Русская разведка в борьбе против Наполеона. ФОТО

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

В начале ХIХ в. стало очевидным, что Россия будет вынуждена воевать против наполеоновской Франции, установившей контроль практически над всей Западной Европой и угрожавшей интересам Российской империи. Поэтому император Александр I распорядился укрепить органы военного управления и централизовать усилия по сбору сведений о противнике.

В 1810 г. военный министр генерал от инфантерии Михаил Богданович Барклай де Толли доложил российскому императору соображения о необходимости наращивания усилий по сбору сведений о французской армии. Для этих целей в составе Военного министерства предлагалось создать отдел, который бы организовывал эту работу, руководил деятельностью русских офицеров, входивших в состав посольств, определял им задачи по сбору сведений о французской армии. Предложения Барклая де Толли были одобрены. При Военном министерстве была создана Секретная экспедиция, сотрудники которой занимались рассылкой указаний и просьб военного министра командующим русскими армиями и главам дипломатических миссий.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Генерал от инфантерии М.Б. Барклай де Толли

В зарубежные представительства Российской империи были направлены офицеры русской армии – военные агенты. В частности, в Дрезден был направлен майор В.А. Прендель, в Мюнхен – поручик П.Х. Граббе, в Мадрид – поручик П.И. Брозин. В Париже действовал полковник А.И. Чернышев. В Вене и Берлине – полковники Ф.В. Тейль фон Сараскеркен и Р.Е. Ренни. Эти офицеры были опытными командирами, знали военное дело и иностранные языки, были любознательными и наблюдательными военными агентами.

В дипломатических миссиях они официально состояли адъютантами послов, имевших генеральские чины. Харьковского драгунского полка майор В.А. Прендель, например, был назначен адъютантом к посланнику в Саксонии генерал-лейтенанту В.В. Ханыкову. Адъютанты-агенты действовали при посланнике в Испании генерал-майоре Н.Г. Репнине и посланнике в Пруссии генерал-лейтенанте Х.А. Ливене.

Стремясь активизировать сбор военных сведений, главным образом, о наполеоновской армии, Барклай де Толли лично направлял письма русским послам, действовавшим в странах Западной Европы. В частности, 26 августа (7 сентября) 1810 г. в письме к посланнику России в Пруссии графу Х.А. Ливену Барклай де Толли направил развернутый перечень разведывательных сведений, подлежащих добыванию. Исходя из того, что Пруссия и соседние державы, в том числе и Франция, «во взаимных между собою отношениях заключают все виды нашего внимания», военный министр выразил интерес в добывании сведений «о числе войск, особенно в каждой державе, об устройстве, образовании и вооружении их и расположении по квартирам, о состоянии крепостей, способностях и достоинствах лучших генералов и расположении духа войск».

Военный министр также просил послов и агентов «закупать издаваемые в стране карты и сочинения в военной области» и обещал: «Сколько же на это потребно будет суммы, я не премину своевременно выслать».

Барклай де Толли был заинтересован в получении и других сведений разведывательного характера. Так, он просил послов «не менее еще желательно достаточное иметь известие о числе, благосостоянии, характере и духе народа, о местоположениях и произведениях земли, о внутренних источниках сей империи или средствах к продолжению войны». Убеждая посланников в необходимости добывания военных сведений, М.Б. Барклай де Толли писал: «Настоящее ваше пребывание открывает удобный случай доставать секретные сочинения и планы».

Подобные послания в конце 1810 г. были направлены в Австрию графу П.А. Шувалову, в Саксонию – генерал-лейтенанту В.В. Ханыкову, в Баварию – князю И.И. Барятинскому, в Швецию – полковнику фон Сухтелину и во Францию – князю А.Б. Куракину.

«Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку…»

В Париже князь полковник А.И. Чернышев, которому в то время было 25 лет, сумел завести среди французской знати хорошие деловые и личные знакомства. Наполеон приглашал Чернышева на охоту, королева Неаполитанская, сестра Наполеона, также часто приглашала русского князя в свой дом для участия в различных празднествах. В Париже даже ходили слухи о том, что у Чернышева был роман с другой сестрой Наполеона Полиной Боргезе. Так это было или нет, важно то, что репутация молодого русского князя в парижском высшем обществе как человека блестящего, но легкомысленного, позволяла ему прикрывать другую его деятельность – сбор сведений о планах Наполеона и состоянии французской армии.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Князь полковник А.И. Чернышев
В начале апреля 1811 г. полковник Чернышев направил Александру I сообщение, в котором сделал вывод о том, что «Наполеон уже принял решение о войне против России, но пока выигрывает время из-за неудовлетворительного положения его дел в Испании и Португалии». Далее Чернышев предлагал варианты возможных действий, выгодных для России. На этом донесении российский император сделал пометку: «Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку…».

