Атомное гражданское судостроение в мире
Реакторы на торговых судах. Конец романтики.
Белоснежных надстроек этого лайнера никогда не коснется копоть дымовых труб. Компактные силовые установки невероятноймощности, недостижимая прежде скорость, экономичность и неограниченная дальность плавания.
Таким представляли идеальный корабль в середине XX века. Казалось еще чуть-чуть, и ядерные силовые установки неузнаваемо изменят облик флота – человеческая цивилизация с надеждой и ликованием встречала наступившую Эру Атома, готовясь в скором времени воспользоваться всеми преимуществами «даровой» энергии радиоактивного распада вещества.
В 1955 году, в рамках программы «Мирный атом», президент Эйзенхауэр озвучил планы о создании судна с ядерной силовой установкой (ЯСУ) – концепт-демонстратор перспективных технологий, чье появление ответит на вопрос о целесообразности применения ЯСУ в интересах торгового флота.
Реактор на борту обещал немало соблазнительных преимуществ: атомоходу требовалась заправка один раз в несколько лет, корабль мог длительное время оставаться в океане без необходимости захода в порт – автономность атомохода ограничивалась лишь выносливостью экипажа и запасами продовольствия на его борту. ЯСУ обеспечивала высокую экономическую скорость хода, а отсутствие топливных цистерн и компактность силовой установки (по крайней мере, так казалось инженерам-кораблестроителям) позволит обеспечить дополнительное пространство для размещения экипажа и полезного груза.В то же время, исследователи отдавали себе отчет в том, что использование ядерной силовой установки вызовет немало сложностей с её последующей эксплуатацией – меры по обеспечению радиационной безопасности и связанные с этим трудностей по посещению многих зарубежных портов. Не говоря о том, что строительство столь экзотического судна изначально «влетит в копеечку».
Не стоит забывать, что речь идет о середине 1950-х – не прошло и года, как в радиоэфире прозвучало историческое сообщение «Underway on nuclear power» (Идем на атомной энергии!), отправленное с борта подлодки «Наутилус» в январе 1955 года. Специалисты в области кораблестроения имели самые расплывчатые представления об ядерных реакторах, их особенностях, сильных и слабых сторонах. Как обстоят дела с надежностью? Сколько стоит их жизненный цикл? Смогут ли обещанныепреимущества ЯСУ перевесить недостатки, связанные со строительством и эксплуатацией гражданского атомохода?
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936554_s_superstructure.jpg)
![](https://img.zema.su/http://i847.photobucket.com/albums/ab35/bobro15/NSsavannah-1962_zpsf7f18ac0.jpg~original)
На все вопросы должна была ответить NS Savannah – 180-метровая белоснежная красавица, спущенная на воду в 1959 году.
Экспериментальный грузопассажирский атомоход полным водоизмещением 22 тысячи тонн. Экипаж – 124 человека. 60 пассажиро-мест. Единственный ядерный реактор тепловой мощностью 74 МВт обеспечивал экономическую скорость хода 20 узлов (весьма и весьма солидно, даже по современным меркам). Одной зарядки реактора хватало на 300 000 морских миль (полмиллиона километров).
Название судна было выбрано не случайно – «Саванна» - именно такое имя носил парусно-паровой пакетбот, первым из пароходов пересекший Атлантику в 1819 году.
«Саванна» создавалась, как «голубь мира». Супер-корабль, объединивший в себе самые современные достижения науки и техники, должен был познакомить Старый Свет с технологиями «мирного атома» и продемонстрировать безопасность кораблей с ЯСУ (янки работали на перспективу – в будущем это облегчит заход в иностранные порты атомных авианосцев, крейсеров и подлодок).
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936534_s_bridge.jpg)
Немалое значение уделялось интерьерам: изначально на борту атомохода были обустроены 30 кают класса «люкс» с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 75 мест, богато украшенный живописью и скульптурами, салон-кинозал, бассейн и библиотека. Кроме того, на борту имелась лаборатория радиационного контроля, а камбуз украшало новейшее «чудо техники» – микроволновая печь с водяным охлаждением, подарок от фирмы Ratheyon.
