Русская Америка - история и факты

Открытие Америки для России и руских началось в XVII столетии. Так, Семён Дежнёв прошёл через Берингов пролив в 1648 году, что явилось наиболее значительным событием среди ранних попыток добраться до неизвестного континента. В память этого подвига самая северная точка Сибири была названа "мысом Дежнёва".

Ряд русских землепроходцев продолжил дело Дежнёва и начал осваивать морское пространство, впоследствии названное Беринговым морем. Но первая государственная экспедиция к берегам Америки была организована по приказу Петра I незадолго до его смерти в 1725 году и состоялась лишь в 1728 году под командованием офицера русского военного флота, Витуса Беринга. Эта первая экспедиция была весьма краткой, но она убедила Беринга в том, что американский континент не был соединён с Сибирью.

После длительных задержек и подготовки, в июне 1741 года Беринг снова отплыл в сторону Америки на небольшом паруснике по имени Св. Пётр. В этот раз его сопровождал такой же другой парусник, которым командовал капитан-лейтенант Алексей Чириков, более молодой и способный, чем Беринг. Хотя по первоначальному плану оба корабля должны были держать друг друга в поле зрения, они вскоре были разъединены бурей.

Летом и осенью 1741 года Беринг и Чириков, в отдельности, видели северо-западный берег Америки. Но экипаж корабля под командой Беринга скоро стал страдать от цынги. Ослабевший от цынги и недостатка провианта, экипаж Св. Пётра высадился на большом острове недалеко от Камчатки, где их корабль был разбит бурей. В декабре 1741 года Беринг умер на этом острове, получившем его имя. Остаток его экипажа перезимовал на острове, питаясь тюленями и прочей морской живностью. В следующем, 1742 году, они построили шлюпку из обломков корабля и добрались до Петропавловска-на-Камчатке.

Чириков вернулся на Камчатку в 1741 году и привёз известия об алеутах и о том, что всё побережье Камчатки изобилует каланами. Эти рассказы были подтверждены и возвратившейся командой корабля Беринга, привезшей шкуры лис, морского котика и калана 900 этих последних, проданных по самой низкой цене, принесли 90.000 рублей на китайском рынке. Это была огромная сумма денег в те времена, достаточная для оплаты четверти стоимости всей экспедиции с момента её отплытия из Санкт-Петербурга.

В то время как русское правительство было занято вопросами европейской политики, местные сибирские землепроходцы широко использовали возможность заработать на пушнине. В 1743 году казацкий атаман Емельян Басов, финасированный купцом Андреем Серебренниковым, построил казацкий шитик. Шитики, которые начали свою родословную на Волге, были плоскодонные, чрезвычайно остойчивые, лодки и, так как у них почти не было киля, их было легко вытаскивать на берег. По размеру некоторые шитики могли перевозить до 50 человек и несколько тонн груза.

"Меховая лихорадка" 
Летом 1743 года Басов с 30 промышленниками (как назывались сибирские землепроходцы) направились к острову Беринга. Экипаж Басова участвоал в этой экспедиции "с доли": каждый член экспедиции имел право на определённый пай. Если экспедиция была успешной, каждый пайщик получал свою долю; если нет, то никто не получал ничего.

Басов благополучно вернулся с богатой добычей общей суммой на 200.000 рублей! После этого он проделал ещё три экпедиции, после чего, по-видимому, бросил промысел.

Удачный поход Басова повлёк за собой целую армию промышленников искателей мехов. Отдельные промышленники собирались в артели, строили шитики и уходили в море. Очень скоро они освоили не только остров Беринга, но и всю цепь алеутнских островов. Алеуты весьма дружелюбно относились к русским.

По истечении 30 лет беспорядочного промысла и торговли пушниной, предприимчивый купец Григорий Иванович Шелихов и Иван Голиков со своим родственником в 1781 году основали фирму "Шелихова-Голикова". В отличие от промышленников-одиночек, Шелихов решил основать постоянную базу в новых землях, избрав остров Кодьяк в качестве наиболее подходящего не на материке, но достаточно близко к нему. Шелихов знал, что ближайшее европейское поселение был крошечный посёлок по имени Сан-Франциско, основанный восемь лет до него.

