Зарубежные СМИ: "Краснозвездная" авиация расправляет крылья. ФОТО

В статье известного зарубежного эксперта по российской авиации Александра Младенова (Red Star Rising — Air International, May 2012) анализируется состояние и перспективы российских ВВС, причем в качестве информационного повода использовано одно из последних интервью бывшего главкома ВВС Александра Зелина, данное им 16 марта 2012 года. Материал ценен тем, что позволяет оценить ход мысли зарубежных авиационных экспертов относительно состояния и перспектив развития отечественной авиации.

Российские ВВС переживают наиболее глубокую трансформацию своей структуры в постсоветский период, в ходе которой стараются как минимум уйти от организации, застывшей на уровне эпохи Холодной войны, и соответствующего уровня мышления. Одновременно с этим ВВС приступили к реализации крупных программ по закупке вооружений, при этом данной род войск стремительно обновляет свой парк и пополняет склады новейшими управляемым системами вооружения. Ускоренные закупки были облегчены ростом военных расходов, которые финансируются за счет роста цен на нефть и газ на мировом рынке. В последние годы этот рост способствовал резкой активизации многих программ закупки российских самолетов, которые до этого практически не двигались с места из-за систематического недофинансирования.

Первым делом фронтовая авиация

Динамичный процесс в области закупок ВВС наиболее ярко проявляется в обновлении фронтовой авиации, где сразу несколько типов самолетов одновременно либо поступают на вооружение, либо проходят государственные испытания перед началом полномасштабного производства. Су-34 является первым тактическим самолетом нового поколения, поступившим на вооружение российских ВВС в значительных количествах, а Су-35С и Т-50 все еще проходят испытания.

Генерал Зелин в своей статье признал, что подписаны контракты на поставку 92 Су-34, за которым последуют новые заказы. Это доведет число Су-34 до 120-140 самолетов, и к 2020 г. Су-34 полностью займет место Су-24М/Р. Кроме 7000-й авиационной базы Воронеж-Балтимор (Западный военный округ) и 4-го Государственного центра боевой подготовки и подготовки летного состава в Липецке, по словам А. Зелина, Су-34 также должны поступить на вооружение 6988-й авиационной базы в Хурбе (Восточный военный округ), 6980-й АБ в Челябинске-Шагол (Центральный военный округ) и 6972-й АБ в Крымске (Южный военный округ).

Новые ударные возможности

В настоящее время ведется работа по приданию Су-34 новых возможностей, которые позволят российским ВВС получить реальную способность к реализации сетецентрической концепции командования и управления (command and control, C2). Кроме того А. Зелин дал понять, что на вооружение Су-34 может поступить новая крылатая ракета большой дальности, оснащенная ядерной БЧ. Таким образом, этот самолет дополнит стратегические бомбардировщики, а именно дальние бомбардировщики Ту-22М3. Главком признал, что на менее трех новых ракет вскоре дополнят арсенал Су-34. Это ракета воздух-земля (вероятно, Х-38), противорадиолокационная ракета большой дальности (Х-58УШКЭ) и противокорабельная ракета (Х-31ПД и/или Х-35УЭ).

Генерал А. Зелин также озвучил число модернизированных бомбардировщиков Су-24М. На российском Дальнем Востоке имеется 24 бомбардировщика Су-24М2 (6988-я АБ в Хурбе). Кроме того, не менее 17 бомбардировщиков, модернизированных по альтернативной программе, известной как СВМ-24 (прицельный комплекс самолетов оснащаются новой авионикой, которая повышает точность неуправляемого вооружения), имеются на вооружении 7000-й АБ в Морозовске и 4-го ЦБП и ПЛС.

«Супер Су-27» и его последователи

В дополнение к имеющемуся контракту на приобретение 48 истребителей Су-35С, подписанному в августе 2009 г., А. Зелин сообщил, что за ним последует очередной контракт на 48 Су-35С. Четыре самолета уже поставлены заказчику и в настоящее время участвуют в программе государственных летных испытаний.

Парк самолетов также расширится за счет 30 истребителей Су-30СМ, заказанных в марте 2012 г., со сроком поставки в 2013-2015 гг. Двухместные Су-30СМ оснащены двигателями с изменяемым вектором тяги и лучше всего подходят для подготовки летчиков строевых полков (включая тех, кто будет пилотировать истребители Су-35С и Т-50) расширенной тактике боевого применения.

Обе модификации Су-27 дополнят истребитель завоевания господства в воздухе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), 60 экземпляров которого планируется закупить. Эти закупки будут финансироваться нынешней Государственной программой вооружения, и их планируется завершить к 2020 году.

МиГ-31

МиГ-31 остается важным и мобильным элементом системы ПВО. По словам А. Зелина, в ВВС числится 252 МиГ-31, но только 100 из них предполагается сохранить в боевом составе. Большинство, если не все из них, будут модернизированы в вариант МиГ-31БМ (включая несколько МиГ-31ДЗ и МиГ-31БС с системой дозаправки в воздухе, а также МиГ-31Б, у которого подобная система отсутствует), на котором будет установлена модернизированная РЛС, обладающая увеличенной дальностью обнаружения. В РЛС также будут добавлены новые режимы работы, новое оборудование пилотской кабины, а также новые ракеты «воздух-воздух», включая сверхдальние К-37М (с дальностью более 222 км) и Р-77-1 с активной ГСН. Главком также сообщил, что ВВС разрабатывают новую концепцию применения МиГ-31, которая предусматривает его частое перебазирование на неподготовленные передовые или гражданские аэродромы на территории всей России, но в первую очередь на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

В ходе подобных передислокаций в удаленные регионы, которые позволят закрыть «бреши» в системе ПВО, МиГ-31БМ используется автономно без поддержки наземных служб контроля воздушного пространства, используя собственную мощную РЛС, усовершенствованную систему обмена данных и совершенное навигационное оборудование.

Структурные изменения

Говоря о регулярной подготовке летчиков российских ВВС, А. Зелин отметил, что дефицита горючего, который был частным явлением в 1990 и 2000-х гг., нет. На сегодня летчики должны иметь годовой налет на уровне 100 часов, и в ближайшем будущем этот показатель планируется увеличить до 130 часов. В 2011 г. общий налет в ВВС достиг 340000 часов, а средний налет на летчика составил 90 часов. Говоря о системе мотивации и усилиях по сохранению подготовленного летного состава, А. Зелин упомянул о существенных переменах в системе выплаты жалования, введенной в начале 2011 г., которая привела к трехкратному росту зарплат.

С 2009 г. ВВС испытали ряд структурных реформ, которые имели в виду ликвидацию существующей командной структуры и созданию абсолютно новой системы управления с новыми штатами. В середине 2011 г. фронтовая авиация российских ВВС (разделенная на четыре подвида: истребители, фронтовые бомбардировщики, разведывательные и ударные самолеты) и части армейской авиации вместе с ее региональными командными структурами ВВС были переданы под оперативное командование вновь созданным военным округам (Западный, Центральный, Восточный и Южный). Эти военные округа являются командными структурами, которые действуют в качестве регионального командования над всеми вооруженными подразделениями; в военное время они трансформируются в стратегические объединенные командования. В то же время, по словам А. Зелина, развитие ВВС, регулярная боевая подготовка и обслуживание остается в компетенции ВВС.

Первоисточник: http://periscope2.ru/2012/08/09/6287/


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.