Замирение Кавказа

Дела на Российском Северном Кавказе идут из рук вон плохо.
Клокочет неугомонный.
Выбрасывает ежедневно в медиа - пространство информацию о гибели десятков людей – граждан некогда большой и относительно спокойной страны.
Страны может быть не очень симпатичной на первый западный взгляд, но нашедшей за долгие столетия некие формулы сосуществования религий, народов, этносов, субэтносов, коренных малочисленных этнических образований.
Было ли все так бело и пушисто? Конечно, нет. Но в сравнении с постсоветским кровопролитием, двумя «чеченскими войнами» и нынешним каждодневным кровавым конвейером клановых и религиозных «разборок», недавнее прошлое Кавказа идеализируется и предстает в сознании уже в «розовых» тонах.
Так устроена человеческая психика, которая продуцирует серию вопросов. Что лучше - когда не очень сыто и шикарно, но зато стабильно и не надо бояться за сына, обладающего сильным и независимым характером или за дочь, не вернувшейся домой вовремя?
Вспоминается время, когда не надо было подвергаться процедуре полицейского досмотра на пороге школьного двора, собравшего на последний звонок выпускников и провожающих их во взрослую жизнь восхитительных в своей непосредственности первоклассников.
Никто еще из успешных (по нынешним телевизионным понятиям) людей публично не заявил, что предпочел бы погибнуть от рук киллеров, сидя за рулем собственной шикарной иномарки, чем ездить подольше в более скромном транспорте.
Никто!
А вот количество молодых людей готовых погибнуть за слово опытного религиозного проповедника в Северо-Кавказском федеральном округе не уменьшается.
Читая откровения многочисленных экспертов по Кавказу, известных и не очень, сводящих свое многословие к нескольким сентенциям типа отсутствия рабочих мест, наличия коррумпированных этнических кланов и платы федерального центра этническим элитам за лояльность, невольно вспоминаешь фразу из многотомной «Кавказской войны» русского военного историка В.Потто. В начале пятого тома он писал: «…это было время всевозможных проектов. Военное министерство было засыпано трактатами, в которых было много любопытных, а еще боле странных идей показывающих только усердие, но никак не знакомство с Кавказом всех этих составителей планов…» Предлагалось строить крепости на хребтах, а наблюдательные посты на горных шпилях, рвать сами горы порохом, против хищников (так называли тогда абреков - прим.авт.) растягивать проволочные сети на берегах Терека и Кубани, водворять среди народа роскошь и даже пьянство. Предлагалось учредить лицей или кадетский корпус, в котором бы воспитывались черкесские юноши вместе с детьми черноморских казаков (не отсюда ли идея кадетского корпуса в Ставрополе? – прим авт.), а также смягчать нравы горцев, устраивая в горных аулах музыкальные школы.
Читая современные экспертные заключения «специалистов» по Северному Кавказу так и представляешь себе виолончель в гунибском доме имама Шамиля.
Жесткая, но реалистичная формулировка оценки происходящего неожиданно пришла из аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО А. Хлопонина.
В журнале «Экспертиза власти» №19 за 2011 год, редактором которого по совместительству является зам. начальника департамента по внутренней политике аппарата СКФО Алла Влазнева, была напечатана статья «Примеряя маску экстремиста» Шамиля Такушинова.
Выводы автора о причинах и корнях экстремизма мы приведем полностью. Они того заслуживают.
«…Очевидно, что мы имеем дело с социальным протестом, который находит свое выражение в радикальной религиозной идеологии. Иные формы выражение протеста, присущие гражданскому обществу, у нас практически атрофированы, нет эффективно действующих общественных движений, дискредитировала себя избирательная система, у граждан нет эффективного способа борьбы за свои права, и они, не имея возможность изменить общество, отворачиваются от него. У членов указанных групп (экстремистских - прим авт.) преобладает чувство принадлежности к какому то иному миру, противостоящему окружающему миропорядку, давно нуждающемуся в замене…).
Если считать, что это все-таки выводы, а не окончательный приговор политической системе, которую много лет выстраивает главный кремлевский идеолог В.Сурков, то тогда сотни миллионов рублей, потраченных на спортивно – «виолончельное» миротворчество аппарата полпреда могут быть потрачены более эффективно.
По выводам должны быть и дела! Но пока результатов нет. Федеральный центр, увлеченный борьбой элит накануне выборов российского парламента и президента, бросил на подмогу А.Хлопонину правозащитный десант из Москвы.
Непонятно для чего? Неужели, чтобы пробить лунки в политическом ландшафте СКФО, закатанном под административный асфальт «Единой России»? Это правозащитникам не под силу, тем более, что всем северокавказским «единороссам» во главе с московским Сурковым не под силу унять в республиках этническое противостояние среди товарищей по партии. Не помогает, почти стопроцентное голосование за «Единую Россию» на всяческих пародийных выборах, после которых лигитимность этой власти отвергается большинством населения, если не головным мозгом, то спинным наверняка. (см. выводы выше).
27 мая в Нальчике известный телеведущий М.Шевченко обнародовал свой Меморандум по Северному Кавказу, подписать который сразу отказались некоторые балкарские общественные организации.
Кроме того, меморандум, призывающий к миротворчеству на основе кавказских традиций, не предполагает участия в этом процессе общественные организации трехмиллионного русского население СКФО, в частности Ставропольского края.
Огорчаться не следует, припоминая, что призыв Президента Медведева заняться проблемой дерусификации Северного Кавказа, правозащитное сообщество просто проигнорировало.
Ну что же - очередная «виолончель» господина Шевченко, а точнее его «Меморандум…», обойдется без русских и казаков, которым на данном историческом этапе придется поправлять что-то «в консерватории».
