Сергей Степаненко: Как живут амурские казаки?

Их задачи — поднять село и вернуть дисциплину.

Амурские казаки без дела не сидят. В прошлом году в области открыли первый казачий лицей, а недавно им нанесли визит уссурийские «коллеги».Атаман Амурского окружного казачьего общества Андрей Стрельцов и первый заместитель атамана Сергей Степаненко рассказали о том, чему учат молодых казаков и как в семьях поддерживаются традиции.

- Расскажите немного об истории амурского казачества. Откуда казаки пришли в нашу область?

Андрей Стрельцов (А. С.): — Первый отряд во главе с Василием Поярковым пришёл сюда в 1643 году. Позже в эти земли отправили отряд казаков во главе с Ерофеем Хабаровым. Зиму 1649-1650 годов они перезимовали в Албазине, после уничтожили весь даурский городок и ушли вниз по Амуру. Три года казаки занимались освоением земель и разбоем. Слухи об этом дошли до Москвы, Хабарова отстранили и вернули обратно к царскому двору. Затем сюда отправляли ещё несколько отрядов, казаки построили крепость Албазин, было создано Албазинское воеводство.

В конце XVII века казаки были вынуждены покинуть эти места в связи с осадой крепости, ушли в Нерчинск. Произошла битва с маньчжурами, численность противника превышала численность защитников в 20 раз. Подписали Нерчинское соглашение, и Российская империя более чем на 150 лет оставила земли.

Только в 1854 году начали возвращать Амур. В 1856 году создали Усть-Зейский казачий пост — будущий город Благовещенск. Переселение казаков из Забайкалья началось в 1857 году, в 1858 году было создано Амурское казачье войско. В 1920 году войско ликвидировали. И только в начале 90-х годов XX века казачество начали возрождать. В 1999 году общественную организацию Амурское казачье войско переименовали в Амурское окружное казачье общество, вступление в которое основано на добровольных началах. Казаки взяли на себя обязательства охранять общественный порядок и государственную границу.

- Какие ещё функции выполняют казаки сейчас?

Сергей Степаненко (С. С.): — Помимо охраны границы мы занимаемся пожарной безопасностью. При поддержке правительства создали шесть казачьих пожарных постов, на которых несут службу более 60 казаков.

А. С.: — Также наше общество активно занимается сохранением культурных традиций, быта казачества. Надо сказать, что правительство области уделяет достаточное внимание возрождению казачьей культуры. Недавно отремонтировали музей в селе Албазино, в селе Черняево Магдагачинского района построили новое здание музея Амурского казачества.

Создаём казачьи ансамбли, участвуем в различных мероприятиях. Амурские коллективы регулярно участвуют во всероссийских и межрегиональных фестивалях. Детские коллективы в позапрошлом году ездили в Анапу на всероссийский фестиваль «Казачок». В прошлом году на территории области проходил казачий марафон «Из века в век». В декабре был заключительный этап, по итогам которого детский ансамбль вновь отправится в Анапу уже в этом году. Из взрослых исполнителей стоит отметить ансамбль «Кужель» из Константиновского района.

- В прошлом году в области открыли казачий лицей. Чему обучают юных казаков?

А. С.: — Казачий лицей открыли в сентябре 2012 года в селе Константиновка. Казачатам преподают историю казачества, военную подготовку, рассказывают о традициях, о быте. Но казаков учат не только в лицее. В 2010 году в Албазино создали казачий класс, сейчас там занимаются 20 детей. В некоторых населённых пунктах области открыли казачьи клубы.

- Кто может стать казаком? Какие требования выдвигаются к желающим учиться в казачьем лицее?

А. С.: — В первую очередь мы принимаем детей казаков, их внуков и правнуков. Если человек вдруг выяснит, что в роду у него были казаки, и изъявит желание присоединиться к обществу, мы его обязательно примем. Но даже если в роду казаков не было, но молодой человек тянется к культуре и хочет её изучать, мы, конечно, никого отталкивать не будем. Если тяга есть, тогда уже не важно, есть в роду настоящие казаки или нет.Никаких ограничений, в том числе по физическому развитию, нет. Изучать историю казачества могут как мальчики, так и девочки. Например, в Константиновке обучается целый взвод девочек, их там около двадцати.

Всего в нашем обществе 867 человек, из них тех, кто принимает в жизни общества активное участие, 407. В ближайшем будущем мы планируем сделать переучёт, будем оставлять только активных членов, которым интересно то, чем мы занимаемся. В обществе тоже далеко не у всех членов были казаки в роду. Но порой эти люди делают даже больше, чем настоящие казаки.

- А как у вас обстоят дела с практикой? Учите казаков, как правильно в седле держаться и шашкой махать?

С. С.: — Сейчас мы как раз над этим работаем. Лицей появился сравнительно недавно, в сентябре прошлого года, поэтому пока он на пути становления. С этого года в планах обучение верховой езде, у ребят будет своя конюшня. Курс по коневодству они тоже будут изучать.
Повседневной одеждой для ребят служит камуфляж, казачью форму они надевают на праздники и мероприятия.

- Существование казачества в современное время — это дань прошлому или всё-таки необходимость?

