Юрий Крупнов. Будущее России: Семья - родовой дом - малая церковь
Одним из фундаментальных смыслов поместной урбанизации является восстановление российской семьи, в том числе, возможно, и в непривычном нам несколько домостроевском стиле.
плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю, и обладайте ею,
и владычествуйте: над всею землею
Бытие, 1:28
Одним из фундаментальных смыслов поместной урбанизации (см. мою статью «Вся власть – помещикам! -www.pereplet.ru/krupnov/34.html#34) является восстановление российской семьи, в том числе, возможно, и в непривычном нам несколько домостроевском стиле.
Важнейшим итогом XX века стало то, что произошло формирование буржуазной или, по научному, нуклеарной семьи: мать, отец (не всегда), ребёнок (уже не всегда), второй ребёнок (редко), третий ребёнок (почти никогда).
Коротко и точно описал судьбу российской семьи в прошедшем веке Вадим Цымбурский: «Это время «оползня» традиционных дворянских и крестьянских ценностей. Дворянская семья сметается, большая крестьянская разлагается, налицо становление и возобладание типа «бюргерской», городской семьи»[1].
При этом «городская семья» теперь уже распространена и в городе, и в деревне, а европейская рождаемость этой семьи, по образному выражению демографа профессора Л.Л. Рыбаковского сопровождается не таким же европейским достатком и благополучием, а африканской смертностью[2].
С 2002 года число разводов впервые стало устойчиво превышать число браков. И это «происходит на фоне устойчивого роста доли родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, и числа регистрируемых разводов (см. Рис. 1). Вне брака в 2001 году родилось 28,8%, а в отдельных регионах - более половины всех детей (67,1% в Коми-Пермяцком АО, 60,4% в Республике Тыве, 53,0% в Корякском АО и 50,2% в Чукотском АО)[3].
Рисунок 1. Число зарегистрированных браков и разводов и доля родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, 1979-2001
Получается, что, раз количество разводов больше количества браков, то у нас в России не просто ИСЧЕЗЛА семья, но она теперь пребывает в форме отрицательного числа, своего рода поручика Киже.
Особенно впечатляет это отрицательное существование семьи на фоне 50-х годов, когда один развод приходился на 15 браков. Впрочем, уже в 1970-ые годы один развод приходился на пять браков.
«Бюргерский» характер фактически несуществующей семьи и её европейская рождаемость ни в коей мере не делает российскую семью «западной». Особенно это очевидно при сравнении с американцами.
Население России, составляющее сейчас около 145 млн человек, должно к 2025 году сократиться, по оптимистическим (!) прогнозам, до 136,9 млн человек, а к 2050 г - до 119,1 млн человек, а по пессимистическим – до 119 млн человек уже к 2025 году, с опережением на 25 лет. В то время как численность населения Соединённых Штатов Америки к 2050 году возрастет за следующие полвека до 422 млн человек, т.е. не менее чем на 100 млн человек[4].
Такие прогнозы не должны удивлять. Они являются закономерным и естественным продолжением человеческой цены 90-х годов в Российской Федерации и в США.
Население США за 90-е годы выросло на 32,7 миллиона[5], что равнозначно более чем половине сегодняшнего населения Франции или Великобритании и полным двум населениям нашей Сибири и Дальнего Востока.
В это же время население Российской Федерации только по официальным данным уменьшилось (даже без учёта реальной иммиграции в Россию русскоязычного и не только населения размером как минимум в 10 – 15 млн. человек) как минимум на 3 миллиона человек, а с учётом официальных данных по иммиграции извне уменьшение населения составило не менее 10 миллиона человек.
Одной из очевидных причин демографической катастрофы в России является низкая рождаемость. Сегодня статистически каждая россиянка имеет в среднем 1,2 ребенка.
Если ситуация не изменится (а никаких причин для этого на сегодня нет), то, по образному выражению израильского демографа Марка Толца, России в обозримом будущем превратится в «дом престарелых без обслуживающего персонала».
А вот представление итоговой картины журналистом Вениамином Башлачевым: «Профиль России 2020-ых эскизно можно обрисовать так. Города и села России будут представлять крайне печальный вид. По их улицам будут бродить толпы русских старух, молящих Бога и друг друга о помощи. А кто им поможет, если динамика ясно показывает: стариков будет в 2 раза больше, чем вырастающей молодежи и в 4 раза больше, чем рождающихся детей…»[6].
Только при показателе не менее 2,1 ребенка в каждой семье катастрофу возможно приостановить. «Однако, эта величина практически недостижима», - отмечает израильский ученый, опираясь на международный опыт[7].
