Новейший русский танк 4-го поколения Т-14 "Армата" - самый перспективный из имеющихся в мире
Т-14 «Армата»: Россия вновь диктует моду в танкостроении
Что мы увидим на Параде Победы 9 мая
23 марта в сети впервые появились фотографии и видеозапись с новейшим российским танком Т-14 «Армата», и созданным на той же базе БМП «Курганец-25». Правда, машины были прикрыты маскировочным каркасом и брезентом, и разглядеть удалось не так уж и много. Во всей красе новые отечественные танки удастся увидеть только во время Парада Победы на Красной площади 9 мая. Пока множество людей застыло в ожидании официального показа новинки, мы попробуем собрать вобрать воедино все факты и ожидания об этой машине, но сначала вспомним, какие у нового танка имеются конкуренты в мире. Рассматриваться будут танки 3-его поколения, в своей последней модификации. Деление на поколения достаточно условное, к 3-му поколению относятся танки, появившиеся в 1980-ых и позже, для них характерно использование орудий калибром 120 и 125мм, наличие интегрированной системы управления огнём, в некоторых случаях сокращение экипажа до 3-х человек, отказ от попыток сделать ракетное вооружение основным и т.п. Модификации танков, появившиеся в последние годы можно уже отнести поколению 3+, так как на машины стала устанавливаться современная электроника, осуществляются попытки создания эффективных систем активной защиты и т.п.
Т-90АМ/СМ
Наиболее современный из российских «готовых» танков. Модификация Т-90СМ — экспортная. Последняя версия Т-90 имеет массу в 48 тонн, танк оснащён форсированным дизельным двигателем В-92С2Ф с мощностью 1130 л.с., 125-мм модернизированной гладкоствольной пушкой2А46М5, с возможностью пуска из ствола противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Рефлекс-М» на дальность до 5км. На танк установлена наиболее современная динамическая защита «Реликт». Впервые на российском танке управление осуществляется штурвалом, а коробка передач — автоматическая. Существенно усовершенствована система управления огнём — СУО «Калина» даёт командиру и наводчику танка новые возможности. В последней модификации частично решена главная проблема танков линейки Т-72 (а именно его глубокой модернизацией является Т-90) — недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта при пробитии брони (Т-72 с детонировавшим боекомплектом представляет ужасающее зрелище — вырванная башня и никаких шансов выжить для экипажа). НА Т-90СМ та часть боеприпасов, которая не находится в автомате заряжания (АЗ) вынесена в забашенную бронированную нишу, бронирование самого АЗ усилено. Кстати, интересно, что на «западных» танках автомат заряжания отсутствует, а экипаж из-за этого составляет 4 человека, вместо 3 на советских и российских танках.
Leopard 2А7 +
Последняя модификация основного боевого танка Германии, считающегося одним из лучших в мире. Масса модификации А6 составляет 62 тонны, а новой, пока ещё не стоящей на вооружении, А7 + — до 70 тонн. Танк имеет 12-цилиндровый дизельный двигатель, мощностью в 1500 л.с., 120мм гладкоствольной пушкой L55 фирмы «Рейнметалл», с отличными характеристиками (прицельная дальность стрельбы с места — 3,5км, с ходу 2,5км). Танк оснащен модульной броней, улучшенными системами наблюдения, включая увеличенное число внешних камер. На машину могут устанавливаться различные модули дополнительной брони — против РПГ, или же для дополнительного усиления передней проекции. На Leopard 2A7+ устанавливается боевой модуль FLW-200 с дистанционным управлением, который оснащается пулеметом калибра 5,56, 7,62 или 12,7 миллиметра, а также 40-миллиметровым автоматическим гранатометом. Система управления огнём и компьютерные бортовые системы также обновлены. Таким образом, основной упор в этом исполнении «Леопарда 2» сделан на бой в самых разных условиях, в том числе городских и при локальных конфликтах.
M1A2 Abrams
Основой боевой танк США. Последняя серийная модификация M1A2 SEP V2. Масса танка в этой модификации составляет 63 тонны, на машине используется газотурбинная силовая установка AGT-1500 с мощностью 1500 л.с. Орудие танка представлено 120-мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), имеет современную систему управления огнём и другую электронику. При сравнительных испытаниях показал превосходство перед «Леопард 2» в ночных стрельбах, но уступил при дневных. Снаряды М829А3, используемые танком, обладают наибольшей пробиваемостью среди аналогов. Возможна установка специальной динамической защиты для городского боя TUSK. В лобовой броне используется обеднённый уран, что одновременно усиливает броню, но вредно для экипажа. Несмотря на свою высокую стоимость, танк имеет достаточно недостатков — слабая ходовая часть, уязвимая внешняя вспомогательная силовая установка, большой профиль танка, далеко не самая лучшая дальность прицельной стрельбы. Машина, казалось бы, идеально проявила себя в иракских кампаниях США, но в условиях относительно равного боя против сил ИГИЛ, ВС Ирака потеряли немало «американцев».
