Николай Андрусов – исследователь земли крымской с мировым именем
Будущий ученый родился 19 декабря 1861 года, в день почитания Николая Угодника, в честь которого и был наречен. В некоторых источниках можно прочесть, что место рождения Андрусова – Керчь. На самом деле Николай Иванович родился в другом приморском городе – Одессе. Керчанином он станет в возрасте 9 лет - после гибели отца поселится в доме своего деда по матери — Филиппа Филипповича Белого, керченского купца и общественного деятеля. Дом по ул. Айвазовского, 32 сохранился до наших дней. Пару десятилетий назад общественностью города озвучивалось предложение открыть в нем небольшой минералогический музей. Но все так и осталось на уровне намерений. Не появилась на здании и мемориальная доска, посвященная выдающемуся геологу и палеонтологу. Да и сам дом, постепенно разрушаясь, имеет непрезентабельный вид.
В 1872 году Николай Андрусов поступил в Александровскую мужскую гимназию – в то время престижнейшее учебное заведение не только Керчи, но и всей Таврической губернии. Александровская гимназия – вторая в Крыму – была открыта в 1863 году, аккурат в день Святого Николая. Это учебное заведение оставило заметный след в истории отечественного образования. Отсюда по всей России распространился институт классного руководства. В 1869 году гимназию окончил Андрей Желябов, известный революционер, член исполнительного комитета «Народной воли», один из активных организаторов покушения на Александра II 1 марта 1881 года.
Обучение в гимназии длилось восемь лет. Для Андрусова это были годы первых открытий, начала его научно-исследовательской деятельности. Поначалу юный гимназист увлекся археологией. Иначе в городе, бывшей столице могущественного Боспорского царства, и быть не могло. События и образы античной старины многих тогда волновали. Наряду с археологами, активно керченскую землю, особенно окрестные курганы, лопатили так называемые «счастливчики (по современным меркам, «черные» копатели).
Николай часто пропадал на горе Митридат. Наверное, как и многие его керченские сверстники, мальчишка мечтал отыскать легендарного золотого коня понтийского царя, чье имя носит господствующая над городом гора. Но не только осколки древних амфор или старинные монеты попадались пытливому юноше. Обращал он внимание и на породы, составляющие митридатскую гряду. Так в жизни Андрусова появилась геология – наука, которой он отдал все последующие годы своей, 62-летней, жизни.
С 13 лет Николай стал совершать пешие многодневные походы по Керченскому полуострову, занимался сбором окаменелостей, которыми так богаты окрестности Керчи. Позже нанимал для этого подводу. Эти походы обогатят коллекции будущего ученого, станут основой для дальнейших исследований, которыми он займется, будучи студентом Новороссийского императорского университета в Одессе.
В гимназии Андрусов прочел и первые книги по геологии, так что в университет пришел уже достаточно подготовленным, с запасом не только книжных знаний, но и практических навыков.
В Новороссийском университете на первых курсах Н.И. Андрусов увлекался зоологией. Это увлечение появилось после блестящих лекций И.И. Мечникова. Еще в восьмом классе гимназии Николай Иванович заинтересовался изучением морской фауны Черного моря, которую вскоре стал обрабатывать в геологическом кабинете университета под руководством профессора И.Ф. Синцова - своего первого наставника в области геологии. Начиная с 1882 г., Новороссийское общество естествоиспытателей направляет студента в летнее время для геологических исследований Керченского полуострова. В 1884 г. опубликована его первая научная работа «Заметки о геологических исследованиях в окрестностях города Керчи». Обработка коллекций, собранных летом 1882-1884 гг., легла в основу его научных публикаций.
Университет Н.И. Андрусов закончил с отличием. У него были все шансы остаться при университете, но этого не случилось. Николай подписал протест против отставки И.И. Мечникова. И только благодаря ходатайствам профессоров А.О. Ковалевского и В.В. Заленского он продолжил занятия наукой. Способному выпускнику была назначена стипендия для поездки на два года за границу. Перед отъездом в Вену, в декабре 1884 года Андрусов приехал в Керчь, чтобы повидаться с родными: у матери кроме него было еще четверо детей – трое младших проживали с матерью, а старшая сестра Юлия училась в это время в Петербурге.
За два года молодой исследователь познакомился с результатами работы крупнейших европейских центров и геологов. Ему удалось хорошо ознакомиться с геологическими достопримечательностями Германии, Франции, Италии.
После возвращения из-за границы Андрусов был оставлен профессорским стипендиатом в Петербургском университете. Здесь же, в начале 1890 г., он защитил магистерскую диссертацию на тему «Керченский известняк и его фауна», после чего стал преподавать в качестве приват-доцента.
