(водоизмещение), кг.. .................1450
Клементом было установлено, что корпус глиссера должен иметь сужение в корму, доходящее до 30...35% от максимальной ширины по скуле. Логично полагать, что кормовые участки днища «Тритона-2», отведенные колесным нишам, практически служат той же цели — уменьшению в сторону кормы глиссирующей поверхности днища.
Для приближения практических результатов к теоретическим (по Клементу, сужение в корму должно быть плавным, а у «Тритона-2» оно ступенчатое) днище дополнено широкой гидролыжей, двумя короткими продольными реданами и бортовыми брызгоотбойниками.
Необычна компоновка силовой установки и трансмиссии новой амфибии: двигатель (от ГАЗ-31029) — в корме, а коробка передач с дифференциалом — в носовой части корпуса. Между собой они соединены длинным хорошо сбалансированным карданным валом с промежуточной опорой и разобщающим устройством — кулачковой муфтой. С другой стороны к двигателю посредством еще одного разобщающего устройства (похожей кулачковой муфты) пристыкован ротор водомета. Обе муфты имеют сварные корпуса, заполненные трансмиссионным маслом. Управление ими сосредоточено на рабочем месте водителя.
Подобная компоновка потребовала особых забот по отводу излишков тепла от силовой установки. Двухконтурная система жидкостного и воздушного охлаждения на «Тритоне-2» усилена дополнительным радиатором небольшой высоты, расположенным в самом начале воздуховода (перед шпангоутом 1), идущего к мотору через весь корпус под багажником и сланями. Радиатор, а также отопитель салона подключены трехпозиционным краном к питающему шлангу от двигателя, так что можно включить или радиатор, или последовательно отопитель и радиатор. За последним на резиновых уплотнителях установлена волнобрызгозащитная фрамуга, управляемая с водительского места: при движении под дождем и на воде в свежую погоду ее можно закрыть. В этом случае радиатор охлаждается естественным орошением.
Однако наиболее важной особенностью «Тритона-2» является отсутствие в его трансмиссии «посредников» — редуктора и цепей в колесных приводах. Преимущество несомненное: сокращено количество узлов и деталей незаводского изготовления, снижен уровень шума, упрощено техобслуживание, удешевлена, наконец, стоимость реализации самого проекта.
Перейдем к рассмотрению отдельных агрегатов.
Важное место в конструкции новой амфибии принадлежит подвескам колес. Они поднимаются из воды или опускаются теперь не тросовой лебедкой, а гидроцилиндрами двойного действия со световой сигнализацией на приборной панели. Соответственно изменена и механическая часть привода. Верхняя тарелка пружин и амортизаторов шарнирно соединена с водилом гидропривода и, поставленная им в рабочее положение (в опорное гнездо на корпусе), не требует какой-либо фиксации — кинематика подвесок такова, что при нагрузке самопроизвольное перемещение колес в положение «на плаву» исключается.
Многофункциональный характер работы передних подвесок требует строгого увязывания всех составляющих их элементов. В частности, конфигурация нижних оконечностей рычагов, на которых установлены шаровые опоры, была тщательно отработана на макете, чтобы без каких-либо запинок осуществлялась третья функция переднего привода амфибии — свободный подъем колес на большую высоту — 600 мм. Последние взяты от ВАЗ-2108 вместе с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСами). С дифференциалом от ЗАЗ-968 шарниры связаны самодельными телескопическими полуосями со скользящими шлицами (ход до 200 мм). Эта способность удлиняться позволяет полуосям оставаться соединенными с колесами при подъеме из воды. Напомним, что работоспособность подвесок обеспечивается и особой кинематикой рулевого привода, целиком заимствованного у «Тритона».
Со стороны дифференциала установлены карданные шарниры с углом излома до 44°—в положении колес «на плаву». Рабочий же угол шарниров — 2...4°. (В настоящее время прорабатываю вариант установки и здесь ШРУСов от «восьмерки». Мне кажется, что они будут понадежнее карданов.)
Обращаю внимание еще на одну очень важную особенность переднего привода именно для амфибий (с нишами в корпусе или без, плавающих или глиссирующих): при подъеме колес и рычаги подвесок, и удлиняющиеся полуоси принимают практически ту же характерную для носовой катерной части корпуса V-образную форму, а небольшие углубления в обшивке для нижних фрагментов полуосей не ухудшают ходовые качества амфибии, поскольку при глиссировании передняя часть корпуса буквально летит над водой.
Разобщающий механизм карданного вала — самодельная кулачковая муфта (только одна деталь в ее конструкции заводская — передняя крышка штатной коробки передач ГАЗ-31029). Прикреплена она к торцу картера сцепления двигателя точно так же, как и КПП, — четырьмя шпильками.
Разобщающий механизм водомета отчасти повторяет конструкцию кулачковой муфты. Он присоединен к переднему концу коленвала через фланец привода генератора и водяного насоса. К трем штатным болтам фланца добавлены еще три — с резьбой М10х1. Храповик заменен болтом с обычной головкой.
Корпус муфты имеет два уголковых кронштейна, которыми он через специальный переходник, изготовленный по месту, консольно прикреплен к блоку цилиндров двигателя (использованы болты крышки распределительного механизма и шпильки маслоподдона).
Для компенсации перемещений двигателя относительно трансмиссии в линии валов КПП и водомета введены карданные шарниры со скользящими шлицевыми соединениями, а для снижения шума и смягчения ударных нагрузок — эластичные резинометаллические муфты.
Управляются оба разобщающих механизма дистанционно — тросовым приводом с водительского места.
Тормозные системы те же, что и на прототипе: рабочая — гидравлическая, двухконтурная, с сухими разъемами гидропроводов, действует по диагонали на все колеса; стояночная — тросовая — только на задние колеса.
Из сказанного видно, что переднеприводная компоновка, реализованная на «Тритоне-2», «внедрена» в корпус довольно естественно. Она может считаться наиболее рациональной, если не единственно возможной, поскольку позволяет избавиться от множества промежуточных узлов в трансмиссии амфибии вообще, а глиссирующей — в первую очередь.
Думается, что заложенные в «Тритон-2» творческие находки помогут самодеятельным конструкторам при создании глиссирующих амфибий.
Д.Кудрячков
Отправить комментарий