Яицкие казаки

x_6b575e86 (326x480, 53Kb)

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ - прежнее название Казаков Уральских. В русских актах Я- К. появляют­ся в средине XVI ст., но имеет­ся много данных предполагать в них Ордынских Казаков, ко­чевавших вдоль река Яик уже во время господства Золотой Орды. По Ригельману, Приме­чания на родословную исто­рию Татар Абулгази Баядур-хана указывают, что Я. К. про­живали уже среди Кыпчаков Половцев, пользуясь в то вре­мя особым смешанным языком, на котором могли объясняться с Местными Татарами, а также, что они могли выставить до 30 тыс. вооруженных воинов, а русским царям стали служить после завоевания Астрахани. Когда эти примечания писа­лись, Главный Стан Я. Казаков находился на р. Яик в 50 клм. от Каспийского моря, на том месте, где теперь г. Гурьев.

В ХШ в. Половцев покорили Монголы Золотой Орды. По преданию, хранящемуся у Я. Казаков, они вместе с Бродни нами участвовали в походе Монголов на Русь, вспоминается . также древний казачий Синь-город "в луке Замора" поя Илеком, поют песни и про Куликовскую битву. Где-то, по мнению Казаков, затерялась благодарственная грамота "Во­льному Яицкому Войску каза­чьему", присланная из Москвы кн. Василием III (1505-1533); участие их во взятии Казани (1552 г.) подтверждает "отписка" с Доиа в Москву от 2-го. мая 1632 г.

Если предания отражают ис­торическую истину, то Я. Каза­ков следует считать б. Ордын­скими Казаками, стоявшими пограничной стражей на реке Яик, после того как она стала границей между враждующи­ми Синей и Белой ордами, но по всем данным, они как и Дон­цы, в эпоху вековой орлынской "замятни" покидали Яик и возвратились на него только через два-три поколения. Пре­дание рассказывает, как во вре­мена Тамерлана на Яик явился атаман Гугна с Казаками, побил живших там Татар и взял себе в жены вдову их убитого князя. Об этой "бабке Гугнихе" на Урале помнят до сих пор. А. И. Ригельман (Повествова­ние о Донских Казаках) ука­зывает мерный главный их стан Кош Яик и 450 клм. от моря; потом ими его перенесли на много ниже по течению туда, где теперь Гурьев; одно из по­селений находилось против Сарайчика, прежней столицы нагайских ханов, а от Гурьева 80 клм., при урочище Коловрат­ном и на речке Порубежной, на 45 кям. выше нынешнего Уральска и, наконец, обоснова­ли свой центр около устья ре­ки Чаган в Яицком городке (нын. Уральск). Ригельман за­писал все это со слов самих Казаков. Во всяком случае, в XV в. среди бушующего та­тарского мира уже существо­вала организованная казачья община с именем Я. К.

Русская официальная исто­рия связывает время появле­ния Казаков на Яике с грамо­той нагайского князя Уруса. В 1591 г. Урус жаловался царю Федору: "В те поры, пришед на Яик, Казаков с шестьсот или с семьсот поставили город большой и с того города нам много лиха починили" (Дела Нагайские, связка 1, тетр. 8). Но такая версия расходится и с казачьими преданиями и с упомянутой выше "отпиской" Донских Казаков. В 1552 году эта община уже высылала сво­их воинов под Казань на по­мощь Ивану Грозному. С Москвой Я. К. хорошо ознакоми­лись во время долгих скитаний у ее граней. Цари московские были сильными христианскими государями и, когда надо бы­ло бороться с общим врагом, Я. К. не отказывали им в до­брожелательной поддержке. Занятые самообороной, они не принимали участия в москов­ской Смуте 1605-1613 гг., про­являли лояльность по отноше­нию к новоизбранному царю Михаилу Федоровичу; по убе­ждению их потомков, где-то в московских архивах должна сохраняться грамота этого ца­ря с договорными условиями о службах и о награде за них, которую Я. К. получили в ори­гинале на руки, но после зате­ряли во время восстаний. В 1677-1678 гг. они добровольно участвовали в "Чигиринских исходах" против Турок; в 1683 году выступали на стороне Рус­ских против Башкир, но при всем этом они ревниво обере­гали свою независимость. Ко­гда император Петр I в 1720 г. потребовал от них безусловной покорности, повиновения и по­стоянной службы Я. К. увидели в этом нарушение обычной договорности отношений и воз­мутились. Зная, что открытая борьба с северным колоссом им не под силу, они сожгли свои городки, с намерением пе­реселиться в заяицкие степи к Казахам, но русские войска все же окружили их и усмирили петровскими способами. Была ироведена перепись населения, определены постоянные обязанности Казаков и назначена сумма "жалованья" всему Вой­ску Яицкому; дела сношений с ним перенесены из Посольско­го Приказа в Военную Колле­гию, атаман и учрежденная при нем Войсковая Канцелярия ста­ли назначаться царем. Обще­ство потеряло право контроли­ровать и смещать своих на­чальников, но не смирилось окончательно; последующие попытки преобразовать внут­ренний строй их жизни неоднократно вызывали открытые восстания, которые приходи­лось подавлять вооруженной силой. Они усмирялись жестокостями, расстрелами Войско­вых Кругов, виселицами, ссыл­ками в Сибирь, в Солдатские полки и другими карательны­ми мероприятиями. В результа­те, Я. К. привыкли проявлять наружные знаки покорности, но втайне хранили чувства не­приязни не только к новым по­рядкам, но и ко всему русско­му. Этому чувству способство­вало и постоянное религиозное давление, бестактное отноше­ние к особенностям казачьего старообрядчества, распростра­ненного но всему Яику. Насилия иногда кончались трагически для самих усмири­телей.

