Русские вертолеты. Текущее состояние и перспективы развития. ФОТО

В начале апреля ОАО «Вертолёты России», дочернее предприятие ОАО «ОПК Оборонпром», объединяющее активы всех ведущих отечественных предприятий по разработке и производству вертолётной техники, официально объявило результаты своей деятельности в 2011г. Консолидированная выручка компании по итогам года составила 103,9 млрд. руб. (более 3,5 млрд.долл.), что на 27,8% превышает показатель2012 г. Прибыль выросла на 12,7% и достигла 7,0 млрд.руб. (более 230 млн.долл.), а показатель рентабельности по EBITDA составил 17,3%.

Предприятия холдинга в течение года поставили заказчикам 262 новых вертолёта – на 22,4% больше, чем в 2010г. Поставки продукции осуществлялись в 19 стран мира и включали вертолёты девяти основных типов. Как и в прежние годы, основной объём производства пришёлся на выполнение экспортных заказов, однако, в 2011г. получила развитие тенденция на увеличение доли поставок на внутренний рынок, в первую очередь Министерству обороны России. Последнее сказалось и на формировании портфеля заказов холдинга, который вырос за год в два раза – 430 до 859 вертолётов суммарной стоимостью более 330 млрд.руб. (свыше 11 млрд.долл.). По официальным данным «Вертолётов России», ключевым фактором столь стремительного роста портфеля заказов стало заключение в течение 2011г. долгосрочных контрактов с российским Минобороны на поставку «более 600 вертолётов на срок до 2020г.».

В прошлом году компания продолжила программу модернизации производственных мощностей, входящих в её состав предприятий, направив на эти цели инвестиции в размере 9,1млрд. руб. (на 65,5% больше, чем годом раньше). Результатом стало создание трёх центров компетенций: по производству магниевого литья на базе ОАО «ААК «Прогресс», по механической обработке деталей на базе ОАО «КВЗ» (первый этап) и по разработке и производству вертолётных агрегатов, трансмиссий и испытательных стендов на базе ОАО «Редуктор-ПМ» (первый этап).

Существенно также возросли инвестиции на НИОКР, составившие в 2011г. 4,6млрд.руб. (рост 2,7 раза, по сравнению с 2010г.). Основной объём средств направлялся на реализацию ключевых перспективных проектов холдинга – Ка-226Т, Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и проект Перспективного скоростного вертолёта (ПСВ).

Комментируя результаты работы компании в 2011г., генеральный директор ОАО «Вертолёты России» Дмитрий Петров заявил: «Компания продолжает активно развиваться и демонстрирует впечатляющую динамику роста. В прошлом году мы закрепили лидерские позиции в мировой вертолётостроительной индустрии. В 2011г. мы поставили 262 машины заказчикам в 19 странах, что позволило занять 14% мирового рынка в денежном выражении. Кроме того, нам удалось двукратно увеличить твёрдый портфель заказов, который достиг 859 вертолётов, а его стоимость на конец 2011 года превысила 330млрд. руб. Мы ставим перед собой стратегическую цель продолжать укрепление позиций на мировом рынке за счёт повышения конкурентоспособности и операционной эффективности, а также прилагать все усилия для увеличения её акционерной стоимости. В 2012г. мы планируем продолжать активную работу по обеспечению перспективного задела на будущее за счёт интенсивных НИОКР. Мы будем продолжать деятельность по развитию системы сервиса и послепродажного обслуживания, техническому перевооружению и модернизации, а также продолжим совершенствовать систему управления».

Производственные планы холдинга на 2012г. предусматривают дальнейшее увеличение объёмов выпуска вертолётов, который по итогам года может превысить уже 300 машин.

АРМЕЙСКИЕ БОЕВЫЕ ВЕРТОЛЁТЫ

Главными итогами минувшего года в области российского боевого вертолётостроения стало продолжение поставок Министерству обороны России серийных вертолётов Ми-28Н и Ка-52, а также первые поставки ВВС России и Азербайджана транспортно-боевых Ми-35М.