За все сверкающее великолепие было заплачено «звонкой монетой».
47 миллионов долларов, из которых 28,3 миллиона было потрачено на ЯСУ и ядерное топливо.
Поначалу казалось, что результат стоил всех вложений. «Саванна» обладала отличной мореходностью и рекордной скоростью хода среди всех прочих грузовых судов тех лет. Ей не требовались регулярные заправки топливом, а облик атомохода производил сильное впечатление на любого, кому удалось вблизи (или хотя бы издали) увидеть это роскошное чудо техники произведение искусства.
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936562_s_lobby.jpg)
Увы, любому судовладельцу было достаточно одного взгляда, чтобы понять: «Саванна» нерентабельна. В трюмах и на грузовых палубах атомохода помещалось всего лишь 8500 тонн груза. Да любое судно аналогичных размеров имело в три раза большую грузоподъемность!
Но и это еще не все – слишком стремительные обводы и удлиненная носовая часть судна заметно усложняли погрузочные операции. Требовался ручной труд, все это приводило к задержкам в доставке и простоям в портах назначения.
Топливная экономичность, благодаря атомному реактору?
О, это великая тема, требующая развернутого ответа.
Как оказалось на практике, ЯСУ вместе с активной зоной реактора, контурами теплоносителя и сотнями тонн биологической защиты оказалась гораздо крупнее, чем машинное отделение обычного сухогруза (это при том, что полностью отказаться от обычной ГЭУ инженеры не решились – на борту «Саванны» сохранилась пара аварийных дизель-генераторов с запасом топлива).
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936555_s_reactor_compartment_door.jpg)
За наглухо задраенной дверью - реакторный отсек
Мало того, для управления атомоходом требовался в два раз больший экипаж – все это еще более удорожало стоимость эксплуатации и уменьшало количество полезного пространства на борту атомного судна. Также, стоит отметить разницу в затратах на содержание высококлассных специалистов-атомщиков, по сравнению с мотористами и механиками на обычном сухогрузе.
Для обслуживания судна требовалась специальная инфраструктура и регулярные проверки на предмет радиоактивности и нормальной работы реактора.
Наконец, стоимость 32-х тепловыделяющих элементов из диоксида урана (суммарная масса U-235 и U238 – семь тонн) с учетом работ по их замене и последующей утилизации – обошлось не дешевле заправки судна обычным мазутом.
Позже будет подсчитано, что ежегодные эксплуатационные затраты «Саванны» превышали показатели аналогичного по грузоподъемности сухогруза типа «Маринер» на 2 млн. долларов. Разорительная сумма, особенно в ценах полувековой давности.
Впрочем, это еще пустяки - настоящие проблемы ожидали «Саванну» по прибытии в Австралию. Атомоход просто не пустили в австралийские территориальные воды. Аналогичные истории произошли у берегов Японии и Новой Зеландии.
Каждому заходу в зарубежный порт предшествовала длительная бюрократическая волокита – требовалось представить полную информацию о судне и сроках захода в порт, в объеме, достаточном для того, чтобы портовые власти смогли принять необходимые меры безопасности. Отдельный причал с особым режимом допуска. Охрана. Группы радиационного контроля. На случай возможной аварии, рядом с атомоходом круглосуточно стояли «под парами» несколько буксиров, готовые в любой момент вывести радиоактивную груду металла за пределы акватории порта.
Случились то, чего больше всего опасались создатели «Саванны». Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, вкупе с шокирующими результатами журналистских расследований на тему последствий радиационного облучения сделали свое дело – власти большинства стран неиллюзорно боялись судна с ЯСУ и крайне неохотно пускали «Саванну» в свои территориальные воды. В ряде случаев визит сопровождался серьезными акциями протеста со стороны местного населения. Возмущались «зеленые» - в СМИ проникла информация о том, что «Саванна» ежегодно сливает за борт 115 тысяч галлонов технической воды из системы охлаждения реактора - несмотря на все оправдания специалистов-атомщиков в том, что вода нерадиоактивна и не соприкасается с активной зоной.