Меркава Mk.4
Самая современная модификация израильского основного боевого танка. Имеет большую массу — 70тонн, оснащается американским дизельным двигателем GD883 американской фирмы «GeneralDynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883), мощность 1500л.с. На танк установлена 120мм гладкоствольная пушка MG253 (вариант немецкой пушки Rh-120). С 2008 года на танк устанавливается комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи». 4 радиолокатора обнаруживают летящий в танк боеприпас противника и он разрушается перехватчиком до встречи с бронёй танка. На данный момент — это единственный серийный танк с КАЗ. Танк показал себя очень неплохо в бою и обеспечивает хороший уровень безопасности для экипажа — даже в случаях поражения танка, шанс выжить очень велик. Машина максимально подходит для ближневосточных условий, но как покажет себя 70-тонная машина в лесах и болотах никто не знает. Тем не менее, «Меркава» считается одним из наиболее удачных танков в мире.
Challenger 2
Основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Боевая масса машины — 62,5тонн, на танке используется дизельный двигатель мощностью 1200л.с. В отличие от остальных современных ОБТ, на «Челленджере» используется нарезное орудие калибром 120мм. Броня танка — основная сильная сторона «британца». Используется композитная броня «Чобхэм», прекрасно показавшая себя во время иракской кампании 2003 года — танки с лёгкостью переносили попадания из РПГ, зафиксирован лишь один случай пробития брони. С огневой мощью ситуация хуже — показатели точности стрельбы у танка одни из худших среди аналогов.
Type 99 (ZTZ-99)
Китайский ОБТ, являющийся разработкой на основе, в первую очередь, советских Т-72 и Т-80, а также «западных» танков. Тем не менее, различия очень серьёзные — на танк установлена новая сварная башня, новая многослойная броня, переработана динамическая защита. Орудие используется старое и проверенное — клон советской 125-мм пушки (нелицензионная копия 2А46М). Масса танка, по сравнению с Т-72Б, выросла с 44,5 тонн до 54 тонн. На данный момент используется дизельный двигатель мощностью 1200 л.с., есть информация о разработке более мощной силовой установки в 1500 л.с. Каков уровень системы управления огнём оценить сложно -большая часть информации засекречена. Из интересных особенностей — китайцы заявляют, что смогли установить на последнюю модификацию танка систему лазерного противодействия JD-3. Система обнаруживает источник облучения танка лазером (например, ПТУР), автоматически наводится на него и ослепляет оптику и глаза целящегося ответным лазерным лучом. Подобные системы разрабатываются в США и РФ, но пока в серию не пошли. Узнать, какого на самом деле качество китайского танка пока затруднительно.
Лучший танк 3-его поколения
Мы коротко рассмотрели несколько известнейших и наиболее распространённых танков 3-его поколения. Отметим, что перечислены они не все — есть такие отличные машины, как украинский БМ «Оплот», французский «Leclerc», японский Type-90, южнокорейский К2 «Чёрная пантера» и т.п. Тем не менее, уже становится понятно, что выделить среди них какую-то одну не представляется возможным — у всех них есть свои недостатки и плюсы. Реальное сравнение возможно только при их встрече на поле боя, чего, к счастью, пока не произошло. И надеемся, не произойдёт. Тем не менее, так же понятно то, что модернизационный потенциал используемых компоновок стремительно приближается к концу.
4-е поколение — что нас ждёт?
Попробуем хотя бы примерно очертить, каким же критериям должен соответствовать танк нового поколения.
1. Башня танка необитаема, экипаж располагается в изолированной бронекапсуле в нижней части машины. Это позволит на порядок повысить выживаемость экипажа, а также несколько снизить профиль танка, сделав его менее заметным на поле боя.
2. Экипаж танка должен составлять 2-3 человека. Роль заряжающего в любом случае должен выполнять АЗ, так как экипажа в башне больше нет. В будущем, за счёт развития электронных систем, может оказаться возможным отказ от ещё одного из членов экипажа. К примеру, командир танка сможет начать выполнять также функции стрелка-наводчика.
3. Широкое использование КАЗ и приспособленность к городскому бою. Как мы уже отметили, серийная КАЗ используется пока лишь на израильской «Меркаве». Для танка нового поколения это должно быть обязательным устройством. Большее внимание должно оказываться бронированию верхней полусферы танка и бортов.