Вот в этой ситуации невозможности и недостижимости необычайно возрастает стратегическая роль градостроительного прорыва в России, поскольку только экстренный проект программы «Дом в России» «Дом для каждой молодой семьи» может не просто встать на пути демографической катастрофы, но и выступить материально-практическим основанием для демографического восстановления и развития страны.
Главным секретом проекта должна стать внеочередность и максимально льготные условия предоставления молодой семье поместья и дома в зависимости от имеющегося и предполагающегося количества детей.
Мы должны восстановить и необычайно укрепить институт российской семьи институтом домохозяйства, родовой усадьбы-поместья и семейного дома.
Уникальный опыт того, как бороться с падением рождаемости и, что более важно, восстанавливать осмысленную и достойную жизнь на территории посредством местной градостроительной политики имеется в Ахтубинском районе Астраханской области.
Информация о нём попала даже в зарубежные ведущие издания – и совершенно заслуженно.
Глава администрации Ахтубинского района Алексей Фурик предлагает молодой семье следующую схему отношений.
В случае, если молодая семья обязуется в течение пяти лет родить троих детей, то им тут же выдают ссуду, достаточную для покупки отдельного добротного дома, и даже предлагают уже готовый и построенный за средства администрации дом.
Мужу и жене должно быть менее тридцати лет, и они должны иметь постоянный доход. Муж должен доказать, что не пьет и не употребляет наркотиков. Женщина должна пройти медицинскую проверку, подтверждающую, что она может иметь детей.
В случае выполнения семьёй своего обещания, дом становится собственностью матери, а все долги списываются. Если родится только двое детей, власти оплачивают лишь половину стоимости дома. Если же родится один ребенок, семье придется заплатить две трети. Гарантия супругами даётся в письменном виде.
Через полтора года после начала действия программы администрацией оплачено уже десять новых домов, в четырех семьях уже появились дети, а ещё несколько женщин беременны.
Данная программа утверждена постановлением Администрации района «О предоставлении безвозмездных субсидий из местного бюджета молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий». Для реализации программы в местном бюджете определены средства в размере одного процента от всего бюджета.
Глава Ахтубинского района так пояснил корреспонденту Daily Telegraph происхождение программы: «Со времени развала СССР мы теряем два процента населения в год. Правительство и президент постоянно говорят об этой проблеме, но пока ничего не делают. Поэтому мы решили действовать самостоятельно».
А вот как описывается в английской газете ход реализации программы: «В этом году нам пришлось отказать нескольким семьям, потому что бюджетные средства закончились, - сказала Ирина Лесенко, сотрудник местной администрации, отвечающая за поиск жилья и утверждение заявлений. - Мы надеемся, что в следующем году у нас появятся деньги. Спрос очень велик».
Наташа стоит на пороге дома с трехмесячной Дашей - своим первым «контрактным» ребенком. «Мы с Константином только что поженились. У нас никогда бы не хватило денег на покупку собственного дома. Мы в любом случае собирались заводить двоих детей. Но теперь у нас будет трое».
Рядом ремонтирует свой новый дом 26-летний тракторист Вадим Ибрагимов. Его жена, 22-летняя Людмила, работает ночным сторожем в местной школе. Вадим сказал: «На свои зарплаты мы бы никогда не смогли купить дом»[8].
А вот показательные отрывки из прямо-таки целого журналистского расследования журналиста еженедельника «Собеседника» Ирины Гороховой.
« - А вы не загоняете людей в угол, заставляя обзаводиться наследниками? интересуюсь.
Мы не заставляем рожать! — говорит Ведищев. — Большинство семей планирует двух малышей. Может, многие хотели бы и троих, но тогда придется ограничивать себя во всем, особенно если нет собственного угла и нужно копить на жилье. Ну а если таковое уже имеется, почему бы не родить троих? Нам нужны «хорошие» дети от «хороших» родителей!
Только не цепляйтесь к словам, за это утверждение меня журналисты уже обозвали фашистом. Я не Гитлер с его доктриной выведения «чистой арийской расы» и не Ницше. Просто у нас много заявлений от молодых семей, и мы вынуждены отдавать кому-то предпочтение. Мы же не со всеми подряд договоры заключаем. По поводу одной просьбы, например, у меня большие сомнения. Судите сами: во-первых, у претендента жена глухая, во-вторых, уже есть двое детей и родить еще троих «под программу» — не многовато ли? В-третьих, гражданин состоял на учете как наркоман. Да, сейчас он вылечился и даже работает, но ведь наркотики оказывают на организм необратимые последствия. К тому же здоровье уже имеющихся детей у педиатров под большим вопросом. И скажите, зачем мы будем стимулировать появление еще троих, грех на душу брать? Поэтому мы сказали: молодой человек, мы не можем тебя по этой программе пропустить!
