Про "небесную кавалерию"

Про «небесную кавалерию»



Вертолёты нередко называют «винтокрылыми машинами» и оно, конечно, неспроста. По сути вертолётный винт и есть вращающееся крыло с очень сложной аэродинамикой. На мой взгляд, управлять вертолётом сложнее, чем самолётом, а вести на такой машине воздушный бой или уничтожать танки противника — и вовсе задача фантастическая. Так это или нет — удалось выяснить в Торжке, в Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации. 

Несколько забегая вперёд сообщу: торжокские вертолётчики произвели впечатление людей толковых, умелых и смелых, позволили оценить уровень своего мастерства как «удивительный» и показали всё, что вообще можно было посмотреть за несколько дней пребывания в Центре.
 


   
Необходимо пояснить, что Центр боевого применения — это что-то вроде «башни знаний» для военных вертолётчиков, это не просто учебный комплекс, а настоящий лётно-исследовательский конгломерат с огромным накопленным опытом действий в разных условиях на всех типах боевых машин и своей собственной школой высшего пилотажа. Уникальное место. Несколько дней, проведённых там, оказались наполненными открытиями. Снимал всё кругом беспощадно. Получилось так. 

   
344 центр боевого применения и переучивания армейской авиации находится в Торжке. Сам центр — это приличных размеров комплекс, на территории которого есть даже свой музей. Вертолётный музей на территории Центра — огороженная территория, где собраны образцы боевых вертолётов. Всего — 14 штук. Про них расскажу отдельно и позже. А сейчас — про сам Центр, боевую технику, полигон, лётчиков, тренажёр и службы обеспечения. 


А этот пушечный вертолёт, выкрашенный в белый цвет о обозначенный буквами UN — машина с историей. В начале нового тысячелетия этот Ми-24П находился на миротворческой службе в Сьерра-Леоне. Выполняя бреющий полёт над Атлантикой, экипаж маленько зачерпнул солёной воды, оборвал кое-какое оборудование, размещённое внизу, но не нырнул в пучину окончательно, экипаж вырулил. За такое подныривание вертолёт был наречён именем Calipso и украшен соответствующим событию рисунком. На данный момент вертолёт свой ресурс выработал, с лётной работы списан и стал донором для других машин. 

 
Из Твери в Торжок добирались в компании полковника Сурикова. Константин Юрьевич — зам. командира по воспитательной работе. И, как выяснилось позже, помимо своих лётных обязанностей, этой самой работой занимается всерьёз. В пути обсуждали ситуацию, сложившуюся вокруг дела лётчика Сулима. Сами военные склонны полагать, что всё совсем не так просто, как оно представлялось в LJ и окрестностях. Есть, мол, основания полагать, что так называемые «денежные поборы» на липецкой авиабазе — мера вынужденная. Благом, конечно, считать её нельзя, но и иных вариантов оборения общих проблем зачастую в армии нет. 

Как решается вопрос, например, со стрижкой травы на территории части? Правильно, при помощи косы. По нынешним временам в ходу, понятно, бензокоса. Помимо расходов на сам инструмент, надо ещё и бензина к нему закупить. Масла. Запчастей. Суммы, конечно, в масштабах армии невелики, но на местах и таких сумм чаще всего нет. А трава должна быть подстрижена. Вот и получается, что отчисления такого роду могут и бывают направлены на общие нужды. И нужд этих — огромное количество. Хороша такая ситуация или плоха — опять вопрос. 

   
Сегодня «на вооружении» Центра стоят вертолёты следующих типов: Ми-24П, Ми-24ПН, Ми-26, Ми-8 нескольких модификаций (МТКО, МТВ-5), Ми-28, Ка-50 и Ка-52. «Двадцатьчетвёрки» применяются пилотажной группой «Беркуты». Вертолёты Ми-28Н прибыли в Торжок почти десять лет тому назад ещё совсем «сырыми». Началась опытная эксплуатация. Все полёты на боевом вертолёте фиксируются при помощи систем аудио-видеорегистрации. Видеорегистрация просто отображает происходящее, а по аудиоканалу осуществляется контроль правильности и своевременности действий экипажа: каждое своё действие пилот сначала проговаривает, что существенно упрощает разбор возможных ошибок на земле. 

