотуранским атаманом был избран И.М. Воропаев. Организовалась казачья полусотня и в самом отдалённом Ермаковском районе. Исполнять обязанности сотника вызвался А.Я. Ярошенко.  В Туве был организован  Верхне-Енисейский  казачий округ, во главе которого вначале стоял наказной атаман А. Г. Шумов. Позднее казаки, проживающие на территории Тувы, избрали на круге нового атамана. Им стал В. Г. Беспалов, который стоял во главе казачьей организации в Туве около пятнадцати лет. Организовали своё казачье сообщество и казаки  г. Турана. Их первым атаманом стал С.И. Матвеев, трагически погибший позднее от рук тувинских националистов. Деятельное участие в организации казачьей общины в Туве принимал В.Н. Тютрин. Отмечу, что все казачьи структуры нашего южно-сибирского региона были созданы  усилиями потомков казаков. Пусть не все они были зарегистрированы в органах власти в ранге общественных объединений граждан, но все наши структуры действовали в рамках российского законодательства. Свою деятельность казаки и атаманы осуществляли на общественных началах, не получая за  служение казачьей  идее никакого вознаграждения, кроме, разве что морального удовлетворения.  Были среди нас  и женщины.  Подлинный пример верному служению казачеству и приверженности порученному делу показала Т.А. Мельникова, жительница Саяногорска, бывшая редактором первой казачьей газеты на юге Сибири.  «Саянский Казак»  стал в те годы настоящим рупором казачества. Посредством этой газеты, о деятельности Минусинского казачьего округа узнавали казаки из других российских регионов. Большую помощь в воскрешении исторической памяти о енисейских казаках внесли  наши старейшины:  участники Великой Отечественной войны: Г.И. Атаманюк, Я.С. Александров, И.А. Байкалов, И.М. Байкалов, Н.Е. Байкалов, С.М. Байкалов, И.И. Бузунов, Г.И. Беспалов, А.Д. Есипов, К. А. Кожуховский, М.С. Казанцев, И.И. Терских, Г.И. Подойницын (двое последних участники б\д в Венгрии и Корее) - выходцы из казачьих семей.  Воспоминаниями о прошлой жизни казаков Енисейской губернии с нами делились родовые казачки: Н.Е. Байкалова, Н.И. Морозова и Н.И.Юданова.  К сожалению,  размеры материала не позволяют автору даже просто перечислить всех, кто оказался сопричастен к возрождению казачества.  Усилиями большого числа людей и был сдвинут с места, этот, казалось бы,  «непосильный воз» казачьего возрождения. Отмечу, что сделано это было после более чем семидесятилетнего забвения казачества,  и  без особой помощи государственных структур. Спохватившись, власть стала осознавать, что такое мощное народное движение нельзя оставлять без внимания. Стали предприниматься различные, часто, прямо скажем – неуклюжие, попытки взять казачье движение под свой контроль. Предпринимали такие попытки и лидеры ряда партий и общественных движений. К сожалению, правление особого  Минусинского казачьего округа пошло у них на поводу. Так единый некогда округ, оказался разделённым на  части: правобережную и левобережную. Та его  часть, которая осталась на территории республики, получила наименование «Саянского казачьего округа». Его атаманами в разные годы последовательно  избирались  казачьи офицеры:  А.Д. Есипов, Н.И. Ерошенко, В.Н. Тютрин, Ю.В. Мельников. В с связи с переездом А.Т. Ветрова  в   Москву, где он стал одним из лидеров общественного объединения «Союз казачьих войск России и Зарубежья», атаманами Енисейского казачьего войска избирались: В.А. Калетин, ставший позднее атаманом Сибирского казачьего войска (г. Омск),  а затем - А.Л. Высотин, бывший атаманом ЕКВ в 1996-2000 годах. Благодаря их  деятельности, казаки, проживающие на юге Сибири, не чувствовали себя оторванными от всего российского казачества.  Казаки округа  неоднократно принимали участие в составе делегаций ЕКВ и ЕЕКВ в различных общероссийских и региональных казачьих мероприятиях в Москве, Краснодаре, Новочеркасске, Красноярске, Иркутске, Омске и ряде других мест. После прихода в Красноярский край команды генерала А.И. Лебедя, положение дел в казачестве стало меняться. Основной упор новым руководством был сделан на образование кадетских корпусов. На должность атамана ЕКВ был приведен В.Н. Миронов, бывший начальником управления кадетских учебных заведений края. Именно с этого времени стало заметно некое разделение казаков на «реестровых» и «общественников». После гибели губернатора А.И.Лебедя в авиационной катастрофе в мае 2002 года в районе с. Ермаковское Красноярского края, атаман Миронов  сложил полномочия атамана ЕКВ и уехал на Дон. Он уехал, а вот разделение енисейских казаков, посеянное им, осталось и продолжается до сих пор. После прихода к руководству  одной из казачьих структур на Енисее В.А. Кривоногова,  работа в ЕЕКВ значительно оживилась, стала заметнее динамика казачьего роста, в казачество пришло достаточно большое количество молодёжи. Образованы структуры ЕЕКВ в Норильске, на Таймыре,  в состав Единого Енисейского казачьего войска вошел «Алтайский казачий отдел», где атаманом - В.