А вот заявление гражданина Попова. Поначалу я также был против того, чтобы давать ему субсидию. Образование у парня всего пять классов, и, как и у первого гражданина, уже имеется двое детишек. Но шеф меня убедил: «Надо дать хату!» Попов мечтает о большой семье. Желает разводить скотину, обрабатывать землю. Коровы у него уже есть. На всех его настоящих и будущих членов семьи согласно установленной норме жилой площади (9 кв. м на человека) должно быть выделено не менее 63 квадратных метров. Такого дома в селе Золотуха, где проживает Попов, не нашлось. Он купил дом поменьше. Сказал, что сам сделает пристройки к строению и укоренится. Такие вот нюансы.
Я поехала в село Золотуха, которое, по предварительным прогнозам, вскоре должно стать веселым детским цветником.
Виталий Евтушенко, молодой мужчина с печальным хохолком на голове, жалуется:
- Мы с супругой живем у матери, нас семь человек. Есть дочка Катя, на подходе второй ребенок. Обещанной ссуды ждем уже второй год. Нам еще в чем не повезло, — тянет Виталий грустную песнь, — Катюшка родилась до заключения договора, и счет идет со второго ребенка, который скоро родится. Мы сейчас безработные с женой, живем за счет случайных заработков да выращенных на подворье овощей.
- А вы не жалеете, Виталий, что подписали договор? Даже при наличии крыши над головой прокормить такую ораву очень сложно.
- Да нет, не жалею. Сейчас скотину развожу, уже пять голов есть. Пробьемся, лишь бы ссуду дали! Вадим Ибрагимов — счастливчик, он уже живет в новом собственном доме вместе с супругой Людмилой. Коттеджем строение, конечно, не назовешь, зато есть баня, сарай и летняя кухня.
В центре живем! — гордо заявила мне Людмила. — Вадиму помогла чеченская закалка, не стоял, открывши рот, на месте, а пулей полетел в Ахтубинск, как только узнал о программе. Вот нам и подфартило. Кто смел, как говорится, тот и слопал.
Я сам не местный, дома своего не было, жили с женой по квартирам, — делится Ибрагимов. — Самостоятельную покупку дома мы бы не осилили. Мне должны были за Чечню немалую сумму, но ее у администрации не нашлось, тогда Фурик и предложил: «Вадим, а давай ты подпишешь договор». Конечно, волокитно все это — выбивание ссуды, беготня по инстанциям, добывание характеристик и медсправок у врачей о том, что мы «способны к деторождению». Однако я же понимаю, что первый блин комом, не совсем еще доработаны все положения и нормы.
В новом доме живем с января, — продолжает Вадим. — Работаем. Я — водитель, Людмила — сторож в детском садике, оба получаем по 600 рублей в месяц. Нам хватает.
Это вам. А когда дети пойдут, им хватит?
Думаем, да. Дом есть, руки есть, а остальное приложится! И малышей поднимем!
Детей начали уже делать, ребята? — спрашиваю, нескромно вглядываясь в область Людмилиной талии.
Людмила краснеет и прячется за спину мужа, который важно отвечает, что впереди пять лет еще. Успеется.
- Посмотрела я, товарищи дорогие, на ваших ребят, и закралась ко мне в голову скорбная мыслишка, — обращаюсь к Фурику и Ведищеву. — Люди к вам идут только от отчаяния.
- Мы тоже думали, что к нам пойдут люди от безысходности. Ошибались! У нас, к примеру, лежит заявление от милиционера с прекрасной характеристикой, приличным заработком и уверенностью в завтрашнем дне. Раз он обратился к нам, значит, наши интересы совпадают. И не только от милиционера заявление. Полно бумаг от вполне «приличных», состоявшихся, интересных людей…
- Ваши медики не считают опасной нагрузкой для женского организма рождение троих детей в столь ограниченный промежуток — пять лет?
- Уж лучше родить, говорят они, чем делать аборты. И потом, не такая уж это и нагрузка на женщину. Ведь были же у нас раньше матери-героини! При советской власти многодетных матерей всячески стимулировали, льготы давали, а сейчас что? Мы по детским пособиям до сих пор не можем рассчитаться, так о чем речь? Какая рождаемость? Поэтому мы и хотим хоть как-то выправить ситуацию.