Разумеется, какое-либо коммерческое использование атомохода в таких условиях оказалась невозможным.
За 10 лет своей активной карьеры (1962-1972 гг.) «Саванна» прошла 450 тыс. миль (720 тыс. км), посетила 45 зарубежных портов. На борту атомохода побывали свыше 1,4 миллиона зарубежных гостей.
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936513_s_control_room.jpg)
Пост управления ЯСУ
Образно выражаясь, «Саванна» повторила путь своего знаменитого предка – парусный пароход «Саванна», первый из пароходов пересекший Атлантику, также оказался на свалке истории – судно-рекордсмен оказалось нерентабельным в круговороте серых будней.
Что касается современного атомохода, то, несмотря на свой провальный дебют в роли грузопассажирского судна, «Саванна» немало потешила самолюбие американской нации и, в целом, смогла изменить представление о кораблях с ЯСУ, как о смертельно опасных и ненадежных образцах техники.
После перевода в резерв, «Саванна» с заглушенным реактором 9 лет провела на стоянке в порту одноименного городе в штате Джорджия, городское правительство предлагало планы о переоборудовании судна в плавучий отель. Однако, судьба распорядилась иначе - в 1981 году «Саванну» поставили в качестве экспоната в морском музее «Пэтриот Поинт». Однако и здесь её ждала неудача – несмотря на возможность прогуляться по роскошным салонам и заглянуть сквозь окно в настоящий реакторный отсек, посетители не оценили легендарный атомоход, сосредоточив все внимание на пришвартованном неподалеку авианосце «Йорктаун».
В настоящий момент обновленная и подкрашенная «Саванна» тихо ржавеет в порту г. Балтимор, и дальнейшая её судьба остается неясной. Несмотря на статус «исторического объекта» все чаще звучат предложения отправить атомоход на слом.
Однако, помимо «Саванны» в мире существовало еще три торговых судна с ядерной силовой установкой - "Отто Ган", "Муцу" и "Севморпуть".
Немецкая драма
Заинтересованное американскими разработками в области ядерных технологий, правительство ФРГ в 1960 году анонсировало собственный проект экспериментального судна с ЯСУ – рудовоз Otto Hahn («Отто Ган»).
В общем и целом, немцы наступили на те же грабли, что и их американские коллеги. К моменту введия «Отто Ган» в эксплуатацию (1968 год), скандальная эйфория вокруг гражданских атомоходов уже близилась к закату – в развитых странах началось массовое строительство АЭС и атомных военных кораблей (подлодок), общественность восприняла Эру Атома, как должное. Но это не спасло атомоход «Отто Ган» от образа малополезного и нерентабельного судна.
В отличии от американского пиар-проекта, «немец» проектировался как настоящий рудовоз, для работы на трансатлантических линиях. 17 тысяч тонн водоизмещения, один реактор тепловой мощностью 38МВт. Скорость хода 17 узлов. Экипаж – 60 человек (+ 35 человек научный персонал).
За 10 лет своей активной службы «Отто Ган» прошел 650 тыс. миль (1,2 млн. км), посетил 33 порта в 22 странах, доставлял руду и сырье для химического производства в Германию из Африки и Южной Америки.
Немалые сложности в карьере рудовоза вызвал запрет руководства Суэцкого на проход этим кратчайшим путем из Средиземного моря в Индийский океан – утомленные бесконечными бюрократическими ограничениями, необходимостью лицензирования для захода в каждый новый порт, а также дороговизной эксплуатации атомохода, немцы решились на отчаянный шаг.
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936496_o_h.jpg)
В 1979 году «ядерное сердце» было деактивировано и извлечено, взамен «Отто Ган» получил обычную дизельную ГЭУ, с которой и ходит сегодня под флагом Либерии.