В 1771 году Яицкий городок стал ареной ожесточенного вос­стания, во время которого рус­ский гарнизон был вырезан, его начальник, ген. Траубенберг, приказавший солдатам стрелять по Войсковому Кругу порублен казачьими шашками вместе с атаманом Григорием Тамбовцевым, ставшим в защи­ту петербургского карателя, а вся Войсковая Канцелярия по­сажена под стражу. Однако русские войска скоро справи­лись с мятежом. Тысячи "бун­товщиков" были наказаны сме­ртью, тюрьмой и ссылкою. Власть перешла от атамана в руки присланного из России коменданта; в центре Яицкого городка сооружена крепость, где помещался сильный рус­ский гарнизон; ликвидирована даже видимость казачьего са­моуправления, усилилось и уг­нетение старообрядцев, усугу­бившее еще больше неприязнь к русской власти. На следую­щий год на Яике началось но­вое восстание под командой Донского Казака Е. И. Пугаче­ва. Два года Я. К., Калмыки, Башкиры, Татары уничтожали и изгоняли со своих земель в Заволжья, от Царицына до Ка­зани, всех русских "начальных людей", но в ,конце концов дол­жны были уступить силе и смириться. За свое участие в "бун­те" Я. К. заплатили дорого сво­ей кровью, сотнями казненных, рванными ноздрями, беспоща­дно дранными, сосланными в Сибирь. Именным Указом им­ператрицы "для предания все­го случившегося полному заб­вению", Яик переименован в реку Урал, а Яицкий городок стал Уральском. От этого времени Я. Казаков стали называть Уральскими, а их вольная не­когда община переименована в Уральское Казачье Войско.

ЯКИМЕНКО Ефим Мартыно­вич (куб.) — род. ок. 1893 г., ст. Старощербиновской; офи­цер и священник. Учился в Ду­ховной семинарии и служил чиновником в управлении; при-зван на военную службу писарем Правления Ейского отде­ла. Во время Первой Мировой войны из школы прапорщиков Я. вышел в казачий полк, а пойле участвовал в борьбе за Казачью Идею. От 1920 г. на­ходился в эмиграции, прожи­вал во Франции и с 1934-1937 года состоял секретарем редак­ции в журнале "Вольное Каза­чество". От 1942 г. проживал в Праге (Чехия) и выполнял ту же должность в газете "Ка­зачий Вестник". После войны; возвратился во Францию, от­куда выехал в США, Здесь ра­ботал на сталелитейном заводе и рукоположен, в священники Белорусской Церкви. Умер 2-го октября 1963 г. в гор. Лорэйн (шт. Охайо).


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

В Москве прошла презентация газеты уральских (яицких) казаков "Уральские Войсковые Ведомости"

... отделы, Московское землячество яицких (уральских) казаков с председателем правления А ... Природный уральский казак Сергей Иртикеев – войсковой атаман уральских яицких казаков, редактор ... истории и современности уральских (яицких) казаков. В результате, мы в ...

Мероприятие по возрождению казачьих традиций и культуры уральских (яицких) казаков в Оренбуржье

... казаки проводили ежегодное мероприятие по возрождению казачьих традиций и культуры уральских (яицких) казаков ... . Оренбургские казаки ООКО приняли в ... палаточного лагеря братьев-казаков поприветствовали глава администрации ...

А. Курлапов: "Уральские казаки и проблемы этнической идентификации"

... народу со стороны). Название «яицкие казаки», как самоназвание и название ... оформляться две основные субэтнические группы яицких казаков: низовские и верховские. Кроме ... группой в этносе уральцев (яицких казаков) являются градские казаки, обитатели г. Уральска. ...

Казаки в Смутное время

... враждебное отношение юго-восточных казаков (донских, волжских, яицких, терских) к Годунову, ... вооружёнными частями ополчения и казаков. Казаки, вопреки Пожарскому, не желали ... нанести удар на Самару. Но яицкие казаки, видя всю бесперспективность их положения ...

Обычаи казаков

... неписанные казачьи законы. Любили казаки застолье, общение, любили и ... поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а ... Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать ... во двор невесты. У Яицких казаков отец невесты не справлял ...

Традиции и обычаи казаков

... палку во двор невесты. У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое ... и три казака. Конь у казака Не принято было у яицких казаков иметь боевого ... (строевого) коня-кобылицу. У терских казаков при выезде казака ...