4. Подвижность танка должна быть высока — при ориентировочной массе в 55 тонн, мощность двигателя должна составлять не менее 1500 л.с.
5. Дальнейшее развитие электронных систем танка и системы управления огнём. На всех танках 4-ого поколения должна быть установлена боевая информационно-управляющая система (БИУС), с системой определения «свой-чужой», панорамный, многоспектральный панорамный прицел и т.п. Вся информация со всех датчиков и камер должна быть доступна командиру в интерактивном виде на цветных дисплеях.
6. Орудие танка, вероятнее всего, останется того же калибра — 120/125 мм, хотя раньше звучали предположения об использовании более мощных орудий калибра 140, или 152мм. Огневая мощь должна увеличиться за счёт повышения ресурса ствола и скорострельности, точности и прицельной дальности, что будет зависеть как от системы управления огнём, так и от самой пушки и используемых боеприпасов.
Т-14 «Армата» — первый танк 4-ого поколения
Модернизационный потенциал Т-64/ Т-72/Т-80 логично заканчивается первым — ведь эта троица начала нести службу ещё с 1967 года (Т-64)! Наиболее распространённый Т-72 поступил в эксплуатацию в 1973. Фактически СССР создал свой танк 3-его поколения более чем на 10 лет раньше остальных. Логично, что и на этот раз «моду» задавать будем мы. По появившимся в сети фото уже можно сделать несколько выводов, дающих поводы для оптимизма:
1. Башня у танка действительно будет необитаемой, так как у танка виден открытый люк, расположенный перед башней. Ещё одним свидетельством этого становится отсутствие эжектора на стволе пушки, который отвечает за отведение пороховых газов после выстрела. Отводить их больше не нужно, так как экипаж никак не связан с башней.
2. Новый танк — точно не дальнейшая модернизация линейки Т-72. Кроме сказанного выше, об этом говорит наличие 7 опорных катков с каждой стороны, тогда как у 72-ого их 6.
3. Предположительно, на танке будет использован новый дизельный двигатель с мощностью от 1200 до 1500 л.с., который настраивается в любой из этих режимов, для регулировки ресурса.
4. На Армату, скорее всего, будет установлен комплекс активной защиты «Афганит», оснащённый РЛС с активной фазированной решёткой. Система позволит обнаруживать и уничтожать подлетающие боеприпасы противника на расстоянии в 20-30 метров от танка. Кроме того, радиолокатор позволит контролировать в автоматическом режиме объекты на расстоянии до 100км.
5. БИУС танка и система управления огнём, по-видимому, станет дальнейшим развитием таковых, установленных на Т-90АМ — то есть вполне отвечающими современным требованиям.
6. Цена, по сравнению с предыдущими российскими танками, не мала. Особенно до начала серийного производства. Тем не менее, представители «Уралвагонзавода» заявляют, что смогут обеспечить производство при стоимости вдвое ниже современных западных танков. Предположительно речь идёт о 5-6 млн. долларов за единицу.
Об остальном мы, видимо, узнаем только 9 мая и позже, когда будут рассекречиваться детали проекта. Так что в 2015 году нас ждёт, пожалуй, самый интересный Парад Победы с 1991-го года.
Записи на схожие темы
Как продлить срок службы подвески автомобиля: советы по замене шаровых опор и стопорных колец
... открутите крепления шаровой опоры. Установите новую шаровую опору и затяните крепления ... проверьте, нет ли люфта в новой детали, и убедитесь в правильности ... с помощью специальных инструментов. Установите новые стопорные кольца, следя за их ...
В Белоруссии представили новинки в области мониторинга и диагностики ЛЭП
... РУП «Гомельэнерго», «Могилевэнерго», «Гродноэнерго», «Брестэнерго» новейшие разработки в области мониторинга и ... зрения «цена-качество» наше оборудование самое лучшее и надежное. Сегодня наша ... стандартом для применения как на новых линиях, так и при ...
Флешка с логотипом на заказ
... , способны вознести ваш имидж на новые высоты, формируя устойчивую связь между ...
Зоомагазин «Четыре лапы»: ваш надежный партнер в заботе о питомцах
В мире домашних животных зоомагазин «Четыре лапы» ... лице квалифицированных специалистов. Неважно, новичок вы в мире домашних животных или опытный ...
Импортозамещающая продукция для электрических сетей Башкирии
... энергетикам Башкирии и гостям выставки новейшие разработки в области мониторинга, диагностики ...
Брендированные пауэр банки
... эпохи, удобства и стиля. В мире, где постоянная связь и доступ ...
Отправить комментарий