В этот период в жизни Андрусова произошло несколько судьбоносных событий. Весной 1888 года Керченская городская управа заключила с Николаем Ивановичем договор, который предусматривал работы по поиску воды для решения извечной проблемы города - водоснабжения. К этому времени семья Андрусовых уже переехала в Санкт-Петербург. Керченский историк, старший научный сотрудник историко-культурного заповедника Владимир Филиппович Санжаровец предполагает, что в этот приезд Николай Иванович жил у кого-то из близких родственников, вероятно, у дяди по матери, возглавлявшего мещанскую управу. Ведь именно по ходатайству управы городские власти пригласили молодого геолога для выполнения столь ответственного задания. По воспоминаниям старшей сестры Юлии, брата щедро угощали обедами и винами, катали на лошадях, в мещанской управе повесили портрет «Благодетелю города», но заплатили за работу всего 100 рублей. Куда благодарнее оказались жители города – именем Андрусова они назвали водопровод в Еникале.
В тот же приезд Николай Иванович занимался нефтяными разведками в окрестностях города под руководством француза Ланэ, работал над составлением большой геологической карты. Ему удалось посетить и изучить окрестности Тобечикского озера и Чаудинского маяка.
В 1889 г. Андрусов женился на Надежде Шлиман - дочери легендарного немецкого археолога Генриха Шлимана, раскопавшего Трою. Новобрачные переехали в Одессу. Из родного города Николай Иванович отправился в первую Черноморскую глубоководную экспедицию, которая состоялась в 1890 г. Экспедицией были получены важнейшие научные результаты, в частности, сделаны два замечательных открытия: на дне моря были обнаружены остатки послетретичной фауны каспийского типа и открыта зараженность глубин сероводородом. Это сразу объяснило многие особенности Черноморского бассейна.
В 1891-1892 гг. состоялась вторая поездка Андрусова за границу. Он вновь работал в Сорбонне, в Загребском университете, участвовал в съезде британских натуралистов, приступил к работе над докторской диссертацией.
Возвратившись в Россию, Андрусов принял участие еще в одной морской экспедиции. На турецком судне «Селяник» ученый побывал в Мраморном море, выясняя вопросы о взаимном обмене вод Черного и Средиземного морей, составе их глубинной фауны и геологической истории. Затем Андрусов уезжает на Каспий – изучать залив Кара-Богаз. Закаспийские экспедиции чередовались с преподавательской деятельностью в Юрьевском университете (Тарту).
В 1897 г. Н. И. Андрусов защитил в Петербургском университете докторскую диссертацию, за которую Академия наук присудила ему Ломоносовскую премию. В этом же году в России впервые была проведена сессия Международного геологического конгресса. Безусловно, энергичный ученый ее активный участник. На заседании конгресса он вносит важное для развития науки предложение об организации международного плавучего института - прообраза современных кораблей науки. Мало того, как истинный патриот своей малой родины, Андрусов организует для членов конгресса экскурсию на Керченский полуостров.
Сюда он будет возвращаться еще не раз, продолжая разрабатывать свою главную тему - восстановление геологической истории Понто-Каспийского бассейна и изучение стратиграфии неогена. В 1902 г. увидели свет две новые небольшие работы нашего земляка: «Отчет о геологических исследованиях вдоль линии железной дороги Владиславовка-Керчь» и «Отчет об экскурсиях на Керченский и Таманский полуострова».
В 1905 г. Н.И. Андрусов возглавил кафедру геологии Киевского университета, объединил многих способных молодых ученых, составивших его научную школу. Широкое признание получил андрусовский стратиграфический метод, основанный на детальных палеогеографических реконструкциях, создаваемых с применением экологического анализа.
Работая в Киеве Н. И. Андрусов каждое лето вместе с семьей – женой, тремя сыновьями и двумя дочерьми - выезжал на отдых в Крым (обычно в Судак). Известно, что в 1909 году, отдыхая в Судаке с семьей, Андрусов принял кратковременное участие в работе экспедиции по изучению Черного моря под руководством заведующего Севастопольской биологической станцией С. А. Зернова. Геолог давно мечтал побывать на знаменитых Элькен-Кая — Скалах-Кораблях в четырех километрах от побережья горы Опук. Благодаря Зернову он свою мечту осуществил, показав взамен послетретичные террасы у д. Эльтиген.
В 1912 г. Н.И. Андрусов переезжает в Петербург, где работает в Геологическом комитете. В 1914 г. его за выдающиеся научные достижения избирают в Императорскую академию наук, он становится заведующим ее Геологическим музеем.
С началом Первой мировой войны в действующую армию мобилизуют всех сыновей Андрусова – Леонида, Вадима и Дмитрия, который неоднократно участвовал с отцом в геологических экспедициях и впоследствии стал видным ученым.
В годы революций далекий от политики (в отличие от своего друга В. И. Вернадского) Николай Иванович Андрусов продолжал свою научно-исследовательскую деятельность. И это несмотря на то, что после 1917 года работа Геологического музея, как и многих других научных учреждений России, разладилась. Голод, холод, дороговизна выгнали из города многих сотрудников музея, да и сам Андрусов все больше думал о переезде в южные края.
