Разработки универсальной атомной подводной лодки. Обзор существующих возможностей. ФОТО

 
Насколько «утопична» идея разработки универсальной АПЛ? Обзор существующих возможностей

Традиционно современные атомные подводные компоненты флотов крупных морских держав представлены двумя классами субмарин: ПЛАРБ — атомными подводными лодками-носителями межконтинентальных баллистических ракет, называемыми у нас ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), а также МАПЛ — многоцелевыми подлодками-носителями противокорабельных / противолодочных торпед, противокорабельных ракет и стратегических крылатых ракет большой дальности. Но сейчас, в конце второго десятилетия XXI века, когда сложная военно-политическая обстановка и полностью сетецентрический ТВД требуют максимальной функциональности каждой боевой единицы, появились все предпосылки к проектированию принципиально нового типа субмарин с атомной энергетической установкой, сочитающего как стратегические возможности воздушно-космического удара РПКСН, так и ударные возможности МАПЛ, заключающиеся в массированном ударе низковысотными СРК. Причём больше всего в таких универсальных подлодках нуждаются государства, ВМС которых имеют имеют недостаточный по численности подводный флот. К сожалению, сегодня и наш ВМФ всё ещё в этом списке. Если по количеству РПКСН Россия и США практически не отличаются (13 ПЛАРБ у нас и 14 — у них), то по многоцелевым ракетным субмаринам и ПЛАРК наш флот проигрывает в 2 раза (27 против 57). Постройка 30 «противовесных» МАПЛ — задача непростая, долго реализуемая и весьма накладная, а поэтому очень неплохим вариантом можно считать универсальный подводный крейсер стратегического назначения, целесообразность разработки которого раскритиковал недавно «Военный Паритет» со ссылкой на генерального директора АО «СПМБМ «Малахит» Владимира Дорофеева.

«Военный Паритет» назвал идею разработки такой подлодки «утопией», «приукрасив» слова Дорофеева из интервью для ТАСС. Он разъяснил для новостного агентства лишь то, что невозможно полностью реализовать возможности 2-х типов подлодок в одной субмарине, но вовсе не заявлял о какой-либо утопии данной концепции. И это действительно так.
 
Во-первых, крылатые ракеты семейства «Калибр» унифицированы со всеми 533-мм торпедными аппаратами РПКСН, МАПЛ и торпедных подводных лодок: нести это уникальное малозаметное ВТО может любая российская дизель-электрическая и атомная субмарина от «Палтуса» и «Щуки-Б» до «Ясеня» и «Борея». Количество СКР типа 3М14Т на подлодках зависит исключительно от объёма отсеков для торпедного вооружения. Только по этой способности можно смело причислять ПЛАРБ типа «Борей» к классу универсальных атомных субмарин.

Второй вопрос касается допустимой маневренности ПЛАРБ и МАПЛ, которая у каждого класса подлодок отличается. Исходя из наличия сложных и массивных пусковых агрегатов в ШПУ БРПЛ, а также большой массы единицы снаряжения (каждая Р-30 «Булава-30» весит 36,8 тонн), любая ПЛАРБ имеет некоторые конструктивные ограничения по перегрузкам в момент маневрирования с полным арсеналом баллистических ракет на борту. Но несмотря на это, к примеру, 5 обитаемых титановых корпусов, формирующих прочность конструкции подлодки пр. 941УМ, позволяют ей маневрировать с приличными перегрузками, а также осуществлять «резвое» аварийное всплытие с «выпрыгиванием». Отрабатывался этот манёвр и с «Бореем». Шахтная пусковая установка с 20 ТПК для ракет РСМ-52 или РСМ-56 расположена между 2 передними титановыми корпусами, которые держат арсенал в безопасности в самых сложных условиях.
Из этого можем сделать вывод, что проектирование универсальной подлодки-носителя крылатых и баллистических ракет с достаточно прочным корпусом и высокими маневренными качествами — вполне выполнимая в XXI веке задача.

Третий вопрос относится к уровню шумности универсальной подводной лодки на тихом и полном ходах. Как известно, современные звукопоглощающие материалы корпуса, виброизолирующие платформы и крепления агрегатов в машинных отделениях, а также системы вспомогательного электродвижения (ВСЭД) позволяют любому типу атомных подлодок минимизировать мощность их акустического поля, особенно по широкополосным и тональным компонентам гидроакустических волн, генерируемых работой турбины, редукторов, различных гидродинамических органов. Но это не отменяет понятия подводного водоизмещения, которое у ракетного подводного крейсера стратегического назначения в подавляющем большинстве случаев больше, чем у МАПЛ (ПЛАРК). К таким крупным субмаринам будет относится и универсальная АПЛ, расчётное подводное водоизмещение может превышать 17-20 тыс. тонн. Акустическое поле такой подлодки на среднем и полном ходу, особенно при классическом исполнении движетеля, будет гораздо выше, чем многоцелевой АПЛ с меньшим водоизмещением. 

Первый выход — тихий ход, при котором шумность «универсального» подводного крейсера будет сравнима с обычной ПЛАРК. Это подтверждается и сравнительным графиком зависимости надводного водоизмещения МАПЛ и ПЛАРБ на тихом ходу от средних интегральных уровней шумности этих подлодок, который привели в своей работе капитаны 1 ранга В. Пархоменко и Ю. Пелевин. Но постоянная необходимость малошумного хода исключает многоцелевые качества универсальной подлодки, потому что в круг её задач будет входить борьба с американскими авианосными ударными группировками, где развитая система ПЛО на базе P-3C «Орион», P-8A «Посейдон», корабельных ГАК AN/SQQ-89(V)15 и беспилотных противолодочных кораблей «Sea Hunter» никак не позволяет нашей подлодке действовать на малых скоростях.