   
По итогам опытных полётов в КБ вносили необходимые изменения, доработки ведутся до сих пор. Какого рода доработки? Например, машины первых серий страдали неполадками с противообледенительной системой лопастей. Её изменили и проверили в суровых условиях на специально выделенной машине, после чего внедрили в серию. Сами лётчики об этой машине отзываются крайне положительно, основных претензий пока что три: ненадёжная электроника, отсутствие в нижней кабине (кабине штурмана) дублирующего управления и несбалансированность систем управления отоплением в обеих кабинах: штурман мёрзнет, а командиру жарко. 

Негоже, чтобы штурман летал пассажиром, случись чего с командиром, должен принять управление на себя. Задача штурмана в Ми-28Н — наведение автоматической пушки 2А42 и стрельба управляемыми ракетами. Пилот-командир применяет по цели НАРы и тоже может стрелять из пушки, но только если она выставлена по продольной оси вертолёта и застопорена неподвижно. Говорят, грядёт новая штурманская кабина, более просторная и комфортабельная и, конечно, с дублированным управлением вертолётом. 

   
Прямо в Центре лётчики проходят обучение и готовятся к полётам на новых типах машин. Переучивание идёт с разных машин на, опять же, разные. Один из пилотов обучался полётам на Ми-24, ранее летал на Ми-26. Говорил, заходил в свой вертолёт, как в солидное учреждение, а сейчас приходится протискиваться в кабину :). Переучивание — процесс небыстрый и трудоёмкий. Например, освоение Ми-28Н занимает примерно полтора-два месяца. Учатся пилоты и штурманы-операторы ежедневно, с одним выходным в неделю. Далее — зачёты, после успешной сдачи — допуск к первому полёту. Затем полёты в зоне, по маршруту и, наконец, боевое применение со стрельбами на полигоне. 

На сегодняшний день Ми-28Н, дислоцирующиеся в торжокском Центре, летают практически постоянно. Кроме «летающих» машин, на стоянках стоят и условно старые, из первых версий, в том числе и вертолёты «промо»-версий, отработавшие своё на выставках и показах боевой техники. Эти уже не летающие, модернизации подвергнуты уже, видимо, не будут. 

   
Применяются в Торжке и вертолёты Ка-52 «Аллигатор». Четыре штуки, бортовые номера 92-95. На вооружении «Аллигатора» — очень надёжная, мощная и точная пушка 2А42-1. И пилоты и оружейники оценили её как «просто отличную». Обычно в условиях войны такие вертолёты действуют парой. Пара может уничтожить за боевой вылет танковый взвод (4 танка), способна вести полноценный воздушный бой с вертолётами противника, штурмовыми ударами поддерживать наступление своей пехоты или уничтожать с ювелирной точностью наземные цели. 

   
Одна из особенностей этого вертолёта — наличие катапультируемого кресла у экипажа. Кресло К-37-800 выбрасывается из вертолёта вместе с пилотом после того, как лопасти отстреливаются специальными пиропатронами, а плексиглас кабины разрушается от действия заблаговременно установленной системы подрыва. На фото она видна, выглядит как белая «змейка» на остеклении кабины. 

   
Обучаются в Центре и иностранные лётчики. Например, при нас в части квартировала группа вертолётчиков из Бразилии, осваивавшая вертолёт Ми-35 (плакат-схема вертолёта). Очень на них продавщица в близлежащем магазинчике ругалась, сломали. дескать, басурмане дверь в холодильнике! Пришлось специально для бразильцев повесить в магазине объявление на испанском (или португальском?) языке: без команды продавца в холодильник с напитками не ломиться! 

   
Схема укладки патронной ленты к пушке. Сначала патроны, которые, конечно, уже снаряды, забиваются в звенья ленты специальной машинкой. Потом выравниваются оружейником уже вручную, затем лента укладывается, смазывается какой-то густой смазкой (оружейники прокомментировали это действие фразой «Без «сгущёнки» — капризничает») и вся конструкция протягивается тросом к пушке. 

  
По территории части лётчики и наземный состав перемещаются в автобусе, пешком и на велосипедах. Велотранспорт развит очень сильно, у столовой можно было пронаблюдать просто парад марок и моделей. Лётчики — в комбинезонах, фуражках и пилотках. Все какие-то подтянутые, добротные, одно слово — офицеры. Оказывается, в ВВС сейчас серьёзно закручиваются гайки на тему соответствия внешнего вида военнослужащих установленным требованиям. 