Серийно производимый ОАО «Роствертол» армейский боевой вертолёт Ми-28Н принят на вооружение Российской Армии по распоряжению Президента РФ от 15 октября 2009г. К началу прошлого года в войска было отправлено порядка 24 серийных вертолётов этого типа, несущих службу на авиабазе в Будённовске (до них первые четыре серийные машины были в 2008г. поставлены и в Центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке). Минувшим летом прошлого года в Торжок с «Роствертола» поступили очередные четыре Ми-28Н, а в октябре того же года – ещё шесть. К концу года на заводе была завершена сборка и проведена сдача заказчику ещё одной партии машин.

В 2012г. поставки Ми-28Н российским ВВС продолжатся, при этом ожидается, что они придут ещё на одну авиабазу. Кроме того, в этом году должны начаться испытания опытного образца учебно-боевого вертолёта Ми-28УБ с двойным управлением, который в настоящее время стоится в Ростове на базе предсерийного Ми-28Н, носившего бортовой №37. Продолжаются также работы по модернизации серийной модели, направленные на создание более совершенной версии Ми-28НМ, запуск в серийное производство которой намечен на середину этого десятилетия. В 2011г. был заключен очередной долгосрочный контракт на поставку вертолётов Ми-28Н российским ВВС. Общие потребности ВВС в вертолётах типа Ми-28Н, как заявлялось неоднократно командованием, составляют не менее 400 машин.

К сожалению, 2011г. принёс и нерадостные новости. Министерство обороны Индии, организовавшее тендер на поставку 22 боевых вертолётов, предпочло Ми-28НЭ его американского конкурента. Тем не менее, в «Вертолётах России» и «Рособоронэкспорте» не сомневаются в экспортных перспективах Ми-28НЭ: большую заинтересованность в таких машинах выражают в ряде республик СНГ и некоторых зарубежных странах.

Важные события произошли в минувшем году и по программе многофункционального армейского боевого вертолёта Ка-52. Во-первых, были завершены Государственные совместные испытания, и он был рекомендован к принятию на вооружение. Первые четыре серийных Ка-52, собранные ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина, были переданы в Центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке в декабре 2010г. В мае прошлого года начались поставки серийных Ка-52 на авиабазу в Черниговке на Дальнем Востоке России: сначала сюда было отправлено восемь машин, а осенью к ним добавились ещё четыре. Таким образом, в Черниговке была сформирована первая в российских ВВС полноценная эскадрилья Ка-52. Ещё пять новых Ка-52, изготовленных «Прогрессом» к концу 2011г., в начале этого года пополнили состав торжокского ЦБП (к несчастью, одна из свежих машин была потеряна здесь в катастрофе 12 марта 2012г., при этом расследование причин происшествия не выявило замечаний к материальной части).

Руководство «Вертолётов России» официально заявило о заключении в августе прошлого года многолетнего контракта на поставку российскому Министерству обороны «более 140» вертолётов Ка-52, который загрузит производственные мощности практически на десятилетие. Немаловажно также, что Ка-52 выбран базовым типом боевого ударного вертолёта для авиагруппы приобретаемых российским ВМФ вертолётоносцев «Мистраль». Ещё в конце ноября 2009г. один из опытных Ка-52 успешно прошёл испытания по базированию на палубе «Мистраля» во время его визита в Россию, и в настоящее время фирма  «Камов» развернула работы по созданию корабельной версии машины, названной Ка-52К.

