Разработки универсальной атомной подводной лодки. Обзор существующих возможностей. ФОТО
Традиционно современные атомные подводные компоненты флотов крупных морских держав представлены двумя классами субмарин: ПЛАРБ — атомными подводными лодками-носителями межконтинентальных баллистических ракет, называемыми у нас ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), а также МАПЛ — многоцелевыми подлодками-носителями противокорабельных / противолодочных торпед, противокорабельных ракет и стратегических крылатых ракет большой дальности. Но сейчас, в конце второго десятилетия XXI века, когда сложная военно-политическая обстановка и полностью сетецентрический ТВД требуют максимальной функциональности каждой боевой единицы, появились все предпосылки к проектированию принципиально нового типа субмарин с атомной энергетической установкой, сочитающего как стратегические возможности воздушно-космического удара РПКСН, так и ударные возможности МАПЛ, заключающиеся в массированном ударе низковысотными СРК. Причём больше всего в таких универсальных подлодках нуждаются государства, ВМС которых имеют имеют недостаточный по численности подводный флот. К сожалению, сегодня и наш ВМФ всё ещё в этом списке. Если по количеству РПКСН Россия и США практически не отличаются (13 ПЛАРБ у нас и 14 — у них), то по многоцелевым ракетным субмаринам и ПЛАРК наш флот проигрывает в 2 раза (27 против 57). Постройка 30 «противовесных» МАПЛ — задача непростая, долго реализуемая и весьма накладная, а поэтому очень неплохим вариантом можно считать универсальный подводный крейсер стратегического назначения, целесообразность разработки которого раскритиковал недавно «Военный Паритет» со ссылкой на генерального директора АО «СПМБМ «Малахит» Владимира Дорофеева.
«Военный Паритет» назвал идею разработки такой подлодки «утопией», «приукрасив» слова Дорофеева из интервью для ТАСС. Он разъяснил для новостного агентства лишь то, что невозможно полностью реализовать возможности 2-х типов подлодок в одной субмарине, но вовсе не заявлял о какой-либо утопии данной концепции. И это действительно так.
Второй вопрос касается допустимой маневренности ПЛАРБ и МАПЛ, которая у каждого класса подлодок отличается. Исходя из наличия сложных и массивных пусковых агрегатов в ШПУ БРПЛ, а также большой массы единицы снаряжения (каждая Р-30 «Булава-30» весит 36,8 тонн), любая ПЛАРБ имеет некоторые конструктивные ограничения по перегрузкам в момент маневрирования с полным арсеналом баллистических ракет на борту. Но несмотря на это, к примеру, 5 обитаемых титановых корпусов, формирующих прочность конструкции подлодки пр. 941УМ, позволяют ей маневрировать с приличными перегрузками, а также осуществлять «резвое» аварийное всплытие с «выпрыгиванием». Отрабатывался этот манёвр и с «Бореем». Шахтная пусковая установка с 20 ТПК для ракет РСМ-52 или РСМ-56 расположена между 2 передними титановыми корпусами, которые держат арсенал в безопасности в самых сложных условиях.
Из этого можем сделать вывод, что проектирование универсальной подлодки-носителя крылатых и баллистических ракет с достаточно прочным корпусом и высокими маневренными качествами — вполне выполнимая в XXI веке задача.
Третий вопрос относится к уровню шумности универсальной подводной лодки на тихом и полном ходах. Как известно, современные звукопоглощающие материалы корпуса, виброизолирующие платформы и крепления агрегатов в машинных отделениях, а также системы вспомогательного электродвижения (ВСЭД) позволяют любому типу атомных подлодок минимизировать мощность их акустического поля, особенно по широкополосным и тональным компонентам гидроакустических волн, генерируемых работой турбины, редукторов, различных гидродинамических органов. Но это не отменяет понятия подводного водоизмещения, которое у ракетного подводного крейсера стратегического назначения в подавляющем большинстве случаев больше, чем у МАПЛ (ПЛАРК). К таким крупным субмаринам будет относится и универсальная АПЛ, расчётное подводное водоизмещение может превышать 17-20 тыс. тонн. Акустическое поле такой подлодки на среднем и полном ходу, особенно при классическом исполнении движетеля, будет гораздо выше, чем многоцелевой АПЛ с меньшим водоизмещением.
Первый выход — тихий ход, при котором шумность «универсального» подводного крейсера будет сравнима с обычной ПЛАРК. Это подтверждается и сравнительным графиком зависимости надводного водоизмещения МАПЛ и ПЛАРБ на тихом ходу от средних интегральных уровней шумности этих подлодок, который привели в своей работе капитаны 1 ранга В. Пархоменко и Ю. Пелевин. Но постоянная необходимость малошумного хода исключает многоцелевые качества универсальной подлодки, потому что в круг её задач будет входить борьба с американскими авианосными ударными группировками, где развитая система ПЛО на базе P-3C «Орион», P-8A «Посейдон», корабельных ГАК AN/SQQ-89(V)15 и беспилотных противолодочных кораблей «Sea Hunter» никак не позволяет нашей подлодке действовать на малых скоростях.
