Транспортный союз: Германия – Россия – Япония. Евроазиатский мираж или предисловие к военно-политической интриге ХХI века?

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048048055056051.jpg

Взаимоотношения Германии, России и Японии всегда отличались неординарностью и противоречивостью. С самого начала XX века между странами утвердилась политика явного военного соперничества и противостояния. Почему? Возможно ли было прямое сотрудничество между этими странами вместо войн и открытой конфронтации и есть ли причины, которые бы помешали укрепить долгосрочное партнерство теперь? Во всем этом специально  попытался разобраться известный эксперт – Петр Хомутовский.

…Пожалуй, нет в современной истории, более таинственной интриги, чем интрига во взаимоотношениях этих трех стран, расположенных на всем протяжении евроазиатского пространства.

…Почему, вместо создания дружественных отношений между тремя доминирующими империями, с начала ХХ века на всем Евро-Азиатском континенте утвердилась политика явного военного соперничества и противостояния?

…Только ли дело в умелом манипулировании геополитическими противоречиями со стороны Великобритании, США и Франции в отношениях между Германией и Россией, Россией и Японией, на стыке евроазиатских проблем?

…Или, все же, виноват тот пресловутый «японский самурайский дух» в том, что Японией еще в начале ХХ века была упущена возможность возникновения ситуации, когда обычный японский машинист со своим паровозом и железнодорожным составом, груженым с товарами из Японии и других стран Дальнего Востока, проехав по японской железной дороге из Токио в порт Ниигата, преодолев пространства Японского моря на морском пароме - попадает в порт Владивосток, далее по Великой Транссибирской железнодорожной магистрали России прибывает в Москву и далее приезжает в порт Санкт-Петербург, затем на морском пароме преодолевает Балтийское море и, наконец, прибывает в портовый терминал на немецком острове Рюген и, далее, по германской железной дороге прибывает - в Берлин?!…

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048048056049053.jpg

Если оглянуться в недалекое, по историческим меркам, прошлое и посмотреть на гипотетическую возможность налаживания сотрудничества между этими странами в начале ХХ века, то можно увидеть, что в большинстве случаев политики и военные этих стран смотрели друг на друга не сквозь призму обоюдных экономических и политических выгод, а сквозь прицелы винтовок, пулеметов, пушек самолетов и дальнобойных орудий военных кораблей. Пространство вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и над нею, по обе стороны Уральских гор рассматривалось со стороны, как Германии, так и со стороны Японии, как театр военных действий, а не пространство для сотрудничеств и отдано было на рассмотрение сухопутных генеральных штабов и военных моряков.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048048056052053.jpg

Соответственно реакция со стороны России на агрессивные происки Германии и Японии была не менее жесткой и, в конце концов, – Германия и Япония потерпели сокрушительное поражение в своих военно-экспансионистских устремлениях и перестали существовать как самостоятельный фактор мировой политики, отдавшись на волю победителя, подписав соглашение о полной и безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне.

Добрая воля России привела к объединению Германии в конце ХХ века, ставшей для России естественным торгово-экономическим партнером в Европе, а вот на действия Японии в отношении России смотреть без иронии нельзя, хотя только с согласия Советского Союза, правопреемницей, которого, является Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки позволили сохранить в Японии власть Микадо – Императора Японии.

Я не берусь оценивать внутриполитическую деятельность японского правительства, особенно в отношении так называемых «северных территорий», но вот деятельность японской дипломатии и внешнеэкономические устремления японского правительства и деловых кругов явно не соответствуют пониманию проблематики сотрудничества, к которому стремились выдающиеся японские политики начала ХХ века.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048050050052054.jpg

…Тогда к власти в Японии пришли самые про-русски настроенные: премьер-министр Японии генерал Тэраути Масатаке, бывший военный министр, бывший генерал-губернатор Кореи, председатель Русско-Японского общества дружбы и другой, не менее известный, политический деятель Гото Симпэй, получивший в кабинете Тэраути Масатаке пост министра внутренних дел.

Эти два человека были намерены не только превратить Японию и Россию в два добрососедских и дружественных государства, но и подключить к этому диалогу третью страну –Германию.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048050051057049.jpg

К тому же, явное стремление к укреплению сотрудничества с Японией было и у российского министра финансов В. Коковцева, с которым Гото Симпэй установил дружески-доверительные отношения. Вместе с министром иностранных дел России С. Сазоновым, они урегулировали все спорные вопросы и летом 1916 года между Японией и Россией был заключен полноценный военно-политический союз.