1 мая с.г.в Махачкале прошло выездное заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека во главе с его председателем Михаилом Федотовым, сменившим на этом посту Эллу Панфилову. Чтобы принять в нем участие из Москвы приехал ряд известных правозащитников - руководитель ПЦ «Мемориал» Олег Орлов, члены совета при президенте России по развитию гражданского общества Светлана Ганнушкина и Ида Куклина, журналист Николай Сванидзе, старейшина правозащитного движения России Людмила Алексеева и другие. Мероприятие собрало высокопоставленных чиновников, известных журналистов, юристов, интеллигенцию и представителей других групп общества. Весь период пребывания гостей президент Дагестана М.Магомедов был с ними рядом.
Констатировав, что в Дагестане необходим диалог между представителями различных направлений в исламе, этот блестящий шлейф втянулся назад в пределы Садового кольца, как добрый джин в свою лампу, с осознанием добросовестно выполненного дела.
До обсуждения проблем, изложенных в «Экспертизе успеха», а также проблем дерусификации Дагестана и Кавказа в целом дело опять не дошло.
3 июня с.г. уже в самой Москве на круглый стол собралось сообщество экспертов по Северному Кавказу, на котором сделали свои доклады М.Федотов, И Куклина, заместитель редактора И.А. «Регнум» К.Казенин, руководитель Фонда по раннему предупреждению и раннему реагированию «Евразия» А.Иванов, а также известные по работе на Кавказе, руководители «Международного ненасилия» В.Сухов и А.Каменщиков. Речь шла о развитии диалоговых подходов к де-радикализации и предотвращению экстремизма на Северном Кавказе. Особое внимание было уделено проблеме розыска без вести пропавших на Северном Кавказе людей , которую уже много лет пытается решить «Миссия генерала Лебедя», возглавляемая А. Мукомоловым.
Мероприятие было организовано при поддержке швейцарского Фонда мира.
Наряду с представителями Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии и Чечни в работе круглого стола приняли участие ученые и эксперты из Ставропольского края.
С докладом выступили руководитель Центра социальных общественно-политических и криминологических исследований Т.Пинкевич и ее коллега по центру В.Сергеев. Презентацию своего выступления сделала известный ставропольский этнолог М.Аствацатурова. Оживленную дискуссию вызвало выступление руководителя Общественной палаты г. Ставрополя, координатора ОПД РЕКА (Русское Единство Кавказа), эксперта С.Попова, который актуализировал проблему дерусификации Северного Кавказа, и, как следствие, радикализации региона. Попов также ознакомил участника круглого стола с итоговым документом научно - практического семинара, состоявшегося 8 мая в Подольске и поддержанного советом атаманов Кавказской казачьей линии в ст. Еланской 29 мая.
На вопрос, поставленный С.Поповым - являются ли русские полноправным народом Северного Кавказа после включения Ставропольского края в СКФО, однозначного ответа получено не было. Но в итоговый документ было внесено, что решение проблемы ухода русских с Северного Кавказа, положения казачества в республиках является одними из приоритетных направлений для решения всего комплекса проблем Северного Кавказа. В среде правозащитников, много лет, непосредственно работающих в сложном регионе, слово русский и казак должно снова стать политкорректными.
Постепенно приходит понимание, что игнорирование проблем русского населения Северного Кавказа отодвигает и решение всего комплекса проблем региона, который при Хлопонине превратился из горячей точки в народный фронт, где народы, разделенные по этническому признаку воюют друг с другом за бюджетные деньги, в монографиях, на конференциях и непосредственно с появлением «зеленки».
Конечно, за один день даже сформулировать все проблемы региона участники круглого стола были не в состоянии, но было принято решение, в котором говорилось, что в результате реального взаимодействия общественных сил и государства в качестве приоритетных являются решения следующих острых вопросов:
нарастания религиозного раскола среди сторонников различных направлений в исламе на Северном Кавказе, ведущего к ценностной и идеологической поляризации общества и разжиганию межгрупповой ненависти. Появления реальных признаков межконфессионального противостояния;
ослабления доверия населения к региональным и федеральным правоохранительным органам и судебной системы; углубляющееся неприятие единого правового поля РФ;
земельные споры как непредсказуемый фактор групповой (этнической и политической) мобилизации;
неразрешенных проблем прошлых насильственных конфликтов (более 7000 пропавших без вести граждан и др.), усиливающих скрытый раскол в обществе;
политизации и мифологизации исторических проблем и истоков этнической напряженности, нарастания антагонизма во взглядах историков и этнологов разных национальностей, использовании мифологизированных трактовок истории для мобилизации общественных сил.
В качестве иллюстрации последнего тезиса были приведены стихи на одном из околонаучных сайтов, в которых утверждается «кавказоцентрическая» картина мира.
Не засыпает наша память,
И наших предков слышим глас,
Мы не Восток и мы не Запад,
Мы Центр Мира, мы Кавказ!
Правда эта картина сразу рассыпается, когда читаешь псевдонаучную литературу, в которой один народ Кавказа противопоставляется другим по мотивам большей «древности», «умности» и «красивости». Доходит до прямых оскорблений, под которыми подписанты не стесняются ставить свои научные степени. Иногда довольно большие.
Как всегда время не хватило, но участники круглого стола обещали рассмотреть предложения общественно-политического движения РЕКА по созданию системы общественной коллективной безопасности Северного Кавказа, с учетом опыта двух «чеченских войн».
Чтобы не допустить третью в период выборной президентской кампании.
Как показала новейшая история Северного Кавказа желающих подбросить угольков и стравить народы Юга России в такой период оказывается более, чем достаточно.
Как снаружи, так и изнутри…того самого Садового кольца.
Противоядие варить нам самим.
Плавильный котел народов и наций, о котором твердят идеологические глобализаторы, в России давно затух, а они с эти не хотят смириться.
Придется заставить.