Для этого потребуются разработка принципиально нового исполнения конструкции движительной установки, которая уже встречалась в эскизах перспективной китайской многоцелевой подводной лодки Тип 095. Здесь планируется реализация водомётного движителя внутрикорпусного расположения с фронтальными водозаборниками. Такая установка значительно тише стандартной и позволяет ходить на более высоких скоростях. Подобный универсальный РПКСН может стать 5-м поколением российских АПЛ.
Президент ОСК Алексей Рахманов сообщил более обнадёживающую информацию о качествах перспективной многоцелевой подлодки класса «Хаски». Принадлежность к 5-му поколению должна выражаться не только малошумности нового подводного крейсера, но и в получении стратегических возможностей, присущих ПЛАРБ. Тем не менее, согласно ТТЗ на новую субмарину, её водоизмещение позволит брать на борт исключительно перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты 3М22 «Циркон» и стратегические дозвуковые ракеты семейства «Калибр». Отсутствие БРПЛ в арсенале не позволит дотянуться «Хаски» до уровня РПКСН. Универсальная субмарина предполагает совсем иную усиленную конструкцию и гораздо большее водоизмещение.
Благодаря замечательным унификационным возможностям «Калибров», наши РПКСН «Борей» уже получили некоторую долю универсальности, но ограниченное количество СКР и узлы прочности, не соответствующие корпусам лёгких и маневренных МАПЛ, флоту требуется новая подлодка, поскольку в ВМС США подобная универсализация также не стоит на месте.
За период с конца 2002 и до начала 2008 года «Electric Boat» в соответствии с 443-миллионным контрактом с ВМС США провела переоборудование 4-х американских ПЛАРБ класса «Огайо» в ПЛАРК-носители СКР BGM-109C/D «Tomahawk». У каждого подводного крейсера в 22 из 24 ячеек-ТПК было установлено 1х7 ВПУ «Томагавков» (полный боезапас составляет 154 ракеты). С этого момента 1/3 часть стоящих на вооружении ВМС «Огайо» превратились в многоцелевые АПЛ. Но самое главное в том, что новые ВПУ имеют очень гибкую конфигурацию установки в ШПУ оставшихся 14 ПЛАРБ «Огайо».
Последние спустя 5-7 лет будут заменены на перспективные ПЛАРБ класса SSBN-X. А оставшиеся «Огайо» вполне могут оснастить 10 неподвижными «барабанами» с 70 «Томагавками» и 12 (или 14) баллистическими ракетами последней версии UGM-133A «Trident II-D5». Вот вам и универсальная подлодка с огромным арсеналом крылатых ракет и достойным количеством БРПЛ. Частичное переоборудование 14 ПЛАРБ может занять примерно 7-8 лет, а значит, уже после середины 20-х годов число подводных американских «Томагавков» может превысить полторы тысячи. Поэтому, сколько бы ни ходило разговоров о целесообразности разработки универсальных АПЛ, наш подводный, численно уступающий американскому, нуждается в такой программе как никогда.
Записи на схожие темы
Коттеджи от компании МК-ЭТАЛОН с нетерпением ждут своих новых хозяев. ФОТО, ВИДЕО
Нашей группе компаний МК-Эталон исполнилось в этом году 15 лет. Одним из основных, но при этом и относительно новых направлений деятельности нашей компании сегодня является массовое строительство коттеджей. Строительство ведется круглогодично в пригороде ...
Заявка Партнерства Евразия №Ер521: Нужно провести обследование конструкций здания по Сибирскому тракту в Екатеринбурге
... . Их интересует обследование объекта на возможность использования для производства литьевого камня ... : Негосударственная экспертиза проектов и смет, разработка специальных разделов проектной документации, допуски ...
В Белоруссии представили новинки в области мониторинга и диагностики ЛЭП
... «Гомельэнерго», «Могилевэнерго», «Гродноэнерго», «Брестэнерго» новейшие разработки в области мониторинга и диагностики ...
Специалисты Россети Ленэнерго ознакомились с новыми разработками АНТРАКС
... большой интерес аудитории вызвали новейшие разработки – индикаторы короткого замыкания с ... от 0.2 А и возможностью прямой передачи информации от приборов ... новинки открывают перед отраслью новые возможности», – отметил первый заместитель генерального ...
Uremont: Ваш надежный помощник в мире автосервиса
... на цену и расстояние. Уникальные Возможности Uremont Эффективный поиск СТО : С ... водителя. Система бонусов : Uremont предоставляет возможность накапливать бонусные баллы за выполненные ...
Негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий для проекта спортивного корпуса в С.-Петербурге - ООО УК МК-Эталон
... коллеги! Обращайтесь по негосударственной экспертизе, разработке спецразделов, получению допусков СРО на ...
Отправить комментарий