В августе 1783 года всего лишь два года спустя после принятия плана действий флотилия Шелихова из трёх кораблей с 200 человек, скотом, семенами и другими припасами отправилась в поход. Шелихов со своей женой, Натальей Алексеевной, смелой и решительной женщиной, находились на самом большом галиоте Трёх Святителей. Два других корабля назывались Св. Архангел Михаил и Св. Симеон. В конце июля 1784 года два корабля бросили якорь в бухте на острове Кодьяк. Назвав её бухтой Трёх Святителей, люди Шелихова построили благоустроенный посёлок, состоявший из семи или восьми домов, нескольких казарм, конторы, сараев, складов, кузницы и столярной мастерской. За пределами посёлка было основано несколько охранных постов.

Это было огромным достижением. Не только всё это было построено без нужных инструментов (большая часть инструментов была потеряна на третьем исчезнувшем корабле, на Св. Михаиле), но и среди враждебного окружения. В отличие от алеутов, туземцы на Кодьяке были настроены агрессивно. Шелихову пришлось проявить много дипломатии для поддержания мира, а также для привлечения туземцев к работе по созданию своих построек. Точные данные о том, как Шелихову удалось этого достичь отсутствуют, но все исследователи сходятся на том, что с его стороны потребовалось много терпения и честности в расплате с туземцами за любые произведенные ими работы. Как бы это ни было сделано, но туземцы охотно сотрудничали с промышленниками и многие из них поселились поблизости от первого русского поселения.

Оставив одному из своих заместителей подробные указания обращаться мягко и справедливо с туземцами, Шелихов уехал в свой родной город, Иркутск. Прибыв туда в начале 1787 года, Шелихов привёз с собой только лишь небольшое количество пушнины в качестве образцов, так как целью его экспедиции было основать постоянную базу, а не добыча пушнины. Следующим его шагом было попытаться заинтересовать императрицу Екатерину II в новых, далёких землях.

Его партнёру Голикову удалось вручить отчёты и карты Шелихова о новых землях императрице. Она чрезвычайно заинтересовалась открытиями Шелихова, сразу же представив себе расширение русских владений в Америке и далее. Ей также пришла в голову мысль о том, чтобы откомандировать некое количество судов русского военного флота с тем, чтобы дать понять остальному миру, что Россия готова защищать свои ново- приобретенные владения. И наконец, она сказала Голикову, что хотела бы принять его и Шелихова в своём дворце в Санкт-Петербурге.

В январе 1788 года Шелихов со своей женой отправились на тройке в далёкий путь в 3700 миль. Но так как сибирская дорога обслуживалась 3000 людей и 10.000 лошадей, расположенных вдоль всего пути на станциях на расстоянии 80 километров друг от друга, то в феврале Шелиховы уже прибыли в Санкт-Петрбург. Окрылённые ласковым приёмом, Шелихов и Голиков просили императрицу дать им монополию на торговлю пушниной, поддержку и защиту русских вооружённых сил, право нанимать туземцев и заимообразного финасирования. Но в сентябре 1788 года Сенат отказал им в их просьбах. Единственно, что Шелихов и Голиков получили от императрицы, были наградные шпаги и золотые ордена с портретом императрицы.

Русское православие приходит на Аляску
Не взирая на эту неудачу, Шелихов продолжал свою работу по созданию успешной базы для себя и России в северо-западной Америке. Его поселение продолжало расти и к 1794 году на Кодьяк прибыло восемь валаамских монахов. Их приезд ознаменовал официальное основание Русской правосланой миссии в Америке. Когда, спустя 70 лет, Аляска была продана Соединённым Штатам Америки, православие настолько укрепилось среди алеутов, индейцев и эскимосов, что русское православие до сегодняшняго дня является доминирующей религией в Аляске.

