Юрий Крупнов о проблемах Дальнего Востока

На Дальнем Востоке сложилась ситуация управленческого дефолта.

Президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета заявил, что новую программу по развитию Дальнего Востока необходимо принять не позже первого квартала 2013 года, при этом в очередной раз пожурив правительство за невыполнение поручений. Президент предложил создавать новые инфраструктурные проекты по развитию БАМа и Транссиба, и объявил, что готов вернуться к обсуждению идеи создания государственной корпорации по развитию этого региона.

Однако необходимо понимать, что для Дальнего Востока нужна другая социально-экономическая модель, абсолютно другая по сравнению с той, что мы имеем ныне - со всей сырьевой зависимостью, псевдо-либеральным деиндустриализационным трендом. Нам уныло перечисляют набор из сотни изолированных мер, которые, даже если вдруг будут реализованы, не дадут никакого системного эффекта. Сложилась ситуация управленческого дефолта, это то, что происходит сейчас на Дальнем Востоке.

Ведь в данном случае, помимо бюрократического измерения, должна быть стратегия и команда, которая способна действительно поднять Дальний Восток. Кстати, именно про это и говорилось на госсовете: нет никакого единого действия. А его нет, поскольку нет проекта нового Дальнего Востока, и никто не смотрит на российский Дальний Восток, как на фортпост развития. На Дальний Восток смотрят, как на проблемный, даже депрессивный регион, которому нужно помогать.

Кроме того, никто не обсуждает статус Дальнего Востока, а он должен стать абсолютным приоритетом, поэтому нужно переместить столицу России на Дальний Восток или создать второй центр российского развития, вторую столицу в Амурской области - как раз для того, чтобы кардинально, революционно поднять статус проблемы Дальнего Востока. Посмотреть на него как на то место, где должно происходить опережающее, форсированное развитие.

Вместе с тем, деньги выделяются огромные. Но вместо того, чтобы создавать форпостный центр передовой космической деятельности, на которую с завистью может смотреть весь мир (а в космодром будет вгрохано почти полтриллиона рублей), по сути, строится стартовая площадка под "Союз", того ракетоносителя, который использовался 50 лет назад, хотя и модернизированного. 

Если говорить о БАМе, то сегодня в мире никто уже такими идеями не живет. Хорошо, допустим, пропускная способность БАМа в шесть раз ниже, чем якобы необходимо. И можно прекрасно эту пропускную способность нарастить, условно говоря, сделать подземный тоннель, но для Дальнего Востока от этого ничего не изменится. Это практически ничего не даст Дальнему Востоку, так же как Ламанш не развивается оттого, что под ним проложен тоннель.

Это все унылые, абсолютно недееспособные предложения, которые "прожрут" гигантское количество денег и просто обеспечат ряд элит, которые сидят там и жируют на этом. Было видно на президиуме госсовета, как все это дошло до крайности, в полный тупик, но вместо того, чтобы превращать Дальний Восток в форпост российского развития, ставить команду из личностей, которые реально способны это сделать, мы видим длинный и унылый разговор ни о чем.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов для Накануне.RU.

Нашей элите Дальний Восток не нужен.

Карта с сайта minvostokrazvitia.ru
Карта с сайта minvostokrazvitia.ru

Российская власть переживает полный кадровый и управленческий дефолт, сетует эксперт.

Когда в составе нового, утвержденного в мае сего года, кабмина появилось новое ведомство — Минвостокразвития, — это казалось многим здравомыслящим людям маленькой победой здравого смысла над многолетней глупостью государственной бюрократии, которая и привела к такой ситуации, когда треть огромной территории страны фактически оказалась выведенной за черту нормального существования.

То, что Сибирь и Дальний Восток по объему нерешенных проблем вполне «заслужили» по свою честь отдельного ведомства уже давно представлялось очевидным. Минрегион, конечно, министерство в некотором смысле могущественное (особенно по власти над бюджетными ассигнованиями), но его ресурсов даже при условии самого ответственного их применения, было явно недостаточно. И вот, наконец, разродились конторой, наделили ее и по факту и в проекте хорошими полномочиями, дали напутствий громадье — и, благословя, запустили в работу. Конечно, предчувствия нехорошие где-то щемили душу, что запустится, подобно компьютерному вирусу, проклятый закон российской бюрократии, сформулированный незабвенным Виктором Черномырдиным: «хотели как лучше, получилось как всегда». И, похоже, опасения эти оказались все же небезосновательными...

Как-то мы уже успели довольно быстро привыкнуть, что к новому составу кабмина Владимир Владимирович весьма строг — даром, что возглавляется правительство его давним другом и вроде как пока еще «тандем-партнером» (по крайней мере, на официальном уровне никто иного пока не заявлял), но все же устроенный президентом в минувший четверг разнос новорожденному ведомству Виктора Ишаева стоит в череде подобных особняком — хотя бы в силу того, что может иметь куда более серьезные принципиальные последствия. Не случайно после не то чтобы строгого, а скорее нервного президентского взыскания с ведомства за медлительность ряд политических мозговедов тут же заключили: ведомство, вероятно, будет вовсе распущено за ненадобностью.