Об этом как-то подзабыли нынешние руководители Японии и в том числе, император Японии!!! Забыт и сюжет с японским машинистом, который вполне реально рассматривался японской стороной около 100 лет назад – уже в 1916 году!!!

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048050053048052.jpg

Нужно в этой связи пояснить, что Япония хоть и получила преимущества перед Россией на Дальнем Востоке по результатам войны 1904-1905 г.г., закрепленным в Портсмутском мирном договоре, но всегда понимала, что через некоторое время Россия все равно предпримет попытку вернуть Сахалин и Курильские острова под свою юрисдикцию.

Поэтому наиболее дальновидные японские политики, предвидя исход первой мировой войны и желая упредить нежелательный для своей страны ход событий, уже загодя зондировали почву для переговоров между Россией и Германией. Но они не учли то, что как в России, так и в Германии могут произойти потрясения в виде революций. Последовавший за этим хаос гражданской войны в России и массовые беспорядки в Германии, а также голод и разруха в обеих странах на некоторое время приостановили японские намерения, но мечта о прямом железнодорожно-морском транзите из Токио в Берлин никогда не покидала политические и, особенно, деловые круги Японии.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048050054050048.jpg

Намерения японских политиков также не остались без внимания в Великобритании и США.

К примеру, будущий премьер-министр Великобритании Черчилль, будучи в 1919 году военным министром в годы премьерства Ллойд-Джоржа, заявлял, что Великобритания должна непременно помогать России и настраивать Россию против Японии, ибо совершенно невозможно исключить в будущем объединение Германии и России, а если к этому союзу присоединиться Япония, то это будет один из самых могущественных союзов в истории человечества. И они использовали все имеющиеся у них возможности, что бы на евроазиатском пространстве не возникла возможность объединения германских, российских и японских армий и флотов. Это, как показывают доступные мне публикации, было кошмарной явью англичан и американцев. Похожие настроения были и в США, признавших СССР только в 1934 г.

Возникновение на месте Российской империи - Советской России, привело в замешательство про-российски настроенных японских политиков. Многие из них выступили категорически против нового большевистского правительства в России и призывали к интервенции. Так же поступил и Гото Симпэй, после того как кабинет Тэраути Масатаке ушел в отставку. Но как только положение в Советской России и на российском Дальнем Востоке стабилизировалось Того Симпэй опять вернулся к теме союза уже с СССР.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048049054049050.jpg

Еще более значимым и интересным японским политиком является Сиротори Тосио, который от идеи союза Японии с Германией перешел к теме объединения усилий этих стран по налаживанию отношений с СССР на основе принципиально новой схемы сотрудничества государств с разным идеологическим построением.

Естественно, определяющую роль в стремлении достичь договоренностей с немцами и русскими играли деловые круги Японии, которым нужны были не только новые рынки сбыта и доступ к полезным ископаемым Сибири и Дальнего Востока России, но и выход на арену деловых отношений в Европе, где Германия до первой мировой войны играла ведущую роль.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048048057057048.jpg

Но самым удивительным и воистину неожиданным открытием в стремлении создать, выражаясь современным языком – единое экономическое пространство было то, что этому способствовали известные немецкие ученые-гэополитики Густав Хильгер, Карл Хаусхофер и… Рихард Зорге.

О последнем мы знаем многое из фильмов и публикаций на тему шпионских сенсаций, но то, что этот великий немецкий журналист и всемирно известный разведчик, бывший, по утверждению многих источников, агентом не только Москвы, Лондона, Берлина, но и Вашингтона, - представлял еще и группу геополитиков, которые, основываясь на договоре в Рапалло пытались создать на базе трех стран некий противовес союзу Великобритании, США и Франции - это может стать политическим открытием ХХI века.

Как видно из журналистских публикаций и аналитических исследований Рихарда Зорге, он не только выступал как опытный аналитик японской действительности предвоенного времени, но и всячески пропагандировал сначала идею благожелательного нейтралитета, а затем и установления дружественных отношений между Германией, Россией (СССР) и Японией.

В Германии Рихарда Зорге поддерживала группа влиятельных лиц из числа геополитиков, которые действовали, движимые идеей евроазиатской солидарности, самыми выдающимися из которых были Густав Хильгер и Карл Хаусхофер….

