В г. Армавире Краснодарского края создается система подготовки учителей для работы в классах казачьей направленности

 

Постановление главы администрации Краснодарского края № 799 от 14.08.2004 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края» заметно активизировало работу по приобщению молодых поколений кубанцев к ценностям и идеалам казачьей культуры. Сегодня на Кубани функционирует около тысячи пятисот классов и групп казачьей направленности, шестнадцать школ носят статус «казачьи». В крае открыты шесть казачьих кадетских корпусов, развивается система казачьего начального профессионального образования. В то же время значительный рост не подкрепляется развитием на должном уровне методологической и методической подготовки учителей, работающих в классах и группах казачьей направленности. За всем многообразием форм приобщения детей к казачьей культуре в общеобразовательных учреждениях зачастую скрываются серьёзные пробелы содержательного аспекта учебно-воспитательного процесса в этих учебных заведениях.

Следует также отметить, что запросы кубанских школ в отношении подготовки специалистов, работающих в классах казачьей направленности, не находят адекватного отражения. В государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования подготовка учителей для работы в классах казачьей направленности практически отсутствует. «Если в прошлом существовал естественный механизм воспроизводства культуры, важную роль в реализации которого играли семья, станичная община, казачье войско, то сегодня этот механизм утрачен, а точнее, сознательно разрушен. Остаётся один путь – просвещение и обучение детей и взрослых», – замечает по этому поводу Н.И. Бондарь.

Высшая школа в большом долгу у учителей-практиков. Она просто не имеет право игнорировать этот мощный процесс и обязана откликаться на запросы кубанского учительства. Образованию Краснодарского края требуется подготовка учителей, способных работать в классах казачьей направленности, вооруженных соответствующими знаниями и технологиями. В настоящее время в Армавирской государственной педагогической академии на факультете технологии, экономики и дизайна складывается система подготовки учителей для работы в структуре казачьего образования.

Основу этой подготовки составляют три уровня знакомства с педагогикой и культурой казачества, ее исторической и современной составляющей. Начальный уровень реализуется при подготовке бакалавров в курсе дисциплины «Этнопедагогика» по направлению профессиональной подготовки «Технология» и «Дизайн». Учебно-методические комплексы по «Этнопедагогике» направлены в том числе на знакомство студентов 1-2-х курсов с миром казачьей культуры, социально значимыми ценностями культуры казачества, с основными версиями его происхождения. Акцент делается на формирование у слушателей представлений о возможностях казачьей народной педагогики, актуальности использования отдельных ее элементов в современных воспитательных системах. Осуществляется историко-педагогический анализ факторов этновоспитания, способствующих становлению оригинальной народной педагогики казачества. В курсе «Этнопедагогика» студенты знакомятся также с современной жизнью казачества, посещая с экскурсиями Армавирское казачье общество.

Второй, более высокий уровень подготовки студентов связан с дисциплиной «Педагогика казачества», которая читается на заключительном, четвертом курсе бакалавриата.

Дисциплина «Педагогика казачества» направлена на выполнение студентами следующих видов профессиональной деятельности: социально-педагогической, развивающей, культурно-просветительской. Для подготовки к этим видам деятельности в рамках дисциплины «Педагогика казачества» студент должен решать определённые педагогические задачи. Так, социально-педагогическая деятельность предполагает овладение студентами теоретическими основами педагогики казачества – социокультурной концепции воспитания, основанной на традициях и инновациях казачьей культуры, а также ее системой, методами и средствами. Она направлена также на овладение знаниями об исторически ценной воспитательной функции казачьей культуры, на изучение ее воспитательных традиций.

Развивающая деятельность предполагает расширение и углубление знаний по региональной педагогике казачества, позволяет детально разобраться в общности народных педагогических воззрений, в их духовно-нравственной связи, получить представление об особенностях национального характера и традиций, сложившихся под влиянием социально-исторических условий.

Культурно-просветительская деятельность расширяет границы профессиональных знаний в подготовке будущих педагогов, повышает общую и профессиональную культуру студентов, способствует осознанию значимости воспитательного потенциала культуры казачества в современной культурно-воспитательной парадигме общества.

Цель дисциплины «Педагогика казачества» – повышение уровня теоретико-методологической оснащенности, развитие профессиональной компетентности студентов, формирование представления будущих педагогов об истоках воспитательных традиций культуры казачества, о системе казачьего образования, их сущности, особенностях и практическом значении, о влиянии народной педагогики казачества на современные образовательные парадигмы, на культуру межэтнических отношений. Данная дисциплина способствует также профессиональному становлению личности педагога, умеющего работать в условиях поликультурного образовательного пространства Южного Федерального округа.

В результате освоения дисциплины «Педагогика казачества» студент должен знать: истоки народной педагогики казачества; средства, факторы, принципы, способы и методы традиционного воспитания личности в казачьей культуре; историю народонаселения Кубани; содержание, формы и методы воспитательной работы в классах казачьей направленности; понятийный аппарат современной педагогики казачества; современные формы приобщения детей к казачьей культуре. Дисциплина «Педагогика казачества» ставит целью формирование определенных умений, в частности: различать специфические особенности воспитания детей в условиях поликультурного образовательного пространства Краснодарского края; воспитывать у школьников культуру межнационального общения, традиционно присущую казачеству; уметь организовывать образовательный и воспитательный процесс в классах и группах казачьей направленности.

