Оборонная промышленность России: сухопутное вооружение

Сегодня на страницах печатных СМИ немало говорится о состоянии нашей оборонной прпомышленности. И надо признать: для обостренного внимания общественности к ситуации в ОПК основания есть. было бы глупо отрицать видимые невооруженным глазом негативные тенденции в нашей «оборонке», усугубляемые мировым экономическим кризисом. Это со всей очевидностью продемонстрировали последние отечественные салоны сухопутных вооружений в Омске, Нижнем Тагиле и Московский авиасалон МАКС-2009.
В России левши не перевелись

Наши армейские 6Б26 ничем не уступают натовским PASGT. Такие штурмовые шлемы для спецназа за рубежом не делает никто
Казалось бы, есть почва для проведения объективного анализа и принятия не косметических, а кардинальных мер по реанимации отечественной оборонной промышленности. Но вместо этого мы видим неприкрытое раздражение по поводу неудач с некоторыми отечественными оборонными разработками, причем со стороны лиц, имеющих часто прямое отношение к руководству отраслями промышленности, выпускающими эту самую продукцию. Проблемы нашей «оборонки» зрели не один год, они возникли еще в начале 1990-х , когда в силу известных обстоятельств предприятия ОПК практически в одночасье лишились оборотных средств и были вынуждены сесть на кредитную иглу коммерческих банков. И за все это время, к сожалению, нашему государству не удалось выправить положение, так как реально выстроенная им система формирования и реализации гособоронзаказа отнюдь не способствовала накоплению предприятиями собственных оборотных средств со всеми вытекающими из этого последствиями: отсутствием возможностей для модернизации производства и инфраструктуры, сохранения и улучшения кадрового состава и т.д.

Между тем, уж коль пришла идея перенести зарубежную систему госзакупок на отечественную почву, следовало бы заодно реализовать и систему льгот для исполнителей госзаказа, широко практикуемую в развитых странах. А у нас оборонзаказ нередко смахивает на крепостное право: делай себе в убыток и не смей отказываться, иначе не миновать санкций. Яркий пример – ситуация с производством армейских шлемов в 2009 году. Тендерная процедура определения исполнителя этого оборонного заказа затянулась до мая, аванс на выполнение годовой программы был получен институтом только в июле. А всю годовую программу мы обязаны сдать согласно договору с заказчиком уже в ноябре этого года. Любая просрочка грозит нам солидными штрафными санкциями. Выход у нас один – снова кредиты (а это сотни миллионов рублей), снова трехсменная штурмовщина. Даже первоклассник способен оценить нашу «прибыль» от такой организации процедуры выполнения госзаказа и понять: пока законодательно не будет обеспечено равноправие отношений между заказчиком и исполнителем, вряд ли можно ожидать изменения положения дел к лучшему.
В России левши не перевелись

Ну а поскольку мы затронули тему экипировки, давайте просто сравним хотя бы один предмет из современной экипировки, а именно шлемы, которые делают на западе и которые производим мы.
Да, шлемы не хуже западных нам пока удается создавать, но что будет завтра? За последние 10 лет на исследования в области новых броневых материалов наш институт получил 8 миллионов рублей! Неужели в таких условиях можно на полном серьезе рассчитывать и далее на равных состязаться с западом? И в чем же состоит тогда организующая функция государства?
Известно, что минобороны США и ряда других стран уже начали перевооружать свои армии новыми шлемами из высокомодульного полиэтилена Dyneema. Этот шлем будет иметь стойкость, по их данным, на 40 процентов выше, чем стоящие на вооружении армий стран НАТО шлемы PASGT и АСН. А куда девать эти ставшие ненужными каски? Понятно: найти покупателя за рубежом. Великолепное решение: удается убить сразу трех зайцев! Во-первых, сбагрить ненужное, во-вторых, оснастить иноземные армии заведомо худшей продукцией, в-третьих навсегда разрушить их научную и производственную базу.
Несколько слов о тендерной процедуре выбора изготовителей военной продукции. Сама по себе тендерная процедура несет в себе массу позитивного. Именно здесь в открытой конкурентной борьбе можно в итоге получить более качественный продукт по минимальным ценам. Но, как у нас часто бывает, мы удивительно быстро умеем все доводить до гипертрофированной крайности. Ознакомившись с условиями любого тендера, вы нигде не найдете приоритета технических характеристик. Всюду главенствующим параметром выступает цена и только цена. Откуда же тогда взяться качеству?
Но страшно даже не это. Фирмы, которые микроскоп-то видели только на картинках, но успешно и дешево из года в год штампуют одно и то же, незаметно становятся идеологами в сфере экипировки и начинают определять политику в этой области. И уже вполне серьезно на страницах авторитетных изданий звучат призывы вновь вернуться, например, к стальным шлемам...
Есть в тендерной процедуре и другая крайность, которая проявляется, когда заказчик, не до конца знает, что ему требуется. Так, года два назад был объявлен тендер на разработку нового защитного комплекта сапера. И цену определили хорошую. Но когда мы оценили реальную возможность выполнения заданных ТТХ, то поняли, что достичь их можно, только превысив заданную массу в 10 раз. На что рассчитывали разработчики этих ТТХ – на чудо или на инопланетян с их технологическими возможностями?
Этот тендер так и остался на бумаге, а наши солдаты продолжают ходить по минному полю в обычных бронежилетах. А более богатые ведомства продолжают щеголять в канадских костюмчиках, стоимость которых сравнима с престижным «мерседесом».
Вот и сформировали мы своими же руками мнение, что ничего хорошего сами делать не можем и пора обратиться за помощью «за бугор».
Не стоит нам хоронить себя. Мы, имея разработки мирового уровня, в том числе и в области экипировки, не должны причислить себя к странам третьего мира. Пора оценить то, что есть сегодня в наших научных центрах, и поддержать их, и тогда не будет проблем с оснащением наших военнослужащих действительно современным вооружением отечественного производства. В России левши не перевелись.

 
Автор В.А. ГРИГОРЯН, генеральный директор ОАО «НИИ стали», доктор технических наук, профессор, академик РАРАН.
Первоисточник http://www.redstar.ru

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... новые направления развития, советская автомобильная промышленность представила миру одну из своих ...

ООО «БК-АЛПРОФ»: Инновационные решения в мире алюминиевых профилей

... ведущих производителей алюминиевых профилей в России, охватывая широкий спектр от общестроительных ... профили, предназначенные для различных отраслей промышленности и сферы строительства. ООО «БК ...

Специалистам Россети-Урал представили современные решения по определению места повреждения ЛЭП

... населения, социально-значимых объектов и промышленных предприятий.

Промышленные редукторы: роль и виды в современной индустрии

... автоматизацию производственных процессов, промышленные редукторы занимают важное место ... конструкций особое внимание заслуживают промышленные редукторы моторные и червячные ... высокой надежности и эффективности. Промышленные редукторы выполняют ключевую функцию ...

В России создадут единую систему учета нуждающихся в улучшении жилищных условий

... рублей. Проект пользуется поддержкой Президента России, правительства, парламента и общественности. Рифат ...

Преимущества и назначение присадочных прутков

... , относящихся к тяжелой или легкой промышленности; на строительных объектах и ремонтных ... изготовления конструкции, предназначенной для пищевой промышленности без каких-либо дополнительных требований ...