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048051054048057.jpg

Особенно, Хаусхофер – он был увлечен Японией не столько с точки зрения развития взаимоотношений двух стран, сколько с точки зрения реализации германской политики противостояния блоку США, Великобритании и Франции – стран-победителей в Первой мировой войне. К сожалению, в СССР на Рихарда Зорге смотрели только как на агента военной разведки, а не как на талантливого журналиста и аналитика дальневосточных проблем, что и привело его впоследствии к гибели.

Парадоксально, но факт, что именно Хаусхофер был инициатором концепции союза Германии, СССР и Японии, хотя явный приоритет в этом вопросе принадлежит все же, пожалуй, самому авторитетному японскому политику – Сиратори Тосио. В предвоенные годы он утверждал, что, и договор о военно-политическом союзе между Японией и Россией 1916 г., и подписанный в августе 1939 года советско-германский пакт о ненападении - может быть с большой выгодой использован Японией.

В качестве первого шага, он уже в 1939 г. предлагал урегулировать вопрос с золотом Колчака и белогвардейцев.

Такова предыстория несостоявшегося военно-политического союза Германии, СССР и Японии.

Во Второй мировой войне, Германия и Япония получили хороший урок на будущее от СССР и других стран антигитлеровской коалиции, сумевших образовать союзническую коалицию и нанесших поражение союзу Германии и Японии и их агрессивным устремлениям.

Нынешняя Россия, правопреемница СССР и Российской империи, быстро оправившаяся от хаоса постперестроечных лет видит в перспективе, как Германию, так и Японию своими партнерами на евроазиатском пространстве.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048051054057055.jpg

Использование Транссибирской железнодорожной магистрали и воздушного пространства над ней для транспортировки японских, германских и российских товаров с использованием национальных средств передвижения трех стран – это идея которая, по-моему, еще никогда не обсуждалась между политиками и экономистами наших стран. В этом случае, железнодорожное сообщение через Японское море рассматривается как альтернативная перспектива использованию железных дорог Северной, Южной Кореи и Китая, своего рода - тупикового пути, так как достичь транспортного, таможенного и политического соглашения между этими странами весьма сложно.

В дополнение к этому, могут возникнуть сложности и в Европе, при пересечении Польши и Украины – с которыми, достичь договоренностей также невероятно трудно. Тогда как создание железнодорожных терминалов на германском острове Рюген в Германии, с учреждением железнодорожного парома до порта Санкт-Петербурга, использование Транссибирской магистрали до порта Владивостока и в порту Ниигата с однотипной железнодорожной колеей - приведет к тому, что срок транспортировки товаров транссибирскому транспортному коридору может сократиться до 7-8 дней. А с заключением таможенного союза между Германией, Россией и Японией железнодорожные составы будут контролировать таможенные специалисты трех стран в местах формирования составов и контейнеры из Японии смогут попадать в Европу уже на 7-й день из места отправления, вместо 35-40 дней при транспортировке морским транспортом.

Также перспективна для реализации идея морского транспортного коридора по Северному морскому пути, который в связи с общим потеплением, становится естественной морской коммуникацией между Дальним Востоком и Европой и имеет весомые преимущества хотя бы в отсутствии пиратской угрозы в акваториях Индийского океана.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048051055056052.jpg

При этом на всем протяжении пути будут использоваться национальные поездные и судовые бригады и команды, а также и средства железнодорожного и морского транспорта, что будет способствовать образованию дополнительных рабочих мест. В этом случае получит развитие и морская паромная деятельность, так как будут введены в эксплуатацию крупнотоннажные морские паромы на акваториях Японского и Балтийского морей.

Транспортный союз Германии, России и Японии позволит приступить к прокладке новых железнодорожных маршрутов в этих трех странах, особенно к российским полезным ископаемым, в которых нуждается промышленность не только Германии и Японии, но и всего мира, используя инвестиционные возможности Японии и Германии. Хотя между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный, но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048049050051050.jpg

К тому же, Японии не следует забывать и о долге перед Россией – золоте Колчака - который висит на ней как дамоклов меч еще со времен гражданской войны, когда японское правительство незаконно обратило в свою собственность золотые активы белых армий, сопротивлявшихся наступлению большевиков. По сути, в силу определенных обстоятельств, правительства Японии и Антанты способствовали поражению белогвардейцев в гражданской войне, так как саботировали поставки вооружений и военной техники в распоряжение Колчака, Деникина, Врангеля и других белых генералов. Очевидно, что решение столь сложных проблем, каковыми является не только территориальная, но и долговая, может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений с подключением третьей стороны и осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства.