  
Форма одежды должна соблюдаться очень строго. Из удививших меня деталей: лётный комбинезон, соответствующий всем требованиям, но пошитый из ткани «рип-стоп» в полёте недопустим. Пластиковые нити, внедрённые в ткань комбинезона, при пожаре плавятся, горят и могут во внештатной ситуации стоить лётчику жизни. Мелочь, а предусмотрена. Технический состав носит на головах береты. На мой вкус — какие-то бесформенные и аляповатые. Ни разу не лихие. Надеюсь, их заменят на что-то иное. А вообще, по решению командира части, допустимо ношение пилоток вместо беретов. 

 
Оружейники подвешивают на пилон вертолёта Ми-24 транспортно-пусковой контейнер с управляемой ракетой 9М120Ф «Атака». Обратите внимание на красную крышку-заглушку. Перед вылетом оружейник снимает её и ждёт возвращения экипажа со стрельб. Если экипаж поразил цель первой же ракетой, то крышка-заглушка вручается лётчику, а если такое попадание у лётчика вообще первое — положено несильно треснуть его по известному месту отстрелянным тубусом. Ритуал, как видно, соблюдается со всем тщанием. 

       
Поинтересовался алковопросом. Остро ли стоит? Ответ получил такой: алкоголь и боевые лётчики — понятия очень слабо совместимые. В принципе, единственное время, когда желающие могут квасить в любых пределах — отпуск. Вот там — да. Хоть залейся. В остальное время употребление алкогольных напитков может завершиться разного калибра чудесами: от выговора и лишения премиальных денег до увольнения из ВС. Выговор страшен особо: при окладе около 40-50 тысяч рублей летающий боевой офицер получает ещё и премиальные деньги по 400-му приказу. Суммы могут составить 50+ тысяч рублей, что солидно. 

Ну а если выпил, был замечен, отстранён от полётов — никаких премий. 100.000 умножаем на 12 — получаем стоимость квартиры в Пскове или Торжке. Если про такое узнает супруга офицера — быть полёту валькирий в отдельно взятой семье. Есть смысл воздержаться от. 

  
Зашла речь и про дедовщину. Сопровождавший нас Игорь, сержант-срочник из подмосковного Королёва сообщил прямо — не богаты вертолётчики дедовщиной. У всех мобильные телефоны, на территории части размещены телефонные номера горячих линий МО. Особо отметил присмотр офицеров за всем происходящим и загруженность работами. Для дедовщины времени в части не остаётся. В армию Игорь пошёл самостоятельно, уже имея за плечами высшее образование. Дослуживать ему ещё 5 месяцев. 

Рассказал, что дембельских альбомов уже не делают, точнее, не делают их в обычном понимании — на бумаге. Сейчас модно иметь электронную версию альбома, пригодную для разрешения во всеразличных «вконтактах». Из нетленных ритуалов остались загибания пряжек. Первое ответственное задание перед присягой — отчистить иголочкой зелёную краску с пряжки. В ночь перед присягой эта процедура исполняется неукоснительно. Традиция-с. 

  
Военнослужащим выдаются такие вот металлические опознавательные жетоны. Носить их на американский манер команды не было — никаких цепей на шее у воина быть не должно. Зато была команда носить жетон в военном билете. Время, чай, не военное, в военнике сохраннее будет. 

   
Денис, конечно, такому «пряничному» рассказу не поверил и помчал лично опрашивать солдат-срочников. Солдаты оказались какими-то робкими, смущались, как барышни, под разными предлогами отбояривались от съёмки, но были изловлены и разъяснены и опрошены. Не без помощи огромного и, говорят, свирепого прапорщика, постоянно напевавшего что-то вроде «трам-пам-пусеньки, трам-пам-пушечки» и широко улыбавшегося солдатам. 

   
Опрошенные дружно отпирались: мол, нету её, дедовщины проклятой. Надо отметить, что во всех казармах висят стенды, разъясняющие порядок действий при необходимости пожаловаться на что-то, обозначены «телефоны доверия», солдаты практически поголовно оборудованы мобильными телефонами, так что подать острый сигнал, если что, можно без усилий. Рядом с телефонными номерами разглядел отдельный стенд, наглядно поясняющий что бывает итогом неуставных отношений. В качестве иллюстрации — мои картинки из заезда в дисбат. Был очень тронут. Отлично, что вот так фотографии пригодились. 

