Подводные лодки - поколение за поколением

Атомная подлодка новейшего четвертого поколения "Александр Невский" впервые вышла в море.
Подводные лодки  - поколение за поколением

Стратегическая атомная подводная лодка /АПЛ/ новейшего четвертого поколения "Александр Невский", построенная на оборонной судоверфи Севмаш в Северодвинске, впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. Об этом сегодня сообщила пресс-служба мэрии Северодвинска.
--------------------------------------------
На борту корабля — сдаточная команда завода под руководством ответственного сдатчика Александра Резникова и экипаж под командованием капитана 1 ранга Василия Танковида. Экипаж ракетоносца сформирован на Тихоокеанском флоте, обучался в учебном центре ВМФ в Обнинске и стажировался на головной АПЛ этого проекта "Юрий Долгорукий".
"Александр Невский" — первый серийный подводный ракетный крейсер класса "Борей" /проект 955/. Он был заложен на заводском стапеле 19 марта 2004 года вторым в серии. Головной корабль — "Юрий Долгорукий" — строился с 1996 года. Сейчас он проходит программу государственных испытаний и будет принят на вооружение вместе с новым ракетным комплексом "Булава". В стапельном цехе Севмаша продолжается строительство еще одного ракетоносца серии, также названного именем древнерусского князя, — "Владимир Мономах", который был заложен в 2006 году. В соответствии с госпрограммой вооружения, до 2020 года предстоит построить восемь "Бореев". Они призваны стать основой морской составляющей стратегических ядерных сил России на несколько десятилетий вперед.
Подлодки класса "Борей" спроектированы в петербургском ЦКБ морской техники "Рубин". По данным из открытых источников, при строительстве "Бореев" применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств, снижения шумности. Вооружены они будут новым ракетным комплексом "Булава". Каждый атомоход сможет нести от 12 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет с головной частью, способной разделяться на 10 боевых блоков. Подлодки оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Длина АПЛ типа "Борей" — 170 м, ширина — 13,5 м, глубина погружения — 450 м, экипаж — 107 человек.
Давайте попробуем разобраться, какие они, эти "поколения АПЛ"
Первое поколение атомных лодок (конец 40 — начало 60-х годов XX века) — детство атомоходов; в это время шло формирование представлений об облике, выяснение их возможностей
Второе поколение (60-е — середина 70-х годов) ознаменовалось массовым строительством советских и американских атомных подлодок (АПЛ), развертыванием подводного фронта холодной войны» по всему Мировому океану. 
Третье поколение (до начала 90-х годов) — бесшумная война за господство в океане. 
Сейчас, в начале XXI века, заочное соперничество между собой ведут атомные субмарины четвертогопоколения. Перечислим отдельные рекордные достижения некоторых подлодок.
Первое поколение
Уже весной 1946 года сотрудники научно-исследовательской лаборатории ВМС США Ганн и Абельсон предложили оснастить трофейную немецкую ПЛ XXVI серии, АЭУ с реактором, охлаждаемым калиево-натриевым сплавом.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(Подводная лодка серии XXVI, Германия, 1944 г, длина 56,2 м)
В 1949 году в США началось строительство наземного прототипа корабельного реактора. И в сентябре,. 1954 года, вступила в строй первая в мире АПЛ SSN-571 («Наутилус», пр. ЕВ-251А), оборудованная экспериментальной установкой типа S-2W.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(Первая в мире атомная подводная лодка.)
В январе 1959 года была принята в эксплуатацию ВМФ СССР первая отечественная атомная подлодка проекта 627.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ проекта 627 "Кит")
Подводники противостоящих флотов изо всех сил старались утереть нос друг другу. Первое время преимущество было на стороне потенциальных противников СССР.
Так, 3 августа 1958 года тот же «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсона достиг подо льдом Северного полюса, осуществив тем самым мечту Жюля Верна. Правда, тот в своем романе заставил капитана Немо всплыть на Южном полюсе, но мы теперь-то знаем, что это невозможно — под материками подлодки не плавают.
В 1955—1959 годах в США была построена первая серия атомных торпедных подлодок типа «Скейт» (проект ЕВ-253А). Поначалу их предполагалось оснастить компактными реакторами на быстрых нейтронах с гелиевым охлаждением. Однако «отец» американского атомного флота X. Риковер выше всего ставил надежность, и «Скейты» получили реакторы водо-водяного типа.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ "Скейт")
Видную роль в решении проблем управляемости и ходкости атомоходов сыграла построенная в США в 1953 году скоростная экспериментальная субмарина «Альбакор», имевшая «китообразную» форму корпуса, близкую к оптимальной для подводного хода. На ней, правда, стояла дизель-электрическая силовая установка, но и она дала возможность опробовать новые гребные винты, органы управления на высоких скоростях и другие экспериментальные разработки. Кстати, именно этой лодке, разгонявшейся под водой до 33 узлов, длительное время принадлежал и рекорд скорости.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(экспериментальная субмарина «Альбакор»)
Решения, отработанные на «Альбакоре», использовались затем при создании серии скоростных торпедных АПЛ ВМС США типа «Скипджек» (проект ЕВ-269А), а затем и атомных подводных лодок — носителей баллистических ракет «Джордж Вашингтон» (проект ЕВ-278А).