В этом случае участие германской стороны может способствовать не только для снятия остроты территориального вопроса, но и для построения новых моделей сотрудничества на евразийском пространстве.

Строить их – приоритетная задача трех сторон. Также очень важно, чтобы этот диалог был постоянным и доверительным и дополнялся экономическими взаимосвязями сторон - без этого невозможно рассчитывать на решение политических проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России, Японии и Германии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут не только повысить интерес стран друг к другу, но и позволят найти необходимые объединяющие обстоятельства.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048049050057049.jpg

Для строительства новых отношений между Германией, Россией и Японией ХХI века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов трех стран и поднятый в этой статье вопрос о транспортном союзе между нашими странами может придать новый импульс для сотрудничества.

С уверенностью можно утверждать о том, что на рубеже ХХ и ХХI столетий Германия и Россия создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это серьезное достижение стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.

Есть надежда, правда, очень призрачная, что в будущем отношения между Россией и Японией также будут двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного сотрудничества и поддержания не только партнерских отношений, но и достижением договоренностей, о которых начинали думать наиболее дальновидные германские, российские и японские геополитики в течение всего ХХ века.

В настоящее время Япония избрала в отношении России беспрецедентно жесткий курс, а нынешние японские политики плохо помнят намерения своих великих предшественников и идут на поводу у экстремистки настроенных слоев японского общества, не учитывая реалии мировых политических тенденций. По сути, японское общество забыло право России, как правопреемницы СССР и страны-победителя во Второй войне, применять весь арсенал ООН для достижения своих целей в таком сложном вопросе, как территориальные претензии.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048049051053051.jpg

Мирный договор, о котором твердят в Японии, нужен более всего Японии, Россия приняв участие в подписании Акта о безоговорочной капитуляции Японии – обеспечила себе право государственного суверенитета над всеми территориальными приобретениями в результате Второй мировой войны. Хотят или не хотят признать эту реальность в Токио, но состояние общественной мысли в России сейчас таково, что о каких-либо уступках в передаче каких-либо территорий – не может быть и речи.

Кстати, мне рассказали такой интересный факт, когда советские морские десантники в 1945 году захватили военную базу на о. Кунашир - японцы в ответ на требование о сдаче подняли не белый, сделанный из простыни, флаг о капитуляции, а Андреевский флаг, настоящий штурмовой флаг русского военного флота, захваченный японцами на поле боя и сохраненный ими в музее о. Кунашир. Об этом нигде не говорят, но такие факты были и их тоже надо учитывать японской дипломатии в своих политических демаршах.

http://www.arms-expo.ru/im.xp/050055048049052049056.jpg

Выводы

В связи с недавним подписанием соглашения о создании Евразийского Союза на базе трех государств – России, Белоруссии и Казахстана возникла реальная предпосылка для создания единого экономического пространства на всем евроазиатском континенте.

В случае рассмотрения вопроса транспортного союза между Европейским, Евразийским союзом и Японией единое экономическое пространство на всем евроазиатском континенте может стать реальностью.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... страны, как Великобритания, Австралия и Япония, заложив основу для мирового признания ... больше пространства и удобства. Новый век принёс с собой новые ...

Букеты из искусственных цветов: Новая вечность в каждом лепестке

... найти букет под любой интерьер или тематическое мероприятие, будь то ... винтажная свадьба или современная корпоративная вечеринка. Искусственные цветы ... симптомов аллергии, сделав свой дом или рабочее пространство более привлекательным и ...

Балашиха – Мастер: Ваш надежный помощник в ремонте бытовой техники

... в несколько кликов на сайте или по телефону. Более того, прозрачная ...

Сервисный центр Siemens Serv в чем его преимущества

... , что после ремонта духового шкафа или любой другой техники Siemens ее ...

Архитектурное светодиодное освещение: красота, функциональность и энергоэффективность подсветки зданий

... то исторические здания, современные небоскребы или открытые пространства, требует особого подхода ... сценарию; контурное выделение всего здания или отдельных объемов световым контуром; скрытая ...