   
В этот день в части молодое пополнение готовили к присяге. Солдаты ходили по плацу строем, тренировались в строевой, учились маршировать с оружием и без. Чем занят товарищ, разинувший рот в центре снимка — не знаю! 

   
Пока сидели в кабинете замполита, прослушали краткую телефонную драму: мама свежепризванного бойцы звонила заместителю командира Центра с целью поинтересоваться — чего это сын уже три дня домой не звонит? Не дедовщина ли мешает? Сына немедленно нашли в санчасти с соплями и простудой, дали приказ позвонить домой и лично сообщить родным, что с ним всё в порядке, а телефон у него отобрали в качестве меры наказания за нерадивость. Потому как толковый солдат играл в строю в какой-то тетрис. Об исполнении чудесного приказа доложить непосредственному командиру. 

Следом прибыл воин-залётчик лично. Ему перед демобилизацией не терпелось употребить спиртные напитки и как следует побарагозить. Как я понял — и то и другое удалось, причём не в первый раз. Всё содеянное настойчивым воином отразили в личном деле и составили парню добротную характеристику. Куда с такой после армии идти — не знаю. Вот такими, например, вопросами занимается целый летающий полковник. 




Лётный день в Центре начинался с разведки погоды. На разведку вылетал Ми-24 с заместителем командира Центра в качестве пилота. Сам командир Центра тоже «летающий» — в качестве командира экипажа Ми-8 облетал все площадки, где вертолётчики могли приземляться на маршруте и убедился, что всё в порядке и посадка безопасна. Ми-8, кстати, очень хвалил и он и его коллеги. Не скоро, говорят, устареет. 

   
Завтракали-обедали-ужинали в лётной столовой. Вкусно, обильно, в обед выдавался даже шоколад, который съедали не все. Обратил внимание на просверленные ложки-вилки-ножи из нержавейки. Поинтересовался у наряда — зачем? Версии выдали такие: чтобы не тырили, чтобы привязывать цепочкой к столу (на уточняющий вопрос — «а как их мыть?», солдат замялся и убежал за добавкой) и чтобы развешивать для сушки. Остался в изумлении, сверлить сверлом нержавейку — труд титанический. Ещё изрядно удивил гарнир ко второму блюду: за всё время пребывания в Центре он не менялся ни разу: отварной рис и отварные макароны всегда. Лётчики говорят — гарнир меняется раз в несколько месяцев, позже будет засилье картошки. У солдат-срочников, питающихся в своей столовой, таких чудес почему-то нет. 

   
Посетили тренажёр. Тренажёр — отдельно стоящее строение, внутри которого установлена кабина вертолёта Ми-8 (комплексный тренажёр вертолёта Ми-8МТВ-5, здесь плакат-схема этого вертолёта), сочленённая с компьютерным центром управления, сферическим экраном и системой из нескольких проекторов. Компьютерный центр в программе-конструкторе задаёт необходимые условия: местность, ветер, погоду, видимость, объекты и цели. 

Проекторы передают изображение на экран, экипаж выполняет задание. «Эффект присутствия» — очень сильный. Нас предупредили, что предельное время обычно составляет 1-2 часа, потом начинается головокружение: обстановка на экране меняется, а кабина-платформа — неподвижна. Сами лётчики поделились мнением: условия на тренажёре очень напоминают реальный вертолёт, но, конечно, не хватает тряски, запаха керосина и шума. 

   
Летали наперебой, осмотрели весь Адлер и окрестности, приземлялись на палубу «Адмирала Кузнецова» и на площадку нефтяной платформы, в конце нанесли удар неуправляемыми ракетами по группе «Хаммеров» (грузинских?), аккуратно расставленных прямо на взлётной полосе аэродрома. Не так давно Центр получил ещё один современный тренажёр вертолёта Ми-28Н. Учебный комплекс пока что в ящиках, дожидается подготовленного помещения и ввода в эксплуатацию. 