Полковник А.И. Чернышев в столице Франции добывал важные сведения. Вращаясь в высших кругах парижской знати, он узнавал о планах Наполеона. Он также нашел несколько источников, которые добывали для него достоверные сведения о состоянии наполеоновской армии. Одним из этих информаторов был сотрудник французского военного министерства Мишель. Он имел доступ к секретным документам французского военного ведомства. В частности, в распоряжении Мишеля было боевое расписание французской армии. Этот документ составлялся в военном министерстве в единственном экземпляре каждые 15 дней. Документ предназначался только для Наполеона. Мишель переписывал этот документ и передавал его полковнику Чернышеву, который щедро одаривал французского информатора.

Копию секретной сводки о состоянии французской армии Чернышев часто сопровождал запиской, в которой излагал собственные наблюдения и заключения. Он был наблюдательным человеком и давал достаточно точные характеристики высшим чинам французской армии. Вот одна из характеристик, подготовленная полковником Чернышевым: «Удино, герцог Реджио. Отмечен во всей французской армии как обладающий наиболее блестящей храбростью и личным мужеством, наиболее способный произвести порыв и породить энтузиазм в тех войсках, которые будут под его началом. Из всех маршалов Франции он один может быть употреблен с наибольшим успехом в тех случаях, когда нужно выполнить поручение, требующее точности и неустрашимости. Его отличительные черты – это здравый смысл, большая откровенность, честность…».

Барклай де Толли, докладывая Александру I разведывательные сведения о состоянии и дислокации частей французской армии, сообщал ему и подробные характеристики французских военных деятелей, подготовленные полковником Чернышевым.

Сведения, которые князь А.И. Чернышев направлял в Санкт-Петербург, представляли для русского императора исключительный интерес. В одном из своих тайных донесений Чернышев 23 декабря 1810 г. сообщал, что Наполеон увеличивает армию, планирует создание подвижной национальной гвардии численностью 300 тыс. человек.

Другим ценным русским агентом в Париже был князь Шарль Морис Талейран, бывший министр иностранных дел Франции. За значительное денежное вознаграждение Талейран сообщал не только о состоянии французской армии, но передавал сведения о военных планах Наполеона. В декабре 1810 г. он сообщил Александру I о том, что Наполеон готовится к нападению на Россию, которое должно произойти в апреле 1812 г.

Все донесения военных агентов и информаторов собирались в созданной в начале 1812 г. Особенной канцелярии, систематизировались и изучались. На их основе проводился подсчет сил французской армии, которые могли принять участие в войне против России.

По указанию директора Особенной канцелярии полковника А.В. Воейкова в январе 1812 г. была составлена карта, на которой фиксировались передвижения войск Наполеона. Численность французской армии, которая могла бы принять участие в войне против России, определялась в 400-500 тыс. человек. Французские историки определили первый эшелон войск Наполеона в 450 тыс. человек. Поэтому можно утверждать, что сведения о французской армии, добытые полковником А.И. Чернышевым, были точны и достоверны.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Директор Особенной канцелярии полковник А.В. Воейков

Добывать достоверные сведения о замыслах Наполеона русским разведчикам было нелегко. Готовясь к войне против России, Наполеон предпринимал усиленные меры по маскировке своих планов и дезинформации Александра I. По указанию Наполеона во французских войсках распускались ложные слухи, осуществлялись мероприятия, которые должны были убедить русских агентов и лазутчиков в том, что главные силы французской армии сосредоточены в районе Варшавы, которую даже посетил французский император. Как оказалось, в Варшаве побывал двойник Наполеона.

Дезинформационные цели преследовал и посланец Наполеона граф Л. Нарбонн, который прибыл в Россию с предложением установить добрососедские отношения межу Парижем и Петербургом. На самом деле Нарбонн должен был предложениями о мире отвлечь внимание русского императора от военных приготовлений Наполеона.

