Об истоках архитектурного зодчества в дореволюционной России
(Предисловие Беркема-Аль-Атоми)
Из каментов: Архитектурное
…Кремль он тоже не русский по ТТХ?
Чиста такъ, насчет Исконности Кремля, да и вообще “Древнерусского Зотчиства”, берущаго поистине Славное Начало с одних очень примечятельных Воротъ.
Спасская башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты. Башня была сооружена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне. При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей возвел над башней многоярусный верх в готическом стиле.
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году итальянским архитектором Марко Руффо. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В 20-х годах XVII века Ян Талер строит в Московском Кремле так называемые «мастерские палаты». Он же укрепляет возводит Филаретову звонницу, включенную в комплекс колокольни Ивана Великого. Талер вместе с выходцем из Страсбурга палатным мастером Хансом-Якобом Кристлером участвует в сооружении Теремного дворца — наиболее яркого продукта немецкого ренессанса в Кремле.
Прежде чем заложить свою северную метрополию на берегах Невы царь Петр I приложил немало усилий, чтобы придать Москве европейский облик. В 1700 году он пригласил молодого Кристофа Конрада — архитектора и каменных дел мастера из Дрездена для строительства московского Арсенала по немецкому манеру. Кремлевский Арсенал, или, как тогда говорили, “Цейхгауз” (Zeughaus), должен был в представлении царя служить как хранилищем оружия, так и музеем воинской славы. Политические катаклизмы затянули его сооружение на десятилетия. Завершен арсенал был уже под надзором петербуржцев Иоганна-Якоба Шумахера и Каспара Москопфа.
В связи со смещением строительных приоритетов в пользу молодого Санкт-Петербурга трансформацию западноевропейского барокко в его московский вариант мы наблюдаем лишь по окончании Петровской эпохи, начиная с 30-х годов XVIII века. Ярким примером могут служить новостройки в Донском монастыре, прежде всего Западные ворота с надвратной колокольней (1730–1753). Их принято считать продуктом совместного труда швейцарца Доменико Трезини и немца Готфрида Шеделя.
В период правления царицы Анны Иоанновны нам встречается ещё один немецкий архитектор: Петер-Фридрих Гейден. В 1732 году, через год после увольнения Кристофа Конрада, являвшегося главным и даже единственным архитектором в Москве, Гейден поступил на русскую службу. В течение двух лет он руководил так называемой Гоф-Интендантской конторой и сменил выехавшего в Киев Готфрида Шеделя при строительстве Анненгофа в Кремле. Там это богато отделанное барочное строение простояло впрочем лишь шесть лет; в 1736 году его разобрали и вновь возвели за пределами Кремля в Лефортово. Важнейшей же постройкой Гейдена в Москве был новый Монетный Двор (1732–1740), сооруженный им как продолжение старых корпусов на главной подъездной оси к Красной площади.
В 1764 году главным архитектором Московского Синода назначается Карл Бланк (1728–1793) — сын и ученик петербургского, а затем московского архитектора Иоганна-Фридриха Бланка (1708–1745). Из московских работ Бланка-старшего сохранились, к сожалению, лишь чертежи не существующей более церкви Никиты Мученика. В 1760-х годах проектирование крупнейших сакральных построек Москвы становится монополией Карла Бланка. Наиболее примечательные из них — церкви Св. Екатерины на Ордынке, Кира и Иоанна на Солянке, Николы в Звонарях. Последняя хорошо сохранилась по сей день.
Работавшие в России иностранные зодчие в своем творчестве обращались преимущественно к европейским образцам и подстраивали их под нужды местных заказчиков. Наиболее известным продуктом этого стиля является грандиозный проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. По замыслу архитектора Александра Витберга (1787–1855), храм этот, размерами превосходивший собор Св. Петра в Риме, должен был кроме церковного назначения соединить в себе неизвестные ранее функции национального музея и памятника, выразив таким образом идею общности государства и христианства, народности и национальности. Витбергу однако не суждено было реализовать свою идею. После отстранения его от строительных работ заказ был передан зодчему Константину Тону (1794–1881), создавшему в 1832 году свой проект храма. Тоновский проект ознаменовал совершенно новый подход к проблеме возрождения национального стиля и стал для многих эталоном для дальнейшего экспериментирования в этой области. Его храм Христа Спасителя сооружался почти полстолетия — с 1839 по 1883 год. Два поколения лучших зодчих, скульпторов и художников трудились на этой стройке века. Среди них автор большинства фасадных рельефов — скульптор Петр-Якоб-Клодт фон Юргенсбург (1805–1867); создатель более тридцати полотен главного иконостаса — художник Тимелеон-Карл фон Нефф (1805–1876); архитекторы Федор Клагес (1812–1900), Лев Даль (1834–1878), ученик Тона Карл Рахау (1830–1880).
Записи на схожие темы

Весеннее построение: 1 апреля в России стартует традиционный призыв в армию
... .com Весенний призыв в армию России традиционно стартует 1 апреля, и ... станет известно после подписания президентом России указа о призыве на военную ...

Весеннее построение: 1 апреля в России стартует традиционный призыв в армию
... .com Весенний призыв в армию России традиционно стартует 1 апреля, и ... станет известно после подписания президентом России указа о призыве на военную ...

Алюминиевый листовой прокат: преимущества, применение
... компанией на рынке металлопроката в России, которая предлагает алюминиевый листовой прокат ...

От Египта до наших дней: откуда пошла традиция праздновать дни рождения
... достижение. По словам исследователей, в дореволюционной России начиная с XVII века отмечали ... В современном мире повсеместно, включая Россию, распространена европейская традиция этого праздника ... в наши дни кормят армию России. Поскольку сейчас эта обязанность ...

ПОЛЦЕНЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: РЖД ПРЕДОСТАВЯТ ДЕТЯМ СКИДКУ В РАЗМЕРЕ 50% НА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОССИИ
... , которые отправятся в путь по России на поездах дальнего следования. Сюда ...

В Севастополе увековечат память штурмовика Алексея Нагина, написавшего сценарий к фильму Евгения Пригожина "Лучшие в аду"
... Нагин, которому присвоено звание Героя России посмертно, был командиром штурмового отряда ... яблочко", ведь именно сегодня в России есть большой запрос на подобный ...
Отправить комментарий