- А она на самом деле так ужасна?
В Ахтубинском районе в 2001 году родились 848 человек, умерли — 1299. Впечатляет? Самое неприятное, что 70 процентов всех смертей приходится на людей в возрасте до 40 лет. Депрессии, стрессы, болезни. Наш город начал заселяться в 60-е годы. Со всех концов страны приезжали молодые люди, обустраивались. Постепенно процесс заселения сошел на нет. Сегодня те, кто в шестидесятые был молод, уже старики. Доживают свой век. А молодежь, как мы уже говорили, рожать не хочет. Тупиковая ситуация. У нас в планах вручение подарков роженицам: пеленок-распашонок хотя бы на первое время, выпуск для них специального календарика с рекомендациями по уходу за новорожденными. Мало, конечно, но будем думать дальше.
Главное, чтобы нам никто палки в колеса не вставлял. Между прочим, губернатор нас поддерживает.
Оно, конечно, хорошо, что губернатор поддерживает перспективное начинание, но как к этому относятся люди «со стороны», заинтересовалась я и отправилась в гостиничное кафе — поболтать с девчатами. Скучающая барменша Надя двадцати лет от роду ничего о программе не слышала.
- За дом родить троих детей? Ничего себе, прикол! Да никогда в жизни!
- Почему нет? — спрашиваю.
- А кто кормить будет, одевать? Школьную форму покупать? Сейчас один учебник стоит сотню рублей, бешеные деньги!
- А сколько ты зарабатываешь, Надежда?
- Восемьсот рублей. Вот и судите сами, потяну я хотя бы одного?
Трудно не согласиться с Надей и ее ровесницами, думающими так же. Плодить нищету никому не хочется. Но и понять руководство районной администрации тоже можно. Если демографической проблемой не заниматься вовсе, то и руководить через пару десятков лет будет некем.
- Скажите, Ирина, а что все-таки обо мне говорят в Золотухе? — спросил меня вдогонку Фурик.
- Только одно, Алексей Александрович: как бы глава с поста не слетел! А то останемся с кучей детей без крыши над головой. Так что удачи вам!
- Спасибо! — улыбнулся Фурик и поцеловал мне ручку.
И все бы хорошо, только дом за троих детей не предложил — не подхожу я им, что ли?..»[9].
Вообще, читая и размышляя про программу Алексея Александровича Фурика, главы администрации далёкого от Москвы и мало кому известного в России района, не отпускает мысль о том, что дурные обстоятельства последних пятнадцати лет достали людей до того, что в каждом районе российской глубинки не составляет особого труда найти по, как минимум, одной нефиктивной национальной идее.
Эта мысль почему-то особенно настойчиво лезет в то время, когда смотришь по телевизору или на важных заседаниях на грустные с поволокой многомудрия взгляды федеральных стратегов всех мастей. Серьёзность их осанок, взглядов, речей и постановлений вызывает благоговение, видно, что этим-то вот людям вдуматься в доморощенные идеи недосуг, что они ищут национальные идеи и лозунги к очередным выборам не в приволжских степях, а на подмосковных дачах и пансионатах.
Насколько нам известно, только один человек из столицы, отвечая 20 декабря 2002 года на вопрос ведущего радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктова о том, «связано ли демографическое положение в Москве с квартирным вопросом?», сумел разглядеть в ахтубинском почине принципиальный смысл и руководство к действию. Это Владимир Ресин – первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства и реконструкции города: «Пока никак не связано. Мэр многодетным семьям и там, где родилось трое и больше детей, своим решением дает площадь. Но это все единичные случаи, случаи его доброй воли, его отношения к этому вопросу. У него самого четверо детей. И если мне память не изменяет у него четверо внуков и внучек, но еще раз повторю, если мое мнение, я бы связал жилищный вопрос с рождаемостью. Я бы пошел на это дело и помогал бы многодетным семьям, где рождается трое детей, четверо, пятеро, я бы завязывал это дело».
Для характеристики постсоветского сознания во всех его проявлениях чрезвычайно интересными и показательными являются реакции и отклики на ахтубинский опыт покинувших Россию в последние годы эмигрантов.
Вот что пишут двое самых активных на сайте Канада.Ру.
Нужно, как канадское правительство, направить эти средства на пропаганду по типу Россия - best place to live!, за пределы России (Афганистан, Пакистан, Индия, Мозамбик, Руанда...) и несколько увеличить штаты загран работников в консульствах тех стран. Для обработки документов.