Новинкой отечественных ВВС в прошлом году стали транспортно-боевые вертолёты Ми-35М, серийный выпуск которых в 2006г. освоен ОАО «Роствертол». До сих пор такую технику закупали только зарубежные заказчики (десять Ми-35М в 2006-2008гг. получила Венесуэла, а в декабре 2009г. начались поставки аналогичных вертолётов в Бразилию), но в мае 2012г. было официально заявлено, что заказать партию из 22 Ми-35М намерено и Минобороны России. Напомним, что последние новые Ми-24П и МИ-24ВП пришли в отечественные Вооруженные Силы уже более двух десятилетий назад. Изготовление первой партии Ми-35М для российских ВВС началось в прошлом году, и 17 декабря 2011г. с завода в войска отправились четыре Ми-35М. Поставки продолжились в этом году. Ми-35М поступают на базу в Будённовске и в ЦБП в Торжке. Вертолёты Ми-35М и Ми-35П продолжают пользоваться уверенным спросом и у зарубежных заказчиков. Свидетельством тому является крупный контракт на 24 модернизированных Ми-35М, заключенных осенью 2010г. с Азербайджаном. Первые четыре вертолёта прибыли в Баку 12 декабря прошлого года. Следующая партия из четырёх Ми-35М отправилась в Азербайджан в апреле.

Прошлой весной на «Роствертоле» были подготовлены к передаче заказчику три очередных Ми-35М, строившиеся по заключенному в октябре 2008г. контракту на 12 вертолётов для ВВС Бразилии. Первые шесть таких машин поступили в Бразилию в течение 2009-2010гг., однако затем, после изменения планов финансирования закупок вооружений новым правительством страны, реализация контракта притормозилась. Ожидается что возобновление поставок в Бразилию возможно будет в этом году.

В прошлом году был выполнен также заключенный в июле 2010г. контракт на поставку двух новых вертолётов Ми-35П в Перу. Обе машины, получившие по желанию заказчика оригинальную окраску, отправились в эту латиноамериканскую страну в апреле 2011г.

Вертолёты Ми-35М и Ми-35П будут занимать важное место в производственной программе «Роствертола» все ближайшие годы. По словам генерального директора предприятия Бориса Слюсаря, завод обеспечен заказами на машины этого семейства до 2015г.

ТЯЖЁЛЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ВЕРТОЛЁТЫ

Россия сохраняет свои компетенции по производству самых грузоподъёмных в мире тяжёлых транспортных вертолётов семейства Ми-26, серийный выпуск которых осуществляется ОАО «Роствертол». В течение 2007-2010гг. три новых Ми-26ТС были поставлены из Ростова китайским заказчикам, которые активно используют их при тушении пожаров, устранении последствий чрезвычайных ситуаций и проведения специальных транспортных операций.

Недавно после многолетнего перерыва, в число заказчиков новых Ми-26 вернулось и российское Министерство обороны. По сообщениям в российской печати, с холдингом «Вертолёты России» заключен долгосрочный контракт на поставку 15 таких вертолётов. Первые два из них были сданы заказчику в октябре прошлого года и отправились на Дальний Восток. Следующие два Ми-26 для российских военных были готовы на «Роствертоле» в декабре и уже несут службы на Урале. По официальной информации с сайта Минобороны России, в 2012г. в Военно-воздушные силы поступят «около пяти» вертолётов Ми-26.

В дальнейшем нынешние Ми-26, Ми-26Т и Ми-26ТС должен сменить в производственной программе предприятия модернизированный Ми-26Т2 с модифицированными двигателями и современным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим, в частности, сокращение экипажа до двух человек. Прототип ми-26Т2 был изготовлен в Ростове на базе одного из ранее выпущенных вертолётов в 2010г. и в настоящее время проходит программу лётных испытаний.

Ми-26Т2 участвует в тендере Минобороны Индии на поставку 15 новых тяжёлых транспортных вертолётов. Оценки машины со стороны потенциального заказчика весьма положительные, и эксперты расценивают шансы на победу Ми-26Т2 в индийском тендере как высокие.

В будущем заказ на Ми-26Т2 планирует разместить и российское Минобороны.

СРЕДНИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ВЕРТОЛЁТЫ СЕМЕЙСТВА Ми-8 (Ми-17)

Настоящим «бестселлером» на мировом и внутреннем рынке продолжают оставаться вертолёты семейства Ми-8 (Ми-17). По итогам года на эти машины пришлось порядка 2/3 всех поставок отечественных вертолётов. Производством их в настоящее время занимаются два предприятия. Казанский вертолётный завод поставляет заказчикам транспортные и пассажирские Ми-8МТВ-1 (в экспортном варианте Ми-17-1В) и транспортно-десантные Ми-8МТВ-5 (Ми-17-В5) в различных вариантах исполнения, а также пассажирские Ми-172. Улан-Удэнский авиазавод строит транспортные Ми-8АМТ и Ми-171 (в экспортном варианте Ми-171Е) и транспортно-боевые Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

Как заявил в апреле журналистам генеральный директор ОАО «Казанский вертолётный завод» Вадим Лигай, предприятие поставило в прошлом году заказчикам «более 90» вертолётов, в 2012г. планирует рост производства на 10-15%. С учётом тог, что в это количество входят и «Ансаты», объём производства вертолётов семейства Ми-8 (Ми-17) на КВЗ в прошлом году можно оценить величиной в 85-90 машин. В свою очередь ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» по данным Центра анализа стратегий и технологий, изготовил в прошлом году 85 вертолётов Ми-8АМТ и Ми-171 различных вариантов, а в 2012г. намерен увеличить объём производства до 95 машин.

По словам Вадима Лигая, доля экспорта в поставка КВЗ в прошлом году составила 71%. Остальное приходится на заказы Минобороны России и других государственных структур. Примечательно, что Минобороны заказывает вертолёты семейства ми-8 у обоих предприятий: очередную партию Ми-8МТВ-5-1 в 2011г. поставил ему КВЗ, а по крайней мере три партии Ми-8АМТШ отправил в войска УУАЗ. Как сообщается на официальном сайте Минобороны России, в 2012г. «в Военно-воздушные силы поступят около 30 транспортно-десантных вертолётов семейства Ми-8».

Из других прошлогодних поставок КВЗ заказчикам можно отметить передачу СЛО «Россия» четырёх вертолётов-салонов Ми-8МТВ-1С и по крайней мере четырёх Ми-8МТВ-1 авиации МЧС.

Крупных поставок отечественным коммерческим эксплуатантам в прошлом году, по всей видимости, не было. Вместе с тем, в августе 2011г. во время авиасалона МАКС-2011, с холдингом «Вертолёты России» были заключены два серьёзных контракта на вертолёты Ми-171 и Ми-8АМТ улан-удэнского производства: ещё 40 таких машин заказала авиакомпания «ЮТэйр», а 39 – «Газпромавиа». К поставкам планируется приступить в этом году. Новые машины для «ЮТэйр» будут отличаться от 40 поставленных ей в 2008-2010гг. Ми-8АМТ и Ми-171 более сложной комплектацией. Весь контракт планируется реализовать в течение 2012-2013 гг. Поставки Ми-8АМТ компании «Газпромавиа» рассчитаны на период 2012-2016 гг.

Наиболее крупные экспортные заказы на вертолёты семейства Ми-17 и Ми-171 в последнее время приходили из Индии, КНР, Египта и, как ни странно, США. Самый внушительный из них – контракт на 80 новых Ми-17В-5 производства КВЗ с новым комплексом авионики для Минобороны Индии на общую сумму более 1,2млрд.долл., заключенный в декабре 2008г. Первая партия вертолётов по этому заказу отправилась в Индию прошлой осенью, а 17 февраля этого года на авиабазе Палам в пригороде дели прошла официальная церемония принятия их на вооружение индийских ВВС. К тому времени заказчику было передано уже два десятка новых Ми-17В-5. Как заявил в апреле журналистам генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай, поставки по данному контракту планируется завершить до середины следующего года. При этом у него вполне может быть продолжение: в Индии рассматривают возможность дополнительного заказа ещё 59 вертолётов Ми-17В-5 для ВВС, а также 12 – для Министерства внутренних дел этой страны.

Контракт на 32 улан-удэнских Ми-171Е для Китая был заключен в декабре 2009г. Поставки по нему начались осенью 2010г. и завершились в прошлом году. А в конце 2011г. с КНР был заключен новый крупный контракт на аналогичные вертолёты в количестве 52 машин.

Египетский заказ на 24 вертолёта Ми-17В-5 был размещён на КВЗ в 2009г. Первые машины были готовы в 2010г., а поставки, вероятно, завершатся в этом.