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ Джордж Вашингтон)
«Джордж Вашингтон» мог в случае острой необходимости запустить все ракеты с твердотопливными двигателями в течение 15 мин. При этом в отличие от жидкостных ракет для этого не требовалось предварительно заполнять забортной водой кольцевой зазор шахт.
Особое место среди первых американских атомных субмарин занимает противолодочная «Таллиби» (проект ЕВ-270А), введенная в строй в 1960 году. На подлодке была реализована схема полного электродвижения, впервые для АПЛ были применены гидроакустический комплекс со сферической носовой антенной увеличенных размеров и новая схема размещения торпедных аппаратов: ближе к середине длины корпуса подлодки и под углом к направлению ее движения.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ SSN-597 "Таллиби" )
Новое оборудование позволяло эффективно использовать и такую новинку, как ракетоторпеду SUBROK, стартующую из-под воды и доставляющую ядерную глубинную бомбу либо противолодочную торпеду на дальность до 55—60 км.
«Таллиби» осталась единственной в своем роде, но многие из примененных и отработанных на ней технических средств и решений были использованы на серийных АЛЛ типа «Трешер» (проект 188).
Появилась в 60-е годы и АПЛ специального назначения. Для решения разведывательных задач переоборудовали «Хэлибат», тогда же в США была построена АПЛ радиолокационного дозора «Тритон» (проект ЕВ-260А). Кстати, последняя примечательна еще и тем, что из всех американских АПЛ была единственной, имевшей два реактора.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ "Тритон")
Первое поколение советских многоцелевых АПЛ проектов 627, 627А, имея хорошие скоростные качества, значительно уступали в скрытности американским АПЛ того периода, поскольку их винты «шумели на весь океан». И нашим конструкторам пришлось немало поработать над устранением этого недостатка.
Подводные лодки  - поколение за поколением

(К-14 проект 627а "Кит", заводской номер 281)
Второе поколение
Второе поколение советских стратегических сил принято отсчитывать с ввода в строй ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (проект 667А).
В 70-х годах США осуществили программу перевооружения АПЛ типа «Лафайет» новым ракетным комплексом «Посейдон» С-3, главной особенностью которого было появление на баллистических ракетах подводного флота разделяющихся головных частей.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ Лафайет)
Советские специалисты ответили на это созданием морского межконтинентального баллистического ракетного комплекса Д-9, который был поставлен на подлодки проекта 667Б («Мурена») и 667БД («Мурена-М»). С 1976 года в составе ВМФ СССР появились и первые подводные ракетоносцы проекта 667БДР, тоже имевшие на вооружении морские ракеты с разделяющимися боеголовками.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ Мурена и Мурена-М)
Кроме того, у нас были созданы «лодки-истребители» проектов 705, 705К. В начале 80-х годов одна из этих лодок поставила своеобразный рекорд: в течение 22 часов она преследовала субмарину потенциального противника, и все попытки командира той лодки сбросить преследователя «с хвоста» успеха не имели. Преследование было прекращено лишь по приказу с берега.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ проекта 705 "Лира")
Но главным в противоборстве кораблестроителей двух сверхдержав стала «битва за децибелы». Развернув стационарные системы подводного наблюдения, а также используя эффективные гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антеннами на субмаринах, американцы обнаруживали наши подлодки задолго до того, как те выходили на исходную позицию.
Так продолжалось до тех пор, пока у нас не были созданы подлодки третьего поколения, с малошумными винтами. Одновременно обе страны приступили к созданию стратегических систем нового поколения — «Трайдент» (США) и «Тайфун» (СССР), завершившемуся вводом в строй в 1981 году головных ракетоносцев типа «Огайо» и «Акула», которые претендуют на звание самых крупных подводных кораблей.

Подводные лодки  - поколение за поколением

Подводные лодки  - поколение за поколением

Третье поколение
Первая советская ударная АПЛ третьего поколения (проект 949) «Гранит» вошла в строй в 1980 году. В качестве вооружения на таких подлодках использовались не только торпеды, но и стратегические крылатые ракеты. Причем наши конструкторы ухитрились на некоторых лодках использовать для запуска таких ракет... торпедные аппараты. Примером тому может послужить подлодка проекта 667АТ «Груша», на которой в 1985 году вместо ракетного отсека установили торпедные аппараты для запуска дозвуковых крылатых ракет «Гранат».

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ "Гранит")
Субмарины проекта 667АТ стали первыми в мире специализированными носителями стратегических КР. Проект переоборудования был сделан в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора Е.А. Горигледжана, а само переоборудование осуществлялось на предприятии «Звездочка» в Северодвинске.
Головная подлодка проекта 667АТ — «К-423» — была сдана флоту 27 декабря 1986 года. В настоящее время в составе ВМФ России имеется только одна АПЛ этого проекта — «К-395».