Будьте спок, за пол года население России увеличится на миллион, как пить дать.
пятница, 3 января 05:54:30 2003
Или ещё.
Врачи рекомендуют делать как минимум два года разницы между детьми, чтобы организм женщины полностью восстановился и набрался сил на новую нагрузку. Тем более, что не всегда и не у всех в России питание полноценное. Такими дурацкими мерами не повысят рождаемость, а угробят оставшееся здоровье женщин[10].
пятница, 3 января 06:39:23 2003
Да кого там интересует здоровье женщин? Страну интересуют потенциальные налогоплательщики. А женщина кто? Из нее все равно работник как их г.вна пуля. Так пусть она рожает как крольчиха. А потом откинет она коньки аль нет - ее горе.
пятница, 3 января 07:52:25 2003
Вот и обсудили, что называется… Видно, из Канады старания районной администрации выглядят не только смешными, но и чуть ли не преступными.
И при принятии программы в Ахтубинске нашлось немало таких, которые утверждали, что родить троих детей за 5 или даже за 7 лет – издевательство над женщиной, так как частые роды могут нанести вред здоровью матери.
Как отмечала местная пресса, «редкая женщина за три года в состоянии трижды забеременеть и столько же раз благополучно разрешиться ребенком. Одного желания тут мало. Могут некстати вмешаться медики, если обнаружат, что частые роды могут нанести вред здоровью молодой мамы».
Вот, однако, мнение заключение известного акушера-гинеколога, академик РАМН В.Н. Серова. В беседе с корреспондентом «Россiи» он сказал, что теоретически любая молодая здоровая женщина способна в течение пяти лет родить троих детей. Однако при этом он подчеркнул, что все-таки лучше, если интервал между беременностями составляет не менее двух лет[11].
И потом, кто утверждает, что сроки и детали схемы являются идеальными? Но разве сам принцип неправильный? Разве это не натуральное народное творчество, на котором всегда – и сейчас – держится Россия?
Чтобы точнее понимать ситуацию, в которой родилась «ахтубинская схема» по «завязыванию» рождаемости и жилья, важно хорошо представлять себе, что такое Ахтубинский район – каких в России до тысячи!
Вот как фиксирует ахтубинскую ситуацию Daily Telegraph: «В советские времена Ахтубинску было чем гордиться. Город был центром испытаний военных самолетов «Сухой», здесь жили тысячи летчиков. Сейчас большинство из них уехали. Единственный ресторан города опустел. На местном рынке продаются дешевые товары из Китая и Вьетнама да соленая рыба неаппетитного вида. Жилые дома давно не ремонтировались, тротуары и дороги покрыты толстым слоем грязи»[12].
А вот данные ИА «ВолгаИнформ»: «На 1 ноября 2001 года в Ахтубинском районе появилось на свет 693 ребенка, а умерло 1087 человек. Среди ушедших в мир иной большинство мужчин, многие не дотянули даже до пенсионного возраста. Растут детская смертность и суициды. Осложняет ситуацию миграционный фактор: в первом полугодии в район на постоянное местожительство приехало 174 человека, а выбыло - 714.
Согласно классификации, принятой ООН, старым считается государство, где доля пожилых людей (65 лет и старше) составляет 7 процентов, тогда как в районе таковых 12 процентов. И в области население Ахтубинского района считается самым старым. К этому следует добавить, что на 1000 трудоспособных граждан здесь приходится 763 человека, которые по тем или иным причинам не работают. Социально-демографическая ситуация, по мнению местных специалистов и аналитиков, близка к критической.
Тем не менее ахтубинцев год от года становится меньше, а на городском кладбище уже почти нет мест для новых захоронений»[13].
Ахтубинская ситуация - это и есть наша сегодняшняя Россия в миниатюре. И для такой нашей страны, а другой у нас нет и не будет, и необходимы стратегические оригинальные меры по «завязыванию» семьи, рождаемости и домостроительства.
Но государственная помощь каждой без исключения молодой семье с поместьем и домом на первом этапе поместной урбанизации не должна закрывать и не менее важный второй и такой же практическо-материальный план преодоления демографической катастрофой через опережающее градостроительное развитие.
Речь идёт об ипотеке наоборот.
Ипотека строится на том, чтобы пользоваться жильём и постепенно его выкупать. На Западе нередко срок выкупа приобретённого по ипотечным схемам жилья составляет 20 и даже 30 лет.