Насколько справедливым окажется такой прогноз судить можно будет, правда, не ранее следующей весны. Во всяком случае, сам Владимир Путин в ходе жесткого диалога с Ишаевым дал понять, что ждать конструктивных шагов от Минвостокразвития согласен, но не бесконечно. «Беспорядок и коррупция, конечно, крайне тяжелы. Мы посчитали, что мы теряем порядка 300 млрд рублей в год. Что-то недоосвоено, не выполнены лицензии, что-то уведено в сторону, разница в таможне», - пожаловался главе государства г-н Ишаев, добавив, что для продажи биоресурсов надо бы ввести систему электронных торгов и исключительно на аукционах с единой базой данных с целью максимальной прозрачности. В ответ Путин поинтересовался у министра, что же до сих пор мешало ввести подобную систему, на что получил универсальный ответ — отсутствие соответствующей законодательной базы. Но Виктор Ишаев тут же отметил, что работа над ним уже идет.

Эта дежурная оговорка заметно задела главу государства: «Опять вы будете работать пять лет. Давайте законы-то, проект давайте», - взмолился Владимир Владимирович. Мог ли глава Миностокразвития отказать ему в этой просьбе? В итоге президент с министром договорились о том, что предложения по законопроекту (не сам законопроект!) будут готовы в первом квартале 2013 года. Владимиру Путину не осталось ничего, как распорядиться внести соответствующий пункт в решение заседания Госсовета. Таким образом, как минимум грядущий новый год Виктору Ивановичу доведется встретить в статусе министра действующего министерства по развитию Дальнего Востока. А вот как и в каком качестве встретит следующий — зависит уже от того, насколько ведомство сможет убедить Кремль в своей толковости.

Но как бы тут не обмануться, уповая на то, что все проблемы Дальнего Востока якобы сводятся исключительно к отсутствию закона об электронных торгах. Внесут же законопроект, кто бы сомневался, если не совсем уж конченные лентяи и самоубийцы. Бумаги разве жалко? Но потому стоит ли и так спешить с оценками? Эффективность ведомства хорошо было бы проинспектировать хотя бы в первую годовщину его существования. Да и то понимая при этом, что оценивать придется в лучшем случае, увы, лишь запущенные в работу проекты, а не завершенные. Слишком большой и сложный фронт работ. Тут по—хорошему даже не отдельное министерство было бы уместно, а, быть может, позиция вице-премьера по вопросам развития Дальнего Востока, который координировал бы на должном уровне работу стратегических для этого региона отраслей. Упразднение же министерства стало бы, чувствуется, сравнимо с тем, как если бы в больнице смертельно больному пациенту вдруг отключили искусственное поддержание жизни, руководствуясь соображениями об экономии электроэнергии.

О судьбе Минвостокразвития и самого Дальнего Востока в беседе с обозревателем KM.RU рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов:

- На самом деле президент высказал простую мысль: он понимает, что пройдет и два года, и сколько угодно, а в деятельности министерства ничего не изменится, если все оставить так, как есть. На самом деле в этом плане президент говорил не столько про Минвостокразвития, не столько персонально про Ишаева, сколько про то, что в принципе практически уже не осталось здравых сил для управления страной. Мы видим, что на Госсовете сидят какие-то сонные, несчастные люди, бормочут какие-то заклинания и не исходит от них никакой яркой идеи, мысли, понимания, как же следует решать проблему с Дальним Востоком — ну хотя бы в общих чертах.

У элиты нет элементарного понимания, что без превращения Дальнего Востока в форпост российского развития, без придания этому региону некоего гиперстатуса разрешить накопившийся там груз проблем просто невозможно. А вместо этого нам перечисляется набор известных мер, которые умрут уже через месяц в «желудке» правительства, когда будут обсуждаться. И возникает ощущение полной безысходности, тупиковости и бессмысленности происходящего.

Вообще Госсовет, если к нему присмотреться, представляет собой нынче какой-то театр абсурда: сидят взрослые мужики и просто перекладывают из пустого в порожнее. Вот если бы там речь шла о том, что крыша прохудилась в их особняках, либо о каких-то иных вопросах, касающихся лично их благополучия — тут был бы и живой интерес и стремление быстро и качественно принимать решения.

А так там присутствовали люди, которым Дальний Восток просто не нужен. Вот в чем проблема. Поэтому дело не в отдельном министерстве, а в том, что власть по сути переживает полный кадровый и управленческий дефолт.

Первоисточник: Юрий Крупнов


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Stroimaterial-Moskva.ru: Надежный фундамент ваших строительных проектов

... подходит не только для создания крупных конструкционных элементов, но и для ...

Эффективная проверка системы подвески: ключ к безопасной езде

... , неоднородный износ может указывать на проблемы с балансировкой, изношенные детали подвески ...

Бизнес на вендинговых аппаратах: стартап с потенциалом

... . Важно быстро реагировать на возможные проблемы и стремиться к повышению эффективности ...

Безопасность и риски при покупке аккаунтов VK: что нужно знать

... необходимо знать, чтобы минимизировать потенциальные проблемы. 1. Поддельные и Бот-аккаунты ...

Промышленные редукторы: роль и виды в современной индустрии

... различных машин, от станков до крупных промышленных агрегатов. Они не только ... : от мелких производственных линий до крупных промышленных объектов. Везде, где необходима ...

Балашиха – Мастер: Ваш надежный помощник в ремонте бытовой техники

... , что позволяет им быстро находить проблемы и эффективно устранять их. Используя ... его окрестностей могут забыть о проблемах с бытовой техникой, полагаясь на ...