Иван Попов



Примечание:

Когда статья была в работе, поступило трагическое известие о гибели светлого и мужественного человека, ректора теологического университета в Махачкале Максуда Садикова с которым у автора статьи были многолетние служебные и дружеские отношения.
Вечная ему память.
Не установленные (как всегда) негодяи поставили жирные кровавые скобки на миссии М.Федотова и М.Шевченко.
 


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Подвиг русских солдат: Кавказ 1805 г

... до всем известного Аустерлица на Кавказе состоялось сражение, которое, к нашему ...

Николай Лысенко: Как и когда появились казаки в предгорьях Кавказа

... исследовании о казаках Северного Кавказа отмечает: «Отдельные группы ... этого) от происходящего на Кавказе военно-политического противоборства. Славянская ... административным центром русского присутствия на Кавказе. Здесь жили царские администраторы ...

Русские на Северном Кавказе: краткий обзор демографической ситуации в 1989-2010 гг

... своей статье «Русское население Северного Кавказа» приводит любопытные примеры того, какие ... два десятилетия русское население Северного Кавказа сократилось почти на 30%. При ... . Итак, неприятная для русских на Кавказе тенденция налицо. В настоящее время ...

Михаил Середенко о проблемах казаков на Северном Кавказе: Казаки – столп православного русского народа

... только ставропольские, все казаки Северного Кавказа – столп православного русского народа. Стержень ...

Н. Гарунова: Роль русских городов-крепостей в политике России на Северо-Восточном Кавказе (ХVIII–ХIХ вв.)

... политика России на Северном Кавказе. Основной задачей государственной политики ... Россией государственной политики на Кавказе свидетельствует создание Азово-Моздокской ... цари и правители в отношении Кавказа придерживались осторожной "ласкательно-увещевательной ...

Николай Стариков: Зачем России Кавказ

... что Краснодарский край относится к Кавказу с энциклопедической точки зрения, гораздо ... русское население. На всей территории Кавказа проживает – 50,66% русских. ... важный аспект. Геостратегическое значение Кавказа. Напомним лишь, что Кавказ: — это коридор для ...