Но именно этот срок, примерно 25 лет, является периодом полного взросления рождающегося ребёнка, т.е. сроком замены во взрослой жизни своих родителей, периодом смены поколений и базового цикла общественного воспроизводства.
Когда дом строится или осуществляется накопление на дом в той или иной форме не в качестве факта единоличной взрослой самостоятельности и ответственности выросшего во взрослого ребёнка, но в качестве факта совместной работы родителей, большой семьи и родственников, общества и государства по обеспечению к моменту создания семьи каждого рождающегося ребёнка наилучшим поместьем и домом.
Родительский дом для человека – начало собственного пути и дома.
И именно этот дом, как и ребёнок, должен зависеть не столько от случайностей и обстоятельств – поскольку в России никогда не поверят в протестантское указание на то, что богатеют избранные Богом и это предопределено свыше – а от способности общества и государства организовывать общественное воспроизводство и развитие, в том числе через «связывание» воспитания новых поколений с градостроительством и домостроительством.
Правильно организованное градостроение в России должно приобрести социально-культурную если не религиозную миссию и изначально определить себе поколенческий масштаб.
Самое прекрасное поместье и дом сами по себе семью не создадут – это ясно.
Да, не создадут, но существенно, крайне существенно поддержат и укрепят. Законное и заслуженное владение поместьем и домом – это основа условий для многопоколенной семьи, полноценного воспитания, гражданства, нравственно-материальная составляющая семейной жизни.
Стоит обратить внимание на то, что в то время как у нас в Российской Федерации идёт последовательное наступление на разного рода льготы и само представление о существенной поддержке нормальной семьи, в мире в социальной науке и практике становится чрезвычайно модным идея стейкхоулдинга («stakeholding») – нечто вроде «подпирающей поддержки» (от английских слов «stake» - «столб», «стойка», «подпорка», «подпирать», «поддерживать», «укреплять» и «holding» - «удержание», «укрепление», «взаимоусиление», «холдинг»), т.е. целенаправленной организации государством и обществом инфраструктуры поддержки процессов общественного воспроизводства и развития.
Понемногу эта идея начинает в своём технологическом виде проникать и к нам.
Ахтубинская инициатива здесь – отличный пример. Также ряд регионов начинают принимать законы об обязательном открытии персональных накопительных счетов родившимся детям с постоянно отчисляемыми на них из регионального бюджета суммами.
Обычно приводят следующие самые известные примеры стейкхоулдинга.
Перераспределение земли миллионам фермеров в послевоенной Японии, которое заложило фундамент для возрождения японской экономики.
Создание в Сингапуре национального Централизованного фонда сбережений (the Central Provident Fund), который осуществлял накопление за счёт обязательного фиксированного перечисления в фонд части зарплаты всех наёмных работников и из части доходов нанимателя в размере, равном общей сумме вычетов работников. Именно благодаря созданию такого фонда и реализации накоплений на градостроительную реформу в Сингапуре был достигнут один из самых высоких в мире уровней сбережений и количества домовладений.
Или инициированный и принятый Абрамом Линкольном в 1862 «Гомстед-акт» («Закон о земельных наделах», Homestead Act), согласно которому каждому гражданину США, который имел мужество осваивать земли американского («дикого») Запада и который не принимал участие в войне на стороне Конфедерации, за минимальную символическую плату (один доллар за гектар) выделялся земельный участок в 160 акров (около 65 гектаров) земли, который после пяти лет обработки хозяином гомстеда переходил в его безраздельную собственность. Четверть взрослого населения США владеют в наши дни недвижимостью, основу которой положил именно гомстеды[14].
Наконец, из социальной политики стейкхолдинга родился и проведённый премьер-министром Великобритании Т. Блэром закон, согласно которому с 1 сентября 2002 года каждый новорожденный в Великобритании получает со стороны центрального правительства на свой собственный счёт от 400 до 800 долларов (в зависимости от социального благополучия семьи, бедным – больше). Затем правительством по достижении ребёнком 5, 11 и 16 лет на его счёт делаются следующие небольшие взносы. На этот счёт могут свободно, без налогов или иных изъятий, перечислять деньги также родственники или друзья семьи ребёнка. Таким образом, по замыслу инициаторов данной схемы стейкхолдинга, достигается консолидация интересов различных социальных сил и к своему 18-летию каждый молодой человек, выросший с непрерывно осуществляющейся по отношению к нему системной материальной поддержкой, получает до 7 тысяч долларов стартового жизненного капитала. Причём, главная цель такой системы – помочь 16 миллионам бедных британцев (т.е. более чем четвёртой части всего населения), которые обычно не имеют сбережений и равных шансов на вступление и доступ к среднему классу.