Н. Морозов. Проведение  казаками по всей стране многочисленных мероприятий: кругов, сходов, научно-практических конференций, публикаций в СМИ, установка поклонных крестов памяти, участие казаков в крестных ходах, в охране общественного порядка, оказание помощи населению в местах проживания, участие казаков-добровольцев в приднестровском, грузино-абхазском и других военных конфликтах, вынуждало власти принимать различные законодательные акты в отношении казачества. Так, за годы, прошедшие со времени возрождения казачества,  были приняты: закон «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991года; Указ Президента РФ « О реформировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона» от 15.03.1993года; «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» от 09.08.1995года и целый ряд других нормативно-правовых актов, касающихся жизнедеятельности казачества. Замечено, что эти документы подписывались высшими должностными лицами, как правило, накануне или во время проведения  предвыборных  компаний общероссийского уровня. Надо прямо сказать, что определённая часть казаков, возлагала на эти указы и постановления некоторые надежды и чаяния. Разрабатывались программы для привлечения казаков на военную службу в подразделениях  министерства обороны и пограничных войсках; и о порядке и особенностях прохождения военной службы, охраны Государственной границы и общественного порядка представителями казачества, но каких-то серьёзных практических шагов в  этом направлении так и не было сделано. Более того, многие добрые инициативы казаков наталкиваются на противодействие администраций различного уровня. Создаётся впечатление о том, что власть не понимает задач казачьего возрождения и зачастую, противодействует им. Такое происходит повсеместно. Казалось бы, сегодня, когда мало кто желает по собственной воле служить в Вооруженных Силах,  когда растёт число уклонистов от службы в армии,  здравый смысл подсказывает, что власти необходимо опираться на стремление казачества служить своей Родине, на его готовность к защите  страны. Однако этого не происходит. Более того, как небезосновательно считают многие казачьи атаманы и казаки, такое положение дел создаётся искусственно: на лицо попытки внести смуту  в казачье движение.  Чего стоит одно только разделение  казаков на «реестровых» и «общественников» ? Ведь что дал реестр российскому казачеству? По большому счёту - ничего. По-сути, усилиями государственных структур казачество вновь разделено на части. И за примерами далеко ходить не надо.  У нас в республике Хакасия существует целый ряд общественных и «общественно-государственных» казачьих формирований: «Южно-Сибирский казачий округ» - руководитель В.В. Подрешетников, «Саянский казачий округ» - руководитель А.В. Шинарёв, «Саянский казачий отдел» СКР, который  входит в состав Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России - атаман Ю.Н. Некрасов.  Есть в республике и казачье общество, входящее в т.н. «реестр». В настоящее время им руководит Г.Г. Зяблицкий.  Существует и ряд  других казачьих формирований.  Возникла странная ситуация: в регионе, который исторически является местом проживания енисейских казаков, до сих пор нет объединенной казачьей структуры. Да, в республике и на юге края проживает достаточное число лиц, причисляющих себя к казачеству, однако среди этой группы населения  нет единства.  Вернее же будет сказать,  что единства нет среди атаманов, которые  всё никак не могут решить: кто же из них «самый главный» и «самый важный». От такой их позиции  страдает казачье движение региона в целом.  В этом негативном  процессе отчётливо видна  роль атамана  «реестрового» ЕВКО П.И. Платова.  В своём необузданном желании удержатся  в должности руководителя «реестрового казачества»  он, кажется, превзошёл все мыслимые и немыслимые пределы. Устроенная Платовым «кадровая чехарда»  не может служить укреплению позиций енисейского казачества в регионе. Недаром  члены ЕВКО, проживающие в Красноярске, выразили недавно недоверие своему руководителю, о чём и разослали документы в  самые высокие инстанции, вплоть до Администрации Президента. И это только один пример. Наблюдаются в казачьем движении и другие негативные моменты. Хотелось бы отметить некоторые их них: это низкая юридическая грамотность атаманов и членов казачьих правлений всех уровней, что связано с отсутствием системной подготовки управленческих кадров для казачьих обществ. «К власти» в казачестве зачастую приходят: то «предприниматели средней руки», то отставники, оказавшиеся по ряду причин не у дел, то бывшие работники низшего и среднего звена партийно-советской номенклатуры. В результате этого казачье движение на Енисее теряет свой идеологический нравственный стержень, превращаясь в ряде мест в фикцию, в «фантом», в движение за своё выживание, приспособление к условиям существующей сиюминутной ситуации. Между тем, ряд очень серьёзных задач и проблем, стоящих перед казачеством и могущих обеспечить его поступательное движение в будущем, не решается вовсе. Что здесь имеется в виду? Прежде всего - несовершенство российского законодательства. Так, все национально-государственные (территориальные) образования в РФ имеют законодательно закреплённые в Конституции РФ свои конституции, уставы и.т.п., в то же время, в отношении российского казачества такие нормативные акты не приняты до сих пор, что  подчёркивает его неопределённое место в структуре государственно-правовых отношений.  