Владимир Зинковский: Педагогика казачества в действии

Наверное, нет на свете такого мальчишки, который бы не мечтал стать сильным, вырасти настоящим мужчиной – защитником Отечества, умеющим постоять за себя, за своих родных и друзей. К сожалению, эта естественная юношеская потребность в последние годы не всегда находила в нашем образовании возможности для своей реализации. Некогда мощная система патриотического воспитания была практически разрушена в 90-е годы XX столетия, а ее теоретические и практические достижения объявлены не современными. В моду вошли другие приоритеты, связанные с присоединением нашей страны к Болонской конвенции, ориентирующей нашу образовательную систему на так называемые европейские стандарты. Своеобразным отражением этого процесса явились новые понятия и эрзац-слова, «обогатившие» наше образование за последние годы: стандарт, тест, ЕГЭ, надзор, образовательные услуги, конкурентоспособный учитель и т.п. Кто-то наивно полагал, что, отвергнув достижения советской и старой российской школы и приняв безоговорочно западные ценности, все мы, и наши дети в частности, станем в одночасье культурнее, образованнее, воспитаннее. Чуда, естественно, не произошло…

Образование – это та сфера культуры, которая входит своими насущными проблемами буквально в каждую российскую семью. По данным социологических опросов, у россиян накопилась масса вопросов в этой сфере. Реформа образования явно «буксует» – это признается на всех уровнях. По оценкам ученых и практиков, государственных и общественных деятелей, образование на федеральном уровне переживает глубокий кризис, который выражается не столько в материально-финансовом оскудении, сколько в неопределенности целей, содержания и характера самого образования. Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская в этой связи отмечает: «Возникает реальная опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, разобщения поколений, дегуманизации личности и государства» [1]. Учитель, с его скромной зарплатой и значительной учебной нагрузкой, ориентирован прежде всего на то, что бы сообщить материал, а иногда (особенно в период подготовки к ЕГЭ) просто «натаскать» ученика на некую сумму знаний. Очень часто за всей этой формализацией и технологизацией образовательного процесса воспитание личности отодвигается на третий план. У учителей просто нет времени заниматься воспитательной работой. Однако чего стоят, в конечном счете, все наши стандарты и компетенции, умения и навыки, если у человека отсутствуют четкие нравственные ориентиры, если он будет безразличен к судьбе своей Родины, если его жизненным кредо станет крайний индивидуализм, а философией – «после меня хоть потоп»? Дефицит идейных основ современного российского образования таков, что к окончанию школы у молодых людей зачастую наблюдается искаженное представление о добре и зле, не свойственный юношеству прагматизм, отсутствие веры в будущее, конформизм, выражающийся в призывах «валить из России».

Закономерен вопрос: много ли в нашем государстве организованных, «народных» сил, способных вдохнуть новую энергию в воспитание молодежи, ищущих и утверждающих свою, веками проверенную для российского общества, правду? Опыт авторов, более двух десятилетий непосредственно участвующих в процессах казачьего возрождения, позволяет с твердостью заявить о том, что такая энергетика и такая правда есть сегодня у казаков Юга России. «И эту правду на сегодняшний день я считаю общим великим достижением всех казаков Кубани. Речь идет о воспитании подрастающего поколения. Мы воспитываем целое поколение патриотов. Дети – казачата – вот наша главная гордость» [2] – такова ключевая мысль атамана Кубанского казачьего войска, заместителя главы администрации Краснодарского края Н.А. Долуды, высказанная им в одной из статей в газете «Кубанские новости».

Сегодня на Юге России – в Ростовской и Волгоградской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях – во всю силу проявился поистине народный характер педагогики казачества. Это тысячи классов казачьей направленности; десятки школ, профессиональных училищ, лицеев со статусом «казачьи»; многочисленные кадетские казачьи корпуса; молодежные клубы; детские дошкольные учреждения, реализующие региональный «казачий» образовательный компонент. Это десятки тысяч учащихся и их родителей, учителей казачьих классов, казаков-кураторов, священнослужителей, объединенных в едином воспитательном пространстве педагогики казачества. Все эти люди, используя, как правило, авторские разработки, методом проб и ошибок торят дорогу в непростой социально-педагогической среде Юга России, сталкиваясь зачастую с непониманием и пессимизмом окружающих.