Россия может и должна сделать свой собственный уникальный стейкхолдинг, когда, в первую очередь, каждая молодая семья в качестве свадебного подарка будет получать в собственность поместье и дом.
Разумеется, это должно касаться не только граждан РФ, но и всех наших соотечественников за рубежом, которые пожелают переселиться на территорию РФ и стать полноценными гражданами с полноценными поместьями и домами.
В подобного рода градостроительной стратегии, которая напрямую ориентирована на укрепление семьи, необычайным является то, что в целом создание базовой домостроительной отрасли и всей системы инженерно-коммунального и социального обеспечения не только окупает себя, но и в состоянии выступать локомотивом общего экономического развития.
Семья и крепкое родовое сознание – не «чёрная дыра», не то, что пренебрежительно называют «социалкой» и «непроизводственной сферой», а фундамент и основа жизни в России и мире.
Да и имеет ли смысл вообще считать затраты на семью, на то, что в православии традиционно и определённо рассматривается в качестве малой церкви и ковчега спасения?
Разумеется, для восстановления большой российской семьи потребуется радикальная перемена антропологии и мировоззрения, всех базовых представлений о жизни. Мы не и не думаем, что предоставление поместья и дома может автоматически сделать семью. Конечно, нет.
Вот внутренняя и самая главная сторона демографической катастрофы, как её описывает журналист: «Аборты погубили русских детей в 2,5 раза больше, чем погибло в трех видимых «катаклизмах» – в гражданскую войну, при раскулачивании русской деревни и в Великую Отечественную Войну, все вместе взятые. Уже 40 лет абортами убивают три из четырех зарожденных русских жизней. И лишь одну жизнь допускают родиться на Свет Божий»[15].
Даже только из существа дела этих цифр трудно себе представить, чтобы массовым стали жизнь и сознание, которые, к примеру, демонстрирует монахиня Лидия. Вместе с умершим в 1998 году супругом протоиереем Иоанном Державиным она воспитала одиннадцать детей - и дети выросли хорошими людьми, и подарили 33 внука и трёх правнуков. Вот как она видит ситуацию с детьми: «Не мы решали, сколько иметь детей: сколько Господь давал, столько у нас и было, - говорит матушка Лидия. - Для чего же брак заключается? Денег мало, квартиры нет - да ведь если будет решимость, Господь поможет, пошлет на помощь добрых людей. Ну а если мы не будем рожать, так и русская нация вымрет»[16].
Среднеарифметическому городскому жителю это, вероятно, покажется если не ненормальным, то уж точно не образцом.
Вот здесь и могут сыграть уникальную роль правильно организованные схемы домостроительства и градостроительства как методы семейной и демографической политики.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, в докладе на международной конференции «Образование и семья в постатеистическом обществе» «Семья как малая Церковь в служении Богу и людям» определил: «Мы вправе настойчиво и постоянно проводить аналогию между Церковью и семьей даже до конца времен. Мы призваны ежедневно и ежечасно призывать Бога во Свидетеля нашей жизни и утверждать в сознании нашего христианского общества правду жизни, суть которой состоит в том, что Семья - это малая Церковь в служении Богу и людям»[17].
Выражение «семья - малая церковь» дошло до нас с первых веков христианства. А начало было положено Апостолом Павлом, который в Послании к Римлянам приветствует хорошо ему знакомых и близких супругов Акилу и Прискиллу и их «Домашнюю их церковь» (Рим. 16:4).
В конце IV века святитель Иоанн Златоуст говорил в проповеди: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос.
… Управляй женою и дом твой будет благоустроен. Послушай, что говорит Павел: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (I Кор 14, 38). Если мы так будем управлять своими домами, то будем способны и к управлению церковию, потому что дом есть малая церковь. Таким образом, если хороши будут мужья и жены, то все будет превосходно.
В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире».
Конечно, положение о том, что семья – малая церковь относится прежде всего к христианской семье.
Хотя семья считается настолько мощной и важной священной силой, что в послании к Коринфянам, давая разъяснения по поводу ситуации, когда в семье один из супругов верует, а второй нет, апостол Павел утверждает особою миссию семьи как малого ковчега спасения (1 Кор. 7: 14-17) и определяет возможность одного из супругов спасаться другим: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? - вопрошает Апостол. - Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?… Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».