Третий – профессиональный уровень.

Он связан с открытием на факультете в новом 2012-2013 учебном году бюджетной «казачьей» группы по специальности «Безопасность жизнедеятельности». В учебном плане вариативная часть будет максимально насыщена дисциплинами, связанными с традиционной и современной культурой кубанского казачества. К числу таковых относятся дисциплины: «История Кубанского казачьего войска», «Основы государственной службы казачества», «Военно-спортивная работа с учащимися классов казачьей направленности», «Воспитательное пространство культурного казачьего сообщества», «Здоровьесберегающие технологии в народной педагогике казачества» и др. Педагогика казачества несет сама по себе значительный воспитательный потенциал. Она пронизана ценностями свободы, народовластия, патриотизма, личностного развития. В нашем учебном процессе акцент будет сделан на воспитание у студентов этих высоких качеств. Только в таком случае мы можем говорить о готовности наших выпускников служить Кубани и России «не за страх, а за совесть», как это делали наши предки – кубанские казаки.

Дополняет систему подготовки учителей для работы в классах казачьей направленности учебно-методический комплекс по программе курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений при АГПА по теме: «Педагогика казачества: теоретические и практические аспекты реализации в образовательных учреждениях». Учебный план курсов рассчитан на 72 часа лекционных и семинарских занятий и состоит из двух блоков: «Методологические и психолого-педагогические вопросы педагогики казачества» и «Практикоориентированные вопросы педагогики казачества». Слушатели курсов снабжены учебно-методической литературой. В качестве таковых выступают монографии и пособия известных авторов: С.Н. Лукаш, Р.А. Галустов, «Воспитательные потенциал культуры казачества», С.Н. Лукаш «Концептуальные основы казачьей школы» и др. Итоговой формой контроля уровня знаний и компетентности слушателей курсов выступает защита авторских проектов различных вариаций и моделей организации учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности.

Таким образом, в настоящее время в АГПА складывается система подготовки учителей, способных работать в образовательных учреждениях, реализующий региональный компонент казачьей культуры. Эта система включает в себя усложняющееся по мере обучения в вузе знакомство с историей, традиционной и современной культурой, педагогикой казачества. Безусловно, данная система далека от совершенства. Она будет дорабатываться и уточняться. Однако уже сейчас она несет позитивный заряд сплава современных научных достижений и эмпирического опыта. Она ориентирована на усвоение базовых методологических и практикоориентированных парадигм педагогики казачества, основывающейся на глубинной российской традиционности и в то же время реализующей инновационный воспитательный потенциал казачьей культуры.

Галустов Роберт Амбарцумович – доктор педагогических наук, профессор, декан ФТЭД АГПА (г. Армавир)

Лукаш Сергей Николаевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования АГПА, директор Краснодарского краевого общественного фонда культуры кубанского казачества «Линеец» (г. Армавир)

Петросян Анаида Рафаэловна – кандидат педагогических наук, доцент АГПА (г. Армавир)

Руденко Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент АГПА (г. Армавир)


Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой,  С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Разновидности оконных профилей при установки нового окна

Для начала нужно разобраться, что именно ... в здании организована плохая вентиляционная система, то происходит так, что его ...

Раковины для ванной как выбрать

... или например на сайте . Альтернативой для экономии места, может выступать раковина ... решает такую проблему. Стиральная машина для такой раковины должна иметь компактный ... раковиной. Как правильно выбрать раковину для стиральной машины Раковина над стиральной ...

В Екатеринбурге прошло Торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса рисунка "Россия: Рубежи Будущего"

... столицы Урала, опорного края державы – Екатеринбурга. ... образовательных организаций, классов и клубов Свердловской ... «Изумрудный», АНО "Уральское казачье войско", ХКО "Хутор ... работать на благо нашего Отечества». Для ... данной публикации была создана и эта краткая ...

Причины испытать удачу в игровых автоматах Pokermatch

... , давая возможность подобрать для себя что-то интересное ... погружения. Поначалу казино Pokermatch работало только на жителей Украины, ... пополнении депозита. Но для возможности опробовать слоты в ... Этот способ оптимален для тренировки, либо для тех, что хочет ...

Неодимовые магниты. Применение

... можно установить прочные металлические полки для проведения монтажа. При желании ... килограммов. в развлечениях. Популярное направление, в котором успешно используются неодимовые ... . в погрузочных и разгрузочных работах. В современном мире используются ...

Подходит ли новый Hyundai Solaris для езды по российским дорогам?

... например, в горах Краснодарского края, автомобиль раскрывает себя ... контроль. Комфортные условия создать сложно в салоне либо ... работает причудливо: периодически он меняет интенсивность и направления ... - отличный автомобиль для семейного пользования, поездок ...