Алеуты помогают строить Русскую Америку

Шелихов умер от сердечного припадка в 1795 году. Его жена, Наталья Алексеевна, приняла управление фирмой на себя. В этом её незаменимым помощником стал Александр Андреевич Баранов, назначенный Шелиховым заведывать поселением в 1791 году по котракту на пять лет и получивший от Шелихова 10 акций фирмы.

Биография Баранова читается как приключенческий роман того времени. Сбежав из дому в небольшом городке в центральной России в возрасте 15 лет, Баранов пустился во всевозможные странствования, зарабатывал и терял целые состояния, всегда влекомый прелестью неизвестных земель. Хотя Шелихов присматривался к Баранову в течение некоторого времени, только в 1791 году, когда Баранов потерпел очередной крах, Шелихову удалось уговорить его стать правителем Русской Америки.

Гений Баранова по управлению новыми землями не замедлил проявиться. Подобрав себе надёжного помощника, Ивана Кускова (инвалида с деревянной ногой), Баранов ввёл строжайшую дисциплину для 110 промышленников, проживавших в то время в поселении, и начал устанавливать дружеские отношения с туземцами, что, как вскоре выяснилось, и было им успешно достигнуто. Он выучил местный язык; прислушивался к их жалобам; никогда не относился к туземцам пренебрежительно или свысока. Он объехал весь остров Кодьяк, посетил индейские деревни, познакомился с их вождями, всюду завязывая деловые связи, обещая щедрое вознаграждение всем туземцам, согласным служить в фирме. Будучи холостым, Баранов женился на дочери одного из индейских вождей, племя которого в скором времени начало сражаться на стороне русских и алеутов.

Все эти усилия по установлению добрососедских отношений скоро принесли плоды. К лету 1792 года в распоряжении Баранова оказалось около 900 туземцев с 450 байдарками (небольшие алеутские лодки на двух человек для плаванья по морю). Его энергии не было предела. Так, когда цунами буквально смёл посёлок Трёх Святителей с лица земли, он воспользовался этим для постройки посёлка в более подходящем месте.

В 1812 году, по приказу Баранова (к этому времени ставший первым губернатором Русской Америки), Иван Кусков основал Форт Росс севернее испанского поселения Сан- Франциско. Форт Росс служил в качестве торговой базы и для снабжения Русской Америки в Аляске сельскохозяйственными продуктами. Своим успехом Форт Росс во многом обязан жене Кускова, Елизавете. Она выучила индейский язык местных племён и установила с ними самые дружеские отношения. В результате этого русские солдаты и поселенцы могли беспрепятствено ходить по всем окрестностям, не боясь скальпирования индейцами. Испанцы же из Сан-Франциско и католических миссий не смели нигде путешествовать без многочисленной вооружённой охраны. Стремление Баранова расширить Русскую Америку привело к основанию форта по имени "Елизавета" на Гавайских островах. Только из-за некоторых ошибок, допущенных помощниками Баранова, русские не смогли удержаться на Гавайских островах.

Русско-американская дружба
Русско-американская дружба началась ещё до того, как Шелихов построил своё первое поселение. Во время американской революции Екатерина II объявила Англии "вооружённый нейтралитет" предостережение Англии о том, что Россия готова вступить в войну на стороне Америки. В то же время Фёдор Каржавин за свой счёт снарядил три корабля с военными грузами, отправлеными на помощь армии Георга Вашингтона.

В 1832 году Россия и Америка заключили долгосрочный договор, который на современном языке был бы назван договором наибольшего благоприятствования. Этот договор длился почти 100 лет и был расторгнут Америкой в результате лоббирования некоторых банкирских кругов. Во время Крымской войны в 1855 году с Англией и Францией, сотни американских добровольцев приехали в Россию воевать на русской стороне. Во время междоусобной войны в Америке 1862-65 гг., Россия выступила на стороне Севера и послала два эскадрона военного флота в поддержку Америки: один в Нью-Йорк, а другой в Сан-Франциско. Это послужило предупреждением Англии и Франции не вмешиваться в американскую войну. Бригадный генерал Василий Турчин (Турчанинов) сражался в армии северян. Пётр Дементьев (Peter A. Demens) в 1888 году основал город Санкт-Петербург во Флориде.