Японская трагикомедия
Хитрые японцы не пустили «Саванну» в свои порты, однако сделали определенные выводы – в 1968 году на верфи в Токио был заложен атомный сухогруз «Фукусима» «Муцу».
Жизненный путь этого судна с самого начала был омрачен большим количеством неисправностей – подозревая неладное, японская общественность запретила проводить испытания у причала. Первый запуск реактора было решено провести в открытом океане – «Муцу» отбуксировали на 800 км от побережья Японии.
Как показали дальнейшие события, общественность была права – первый запуск реактора обернулся радиационной аварией:защита реактора не справилась со своей задачей.
По возвращению в порт города Оминато экипаж «Муцу» ждало новое испытание: местный рыбак перегородил путь своей джонкой - убирайте атомоход куда хотите, меня это не волнует. Но в порт он не зайдет!
Отважный японец держал оборону 50 дней - наконец, было достигнуто соглашение на короткий заход в порт Оминато с последующим переводом атомохода на военную базу в Сасебо.
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936548_mutsu.gif)
Атомоход "Муцу"
Трагикомедия японского атомохода «Муцу» продолжалась без малого 20 лет. К 1990 году было объявлено о завершении всех необходимых доработок и корректировок в конструкции атомохода, «Муцу» совершил несколько тестовых выходов в море, увы, судьба проекта была предрешена – в 1995 году реактор был деактивирован и удален, взамен «Муцу» получил обычную ГЭУ. Всем бедам в один миг пришел конец.
За четверть века бесконечных скандалов, аварий и ремонтов, проект торгового атомохода «Муцу» прошел 51 тыс. миль и опустошил японскую казну на 120 млрд. иен (1,2 млрд. долларов).
В настоящий момент бывший атомоход успешно используется в качестве океанографического судна «Мирай».
Русский путь
Этот сюжет кардинально отличается от всех предыдущих историй. Советский Союз – единственный, кто смог найти правильную нишу для гражданских атомоходов и получить с этих проектов солидную прибыль.
В своих расчетах советские инженеры исходили из очевидных фактов. Какие два исключительных преимущества имеются у ядерных силовых установок?
1. Колоссальная концентрация энергии.
2. Возможность её выделения без участия кислорода
Второе свойство автоматически дает ЯСУ «зеленый свет» на подводный флот.
Что касается высокой концентрации энергии и возможности длительной работы реактора без дозаправки и перезарядки – ответ подсказала сама география. Арктика!
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1378936522_lenin.jpg)
Именно в полярных широтах лучше всего реализуются преимущества ядерных силовых установок: специфика работы ледокольного флота сопряжена с постоянным режимом максимальной мощности. Ледоколы длительное время работают в отрыве от портов, – уход с трассы для пополнения запасов топлива чреват значительными убытками. Здесь нет никаких бюрократических запретов и ограничений – круши лед и веди караван на Восток: в Диксон, Игарку, Тикси или к Беринговому морю.
Первый в мире гражданский атомоход – ледокол «Ленин» (1957 год) продемонстрировал массу преимуществ по сравнению со своими неатомными «коллегами». В июне 1971 года он стал первым надводным кораблем в истории, кому удалось пройти севернее Новой Земли.
А на помощь ему уже шли новые атомные исполины – четыре магистральных ледокола типа «Арктика». Этих монстров не мог остановить даже самый прочный лед – в 1977 году «Арктика» добралась до Северного Полюса.
Но это было только начало – 30 июля 2013 года атомный ледокол «50 лет Победы» достиг Полюса в сотый раз!
Атомные ледоколы превратили Северный морской путь в хорошо развитую транспортную артерию, обеспечив круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. Была исключена необходимость вынужденных зимовок, повышены скорость и безопасность проводки судов.