«Патриотические мысли, или Политические и военные рассуждения о предстоящей войне между Россией и Францией»

Отношения между Францией и Россией продолжали ухудшаться. В середине марта 1812 г. директор Особенной канцелярии полковник Арсений Андреевич Закревский поручил подполковнику Петру Андреевичу Чуйкевичу, единственному офицеру, который начинал свою военную службу в 1810 г. сотрудником Секретной экспедиции, написать аналитическую записку о предстоящей войне с Наполеоном с подробными и частыми советами командованию. Чуйкевич выполнил это задание. Он подготовил записку, которую озаглавил «Патриотические мысли, или Политические и военные рассуждения о предстоящей войне между Россией и Францией». В этом документе были следующие разделы:

«§ 1. Важность предстоящей войны между Россиею и Франциею.
§ 2. Причины сей войны.
§ 3. Способы, употребляемые Наполеоном для понуждения народов к поднятию оружия.
§ 4. Имеет ли Россия надежных союзников и на кого должна она наиболее полагаться?
§ 5. Силы, собранныя Наполеоном для предстоящей войны с Россиею.
§ 6. Род и причины употребляемой Наполеоном войны.
§ 7. Силы, которыя противуставляет Наполеону Россия.
§ 8. Род войны, который должно вести России против Наполеона».

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Директор Особенной канцелярии полковник А. А. Закревский


В целом, подполковник Чуйкевич провел анализ разведывательных сведений, поступивших от русских военных агентов, и сформулировал рекомендации русскому командованию. Чуйкевич не только внимательно изучил состав французской армии, но и оценил стратегию Наполеона, что позволило ему обосновать правило, в соответствии с которым необходимо «предпринимать и делать совершенно противное тому, что неприятель желает». Чуйкевич пришел к выводу о том, что Наполеон, навязывая противнику генеральное сражение, пользуется мощью своей армии, наносит ему существенное поражение и добивается победы. В своей записке Чуйкевич предлагал избегать генерального сражения, что позволит спасти русскую армию, и навязать Наполеону бой тогда, когда ему это будет невыгодно.

По мнению подполковника Чуйкевича, «гибель русских армий в генеральном сражении против французов могла бы иметь пагубные для всего отечества последствия. Потеря нескольких областей не должна нас устрашать, ибо целостность государства состоит в целостности его армии».

Далее Чуйкевич дальновидно писал: «Уклонение от генеральных сражений, партизанская война летучими отрядами, особенно в тылу операционной неприятельской линии, недопущение до фуражировки и решительность в продолжении войны: суть меры для Наполеона новые, для французов утомительные и союзниками их нетерпимые».

Ценность записки подполковника П.А. Чуйкевича состояла в убедительном обосновании необходимости отступления русской армии до момента достижения равенства сил. По мнению Чуйкевича, отступление русской армии должно было сопровождаться ведением активной партизанской войны. Под партизанской войной подполковник Чуйкевич понимал не только действия вооруженных отрядов населения на оккупированных французскими войсками территориях, но и, что исключительно важно, активные действия в тылу противника диверсионных отрядов, в состав которых должны были входить офицеры и солдаты русской армии.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Подполковник П.А. Чуйкевич

Чуйкевич советовал военному министру: «Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык», заманивать противника в глубь страны и дать сражение «со свежими и превосходящими силами», «тогда можно будет вознаградить с избытком всю потерю, особенно когда преследование будет быстрое и неутомимое».

М.Б. Барклай де Толли внимательно изучил записку П.А. Чуйкевича. Вскоре некоторые его предложения были реализованы в ходе начавшейся войны Франции против России.

Весной 1812 г. военный министр выезжал с инспекторской задачей в Вильно. В эту поездку он пригласил и подполковника Чуйкевича, которого позже направил в Пруссию с военно-дипломатической миссией, прикрываясь которой офицер решал разведывательные задачи.

Сведения о приближении наполеоновских армий к границам Российской империи поступали почти ежедневно

Военный министр России уделял постоянное внимание тактической разведке, организацией которой должны были заниматься командиры корпусов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые в январе 1812 г. М.Б. Барклай де Толли направил командиру 1-го пехотного корпуса генерал-лейтенанту Петру Христиановичу Витгенштейну, с просьбой «доставления сведений о намерениях Прусского правительства, о числе расположенных войск».

Опасаясь утечки информации, Барклай де Толли рекомендовал «переписку вести под вымышленным адресом и доставлять письма через нашего консула в Кенигсберге». «Должно иметь, – писал он далее, – большую предосторожность, чтобы не подвергать себя и никого из нас, и наш военный мундир опасностям в случае обнаружения».

Добыванием сведений о западных соседях России занимались и квартирмейстеры 2-й Западной армии, которой командовал генерал от инфантерии Петр Иванович Багратион. В докладной записке военному министру он писал: «А как я намерен в сомнительные места для тайного разведывания делать посылки под иным каким предлогом достойных доверенности и надежных людей, то для свободного проезда за границу не угодно ли будет Вашему Высокопревосходительству прислать ко мне несколько бланков пашпортов за подписями господина канцлера, дабы …удалить могущее пасть подозрение».