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ К-423)
У американцев первыми многоцелевыми атомоходами 3-го поколения стали АПЛ типа «Лос-Анджелес», ввод которых в строй был начат в 1976 году. Строительство велось несколькими сериями. Первые 12 АПЛ вооружены четырьмя пусковыми аппаратами для торпед и ракетоторпед. Следующие 19 дополнительно были вооружены крылатыми ракетами «Томагавк» и «Гарпун», запускаемыми опять-таки из торпедных аппаратов. Наконец, следующие 8 лодок оснащены еще и 12 вертикальными пусковыми установками для «Томагавков».

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ Лос-Анджелес)
Наконец, в 1988 году улучшенные АПЛ получили название «Сан-Хуан». Они оснащены новой автоматизированной системой управления боевыми действиями, адаптированы для действий в Арктике, имеют комбинированное противогидролокационное и шумозаглушающее покрытие.
Их скорость возросла до 13 узлов, а боевая эффективность возросла вдвое по сравнению с базовым проектом.
В ответ советские специалисты создали в 1977 году модификацию проекта 667 — подлодку серии 671РТМ. До 1992 года было построено 26 АПЛ этого типа.
Тогда же появились и отечественные многоцелевые атомные подводные лодки — головные корабли проекта 945 «Барракуда» и 971 «Барс». Они имели корпуса из титанового сплава. Высокие качества «Барсов» позволили им эффективно нести боевую службу в течение многих лет.

Подводные лодки  - поколение за поколением

Четвертое поколение
Исследования облика ракетной подводной лодки четвертого поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка ракетоносца 955-го проекта (шифр «Борей») началась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 80-х годов.

Подводные лодки  - поколение за поколением

(АПЛ Борей)
Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки «Акулы», вернувшись к «классической» схеме подводной лодки с одним прочным корпусом. Согласно первоначальным планам, подлодку предполагалось вооружить усовершенствованным вариантом ракетного комплекса Д-11. Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной твердотопливной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения «Юрия Долгорукого».
В 1998 году в Московском институте теплотехники, ранее специализировавшемся на создании стратегических твердотопливных ракет наземного базирования («Пионер», «Тополь», «Курьер», «Тополь-М»), а также противолодочных ракетных систем («Медведка»), началась разработка новой ракетной системы. Ее назвали «Булава-30», а главным ее элементом стала межконтинентальная твердотопливная баллистическая ракета нового поколения, оснащенная боеголовкой с разделяющимися частями.
Примерные характеристики подлодки проекта 955 таковы: длина — 170 м; средняя осадка — 9 м; водоизмещение полное — 24 000 т; предельная глубина погружения — 450 м; скорость подводного хода — 29узлов; надводная скорость — 15 узлов; экипаж— 107 человек; автономность — 100 суток.

Подводные лодки  - поколение за поколением

Атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий" (АПЛ 955 "Borei")
Ракетному подводному крейсеру «Юрий Долгорукий», уготовано стать флагманом российского подводного флота. В отечественной печати сообщалось, что субмарина проекта 955 «станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире».

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Разработки универсальной атомной подводной лодки. Обзор существующих возможностей. ФОТО

... двумя классами субмарин: ПЛАРБ — атомными подводными лодками-носителями межконтинентальных баллистических ракет, называемыми ... РПКСН может стать 5-м поколением российских АПЛ. Президент ОСК Алексей ...

Объявлен тендер на утилизацию атомной подводной лодки проекта 671РТМ в Мурманской области

... тендер на утилизацию большой атомной подводной лодки проекта 671РТМ. По информации, ... - Б-388 «Петрозаводск»). Подводная лодка находится в акватории пункта ... серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Всего на верфях Комсомольска ...

Атомная подводная лодка проекта 955 Борей

... триады» вооруженных сил России. Подводная лодка проекта 955 Борей обладают отличными ... установлен водометный двигатель. На подводной лодке так же установлены новейшие ... Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для замены АПЛ третьего поколения, ...

Казацкая лодка-прообраз современной подводной лодки!

... об удивительной казацкой лодке, которая была прообразом … современной подводной лодки! Она имела два ... приближались к врагу балласт выбрасывался, лодка неожиданно поднимался на поверхность воды ...

История императорского дореволюционного флота России: Подводная лодка «Лосось»

... -submariners». Подводная лодка «Лосось» Из книги «Тринадцать подводных лодок, затопленных ... без небольшого происшествия – подводная лодка по вине командира навалилась ... метров три подводные лодки – «Лосось», «Судак» и «Налим». Подводные лодки были подняты ...

Подводная лодка Александровского и первая в мире русская торпеда: История создания. ФОТО

... была спущена на воду подводная лодка. Подводная лодка Александровского Это субмарина ... продолжал испытания подводной лодки. Многочисленные погружения выявили недостатки лодки, причем ... броненосцами, эксперименты с подводными лодками казались им ненужной тратой ...