Серьёзный вклад в производственную программу обоих заводов продолжают вносить американские заказы на поставку вертолётов Ми-171Е для Ирака и Ми-17В-5 для Афганистана. Контракт на 22 улан-удэнских Ми-171Е для Ирака был заключен с американской компанией ARINC в декабре 2007г. Перед поставкой в Ирак машины проходили дооснащение в ОАЭ. Первые восемь вертолётов были сданы в эксплуатацию осень 2010г., а заключительные из второй партии в 14 машин – летом 2011г. Контракт на поставку в Афганистан 21 казанского Ми-17В-5 был заключен с Минобороны США в мае прошлого года. Первые девять вертолётов отправились в Афганистан в конце 2011г, оставшиеся 12 должны прибыть туда в течение этого года.

Из других прошлогодних экспортных поставок КВЗ можно отметить отправку вертолётов Ми-17-1В в Азербайджан (20 вертолётов) и Польшу (5 вертолётов), а также Ми-17В-5 – в Таиланд, Индонезию и Южный Судан. УУАЗ в свою очередь передал Перу 6 Ми-171Ш, а Эквадору – 2 Ми-171Е. Кроме того, четыре Ми-171 в феврале прошлого года получила азербайджанская компания International Handling Company.

Новыми заказчиками улан-удэнских вертолётов стали Бразилия и Аргентина. Первая из них заказала в декабре 2010г. два сертифицированных в этой стране гражданских Ми-171А1, которые планируется использовать для выполнения работ в бассейне Амазонки в интересах государственной нефтегазодобывающей компании Petrobras. А в декабре прошлого года пара Ми-171Е появилась и в Аргентине. Контракт между Аргентинским Минобороны и «Рособоронэкспортом» был заключен в августе 2010г. машины предполагается использовать для транспортных и поисково-спасательных операций в Антарктике.

Исходя из имеющегося портфеля уже заключенных и ещё обсуждаемых заказов можно утверждать, что объёмы производства вертолётов Ми-8 (Ми-17, Ми-171) на заводах Казани и Улан-Удэ в ближайшие годы будут сохраняться на высоком уровне. А для поддержания их конкурентоспособности на рынке в последующие годы ОАО «МВЗ им М.Л. Миля» совместно с ОАО «УУАЗ» ведёт работы по глубокой модернизации модели. Такой вертолёт, известный под названием Ми-171А2 получит новую силовую установку из двигателей ВК-2500ПС-03, ВСУ типа Safir, новые композитные лопасти несущего винта, Х-образный рулевой винт и современный комплекс бортового оборудования КБО-17 со «стеклянной кабиной экипажа». МВЗ в настоящее время ведёт сборку первого опытного образца Ми-171А2 (ОП-1) с базовой комплектацией оборудования на основе изготовленного в январе этого года УУАЗ фюзеляжа. К сборке второго вертолёта, уже в варианте полной комплектации, планируется приступить к концу этого года. Завершение сертификационных испытаний Ми-171А2, получение сертификата типа и запуск в серийное производство на УУАЗ намечены на начало 2014г. В том же году вертолёт сможет начать поступать к стартовым заказчикам. Аналогичные мероприятия по модернизации комплекса оборудования, силовой установки и несущей системы планируется поэтапно внедрить и на выпускаемых КВЗ вертолётах Ми-17В-5.

СРЕДНИЕ ВЕРТОЁЛТЫ СООСНОЙ СХЕМЫ

Производство разработанного фирмой «Камов» семейства средних многоцелевых вертолётов сосной схемы осуществляется Кумертауским авиационным производственным предприятием. В настоящее время здесь строятся сертифицированные во многих странах мира (в т.ч. Канаде и Европе) транспортные Ка-32А11ВС, а также противолодочные и поисково-спасательные Ка-28 (экспортный вариант поставлявшихся отечественному ВМФ вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС) и вертолёты радиолокационного дозора Ка-31.

