Михаил Девятаев - советский ас времен Великой Отечественной войны, сбежавший из концлагеря на бомбардировщике "Хенкель-111"

Михаил Девятаев: дерзкий побег на бомбардировщике...

Имя прославленного героя Великой Отечественной войны Михаила Петровича Девятаева почти не известно современным школьникам. По непонятным причинам, рассказ о его подвиге исключен из современных школьных учебников. Пионерские дружины его имени исчезли в связи с отменой пионерии. Но на каких же тогда примерах учить подрастающее поколение настоящей любви и верности Родине, возникает правомерный вопрос. Неужели на героях американских, а то и немецких фильмов о войне, или статьях современных либеральных писателей, зачастую воспевающих предателей и выдающих трусость и измену за борьбу с большевизмом?
В крупном мордовском селе Торбеево до войны большие семьи чем-то редкостным не являлись, и рождение 8 июля 1917 года тринадцатого ребенка в семье Девятаевых мало кого удивило. Никто не знал тогда, что именно Михаил прославит это село, а в доме семьи Девятаевых будет создан его музей, действующий до сих пор.
В 1933 году мальчик окончил семилетку. Вскоре он поступил в речной техникум города Казань, одновременно Михаил занимался в аэроклубе. Учебу он окончил в 1938 году, и некоторое время работал помощником капитана баркаса на Волге. Однако, почти всех мальчишек тех времен манило небо. Поэтому призыв в ряды РККА и направление в Чкаловскую школу военных летчиков он воспринял с радостью.

С первых дней войны М.П. Девятаев находился в действующей армии. Свой первый фашистский бомбардировщик он сбил 24 июня 1941 года в районе города Минск, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В сентябре того же года Девятаев во время воздушного боя был ранен осколком в ногу.

Необходимую для операции кровь сдал, в частности командир его авиационного полка В.И Бобров. Судьба свела на жизненном пути Девятаева со многими выдающимися личностями своего времени, и Владимир Бобров — один из них. Прославленный летчик-ас, командир полка, сбивший лично 24 самолета и 18 в составе группы, воспитавший 31 Героя Советского Союза, сам он получил это звание только в 1991 году посмертно. Причиной были неприязненные отношения с высшим руководством ВВС. Именно Бобров в 1944 году помог Девятаеву, списанному по ранению в «тихоходную» авиацию, вновь сесть за штурвал истребителя. Он познакомил его с А.И. Покрышкиным. Вдвоем им удалось добиться перевода Девятаева в полк Боброва в составе дивизии Покрышкина.

Сбив 13 июля 1944 года свой девятый вражеский самолет, Девятаев был сбит сам. Контуженный ударом о стабилизатор своего самолета в момент прыжка с парашютом, летчик был в бессознательном состоянии взят в плен в районе города Львов. Дальше было восемь страшных месяцев в плену.

Направленный в Лодзинский концлагерь пилот, немедленно вступил в подпольную группу и уже 13 август совершил попытку побега через подкоп с группой других военнопленных летчиков. Однако беглецов задержали и приговорили к смерти. От немедленной казни Девятаева спасло то, что у немцев уже крайне не хватала рабочих рук. Смертников отправили в Заксенхаузен, где они должны были умереть на каторжных работах. Сочувствующий коммунистам лагерный парикмахер помог подменить нашивку смертника на нашивку штрафника убитого в лагере украинского учителя Степана Никитенко. Именно под этим именем Михаил Девятаев был отправлен в свой следующий лагерь.

Лагерь на немецком острове Узедом был необычным. Он поставлял рабов для обслуживания испытательного полигона фашистского ракетного центра Пенемюнде. Именно здесь проходили испытания немецких ракет Фау один и два. В остальном это была такая же нацистская машина смерти, как и остальные концлагеря.
Мысль о побеге на самолете возникла у Девятаева практически сразу – на острове был аэродром. На краю летного поля находилась свалка разбитых самолетов, именно по этим обломкам Девятаев и изучал оборудование кабин незнакомых ему прежде машин. Группа, в которую вошел Девятаев, под руководством Ивана Кривоногова планировала побег из концлагеря на лодке через пролив, однако Михаил Петрович убедил их изменить планы. Всего в состав группы вошли десять человек: три офицера – Девятаев, Кривоногов и Емец; шесть солдат и сержантов – Соколов, Немченко, Адамов, Олейник, Кутергин, Сердюков. Десятый участник группы, Николай Урбанович попал в плен еще ребенком.