Немало было скептиков, когда пять лет тому назад Армавирская школа-интернат № 1 выбрала педагогику казачества в качестве основы учебно-воспитательного процесса. Было сложно, особенно со специфическим детским контингентом интерната, но коллектив учителей, возглавляемый директором В.Н. Зинковским, шел в верном направлении. Результаты стали приходить скоро. В несколько раз снизился уровень правонарушений среди учащихся. Дети стали лучше учиться, заметно окрепли и в физическом, и в духовно-нравственном отношениях. Учащиеся классов казачьей направленности сегодня постоянные участники соревнований различного уровня, где они занимают призовые места и становятся победителями. Не так давно, 5-6 мая, под Краснодаром в станице Пластуновской прошли Международные этнические казачьи игры «Пластуновская Казарла». В сложной эстафете, в которой соревновались все команды без ограничений по возрасту, прекрасно показали себя армавирские казачата из школы-интерната № 1. Наши ребята лучше других преодолели полосу препятствий, проползли с автоматом по узким лабиринтам. Им не было равных в метании ножа, стрельбе из пневматического пистолета и винтовки, в рубке лозы. В конечном счете, на финише наша дружная команда мальчишек (возраст 12-14 лет) оказалась первой, опередив взрослых мужчин. По итогам соревнований команда Армавирской школы-интерната стала «лучшей казачьей школой игр». Такие результаты – плод совместных усилий коллектива учителей-единомышленников, по-хорошему «заболевших» педагогикой казачества: В.Н. Зинковского, Т.В. Асачевой, О.А. Пономаренко, О.П. Волкова, В.В. Хитрова, Т.Д. Молчановой и других. Это также итог содружества школы, Армавирского казачьего общества и ученых Армавирской государственной педагогической академии. 

Ребята из школы-интерната № 1 вместе учащимися Армавирского казачьего профессионального училища № 5 удостаиваются чести регулярно участвовать в парадах Кубанского казачьего войска. Армавирцы могли наблюдать стройные ряды казачат на параде в день Победы 9 мая, марширующих по центральной площади. С уверенностью можно сказать – сегодня педагогика казачества – это не только красивая форма и строевая выправка, но и глубокое содержание воспитательного процесса, ориентированного на российскую традицию, на воспитание патриотов, хозяев своей земли, укорененных в свою малую Родину – Кубань, способных к совершенствованию на благо России.
 

Зинковский Владимир Николаевич – директор МОУ школы-интерната № 1 (г. Армавир) 

Климушин Игорь Анатольевич – краевед, член Совета Краснодарского краевого общественного фонда культуры кубанского казачества «Линеец»  (г. Армавир) 

Примечания:

1. Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 6.
2. Долуда Н.А. Наши дети будут называть себя казаками [Текст] Н.А. Долуда // Кубанские новости. – 2011. – 5 февраля.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Источник фото: http://www.radio-rus.ru/511-prosim-batka-ataman-posvyatit-nas-v-kazachata.html


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Специалистам Россети-Урал представили современные решения по определению места повреждения ЛЭП

... нагрузки РИЦ-ВН . Обсуждались принципы действия, функции, технические характеристики устройств, а ...

Анна Могилевская: Формирование социально-полезного поведения молодежи с использованием идей казачьей педагогики

... нашему мнению, содержит в себе педагогика казачества. Педагогика казачества – социокультурная концепция воспитания, основанная на ... едином образовательном пространстве. На использование педагогики казачества в формировании социально-полезного образа ...

В г. Армавире Краснодарского края создается система подготовки учителей для работы в классах казачьей направленности

... », «Здоровьесберегающие технологии в народной педагогике казачества» и др. Педагогика казачества несет сама по себе ... , доцент АГПА (г. Армавир) Руденко Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент ...

Продолжается межнациональный конфликт казаков с уроженцами Закавказья на Урале

... разошлись, – то на Урале представители казачества действуют шире. В частности, они обвиняют ... вице-премьер правительства Свердловской области Владимир Романов в весьма резкой форме ...

В г. Армавире Краснодарского края казаки-студенты педагогического ВУЗа пойдут в наставники казачьих классов

... историей, традиционной и современной культурой, педагогикой казачества. Открытие, при всемерной поддержке ректора ... », «Здоровьесберегающие технологии в народной педагогике казачества» и др. Педагогика казачества пронизана ценностями свободы, народовластия ...

Владимир Путин подписал Cтратегию развития российского казачества до 2020 года

... российского казачества до 2020 года Владимир Путин подписал стратегию развития российского казачества до ... активности казачьих обществ в рамках действующих инструментов государственной поддержки; в) предоставление ...