Патриотическое казачье воспитание дошкольников на примере программы "Казачонок" ДОУ №2 г. Красноуфимска Свердловской области

Патриотическое воспитание  дошкольников на истории и традициях казачества.

Действенным средством воспитания патриотизма,  на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста  к культуре и традициям  казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в  Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики.В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного  достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.

Город Красноуфимск – изначально основан как казачья крепость в составе Оренбургского края. Население Красноуфимского уезда было представлено многонациональным казачьим сословием (русские, татары-тептяри, марийцы-тептяри, чуваши,башкиры).Поэтому, обращаясь к  традициям казачьей педагогики, мы  стремимся воспитывать  у детей уважительное отношение к истории малой Родины, к истории Оренбургского казачьего войска.

Существуют многообразные подходы к ознакомлению с историей и бытом казачества, в т. ч. через любовь к родной природе, отчему дому, национальным традициям. 

Условиями, для наиболее эффективного решения задач по изучению  истории, традиций казачества в ДОУ является комплексный подход: знание  педагогом культуры казачества, правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности), тематическое построение материала, совместная работа детского сада, семьи, и  первичных организаций Оренбургского войскового казачьего общества.

К средствам ознакомления воспитанников ДОУ с традициями  казачества относят: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыку, художественную литературу, подвижные игры, самостоятельную деятельность. Данныесредства  реализуетсячерез различные формы: занятия, экскурсии,  праздники, спортивные и музыкальные развлечения, выставки.

С целью включения  казачьего компонента в образовательную деятельность МО ДОУ 2, нами составлена программа дополнительного образования «Казачонок». Программа  разработана  в соответствии   с ФГОС ДО и «Образовательной программой дошкольного образования с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников дошкольного возраста» и  направлена на патриотическое воспитание дошкольников на основе истории и  традиций казачества.

Программа «Казачонок» актуальна, так как способствует формированию  у подрастающего поколения  патриотических чувств, посредством приобщения к духовным и материальным ценностям созданных казачеством.
Особенность программы:  программа реализуется  на основе соглашения МА ДОУ детский сад №2 и ЕОКО «Исетская линия» «Пятый отдел ОКВ», при совместной деятельности ДОУ с хуторским казачьим обществом  «Атаманова Гора».

На начальном этапе реализации программы, педагогические работники ДОУ подобралиразличную методическую и художественную литературу (стихи,  рассказы, казачьи сказки), оформили тематические альбомы, собрали картотекутехнологических карт для занятий с детьми по данному направлению, оформили мини -музей «Казачонок»,изготовили макет казачьего подворья.Созданная в групповой комнате предметно-развивающая среда, способствовала  обогащению детских представлений обистории и быте казачества,  развитию у детей познавательного интереса к истории малой Родины.

С целью изучения истории и традиций казачества,  воспитанники ДОУ посетили:  Красноуфимский краеведческий музей, городскую библиотеку. Сотрудники краеведческого музея представили экспозицию по истории края, рассказали о традициях и быте Красноуфимскихказаков. Группа «Казачонок» совершила  экскурсию на  хутор   «Атаманова гора», где воспитанники ознакомились со старинными предметами быта, их назначением и  традициями хозяйственного уклада казачества. 

На занятиях по  дополнительному  образованию,педагоги рассказывали об истории развития казачества на Урале, дети смотрели мультфильмы про казаков, разучивали казачьи песни, частушки,поговорки,кричалки.На дополнительных занятиях, воспитатели  ознакомили детей с заповедями казаков, казачьими символами и справой.На занятиях по физическому развитию воспитанникииграли в  казачьи подвижные игры.

В течение учебного года нами проведены праздники: «Праздник осени», «День пожилого человека»; развлечения: «Мы сильные, мы дружные», «Новый год», в содержание, которых включалиэлементы  казачьих традиций. Зимой проведена акция «Помоги птицам» (вешали кормушки, сделанные родителями, и раздавали буклеты на улицах города). В рождество   организовали  праздник «Колядки». 23 февраля  в День защитников  Отчества провели «торжественную присягу» казачат. На праздник были  приглашены гости: атаман хутора «Атаманова гора» Н.Н. Муллануров, подъесаул Дворникова О.Б. На мероприятии мальчики и девочки в традиционной казачьей одежде пели, плясали, соревновались в играх и эстафетах.В учебном годурегулярно организовывали: выставки поделок, рисунков, аппликаций, в которых была отражена казачья тематика. На выставках были представлены работы родителей, совместные  работы воспитанников с родителями и воспитателями.

Помощниками в организации работы по патриотическому воспитанию детей, являются родители. Педагоги ДОУ заинтересовали их, проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города и  края.  Родители сшили детям традиционные казачьи костюмы, помогали воспитателям  в подборе материалов по истории  родного края.

Первичные результаты апробации программы, позволили сделать выводы, что  проводимая в системе работа по патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества, помогает понять и осознать воспитаннику,  древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого уральского народа. Именно такой, нам представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Радио онлайн: Магия в эфире

... выбор радиостанций, музыкальных жанров и программ, делая доступ к любимому контенту ... огромное множество жанров: от классики до современного рок-н-ролла. Для ... подбор станций по вашим интересам. Программы типа TuneIn, Radio Garden, или ...

Лаки и краски: Искусство цвета и защиты

... строительных красок для фасадных работ до красок цветных специальных для окрашивания ... поверхностей. От металла и дерева до текстиля и стекла на рынке ...

Путешествуйте умно: Руководство по онлайн-поиску туров по России и за ее пределами

... , который помогает сузить круг поиска до наиболее подходящих вариантов. Чтение отзывов ...

АНТРАКС осваивает новые рынки

... в бизнес-миссии в Джакарте. Программа включала в себя посещение выставок ...

Превращаем отходы в чистоту: Революция в утилизации мусора

... специализированных компаний Компании, работающие в области вывоза и переработки отходов, ... типов отходов, от бытового мусора до строительного и крупногабаритного. Это ... круга заказчиков от муниципальных служб до коммерческих предприятий. Значение чистоты ...

Оборудование для мониторинга и диагностики ЛЭП презентовали экспертам Россетей

... АНТРАКС продемонстрировал свои разработки в области диагностики и мониторинга линий электропередачи ... также отображается информация с расстоянием до места аварии. А-Сигнал ОМП ... ТП (можно определять с точностью до ТП); определение сработавших линейных ...