В области военной техники на предприятии сейчас завершается реализация крупного экспортного контракта с КНР, заключенного в 2006г. и предусматривающего поставку в течение 2009-2012гг. девяти противолодочных Ка-28 и девяти вертолётов радиолокационного дозора Ка-31. По данным в китайском Интернете, в течение прошлого года ВМС НОАК должны были получить три заключительных Ка-28 и три очередных Ка-31. С поставкой в этом году ещё трёх Ка-31 выполнение контракта должно завершиться, после чего китайские ВМФ будут располагать в общей сложности 26 вертолётами «Камова».

Кроме того, в портфеле заказов предприятия вступивший в силу в 2009г. контракт на поставку примерно десятка вертолётов Ка-28 и Ка-31 в Индию. По всей видимости, они предназначаются для авиагруппы авианосца Vikramadity, сдача которого индийским ВМС намечена на конец этого года.

После долго перерыва «КумАПП» возвращается и к работе по контрактам с российским Минобороны. На официальном сайте госзакупок ещё в 2008г. была размещена информация о конкурсе на поставку ВМФ России в 20009-2010гг. двух вертолётов радиолокационного дозора Ка-252РЛД. Однако о выполнении этого контракта, заключенного с ОАО «КумАПП» в том же 2008г., пока неизвестно. А совсем недавно, в апреле этого года, на том же сайте появилась информация о тендере на поставку отечественному ВМФ до ноября 2013г. ещё одного вертолёта подобного типа, названного теперь Ка-31Р. Известно так же, что в ближайшие годы завод сможет получить заказы на постройку новых противолодочных (патрульных) вертолётов типа Ка-27 и новых транспортно-боевых вертолётов Ка-29 для авиагруппы вертолётоносцев типа «Мистраль». Ещё одним заказом Минобороны, согласно недавней информации на сайте госзакупок, может стать поставка в 2013г. пяти новых поисково-спасательных вертолётов, которые предстоит создать на базе сертифицированной коммерческой версии Ка-32А11ВС.

Важным событием прошедшего года стала поставка авиации МЧС России пяти новых вертолётов Ка-32А11ВС по контракту заключенному в октябре 2010г На прошлый год была запланирована так же поставка шести кА-32А11ВС по подписанному в июле-августе 2010г. контракту между «Вертолётами России» и инвестиционно-финансовой компанией «Авиализинг» и авиакомпанией UTair Europe (дочернее предприятие авиакомпании «ЮТэйр»). Однако о его осуществлении пока не известно.

Несколько новых вертолётов Ка-32А11ВС было поставлено заказчикам уже в этом году. В марте одна такая машина была передана бразильской компании Helicargo (контракт был заключен в декабре 2010г.), а совеем недавно начались поставки вертолётов Ка-32А11ВС Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по контракту, подписанному в июле 2011г. В портфеле заказов «Вертолётов России» имеется несколько экспортных контрактов и опционов на Ка-32А11ВС для заказчиков из Индии, КНР и ряда других стран.

Согласно маркетинговому прогнозу фирмы «Камов», в период до 2025г. рынком может быть востребовано ещё от 70 до 140 вертолётов типа Ка-32А11ВС.

ЛЁГКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ВЕРТОЛЁТЫ

Сегодняшний модельный ряд ОАО «Вертолёты России» включает два типа лёгких многоцелевых вертолётов взлётной массой до 4 тонн: разработанный фирмой «Камов» вертолёт сосной схемы Ка-226 и спроектированный и выпускаемый ОАО «КВЗ» одновинтовой «Ансат».

Серийное производство Ка-226 с двигателями Allison 250-С20В американского производства с 2000г. освоено двумя заводами – ОАО «КумАПП» и оренбургским ПО «Стрела» (в холдинг «Вертолёты России» не входит). Первое пока специализировалось, главным образом, на выполнении контрактов с российскими силовыми ведомствами – МВД и Управление авиации ФСБ. Второе имело заказы от авиакомпании «Газпромавиа» и МЧС России. Кроме того, в 2008г. ПО «Стрела» изготовило и передало в эксплуатацию два Ка-226, которые сегодня эксплуатируются аэропортом Оренбург в качестве медицинских. «Газпромовский» заказ на вертолёты Ка-226АГ долгое время находился в «подвешенном» состоянии. Наконец, в прошлом году первые четыре вертолёта, выпущенные ещё в 2004-2005гг., были приняты заказчиком, и два из них поступили в эксплуатацию. Ожидается, что два следующих вертолёта смогут приступить к полётам ближе к концу этого года.