Для этого потребуются разработка принципиально нового исполнения конструкции движительной установки, которая уже встречалась в эскизах перспективной китайской многоцелевой подводной лодки Тип 095. Здесь планируется реализация водомётного движителя внутрикорпусного расположения с фронтальными водозаборниками. Такая установка значительно тише стандартной и позволяет ходить на более высоких скоростях. Подобный универсальный РПКСН может стать 5-м поколением российских АПЛ. 

Президент ОСК Алексей Рахманов сообщил более обнадёживающую информацию о качествах перспективной многоцелевой подлодки класса «Хаски». Принадлежность к 5-му поколению должна выражаться не только малошумности нового подводного крейсера, но и в получении стратегических возможностей, присущих ПЛАРБ. Тем не менее, согласно ТТЗ на новую субмарину, её водоизмещение позволит брать на борт исключительно перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты 3М22 «Циркон» и стратегические дозвуковые ракеты семейства «Калибр». Отсутствие БРПЛ в арсенале не позволит дотянуться «Хаски» до уровня РПКСН. Универсальная субмарина предполагает совсем иную усиленную конструкцию и гораздо большее водоизмещение.

Благодаря замечательным унификационным возможностям «Калибров», наши РПКСН «Борей» уже получили некоторую долю универсальности, но ограниченное количество СКР и узлы прочности, не соответствующие корпусам лёгких и маневренных МАПЛ, флоту требуется новая подлодка, поскольку в ВМС США подобная универсализация также не стоит на месте.

Насколько «утопична» идея разработки универсальной АПЛ? Обзор существующих возможностей

На верхнем фото представлена 1х7 ВПУ для СКР BGM-109C/D «Tomahawk», установленная в ТПК шахтной пусковой установки БРПЛ «Трайдент-D5» на одной из ПЛАРК «Огайо»; на нижнем фото программный интерфейс управления данными ВПУ на многофункциональном индикаторе БИУС подлодки

За период с конца 2002 и до начала 2008 года «Electric Boat» в соответствии с 443-миллионным контрактом с ВМС США провела переоборудование 4-х американских ПЛАРБ класса «Огайо» в ПЛАРК-носители СКР BGM-109C/D «Tomahawk». У каждого подводного крейсера в 22 из 24 ячеек-ТПК было установлено 1х7 ВПУ «Томагавков» (полный боезапас составляет 154 ракеты). С этого момента 1/3 часть стоящих на вооружении ВМС «Огайо» превратились в многоцелевые АПЛ. Но самое главное в том, что новые ВПУ имеют очень гибкую конфигурацию установки в ШПУ оставшихся 14 ПЛАРБ «Огайо».

Последние спустя 5-7 лет будут заменены на перспективные ПЛАРБ класса SSBN-X. А оставшиеся «Огайо» вполне могут оснастить 10 неподвижными «барабанами» с 70 «Томагавками» и 12 (или 14) баллистическими ракетами последней версии UGM-133A «Trident II-D5». Вот вам и универсальная подлодка с огромным арсеналом крылатых ракет и достойным количеством БРПЛ. Частичное переоборудование 14 ПЛАРБ может занять примерно 7-8 лет, а значит, уже после середины 20-х годов число подводных американских «Томагавков» может превысить полторы тысячи. Поэтому, сколько бы ни ходило разговоров о целесообразности разработки универсальных АПЛ, наш подводный, численно уступающий американскому, нуждается в такой программе как никогда.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
11 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Механообработка: Погружение в мир точности и инноваций, обзор компании Тюменский Станкостроительный Завод

... собственные технологии. Примером инновационной разработки может служить создание станков с ... время на обучение и минимизирует возможные ошибки в работе. Экологическая ... и энергоэффективности своей продукции. Разработка и внедрение энергосберегающих технологий, ...

Лаки и краски: Искусство цвета и защиты

... текстиля и стекла на рынке существуют специализированные краски для каждого материала ... внимание уделяется экологической безопасности продукции. Разработка лакокрасочных материалов на водной основе ...

Компания Антарес: Виноградов Александр Игоревич и команда готовы предложить комплексное проектирование: ПЗУ, АР, КР, ЭС, ВК, ОВ

... услуг по негосударственной экспертизе и разработке специальных разделов проектной документации согласно ...

Оборудование для мониторинга и диагностики ЛЭП презентовали экспертам Россетей

АНТРАКС продемонстрировал свои разработки в области диагностики и мониторинга ... электросетевом комплексе. Специалист по перспективным разработкам ГК «АНТРАКС» Павел Горожанкин рассказал ...

Нива лучший автомобиль в СССР

... с собой новые вызовы и возможности, на которые в АвтоВАЗе отреагировали ... на снижение вибраций и увеличение возможностей автомобиля для модификаций с другими ...

Специалистам Россети-Урал представили современные решения по определению места повреждения ЛЭП

... Урала». Главный специалист по перспективным разработкам группы компаний «АНТРАКС» П. А ...