Об истоках архитектурного зодчества в дореволюционной России

(Предисловие Беркема-Аль-Атоми)

Из каментов: Архитектурное

…Кремль он тоже не русский по ТТХ?

Чиста такъ, насчет Исконности Кремля, да и вообще “Древнерусского Зотчиства”, берущаго поистине Славное Начало с одних очень примечятельных Воротъ.

Спасская башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты. Башня была сооружена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне. При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей возвел над башней многоярусный верх в готическом стиле.

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году итальянским архитектором Марко Руффо. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

В 20-х годах XVII века Ян Талер строит в Московском Кремле так называемые «мастерские палаты». Он же укрепляет возводит Филаретову звонницу, включенную в комплекс колокольни Ивана Великого. Талер вместе с выходцем из Страсбурга палатным мастером Хансом-Якобом Кристлером участвует в сооружении Теремного дворца — наиболее яркого продукта немецкого ренессанса в Кремле.

Прежде чем заложить свою северную метрополию на берегах Невы царь Петр I приложил немало усилий, чтобы придать Москве европейский облик. В 1700 году он пригласил молодого Кристофа Конрада — архитектора и каменных дел мастера из Дрездена для строительства московского Арсенала по немецкому манеру. Кремлевский Арсенал, или, как тогда говорили, “Цейхгауз” (Zeughaus), должен был в представлении царя служить как хранилищем оружия, так и музеем воинской славы. Политические катаклизмы затянули его сооружение на десятилетия. Завершен арсенал был уже под надзором петербуржцев Иоганна-Якоба Шумахера и Каспара Москопфа.

В связи со смещением строительных приоритетов в пользу молодого Санкт-Петербурга трансформацию западноевропейского барокко в его московский вариант мы наблюдаем лишь по окончании Петровской эпохи, начиная с 30-х годов XVIII века. Ярким примером могут служить новостройки в Донском монастыре, прежде всего Западные ворота с надвратной колокольней (1730–1753). Их принято считать продуктом совместного труда швейцарца Доменико Трезини и немца Готфрида Шеделя.

В период правления царицы Анны Иоанновны нам встречается ещё один немецкий архитектор: Петер-Фридрих Гейден. В 1732 году, через год после увольнения Кристофа Конрада, являвшегося главным и даже единственным архитектором в Москве, Гейден поступил на русскую службу. В течение двух лет он руководил так называемой Гоф-Интендантской конторой и сменил выехавшего в Киев Готфрида Шеделя при строительстве Анненгофа в Кремле. Там это богато отделанное барочное строение простояло впрочем лишь шесть лет; в 1736 году его разобрали и вновь возвели за пределами Кремля в Лефортово. Важнейшей же постройкой Гейдена в Москве был новый Монетный Двор (1732–1740), сооруженный им как продолжение старых корпусов на главной подъездной оси к Красной площади.

В 1764 году главным архитектором Московского Синода назначается Карл Бланк (1728–1793) — сын и ученик петербургского, а затем московского архитектора Иоганна-Фридриха Бланка (1708–1745). Из московских работ Бланка-старшего сохранились, к сожалению, лишь чертежи не существующей более церкви Никиты Мученика. В 1760-х годах проектирование крупнейших сакральных построек Москвы становится монополией Карла Бланка. Наиболее примечательные из них — церкви Св. Екатерины на Ордынке, Кира и Иоанна на Солянке, Николы в Звонарях. Последняя хорошо сохранилась по сей день.

Работавшие в России иностранные зодчие в своем творчестве обращались преимущественно к европейским образцам и подстраивали их под нужды местных заказчиков. Наиболее известным продуктом этого стиля является грандиозный проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. По замыслу архитектора Александра Витберга (1787–1855), храм этот, размерами превосходивший собор Св. Петра в Риме, должен был кроме церковного назначения соединить в себе неизвестные ранее функции национального музея и памятника, выразив таким образом идею общности государства и христианства, народности и национальности. Витбергу однако не суждено было реализовать свою идею. После отстранения его от строительных работ заказ был передан зодчему Константину Тону (1794–1881), создавшему в 1832 году свой проект храма. Тоновский проект ознаменовал совершенно новый подход к проблеме возрождения национального стиля и стал для многих эталоном для дальнейшего экспериментирования в этой области. Его храм Христа Спасителя сооружался почти полстолетия — с 1839 по 1883 год. Два поколения лучших зодчих, скульпторов и художников трудились на этой стройке века. Среди них автор большинства фасадных рельефов — скульптор Петр-Якоб-Клодт фон Юргенсбург (1805–1867); создатель более тридцати полотен главного иконостаса — художник Тимелеон-Карл фон Нефф (1805–1876); архитекторы Федор Клагес (1812–1900), Лев Даль (1834–1878), ученик Тона Карл Рахау (1830–1880).


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Импортозамещающая продукция для электрических сетей Башкирии

... Урала» . Выставка охватила 20 регионов России, включая Москву, Свердловскую область, Ставропольский ...

В Белоруссии представили новинки в области мониторинга и диагностики ЛЭП

... эффективность, успешно пройдя испытания в России и Белоруссии. Оборудование устанавливается на ...

Антракс принял участие в Международном форуме особых экономических зон

... и производятся на территории ОЭЗ «Исток» во Фрязино. Оборудование для мониторинга ... установлено на энергообъектах по всей России, в том числе и на ...

"Улица страха, часть первая: 1994": атмосферный и мрачный подростковый слэшер

... зрителей в 1666 год, раскрывая истоки проклятия. И так как трилогия ...

В Малышевском городском округе прошла шестая Спартакиада допризывной молодежи «КАЗАЧЬЯ РУСЬ»

... противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области; - Общественная ...

17 апреля - годовщина расстрела на реке Лена. "Черная" страница в истории дореволюционной России

... Государственного исторического музея) Ситуация в дореволюционной России в 1912 году, безусловно, была ... на территории самой Великобритании. В России дела обстояли совершено по-другому ... в общественно-политической жизни в России в первой четверти двадцатого века ...