Управлению авиации ФСБ в 2006-2010гг. было поставлено четыре кумертауских Ка-226. Десять подобных вертолётов в патрульно-полицейском исполнении были переданы в течение 2007-2010гг. авиаотрядам специального назначения при управлениях внутренних дел по г.Москве, С.-Петербургу, Татарстану, Краснодарскому краю, Волгоградской и Воронежской областям, Башкортостану и Кабардино-Балкарии. В конце прошлого года ещё один Ка-226 поступил в санкт-петербургский отряд МВД. Поставки Ка-226 этим ведомствам будут продолжаться и дальше.

В начале марта этого года вертолёты Ка-226 кумертауского производства появились и в ВВС России. Пять машин прибыли в Сызранский филиал ВУНЦ ВВС (бывшее Сызранское ВВАУЛ). Всего Минобороны намерено получить до конца следующего года порядка 16 таких вертолётов, на которых планируется вести подготовку лётчиков для вертолётов Ка-52. А более долгосрочными планами предусмотрена поставка 40 Ка-226 до 2020г.

Будущее вертолётов Ка-226 связано с завершением испытаний и запуском в серийное производство более энерговооруженной и высотной модификации Ка-226Т с двигателем Arrius 2G1 французской компании Turbomeca. Два опытных Ка-226Т проходят лётные испытания с 2009г. Серийное производство на КумАПП может начаться уже со следующего года, а в дальнейшем оно может быть организовано и на ПО «Стрела».

Вертолёт Ка-226Т представлен российской стороной на тендер Министерства обороны Индии, предусматривающий закупку и лицензионное производство 197 лёгких многоцелевых вертолётов для армейской авиации и ВВС этой страны. О готовности приобрести десять Ка-226Т в медицинском варианте уже заявило МЧС России, а порядка десяти Ка-226ТМ в палубном варианте для пограничных кораблей во второй половине десятилетия может заказать Управление авиации ФСБ. Суммарный объём рынка вертолётов Ка-226 и Ка-226Т на период до 2020г. (очевидно, без учета индийского тендера) оценивается маркетологами примерно в 180 машин.

Вертолёты «Ансат» с канадскими двигателями PW207К серийно производятся КВЗ с 2004г. Первые шесть серийных машин были поставлены на экспорт в Южную Корею, две переданы Управлению авиации ФСБ России, по одной Казанскому авиапредприятию (санитарный) и НПП «Радар-ММС» (в качестве летающей лаборатории).

В 2009г. в серийное производство поступила, прошедшая в ноябре 2008г. Государственные совместные испытания, учебно-тренировочная модификация с двойным управлением и колёсным шасси «Ансат-У», которая создана по заказу ВВС России. В декабре 2009г. первые шесть машин данного типа были переданы заказчику, однако непосредственно в войска они поступили только в 2010-м.

Три из них прибыли в ЦБП и ПЛС в Торжке, а три других осенью 2010г. поступили в распоряжение Сызранского Военного учебного научного центра ВВС, специализирующегося на подготовке пилотов для ВВС России. Вскоре училище получило ещё два вертолёта «Ансат-У», выпущенных в 2010г. Машины базируются на аэродроме Сокол в Саратовской области. В прошлом году КВЗ изготовил и сдал заказчику ещё пять серийных «Ансат-У», которые поступили в сызранское училище в январе этого года. Инструкторский состав училища уже освоил машину, и вскоре на них должны начаться полёты курсантов.