Помимо военнопленных, в лагере содержалась большая группа уголовников, стремящаяся, как во всех заведениях подобного типа, устанавливать свои блатные порядки. Конфликт с уголовниками форсировал подготовку побега – Девятаев единственный был летчиком, а бандиты отвели ему лишь десять дней жизни.

Восьмого февраля 1945 года, во время обеденного перерыва, Кривоногов ударом заточки в голову убил конвоира. Шинель последнего настолько была залита кровью, что использоваться для побега не могла, и вместо задуманного маскарада с сопровождением заключенных охранником побег пришлось совершать наудачу в лагерной одежде.
Беглецы проникли в бомбардировщик «Хенкель -111», но на самолете отсутствовал аккумулятор. Это устройство удалось найти, доставить и установить на самолет. С первой попытки незнакомая машина взлетать не пожелала, и вторая попытка предпринималась уже на глазах сбежавшихся, но, слава Богу, еще ничего не понявших фашистов. Лишь когда несколько членов группы навалились на штурвал, в самолете, что-то хрустнуло, и он оторвался от земли.

Вслед угнанному самолету был немедленно выслан на истребителе немецкий ас Гюнтер Хоббом, но он потерял беглецов. Другой немецкий ас, Вальтер Даль встретил самолет Девятаева, но сбить его не смог – он возвращался с задания и не имел боеприпасов. Сбить украшенный немецкими крестами самолет сумели только советские зенитчики при пересечении линии фронта. После жесткой посадки «на брюхо» группа Девятаева оказалась в расположении шестьдесят первой советской армии.

После задержания трое офицеров были оставлены «до выяснения», остальных же, в том числе и Урбановича, отправили в действующую армию. С войны вернулся только один из них — Адамов. Сам Девятаев подвергался множеству допросов в «СМЕРШ», впоследствии он называл эти допросы «унизительными», но обид на свою страну никогда не высказывал. Захваченный Девятаевым самолет был напичкан научной аппаратурой использовавшейся при проведении испытаний «Фау», что серьезно задержало фашистскую научную программу. Михаил Петрович даже удостоился звания «личного врага» Гитлера. Сведения, переданные советскому командованию об острове Узедом, помогли организовать авиационные налеты советской бомбардировочной авиации и еще больше замедлили ход немецких разработок.

В сентябре 1945 года Девятаев показывал С.П. Королеву расположение немецких объектов на острове Узедом. Это был его существенный вклад в советскую ракетную и космическую программы. Присвоенное в 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза: « …за мужество, отвагу и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны», в кругах, близких к ракетостроению, связывают в основном именно с этими заслугами и личным вмешательством Королева.

Дальнейшая жизнь Михаила Петровича Девятаева была связана с речным флотом СССР. Он возглавлял экипажи первых советских судов на подводных крыльях: «Ракета» и «Метеор». Скончался прославленный герой 24 ноября 2002 года в Казани.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
10 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... активно искать новые направления развития, советская автомобильная промышленность представила миру одну ...

Букеты из искусственных цветов: Новая вечность в каждом лепестке

... ценителей красоты. Далеко ушедшие от времен, когда искусственные цветы воспринимались как ... цветов является их устойчивость к времени. В отличие от натуральных, они ...

Сервисный центр Siemens Serv в чем его преимущества

... актуальным в современных условиях, когда времени и возможностей на посещение сервисных ... центров становится все меньше. Экономия времени и денег при электронном заказе ...

Бестраншейная замена канализации с помощью резьбовых модулей ПНД

... коммуникаций, сокращая при этом временные и финансовые затраты, а ... Прежде всего, это значительное сокращение времени, необходимого для проведения ремонтных работ ... замена трубопроводов требует большого количества времени на подготовку, проведение земляных ...

Архитектурное светодиодное освещение: красота, функциональность и энергоэффективность подсветки зданий

... светом в зависимости от условий, времени суток, присутствия людей. Светодиодные архитектурные ...

В Крыму казаки совместно с военно-историческим клубом "Отечество" провели реконструкцию боя времен Великой Отечественной войны

... «Отечество» провели реконструкцию боя времен Великой Отечественной войны, зрителями которого стали ученики местной ... . И вот враг повержен. Советские бойцы берут в плен уцелевших ... молодых казаков, - подчеркивает Михаил Крупенко, принимавший участие в походе ...