А. С.: — Все знают, в каком упадке сейчас находится село. Казачество ставит перед собой задачу поднять самосознание, в некотором роде дисциплинировать общество. Хотим возродить заброшенные земли, прежде всего те, на которых раньше были казачьи поселения. Казак ведь не только воин, но и земледелец. Так что казачество — это необходимая образующая и дисциплинирующая сила. Казак не тот, кто надел на себя форму, а тот, кто представляет целый народ и отстаивает его принципы и интересы. Для нас очень важно понятие патриотизма. Также немаловажна поддержка церкви, казачество всегда было неразрывно связано с православием.

- И всё-таки казачество — это сейчас не основная работа, а вид общественной деятельности?

С. С.: — По большей части — да. Официально работают казаки на пожарных постах. А в обычной жизни члены общества трудятся в самых различных сферах. Например, есть государственные служащие, чиновники, немало фермеров.

- Члены общества чувствуют себя казаками только среди себе подобных или традиции распространяются на семейную жизнь тоже?

А. С.: — Конечно, казак должен оставаться казаком всегда, в том числе и дома, в быту это проявляется в кухне. Блюда простые, например кулеш, борщ, картошка, рыба, шанежки — это что-то вроде ватрушек. От русской кухни блюда принципиально не отличаются, разве что в некоторых названиях. Например, есть каша «по-атамански».

Казачья кухня впитала в себя кулинарные традиции других народов. Казаки ходили в походы, что-то заимствовали у соседей. Донские казаки некоторые рецепты переняли с Кавказа. У нас нередко можно встретить монгольские, тунгусские блюда. Например, чай-сливан. Это крепкий зелёный чай, который готовится на раскалённых камнях, а не на огне. В него добавляют масло, сливки, подсаливают.

- Вы как-то взаимодействуете с казаками из других регионов, обмениваетесь опытом?

С. С.: — На данный момент мы входим в состав Уссурийского войска, которое объединяет восемь дальневосточных субъектов. Это Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край, Камчатка, Сахалин, Курилы, Магадан, Якутия. Войско регулярно проводит советы атаманов, наносит визиты в соседние регионы. К нам приезжают казаки с Кубани, с Дона. Связь с регионами мы постоянно поддерживаем.

- Как вы сами пришли в казачье общество? Это было обдуманное решение или желание стать казаком нахлынуло спонтанно?

С .С.: — Мой дед в Гражданскую войну служил у атамана Копейкина в Сибирском казачьем войске. Когда стало возрождаться казачество и создали войско, выяснилось, что Союз ветеранов Афганистана, которым я руководил, находился в одном здании с казаками. Так я к ним и примкнул.

А.С.: — В моем самосознании ещё с детства отложилось то, что мои предки — казаки, да и в некоторых бытовых вещах меня и моего брата воспитывали в определённых казачьих традициях, поэтому для меня не было раздумий, вступать в войско или нет. К казачеству меня тянуло ещё в школе, изучал историю. Мой прадед Захар Тонких был донским казаком, который в 19-м веке переселился в Забайкалье, в посёлок Молодой станицы Ломовской Сретенского станичного округа. Я считаю себя представителем казачьего народа.

Досье

Андрей Витальевич Стрельцов родился в 1970 году в Благовещенске. В 1990 году окончил Ленинградское авиационное техническое училище гражданской авиации. В 1997 году окончил Академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге. В Амурском окружном казачьем обществе состоит с 1993 года, атаман — с 2005 года.

Сергей Александрович Степаненко родился в 1959 году в Белогорске, служил в пожарной охране. 14 лет руководил Белогорским отделением Союза ветеранов Афганистана. Два года был председателем Белогорского отделения партии «Единая Россия». Получил среднее специальное техническое образование. С 2005 года — первый заместитель атамана.

Первоисточник: 2×2.su

Источник фото анонса


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
14 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... ВАЗ-2121, известную также как «Нива». Этот автомобиль с ... на экспорт в такие страны, как Великобритания, Австралия и Япония, ... уникальный проект, который ориентировался как на потребности армии, так ... современных технологий безопасности, таких как ABS и BAS, и ...

Бизнес на вендинговых аппаратах: стартап с потенциалом

... порой приходится платить значительные суммы. Как начать? Исследование рынка Прежде всего ... удалённого управления. Регистрация бизнеса Как и любое дело, вендинг требует ...

Букеты из искусственных цветов: Новая вечность в каждом лепестке

... времен, когда искусственные цветы воспринимались как дешевая альтернатива, сегодня они представляют ...

Преимущества и назначение присадочных прутков

... часто используются, если по каким-то причинам работы ведутся не ... предназначенной для пищевой промышленности без каких-либо дополнительных требований. Простоту применения ... , так как присадочные прутки подаются непосредственно в ...

Балашиха – Мастер: Ваш надежный помощник в ремонте бытовой техники

... хотелось бы выделить такую услугу, как ремонт посудомоечных машин в Балашихе ... сервиса, демонстрируемый компанией. Это касается как качества выполненных работ, так и ...

Сервисный центр Siemens Serv в чем его преимущества

... годы своего существования зарекомендовал себя как надежный партнер в области ремонта ... . Сложно переоценить значение такой услуги, как ремонт, когда речь идет о ...