Национальные наряды и обряды. ФОТО

ПРЫГАНЬЕ В ПОНЁВУ.
В культурах южной и центральной России существовал обычай «прыганья в понёву». Его главным лицом была девка-невеста. В цуранских культурах Пензенской и Рязанской губерний девица ходила по лавке, а родители растягивали перед ней поневу – набедренную бабью одежду, и приговаривали: «Скоц, скоц дочка». А девушка отвечала: «Хоцу-вскоцу, хоцу – не вскоцу». Когда уговорами, а когда и насильно надевая на дочь понёву, родители давали всем знак, что она готова к замужеству, и что к ней уже можно свататься.

ХОРОВОД,
«Хоровод», «карогод», «танок» - это и обозначение танца, и обрядовго действа, и деревенского весенне-летнего развлечения. Чаще всего начинали водить их весной и до начала лета. В Прикамье существовали и зимние, «избяные» хороводы на Святки. Когда девушку брали «в хоровод», это означало, что она уже готова к замужеству. На Троицу в хоровод могли встать и «молодухи» первого года, но обычно это молодежное развлечение. Неслучайно, образы многих хороводных песен посвящены тому, как муж не пускает молодую жену в хоровод «погулять - поиграть».

Славильщики

Повсеместно существовала традиция обхода домов на Святки с пением Рождественского тропаря, колядок, «виноградий». «Славильщики» или «христославы» рано утром обходили дома деревни. После исполнения песен они просили угощения – стряпню, сладости, деньги. Кто щедро подавал, получал пожелания богатого, счастливого года, жадные же хозяева корились и высмеивались.

КАТАНИЕ С ГОРЫ,
Обычай кататься с горы на Масленицу жив до сих пор. В деревнях, где есть естественные возвышения, катались с них, если же такой горы не было, ее строили особо. Гору – «катушку» в течение нескольких дней заливали водой, парни и мужчины подготавливали санки, «латки», «кобылки» и катали на них девушек и баб. Женщины обязательно должны были скатиться с горы на донце прялки. Чем дальше уедешь, тем длиннее лен уродится в этом году.

Колядовщики
В преддверии Рождества начинают ходить по селу ряженые. В Прикамье ряженых называли «шуликунами», «сряжунчиками», «горбунцами», «шишами», «маскироваными». Наиболее часто наряжались животными «медведем», «журавлем», «конем». Могли наряжаться также цыганами или татарами, стариками и старухами, мужчины надевали женскую одежду и наоборот. Лица у ряженых закрыты масками или тряпками, вымазаны сажей. Наиболее значима в этот период бабка-Коляда. В вывернутой наизнанку шубе, с приделанными рогами, клубками и лаптями на шее, стучит Коляда в каждый дом. Колядовщики проверяют работу хозяйки – клубки напряденного, при малой выработке, наказывают нерадивую хозяйку батогами или уколами веретена. Завершался приход угощением ряженых пышками, пирогами, а взрослых могли угостить медовухой.

Конь

Широко было распространено ряжение «конём» или «кобылкой». На прялку-рогульку или шест крепят конский череп или валенок, первым встаёт «гадыч», за ним остальные. Игроков накрывают воспищем. Иногда «кобылку» по селу водит мальчик с колокольчиком, или сопровождает группа молодёжи с песнями. Иной раз «конь» ходит один, в шутку нападая на девичьи компании.

Посиделки

Начиная с Покрова, молодежь начинала собираться на посиделки или ссыпки. Вечером девушки собирались в избе одной из подруг или выкупали избу у одиноких стариков или бобылей, при этом делились по возрастам – старшие со старшими, младшие – со своими сверстницами. Заранее готовились угощения, или собирали их со всего села, обходя с песнями каждый дом. Матери отпускали на посиделки дочерей с обязательным условием – «выполнить урок» - напрясть определенное количество пряжи. Под конец посиделок приходили парни, с гармошками, сладостями и начинались игры, пляски и песни. Ночевать оставались в тех же домах, укладываясь на полу на соломе.

Кулачки
Во многих местах России долгое время сохранялся обычай кулачных боёв на Масленицу. Бились «улица на улицу», «конец на конец», «деревня на деревню». Зачин предоставляли мальчишкам, потом вступали неженатые парни, главное сражение вели «быки» - женатые солидные мужики. Кулачный бой сопровождался частушками и наигрышами на гармони и «под драку».

Турун вежан лун (День смены травы)
Коми-пермяцкий обрядовый праздник с большим количеством ритуальных действий, помогающих природному обновлению и переходу к зимнему периоду. Утром женщины молча отправлялись в лес, читали заговоры, оставляли подарок лешему, слушали и считали голоса птиц, затем собирали по 5 видов трав с корнями и семенами. С этими травами совершался днем ритуальный обход домов, где угощались и обмакивали травы в пиво. А вечером на берегу реки на костре обжигали корни трав, закапывали семена, а стебли бросали в реку.

Изгнание Сурем ужо.Сылвенские марийцы накануне Егорьева дня (6 мая) до сих пор проводят обряд изгнания из деревни злого духа сурем ужо или шайтана. В ходе обряда проводится ритуальный обход деревни. С шумом криком, трещетками, барабаном, боталами идут по деревне, стучали в каждый дом с обязательными вопросами «Петух курицу топчет? Хлеб растет?» Просят полтора каравая хлеба, полторы солонки соли, полтора золотника масла, полтора сита яиц. Хлещут при этом хозяина ветками можжевельника, шиповника или чертополоха.
 


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.