Ещё задолго до Крымской войны Россия понимала, что не будет в состоянии защищать свои владения в Аляске (во время Крымской войны Петропавловск-на-Камчатке только чудом спасся от захвата английским флотом). Соответственно, Россия решила как- то передать свои владения дружественной державе, Америке, не дожидаясь, когда они будут захвачены Англией. Русскому послу в Америке потребовалось применить немало усилий для того, чтобы убедить американский конгресс купить Аляску. Конгрессмены в насмешку называли Аляску "холодильник Сюарда" (Уильям Сюард был государственным секретарём президента Линкольна, а позже Эндру Джонсон). Но сопротивление общественности и конгресса было преодолено и в 1867 году Аляска была продана.

Укрепление православия
В течение всей истории Русской Америки православие, начавшееся в 1794 году на Аляске, продолжало распространяться по всей Америке. Этому процессу в огромной мере способствовал отец Иоанн Веньяминов (впоследствии митрополит Иннокентий). Когда он попросился служить в Аляске, Русско-американская компания, управлявшая Русской Америкой, предложила ему ряд льгот, включая неслыханную привилегию на частную продажу мехов (т.е. помимо компании). Он от этой привилегии отказался, сказав, что не годится создавать впечатление у туземцев, что они должны платить за Слово Божие.

Ему было 27 лет, когда он приехал в Аляску, готовый остаться там на всю жизнь со своей матерью, женой, сыном, братом и большим набором инструментов. Узнав, что там даже не было настоящего храма, а старенькая и ветхая часовня, которую не было смысла ремонтировать, он казался довольным: это предоставляло ему возможность построить такой храм, который, по его мнению, здесь был нужен со всей необходимой утварью.

Подыскав временное помещение для своей семьи, его первым шагом было объехать свой новый "приход", разбросанный на множестве островов и выучить алеутский язык. Алеутам он очень понравился, как и они понравились ему. В скором времени он собрал добровольцев, помогших ему построить новый храм и приходской дом для него. Во время постройки дома он обучал алеутов плотницкому и столярному ремеслу, кузнечному делу, изготовлению и кладке кирпичей и другим ремеслам. После того как был закончен дом и школа, в его распоряжении оказалась хорошо обученная артель добровольцев, которые смогли профессионально построить храм Вознесения Господня, который был освящён 29 июля 1826 года, во вторую годовщину его приезда на Аляску.

"Когда он проповедывал Слово Божие", вспоминал старый алеут из Уналяски спустя более 50 лет, "весь народ его слушал не шевелясь до тех пор, пока он не заканчивал говорить. Никто не думал ни о рыбной ловле или охоте в то время, пока он говорил; никто не чувствовал голода или жажды во время его проповедей, даже маленькие дети".

В школе отца Иоанна училось около 100 девочек и мальчиков. Его жена помогала обучать девочек не только грамоте, но и шитью и другим полезным навыкам. Отец Иоанн в своей школе ввёл ряд новшеств, особенно необычных для "туземных" школ. Пытаясь развить в них гордость своей собственной культурой, он ввёл курс обучения алеутскому языку местному диалекту, прозванному "лисий алеутский язык". Для того, чтобы придать этому языку все атрибуты более развитых языков, как русский, он составил словарь, написал грамматику и учебник. В качестве алфавита он использовал церковно- славянский, считая, что церковно-славянский язык лучше передавал звуки алеутского языка по сравнению с русским гражданским алфавитом. В качестве книг для чтения он использовал переводы (сделанные им самим) трёх евангелий, катехизиса, своих проповедей и краткой истории православной церкви. Ценность всей этой работы для детей оказалась значительно больше нежели внедрение в них гордости своей культурой. Видя свой язык в письменной форме они получили понятие о языке, которого у них не было бы без этого.

