Патриотическое казачье воспитание дошкольников на примере программы "Казачонок" ДОУ №2 г. Красноуфимска Свердловской области
Патриотическое воспитание дошкольников на истории и традициях казачества.
Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики.В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.
Город Красноуфимск – изначально основан как казачья крепость в составе Оренбургского края. Население Красноуфимского уезда было представлено многонациональным казачьим сословием (русские, татары-тептяри, марийцы-тептяри, чуваши,башкиры).Поэтому, обращаясь к традициям казачьей педагогики, мы стремимся воспитывать у детей уважительное отношение к истории малой Родины, к истории Оренбургского казачьего войска.
Существуют многообразные подходы к ознакомлению с историей и бытом казачества, в т. ч. через любовь к родной природе, отчему дому, национальным традициям.
Условиями, для наиболее эффективного решения задач по изучению истории, традиций казачества в ДОУ является комплексный подход: знание педагогом культуры казачества, правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности), тематическое построение материала, совместная работа детского сада, семьи, и первичных организаций Оренбургского войскового казачьего общества.
К средствам ознакомления воспитанников ДОУ с традициями казачества относят: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыку, художественную литературу, подвижные игры, самостоятельную деятельность. Данныесредства реализуетсячерез различные формы: занятия, экскурсии, праздники, спортивные и музыкальные развлечения, выставки.
С целью включения казачьего компонента в образовательную деятельность МО ДОУ 2, нами составлена программа дополнительного образования «Казачонок». Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и «Образовательной программой дошкольного образования с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников дошкольного возраста» и направлена на патриотическое воспитание дошкольников на основе истории и традиций казачества.
Программа «Казачонок» актуальна, так как способствует формированию у подрастающего поколения патриотических чувств, посредством приобщения к духовным и материальным ценностям созданных казачеством.
Особенность программы: программа реализуется на основе соглашения МА ДОУ детский сад №2 и ЕОКО «Исетская линия» «Пятый отдел ОКВ», при совместной деятельности ДОУ с хуторским казачьим обществом «Атаманова Гора».
На начальном этапе реализации программы, педагогические работники ДОУ подобралиразличную методическую и художественную литературу (стихи, рассказы, казачьи сказки), оформили тематические альбомы, собрали картотекутехнологических карт для занятий с детьми по данному направлению, оформили мини -музей «Казачонок»,изготовили макет казачьего подворья.Созданная в групповой комнате предметно-развивающая среда, способствовала обогащению детских представлений обистории и быте казачества, развитию у детей познавательного интереса к истории малой Родины.
С целью изучения истории и традиций казачества, воспитанники ДОУ посетили: Красноуфимский краеведческий музей, городскую библиотеку. Сотрудники краеведческого музея представили экспозицию по истории края, рассказали о традициях и быте Красноуфимскихказаков. Группа «Казачонок» совершила экскурсию на хутор «Атаманова гора», где воспитанники ознакомились со старинными предметами быта, их назначением и традициями хозяйственного уклада казачества.
На занятиях по дополнительному образованию,педагоги рассказывали об истории развития казачества на Урале, дети смотрели мультфильмы про казаков, разучивали казачьи песни, частушки,поговорки,кричалки.На дополнительных занятиях, воспитатели ознакомили детей с заповедями казаков, казачьими символами и справой.На занятиях по физическому развитию воспитанникииграли в казачьи подвижные игры.
В течение учебного года нами проведены праздники: «Праздник осени», «День пожилого человека»; развлечения: «Мы сильные, мы дружные», «Новый год», в содержание, которых включалиэлементы казачьих традиций. Зимой проведена акция «Помоги птицам» (вешали кормушки, сделанные родителями, и раздавали буклеты на улицах города). В рождество организовали праздник «Колядки». 23 февраля в День защитников Отчества провели «торжественную присягу» казачат. На праздник были приглашены гости: атаман хутора «Атаманова гора» Н.Н. Муллануров, подъесаул Дворникова О.Б. На мероприятии мальчики и девочки в традиционной казачьей одежде пели, плясали, соревновались в играх и эстафетах.В учебном годурегулярно организовывали: выставки поделок, рисунков, аппликаций, в которых была отражена казачья тематика. На выставках были представлены работы родителей, совместные работы воспитанников с родителями и воспитателями.
Помощниками в организации работы по патриотическому воспитанию детей, являются родители. Педагоги ДОУ заинтересовали их, проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города и края. Родители сшили детям традиционные казачьи костюмы, помогали воспитателям в подборе материалов по истории родного края.
Первичные результаты апробации программы, позволили сделать выводы, что проводимая в системе работа по патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества, помогает понять и осознать воспитаннику, древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого уральского народа. Именно такой, нам представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.
Записи на схожие темы
Шифер: преимущества и недостатки
... , дождь, снег, и может служить до 50 лет при правильном уходе ...
BOSCH PROFI: Гарантия качественного ремонта вашей бытовой техники
... сертификацию, подтверждающую их компетенции в области ремонта техники Bosch. Это, в ...
Промышленные редукторы: роль и виды в современной индустрии
... различных машин, от станков до крупных промышленных агрегатов. Они ... самоторможения механизма. Преимущества и области применения Промышленные редукторы моторные и ... разнообразны: от мелких производственных линий до крупных промышленных объектов. Везде, ...
Балашиха – Мастер: Ваш надежный помощник в ремонте бытовой техники
... подчеркнуть, что "Балашиха Мастер" является примером компании, которая стремится предлагать своим ...
Ваш надежный помощник в мире бытовой техники: комплексный ремонт и установка в Люберцах
... клиентов. От отечественных до импортных моделей, от старых до последних моделей специалисты ... поддержке. С начала обращения и до момента окончания гарантийного срока на ... и честный расчет стоимости работ до их начала. Компания предлагает доступные ...
Бестраншейная замена канализации с помощью резьбовых модулей ПНД
... : от увеличения диаметра существующих трубопроводов до полной санации старых и изношенных ...
Отправить комментарий