![Реакторы на торговых судах. Конец романтики Реакторы на торговых судах. Конец романтики](https://img.zema.su/http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/thumbs/1378936538_taymyr_vaygach.jpg)
Всего их было девять. Девять героев полярных широт - позвольте мне перечислить их поименно:
«Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «50 лет Победы», «Ямал», а также два атомных ледокола с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек – «Таймыр» и «Вайгач».
Был у нашей страны и десятый гражданский атомоход – атомный лихтеровоз ледокольного типа «Севморпуть». Четвертое в морской истории торговое судно с ЯСУ. Мощная машина водоизмещением 60 тысяч тонн, способная самостоятельно передвигаться во льдах толщиной 1,5 метра. Длина исполинского корабля – 260 метров, скорость хода в открытой воде – 20 узлов. Грузовая вместимость: 74 несамоходные баржи-лихера или 1300 стандартных 20-футовых контейнеров.
С уменьшением потока грузоперевозок в Арктике, он казался нерентабельным.
Но "Севморпуть" прошёл процесс модернизации и введён в эксплуатацию (на декабрь 2015).
По материалам:
http://www.hnsa.org/
http://www.vevivi.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://www.nssavannah.net/
Комментарии
Записи на схожие темы
![](https://zema.su/sites/default/files/imagecache/thumb-720c/content_img/4292f9804c964bd92b0ab8dd690280ab.jpg)
Вазген Авагян: Россия - это мир!
... атома. Поэтому первую атомную электростанцию построили в России ... Обнинске построили первую в мире атомную электростанцию. Это вам ... вот додуматься до мирной атомной электростанции… Как экономист, ... первые в мире спустили на воду атомное гражданское судно - ...
![](https://zema.su/sites/default/files/imagecache/thumb-720c/content_img/dd0812774f622e29e089d4b1b9d82708.jpg)
В г. Северодвинске Архангельской области начали производить океанские элитные яхты для частных заказчиков
... начальник производства морской техники и гражданского судостроения предприятия Валерий Бородин и представитель ... , которое выпускает сложнейшую наукоемкую продукцию – атомные подводные лодки, это первый опыт ...
![](https://zema.su/sites/default/files/imagecache/thumb-720c/sites/all/themes/bootstrap4/img/noimg2.jpg)
Рубашка кентавра Несса
... при анализе данных диспетчерской проводки гражданских самолетов; 4. обстоятельства, выяснившиеся ... , который является военным вариантом гражданского Боинг-707, поэтому радиолокационная отметка ... бесполезно все обычное и атомное оружие в мире. Война эта должна ...
![](https://zema.su/sites/default/files/imagecache/thumb-720c/content_img/fc5232b389d7876de46420cd9f04f7bf.jpeg)
Страна Буркина-Фасо. Два лидера. Две страны. Одна честность
... , самой прогрессивной с точки зрения гражданских прав, мира в государстве, свобод. Народ ... -Фасо — одна из беднейших стран мира. 90 % работающих занимаются натуральным сельским ... . долл. (206-е место в мире). Ниже уровня бедности — около половины ...
![](https://zema.su/sites/default/files/imagecache/thumb-720c/content_img/a113ede4f4354af7f22e4ce2ac2f56d2.jpg)
В Санкт-Петербурге завершен очередной этап строительства плавучего энергоблока для первой в мире плавучей АЭС
... энергоблока (ПЭБ) для первой в мире плавучей атомной тепло-электростанцией (ПАТЭС). На ... были погружены баки металловодной защиты атомных реакторов. Это два бака вместимостью ...
![](https://zema.su/sites/default/files/imagecache/thumb-720c/content_img/b9a1b455e40eeadd8c8489ee0ca59b77.jpg)
В г.Духовщина Смоленской области в Дне Мира принял участие поисковый отряд "Орленок", участник Казачьего Дозора из Екатеринбурга
... центральной площади отмечался День мира, посвященный памяти жертв атомных бомбардировок в Хиросиме ...
Яро, спасибо, обновили!
Севморпуть прошёл процесс модернизации и введён в эксплуатацию, декабрь 2015) Обновите инфу.
Отправить комментарий