Летом 1918 г. Академия наук командировала его на полевые работы в Крым. Николай Иванович с семьей переехал в Керчь, где продолжил работы на берегах пролива. Вернуться осенью в Петроград было очень трудно, и Н.И. Андрусов решил временно остаться в Крыму. Он начал работать в только что открывшемся Таврическом университете. Здесь, из письма В.И. Вернадского, он узнал о своем избрании в основанную в Киеве Украинскую академию наук, но перебраться в Киев уже не было возможности. В Симферополь после долгих странствий на фронтах мировой и гражданской войн приехали сыновья Вадим и Дмитрий. И только о судьбе старшего Леонида ничего не было известно.
Жизнь в Крыму была нелегка. Дочь Вера и сын Дмитрий заболели сыпным тифом. В октябре 1919 г. Николай Иванович получил страшное известие о гибели старшего. Это известие было для него роковым: его сразил инсульт, отнялись рука и нога. Врачи запретили ему читать лекции, писать он фактически не мог, но самое главное - ему разрешили ходить лишь два-три километра в день. Позднее в одном из писем он напишет: «…теперь я уже в практические полевые геологи не гожусь». Содержать хоть как-то большую семью в голодающей стране он бы не смог. В Париже был дом, оставленный в наследство Надежде Генриховне ее отцом. Дом давал небольшой доход, и Надежда Генриховна настояла на выезде. Как оказалось впоследствии, для Николая Ивановича этот шаг означал не только разрыв с Россией (а он во всех своих проявлениях был исключительно русским человеком), но и фактически конец научной деятельности. Ведь все коллекции и многие материалы остались в России.
25 марта 1920 г. Андрусовы сели в Севастополе на пароход «Аldо», взявший курс на Константинополь. Оттуда они прибыли в Париж. Николая Ивановича подлечили, но он не мог много ходить, непослушными стали пальцы рук. Ему купили пишущую машинку, чтобы он мог печатать свои труды. Надежда Генриховна занималась домашним хозяйством. Дети учились: Вадим занимался скульптурой, Дмитрий изучал геологию, Марианна - на историко-филологическом факультете в Сорбонне, Вера - музыке и для заработка шила шляпы.
В 1922 г. Андрусовы переехали в Прагу, здесь жизнь была дешевле, легче было дать образование детям. И здесь Николай Иванович пытался работать, но мало что сумел сделать из-за плохого самочувствия, отсутствия материалов, коллекций, книг, контактов с научным сообществом, а главное - перспективы. Он скончался в Праге 27 апреля 1924 г.
В отличие от многих ученых-эмигрантов Н. И. Андрусов не был забыт на Родине. Его работы по неогену стали отправной точкой дальнейшего развития стратиграфических исследований в Советском Союзе. Лучшим памятником Н. И. Андрусову стало издание в 60-е годы избранных его трудов в четырех томах. Это издание до сих пор широко используется современными специалистами разного профиля. Издан и сборник воспоминаний о Николае Ивановиче.
Фамилия выдающегося русского ученого увековечена в названии крымского села Андрусово, грязевой сопки на Булганакском сопочном поле на Керченском полуострове, грязевого вулкана и подводного хребта на дне Черного моря, горных террас в окрестностях Судака, карстовой полости на яйле, геологических обнажений в Камыш-Буруне (Керчь). В 1991 году в честь знаменитого земляка была названа улица в керченском поселке Партизанском. Сделано это было по ходатайству сотрудников предприятия «Укрчерметгеология».
Оксана Шеремет
На фото:
на фронтоне дома сохранился вензель владельца - "Ф" и "Б" (частично);
знаменитые керченские грязевые вулканы;
Сопка Андрусова на Булганакском сопочном поле;
целебная грязь лучше любого сувенира.
Фото автора
Записи на схожие темы
Шкаф из шпона купить
... . Мы понимаем, как важно выбрать именно тот шкаф, который будет сочетать ...
Молниезащита под ключ
... безопасное отведение электрического тока в землю. Однако, чтобы система работала эффективно ...
Сметная экспертиза от МК-ЭТАЛОН на капремонт кровли здания учебных мастерских техникума в г. Нижний Тагил Свердловской области
... также посмотреть на нашем портале Земля Мастеров в различных разделах: 1 ...
В Екатеринбурге мультипликатор с мировым именем Рони Орен провел мастер-класс для детей по лепке из пластилина
... горожанам открывал мастер-мультипликатор с мировым именем Рони Орен. «Это просто - ...
Максим Калашников: Мировая революция 2.0
... нет, вы не ослышались – именно мировая, а не только русская. ... назвать «Технологиями мировой революции-2.0». Именно здесь подробно описана ... параполитических структур, университетских центров с мировым именем, международных неправительственных организаций (НПО ...
Алексей Кунгуров: Киевской Руси не было
... по украйным землям Польского королевства (именно он ... своём труде исследователь фольклора Алексей Дмитриевич ... , они с крымскими татарами и немецкими ... Дмитрий Богалей и Николай Костомаров, Францишек Духинский ... , есть достояние мировой художественной культуры, а ...
Отправить комментарий