Через 10 лет после прибытия на Аляску, отец Иоанн писал, что в его "приходе" все дети умели читать и писать и все были крещёные. Однажды он с гордостью заявил, что его подопечные не только знали как креститься и некоторые молитвы, но знали, что такое молитва и могли молиться не только в церкви, но и сами по себе, в одиночестве.

В результате своего десятилетнего пребывания на Аляске отец Иоанн сделал большой вклад в науку об Аляске. Он наладил метеорологическую станцию, записывал данные о ветрах и приливах, записывал температурные и барометрические данные. Во время своих поездок по своему "приходу", посещая различные острова, он присматривался к каждому из них, к местной природе и фауне, породе и почве. Но больше всего его интересовали люди, особенности их телосложения, обычаев, диалектов. Никогда в своей истории никто не присматривался так всесторонне к алеутам. Он написал целый ряд статей, возбудивших большой интерес в учёных кругах Санкт-Петербурга и переведенных на французский и немецкий языки. В конце-концов он собрал все свои наблюденя воедино и издал их в трёх томах, названных им "Заметки об островах района Аляски". Эта работа до наших дней пользуется уважением среди учёных и служит фундаментальным трудом по этнологии и другим характеристикам этого района. Его жена тоже трудилась вместе с ним. Кроме школы, она воспитывала шестерых детей, двух сыновей и четырёх дочерей.

В 1834 году отец Иоанн согласился переехать в Новый Архангельск (сегодняшняя Ситка), чтобы улучшить там школу и попытаться вести миссионерскую работу среди индейцев, которые хуже всех туземцев поддавались миссионерству.

Усилия таких людей как отец Иоанн, Баранов и других в этот момент уже начали приносить плоды. Новый Архангельск, напрмер, к этому моменту был городом с населением в 1300 человек, являясь самым большим цивилизованным городом в радиусе в 2000 миль. И это несмотря на то, что две трети его населения были метисы и туземцы. На острове Кодьяк на каждого русского прходилось 10 туземцев. Туземцы исполняли многие работы, включая административные, наравне с русскими. Используя собак и лодки, туземцы двигались вверх по рекам, открывая новые территори, осваивая новые земли в бассейнах таких рек как Юкон, Кускоквим, Нушагак и основывая форты. Среди них были и ученики отца Иоанна. Они вели дневники, делали расчёты с использованием инструментов, рисовали карты. И, понятно, у них были прекрасные отношения с индейцами и эскимосами, которых они привлекали под русский флаг, который они представляли в той же мере, что и русские, которые были отцами некоторых из них. Отмечая столетие экспедиции Беринга и Чирикова в 1841 году, ново-архангельская верфь выпустила первый тихо-океанский пароход.

Русские антикоммунисты помогают строить Америку
После продажи Аляски русское влияние в северной Америке уменьшилось. Но в начале XX столетия из Росси начала прибывать новая волна эмигрантов, большей частью рабочих и крестьян. После коммунистического порабощения России в 1917 году нахлынула новая волна эмигрантов. Эти эмигранты в большинстве своём состояли из офицеров и солдат русской армии и флота, высоко квалифицированных инженеров и учёных, актёров и композиторов, музыкантов и художников, целого ряда всемирно-известных певцов и танцоров балета. После их приезда русская этническая эмиграция из Росии прекратилась советская диктатура запретила выезд из страны.

После окончания второй мировой войны в Америку снова стали прибывать этнические русские с таким же высокими квалификациями, как и предыдущая волна. Подавляющее большинство этих эмигрантов бежали от ужасов советского террора, который к этому времени привёл к физическому уничтожению нескольких десятков миллионов(!) советских граждан, в большинстве русских. Идеологически эти эмигранты являлись убеждёнными антикоммунистами.