И, важно, что данное раз и навсегда в шестой день Творения благословение Творца, Господа Бога, в равной степени относится ко всем, вступающим в брак: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте: над всею Землею» (Быт. 1: 28).
Нужно постараться так, чтобы положение о том, что семья – малая церковь, стало руководством к практике социального строительства. И чтобы мы научились смотреть на каждый семейный дом как на буквальный ковчег спасения.
Который надо задумывать, строить и отправляться на нём в путь.
_____________________________________
[1] Вадим Цымбурский. «Городская революция» и будущее идеологий в России. Цивилизационный смысл большевизма. – «Русский журнал», 4 Июля 2002, - www.russ.ru/politics/20020704-tzim.html
[2] Рыбаковский Л.Л. «Десятилетие депопуляции в России» - www.i-u.ru/biblio/arhiv/articles/ribakovski_depopupul/default.asp
[3] Электронная версия бюллетеня «Население и общество»
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН -www.demoscope.ru/weekly/2002/077/barom04.php
[4] «Специалисты США прогнозируют снижение численности населения России к 2050 году со 145 млн до 119 млн человек» - ПРАЙМ-ТАСС, 23 июля 2003
[5] American Primacy in Perspective, By Stephen G. Brooks and William C. Wohlforth, Foreign Affairs, July/August 2002 -http://www.foreignaffairs.org/Search/printable_fulltext.asp?i=200...FAEssay8517.xml
[6] Вениамин Башлачев. РУССКАЯ ДЕМОГРАФИЯ - СПЕЦНАЗ РОССИИ N 03 (78) МАРТ 2003 ГОДА
[7] «В России резко возросло число разводов», - RBC.ru , 21.10.2002 - zavet.ru/news/0210/n21.htm
[8] Russia offers mothers a free home if they promise to bear three babies - Daily Telegraph, 27/12/2002. Перевод с сайта «ИноПресса».
[9] Ирина Горохова. Получил дом - рожай троих, не родишь в течение 5 лет – оштрафуют. – «Собеседник», 04.04.2002
[10]www.canada.ru/cgi-win/htforum?open=1041561294_373363&profile=default
[11] Елена Денисова. Рожденные по контракту. - «Рocciя», 11 декабря 2001 г.
[12] Russia offers mothers a free home if they promise to bear three babies - Daily Telegraph, 27/12/2002. Перевод с сайта «ИноПресса».
[13] Астраханская область. 10 молодых семей в Ахтубинском районе обязались родить по трое детей в обмен на бесплатное жилье - ИА «ВолгаИнформ», 6.12.2001.
[14] For Every Child, a Stake in America, by RAY BOSHARA and MICHAEL SHERRADEN, July 23, 2003
[15] Вениамин Башлачев. РУССКАЯ ДЕМОГРАФИЯ - СПЕЦНАЗ РОССИИ N 03 (78) МАРТ 2003 ГОДА
[16] Ольга Ларькина. «Наши дети выросли в храме» – «Благовест. Православная газета», 13.06.2003 –www.cofe.ru/blagovest/article.asp?AID=1942
[17] Семья как малая Церковь в служении Богу и людям
Доклад Митрополита Филарета на Пленарном заседании Международной конференции "Образование и семья в постатеистическом обществе"
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 19-24 сентября 2002 года.
http://www.church.by/resource/Dir0181/Dir0189/Dir0199/Dir0201/Page0212.html
Записи на схожие темы
Выбор садовой мебели: Комфорт и стиль под открытым небом
... гармонию между природой и домом. Чтобы максимально использовать потенциал ... для вечерних ужинов с семьёй? От ясности вашего ... дворов можно выбирать более крупные комплекты, такие как шезлонги ... в настоящее продолжение вашего дома пространство для отдыха, ...
Как выбрать трубы для экономайзера: 2 м или 3 м
... площадь котельной позволяет установку более крупных систем, использование труб длиной 3 ... теплообмена. Это особенно важно на крупных промышленных объектах, где требуется максимальная ...
Антракс принял участие в Международном форуме особых экономических зон
... установлено на энергообъектах по всей России, в том числе и на ...
Брекеты детям цена
... региона и уровня клиники. В крупных городах, как правило, цены выше ...
Uremont: Ваш надежный помощник в мире автосервиса
... станций технического обслуживания (СТО) из России, Беларуси и Казахстана. Это приложение ...
АНТРАКС презентовала технические новинки специалистам Мособлэнерго
... среди электромонтеров компании — одно из крупнейших проверок уровня компетенций энергетиков Московской ...
Отправить комментарий