   
Удалось побывать и на полигоне, где лётчики и вертолётчики отрабатывают то самое боевое применение. Полигон — это вышка управления со всей необходимой электронной начинкой, наблюдательная вышка, где сидит солдат-корректировщик чуть ли не сартиллерийской буссолью, несколько хозпостроек, вертолётная площадка и, собственно поле, где расставлены учебные цели. В качестве таковых выступают списанные БТР, зенитно-ракетные комплексы ПВО «Оса», тягачи МТ-ЛБ и прочая подобная техника. Удары по целям наносятся при помощи бомб, пушечных снарядов (на Ми-8, пушки подвешивались в контейнерах), управляемых и неуправляемых ракет. 

   
Полигон в деле с семидесятых, так что местность мощно нашпигована разного рода учебными боеприпасами (внутри авиабомбы — песок), осколками боевых и разнокалиберными воронками. Буквально некуда ступить! Очень убедительно выглядят следы прямых попаданий ракет в бронетехнику. Там же, на полигоне, отрабатываются и ночные ракетно-пушечно-бомбовые удары. Для этого цели заблаговременно подсвечиваются огнями. 

     
Для ночных полётов на ночной же версии вертолёта Ми-24 у лётчиков есть очки ночного видения ОВН-1. Очки крепятся прямо на шлем ЗШ и позволяют лётчику довольно внятно опознавать местность и цели в темноте. Для того, чтобы шлем на голове пилота не перекашивало, очки уравновешиваются специальным грузиком-противовесом, крепящимся к шлему сзади. Время, которое лётчик может без проблем пользоваться очками — ограничено. Нагрузку на глаза, говорят, они дают очень существенную. 

 
В последний день нашего пребывания в Центре удалось осмотреть со всех сторон советскую разработку — Ка-50, называемый ещё «Чёрной Акулой» и поговорить с лётчиками, реально налетавшими изрядное количество часов на машинах этого типа. 


        
Хотелось бы поблагодарить пресс-службу ВВС, командование 344 центра боевого применения и переучивания армейской авиации, лично полковника Сурикова и наших гидов по авиабазе за всемерную помощь, поддержку и разъяснения по интересовавшим нас вопросам. 



Больше фотоподробностей. Часть первая 
Больше фотоподробностей. Часть вторая

http://photo.oper.ru/news/read.php?t=1051608466


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Мероприятия казаков и кадет хутора "Благовещенский" (пикета Казачьего Дозора) в Екатеринбурге в феврале 2016 года. ФОТО

... – фланкировкой шашкой. Были рассказаны про георгиевских кавалеров Оренбургского Казачьего Войска и описаны ...

Новинка в линейке мониторов фидера - А-Сигнал РЗА ПРО

... сети А-Сигнал РЗА ПРО точно фиксирует и определяет ... в А-СИГНАЛ РЗА ПРО реализована функция релейной защиты ... Energietechnik. А-Сигнал РЗА ПРО устанавливается без перенастройки в ... Устройство А-Сигнал РЗА ПРО позволит электросетевым компаниям повысить ...

Оштукатуривание откосов дверных и оконных проёмов. Сложно, но достижимо

... добротно обработать откосы или проём двери и, ... оштукатуривание дверных или оконных проёмов производится под правило. ... смесь. Для проведения оштукатуривания проёмов окон или дверей ... вдоль стены. Завершают оштукатуривание проёмов, после просыхания основного ...

Шестнадцатилетний кавалер ордена Славы. ФОТО

... культуры был открыт памятник полному кавалеру ордена Славы Ивану Филипповичу Кузнецову ... — 2674 человека. Самых молодых полных кавалеров (последнего призывного 1926 года) было ... торжества, посвящённые памяти полного кавалера ордена Славы, донского казака Ивана ...

Новинка 2022 года – монитор электрической сети А-Сигнал РЗА ПРО

... электрической сети А-Сигнал РЗА ПРО точно фиксирует и определяет направление ... реле. В А-Сигнал РЗА ПРО реализован функционал устройств защиты кабельной ...

Клочок бумаги - точка в боевом пути: опознали красноармейца, погибшего в местах, про которые рассказывает фильм Евгения Пригожин

... не выдвинул резервы на Сталинград. Про то как изнурительно здесь воевали ... забытая страница Великой Отечественной войны (про Ржевско-Вяземскую операцию из-за ...