Багратион заботился о свободном пропуске через границу своих доверенных лиц для выполнения секретных заданий. Барклай де Толли выполнил просьбу Багратиона.

Сведения, которые поступали от русских лазутчиков командующему 2-й Западной армией, были достойны внимания. 19 сентября 1811 г., например, Багратион докладывал военному министру: «От человека достойного всякого доверия, который получил равно от надежных людей, имею я сведения того: Наполеон единственно тем только и занят и все напрягает силы, чтобы склонить ласкою, либо понудить угрозами прусского короля присоединиться к Рейнскому союзу…».

Работой агентов в Прибалтике руководили подполковник М.Л. де Лезер, майор А.Врангель, капитан И.В. Вульферт, в Белостоке – полковники И.И. Турский и К.П. Щиц, в Бресте – В.А. Анохин.

В Пруссии русской разведке удалось создать разветвленную агентурную сеть, деятельностью которой руководил Юстас Грунер, отставной министр полиции Пруссии, который переехал в Австрию и руководил работой своих информаторов.

Донесения русских военных агентов из европейских столиц, обобщенные записки офицеров Особенной канцелярии убедили военного министра: с Наполеоном нельзя бороться теми же военными приемами, которыми французский император блестяще владел. Главное оружие Наполеона – генеральное сражение. В нем он наносил удар, от которого противоборствующая сторона теряла все: войска, территорию и, в конечном счете, – победу. В случае нападения Наполеона на Россию, решил Барклай де Толли, генерального сражения надо избежать, завлечь французов в глубь страны, растянуть его обозы по бесконечным дорогам и, выбрав выгодный момент, разгромить. Так русские военные агенты полковники А.И. Чернышев, Ф.В. Тейль фон Сараскеркен, поручики П.Х. Граббе, П.И. Брозин и другие обеспечили командование русской армии сведениями о Наполеоне и его армии, на основе которых оценивалась обстановка и прогнозировались перспективы войны против Наполеона.

Сведения о приближении наполеоновских армий к границам Российской империи регулярно поступали в Особенную канцелярию, командующим 1-й и 2-й Западными армиями. Они почти ежедневно получали известия и рапорты о движении различных неприятельских корпусов. Среди этих донесений были сообщения о сосредоточении главной группировки войск Наполеона в районе Эльбинг, Торунь и Данциг. Стало также известно о том, что французская армия 14 (26) июня планирует перейти границу Российской империи. Так и произошло. В ночь на 14 (26) июня 1812 г. французская армия начала переправу через Неман. Однако, несмотря на высокую активность русской разведки, установить место переправы французских войск через Неман ей все же не удалось.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
13 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Инновационное оборудование для салонов красоты: революция в похудении и коррекции фигуры

... инструмент находит широкое применение для борьбы с лишним весом и коррекции ...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС «STEPS TO THE STARS» (СТУПЕНИ К ЗВЁЗДАМ) 04.02.2024 Г

... &t=5s Оркестр народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 и АЦСК ... 2024 года оркестр народных инструментов «Русские узоры» и его солисты Любезнова ... -7bk Дмитрий Шостакович «ВАЛЬС-2» (Русский вальс) https://www.youtube.com ...

Русская баня как забытое средство борьбы с болезнями. ФОТО

... Исключение составляют банные процедуры. Русские издавна любят попариться. На ... Банный жар эффективен даже против рака: угнетая раковые клетки ... большинства: зная, что русские любят баньку. На этот ... поправимо: зная восприимчивость русских к информации. В условиях ...

США и Англии - виновники и зачинщики Второй мировой войны - войны против СССР. ФОТО

... своего становления ведёт войну против русской цивилизации, открытую и тайную, ... планетарной цивилизации «золотого века». Русская цивилизация, русский народ — это главная угроза ... японцев как «пушечное мясо» в борьбе с русскими. Поэтому японцы, убедившись в ...

Русский танк "Армата": Новые сведения. ФОТО, ВИДЕО

... техники. Танк Т-14 "Армата". Фото Wikimedia Commons Перед изучением новых ... средством защиты является комплекс радиоэлектронной борьбы. Набор специального радиоэлектронного оборудования должен ...

Русская архитектура конца 19 века. ФОТО

Русскую архитектуру дореволюционного периода можно выделить ... мы собрали много фотографий из русских церквей, загородных домов, рыбалка домов ... шестиугольной звезды на окнах) Истинно русская архитектура:)))