Отсутствие системы государственного контроля и ответственности за выполнение государственных законодательных и нормативно-правовых актов  в отношении российского казачества ведёт к дискредитации всей заявленной и юридически (законодательно?) оформленной политики – Концепции по отношении к нему. Неисполнение заявленных положений федеральной системы - политики в отношении казачества позволяет органам власти субъектов РФ, (и РХ здесь вовсе не исключение), находить причины бездеятельности, а подчас и намеренного сдерживания исполнения государственной политики в вопросах возрождения и становления казачества в местах его проживания. Без определения места казачества в бюджетно-образующих и бюджетно-распределяющих процессах экономики РФ, становление казачества ещё долго не выйдет за рамки общественной самодеятельной организации, пусть даже и в статусе «казачьего общества» внесённого «в государственный реестр». Практика последних двадцати лет показывает всем нам, что успехи казачьего движения во многом определяются отношением к нему органов власти всех уровней. Там, где руководители исполнительных и законодательных органов власти относятся к нуждам и заботам казачества  со  вниманием и поддержкой, там заметен практический вклад казачества в поддержание стабильности, достижения согласия и мира в регионе. Во многих местах проживания казачества, к сожалению этого не происходит, и казаки не ощущают поддержку властных структур. Так на кого же надеяться казачеству, как не на самих себя? «Второсортным населением», пригодным только для производственных нужд и «ряжеными скоморохами» для новоявленных хозяев жизни, нам казакам быть не с руки. Бежать из родных мест тоже некуда, никто из нас никогда не имел, и не имеет двойного гражданства. Значит, казакам остаётся только самоорганизация для защиты своих жизненных интересов в местах проживания.  Следует отметить, что  многих природных казаков, а равно и сочувствующих им лиц, тот «казачий ренессанс», очертания которого стали видны в конце 80-х годов прошлого века, всё-таки застал врасплох. С одной стороны, что называется, сама идея возрождения казачества  понравилась многим.  С другой стороны, не очень было понятно, как эту идею реализовать на практике.  Ведь российское казачество до 1917 года занимало своё, строго определённое место в структуре Российской Империи.  Что-то, хотя бы отдалённо  похожее на эту «казачью нишу», в структуре новых «демократических» отношений в современной  РФ  для казаков явно не просматривалось.  Может быть, именно на это и рассчитывали либералы, которые в начале своего правления и попытались разыграть «казачью карту». Возможно в те годы, в момент наивысшего противостояния «демократов» с КПСС, этот пропагандистский трюк «казачьего возрождения» был важен для них самих. На реальное возрождение и возвращения казаков из небытия «ельцинисты» явно не рассчитывали, т.к. по их мнению, для этого в РФ не было совершенно никаких условий. «Казачий проект» должен был по их команде выстрелить и, сделав своё дело, навсегда  кануть в Лету. Однако, как это часто случается, тут и произошёл незапланированный  и неожиданный для них сбой: похоже, значительно большее число людей отнеслось к казачьему возрождению серьёзнее, чем ожидали «демократы». Что именно  из всего перечисленного  было главным, сказать трудно. Только казачество, шаг за шагом, стало предпринимать свои первые шаги к настоящему, а не мнимому, возрождению. По молитвам ли казаков - мучеников, убиенных кровавым режимом, по зову ли казачьей памяти, или по каким-то иным законам произошло это чудо - судить не берусь. Скорее всего, сработала генетическая память потомков казачьего народа, придав первый, самый важный импульс нашему возрождению. Казачество не рассосалось среди множества других пиар-проектов последних десятилетий, оно выжило среди непростых условий нынешнего существования в современной действительности, и стало частью реальности  нашей жизни. Проведение последних двух всероссийских переписей населения свидетельствует об увеличении числа граждан Российской Федерации, называющих себя казаками. Это вселяет в нас определённую надежду на будущее. Даст Бог, казачество ещё послужит своему народу и своей Родине. Смею надеяться, что те времена не за горами .
                                                        
Сергей Байкалов    
родовой енисейский казак.
г. Абакан, Р Х


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Явные причины, по которым стоит обратиться в клининговую компанию!

... ётко оговоренный день и час. Некоторые сотрудники компаний по клинингу могут ...

Делаем ставки в букмекерской конторе «Pin-up Bet»!

... ётко знать алгоритм действий. Для начала им необходимо выбрать букмекерскую контору ...

История создания и развития пылесосов

... возвращается на место зарядки. В некоторых моделях для выполнения функции очистки ...

Бензогенераторы: что нужно знать

... энергию. И для большинства людей проблема энергосбережения является одной из важных ...

В воинской части Новороссийска состоялся День национальной армянской кухни

... . Реформа военной отрасли и переход некоторых ее сфер на аутсорсинг позволили ...

Волгоградские срочники отмечают День именинника в кругу сослуживцев

... испекли сдобный пирог с ягодной начинкой и сделали полезный цитрусовый лимонад ...