По иронии судьбы многие из этих эмигрантов были насильно возвращены в Советский Союз ещё до того, как они были приняты запалными государствами: дальновидный Сталин, зная, что его подданные "проголосуют ногами" после падения Германии, включил невинный пункт в Ялтинский договор между Советским Союзом, США и Англией, согласно которому граждане союзных стран должны были быть возвращены в свои страны даже, если будет нужно, насильно. Поставленные перед насильственной репатриацией, многие русские эмигранты кончали жизнь самоубийством, только чтобы не возвращаться на "родину".

Несмотря на эти преграды, многие русские эмигранты попали в Америку. В течение своего пребывания русские эмигранты сделали значительные вклады в различные отрасли науки и техники. Так, В. Зворыкин официально признан в США как "отец телевидения"; И. Сикорский как "отец вертолёта;" у В. Ипатьева более 70 патентов в области переработки нефти, которые помогли Америке победить во второй мировой войне; по учебникам С. Тимошенко учатся студенты механических факультетов всего мира; Г. Кистяковский создал запал для первой американской атомной бомбы и служил в качестве научного советника у ряда американских президентов; композиторы С. Рахманинов, А. Гречанинов, И. Стравинский; художники Н. Рерих, Н. Фечин, М. Добужинский, М. Вербов, С. Голлербах, В. Одиноков; скульпторы Г. Дерюжинский, С. Коненков, С. Корольков; писатели В. Набоков, Р. Гуль, Г. Гребенщиков, С. Максимов, Р. Березов, А. Толстая, Н. Берберова; балерины и танцоры А. Павлова, А. Данилова, Н. Макарова, М. Барышников, М. Фокин; актёры А. Назимова, Н. Ууд, А. Тамиров, С. Ли, Л. Кедрова, Е. Леонтович, М. Успенский, Г. Ратов, В. Соколов.

Откуда берётся русофобия?
И вот, несмотря на то, что руские-американцы почти без исключения были примерными гражданами, они всё время подвергались русофобии "холодной войны". Почти сразу после окончания второй мировой войны термин русский стал синонимом терминов "коммунист" и/или "советский". И всё это не взирая на то, что русские являются первой и самой большой жертвой международного коммунизма. Всё это вредило многим русским- американцам.

Пожалуй наилучшим примером незаслуженной русофобии может служить т.н. "Резолюция о порабощённых нациях", закон 86-90, единогласно утверждённый конгрессом США в 1959 году (см. соответствующую статью на нашем узле).

В наши дни появился новый русофобский термин "русская мафия", хотя русских в рядах этой мафии практически нет (см. статью на нашем узле).

Но, не взирая ни на что, русские-американцы, всегдашние оптимисты, преодолевают все эти трудности, будучи уверены в том, что добро, в конечном счёте, победит.

Первоисточник: Казаки Америки www.cossacksusa.com


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
11 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Экозащитники со всей России обратились в правительство с просьбой спасти Петербург от свалок

... прокуратура возбудила уголовное дело по факту порчи земли. «На территории общего ... . Активисты же отмечают, что по факту площадь загрязнения достигает 400 тыс ...

Московские кинозрители впервые посмотрели фильм-реквием «Ржев. Прививка от войны»

... под Ржевом, а также история создания мемориала Советскому солдату ... . Основной посыл картины: русские бережно хранят память о ... дня, в течение которого русские бойцы пытаются удержать фронт ... считаются символом стойкости и мужества русского народа. Известно, что « ...

Покупка формы Юнармии через интернет-магазин

... , получая знания о географии и истории страны, охраняя памятники и обелиски ...

Символ мужества: памятник советскому солдату в Тверской области уже посетили сотни тысяч россиян

... . Мы видим, что интерес к истории Ржевской битвы, событиям этой большой ...

Документальный фильм-реквием о ржевской битве показали в «Поклонке»

... вышел в декабре прошлого года. История военной драмы взята из повести ...

«Через войну в кино — против войны в мире»: в Тульской области проходит кинофестиваль им. Ю. Н. Озерова

... «Искупить кровью». В киноленте представлена история красноармейцев, самоотверженно защищавших деревню Овсянниково ...