В 2007-2010гг. КВЗ провёл большой комплекс работ по доработкам базовой модели вертолёта с электродистанционной системой управления с учётом появившихся уточнённых сертификационных требований, в результате чего появился вариант «Ансат-К», сертифицированный в марте 2010г. Авиарегистром МАК по ограниченной категории.

Параллельно начались работы по модификации «Ансата» с гидромеханической системой управления. Изготовлено два опытных образца такого вертолёта, известного под названием «Ансат-1М». Первый из них с 2011г. проходит наземные испытания, а второй недавно поступил на лётные испытания. Его первый полёт должен состояться в ближайшее время. Сертификационные испытания новой версии «Ансата могут завершиться до конца этого года, после чего он будет предложен потенциальным заказчикам. На КВЗ считают, что объёмы производства и поставок коммерческих вариантов «Ансата» могут в перспективе составить до 20 машин в год.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ

Наряду с модернизацией и дальнейшим развитием рассмотренных выше основных моделей российских вертолётов, находящихся сегодня в серийном производстве, ОАО «Вертолёты России» разработало стратегию развития своего модельного ряда на среднесрочную и более дальнюю перспективу. К середине текущего десятилетия в производство должны быть запущены две новые модели многоцелевых транспортных вертолётов – средний Ми-38 (на КВЗ) и более лёгкий Ка-62 (на ААК «Прогресс»).

Лётные испытания в настоящее время проходит второй экземпляр Ми-38 (ОП-2) с двигателями канадского производства. В прошлом году в вариант Ми-382 с российскими двигателями ТВ7-117В был переоборудован первый прототип машины (ОП-1). В связи с необходимостью доводки главного редуктора начало его лётных испытаний было перенесено на лето этого года. На КВЗ тем временем достраивается третий экземпляр (ОП-3), который так же получит двигатели ТВ7-117В, и заложен в производство ОП-4, который станет эталоном для последующего серийного производства, начало которого запланировано на 2014-2015 гг.

Перспективный много целевой 12-15-местный вертолёт Ка-62 со взлётной массой6500 кгбудет оснащаться двигателями Turbomeca Ardiden 3G. В настоящее время завод «Прогресс» приступил к изготовлению первых опытных образцов Ка-62, которые в 2012-2013гг. должны быть переданы фирме «Камов» для проведения лётных испытаний. Первый полёт прототипа Ка-62 запланирован на 2012г., а завершение сертификационных испытаний и запуск в серийное производство – на 2015г.

В более отдалённой перспективе (2015-2020гг.) «Вертолёты России» планируют разработать и освоить в производстве новый тяжёлый вертолёт, перспективный скоростной вертолёт (ПСВ), а так же один или два типа новых лёгких вертолётов.

Первоисточник: http://www.take-off.ru

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... начал активно искать новые направления развития, советская автомобильная промышленность представила миру ... бренда. Значительным шагом в истории развития «Нивы» стали испытания и одобрение ...

Бизнес на вендинговых аппаратах: стартап с потенциалом

... получил новое направление для развития. Это не только ... , позволяющими отслеживать их состояние и запасы товара. ... регулярно проверять запасы и состояние оборудования. Важно быстро реагировать ... и перспективное направление для развития и масштабирования. Успех в ...

Stroimaterial-Moskva.ru: Надежный фундамент ваших строительных проектов

... компаний, которые следуют принципам устойчивого развития и минимизации вредного воздействия на ...

Эффективная проверка системы подвески: ключ к безопасной езде

... в поддержании авто в оптимальном состоянии. Методы диагностики Осмотр на месте ... , проверить целостность защитных чехлов и состояние подвесных элементов на предмет деформаций ... износ может многое сказать о состоянии подвески. Например, неоднородный износ может ...

Простомолотов Евгений Иванович

... инструментальные сочинения: Для оркестра русских народных инструментов, различных инструментальных ... (Мелодия степи). Переложения для русского, казахского и кыргызского оркестра ... (Голос домбры) для оркестра русских народных инструментов, переложение оркестра ...

Детские компьютерные кресла: комфорт и забота о здоровье

... привести к нарушениям осанки и развитию заболеваний позвоночника у ребёнка ...