Соперничество СССР и США. История завоевания космоса

История завоевания космоса — это, в первую очередь, история непримиримой борьбы, отчаянного соперничества лучших умов за покорение межпланетного пространства. Так сложилось, что романтическая мечта человечества о далеких звездах и прекрасных мирах вылилась в жесткое соперничество между двумя государствами — СССР и США. От того, кто первым запустит на орбиту спутник, а потом уже и человека, почти напрямую зависело будущее страны, победа той или иной идеологии. Ни СССР, ни США не собирались уступать в этой борьбе. В то время это были две самые мощные державы, уже овладевшие тайнами атома, имевшие огромный научный потенциал и экономические ресурсы. Все это давало им возможность сделать реальностью полеты в космос.

Первый искусственный спутник земли.

Примерно в начале пятидесятых годов прошлого столетия в купе поезда один ученый сказал другому: «Почему бы вокруг нашего земного шара не запустить какой-нибудь шарик поменьше? » Эти слова, обращенные к академику Мстиславу Всеволодовичу Келдышу, принадлежали Королеву Сергею Павловичу. «Шариком поменьше» Королев назвал будущий искусственный спутник Земли. Так и зародилась эта идея. Ну а в октябре 1957 года, менее чем через год после начала программы, под руководством и контролем Сергея Павловича Королева был запущен на орбиту первый искусственный спутник нашей планеты. Он был выведен на орбиту двухступенчатой ракетой-носителем Р-7 «Спутник» и «прожил» в космосе 92 дня. Это был сумасшедший успех. Ликовала вся страна, и было от чего, ведь именно наш спутник первым вышел в космос. Запуск первого спутника стал глотком свежего воздуха для страны, которая не так давно оправилась от тяжелейшей из войн и перенесла ужас сталинского режима.

Первые автоматические станции.


В конце 1957 года одновременно с разработкой космического корабля для полета человека конструкторы начали работу над первыми автоматическими станциями для исследования Луны. 25 апреля 1958 года американцы запустили первый национальный искусственный спутник Земли «Эксплорер-1». К этому времени в СССР приняли решение о создании пилотируемого орбитального корабля. Все силы и энергия наших конструкторов были направлены на его создание. В том же году, 15 мая, был запущен советский «Спутник-3». По сравнению со своими предшественниками это был настоящий гигант, весивший 1327 килограмма.

2 января 1959 года Советский союз провел первый запуск ракеты-носителя «Восток» с тремя ступенями. Это была совершенно новая ракета, разработанная конструкторским бюро С.П. Королева. Решение строить такие ракеты вместо двухступенчатых было дерзким и рискованным шагом. Но риск оправдался, и ракета с успехом вывела на траекторию полета к Луне автоматическую станцию «Луна-1», которая пролетела на расстоянии 5000 километров от Луны и, выйдя на околосолнечную орбиту, стала первой искусственной планетой Солнечной системы.

3 марта 1959 года американская автоматическая станция «Pioneer-4» прошла в 60000 километрах от Луны. Это была первая американская лунная станция.

12 сентября советская автоматическая станция «Луна-2» достигла грунта Луны в районе Моря Ясности и доставила туда шаровой и ленточный металлические вымпелы с гербом СССР. Следом за ней стартовала «Луна-3», которая 4 октября 1959 года сфотографировала обратную сторону Луны. Человечество впервые получило снимки, без которых о развитии космонавтики и не могло мечтать.

Первый отряд космонавтов.
 

В марте 1960 года в Советском Союзе был сформирован первый отряд космонавтов. Выбирали самых опытных, сильных и выносливых летчиков из истребительной авиации. Среди них был знаменитый Юрий Алексеевич Гагарин.

Всего отобрали двадцать человек, которых направили в Центральный авиационный госпиталь, где они прошли специальное медицинское обследование и подготовку на центрифугах и в барокамерах. В результате из двадцати человек отобрали шестерых, из которых, в итоге нужно было выбрать двоих. Первый должен был полететь в космос, а второй — быть его дублером и в случае непредвиденной ситуации перед стартом заменить его. Выбирать было трудно. Шестеро претендентов в космонавты одинаково хорошо подготовились к полету. Почему Сергей Павлович Королев и члены Государственной комиссии остановились именно на Гагарине, никто не мог ответить. Вероятно, генеральный конструктор сделал свой выбор в один из дней, когда после испытаний на центрифуге он опрашивал всех шестерых претендентов. В центрифуге человек испытывает огромные перегрузки и, как бы он ни был силен и вынослив, хорошо себя чувствовать просто не может.

Королев осведомился у каждого о самочувствии и от пятерых получил бодрый ответ: «Отлично!»

Шестой же улыбнулся и, глядя в глаза Королеву, ответил: «Бывало лучше!» Шестым был Гагарин. Именно после этого ответа Сергей Павлович сказал своему помощнику: «Полетит этот!» Королеву понравилась честность Гагарина. Генеральный конструктор знал, что в космосе могут возникнуть непредвиденные ситуации, и считал, что на борту корабля должен быть, в первую очередь, не браво рапортующий герой, а смелый и уравновешенный человек, трезво оценивающий ситуацию. Юрий Гагарин был утвержден как первый космонавт. Его дублером стал Герман Титов.

Корабль, на котором первому космонавту предстояло отправиться в космос, вскоре начали испытывать. Его первый испытательный полет состоялся 15 мая 1960 года. «Восток» — так назвали корабль — вывел на орбиту четвертый советский искусственный спутник Земли «Корабль — Спутник 1». Это был прототип будущего аппарата, в котором должен был находиться космонавт. Теперь очередь была за человеком. Днем старта выбрали 12 апреля.

Утром этого дня космонавты проснулись в 5 часов 30 минут утра. Их в последний раз проверили и вскоре доставили на стартовую площадку. Здесь их уже ждали члены Государственной комиссии, которым Гагарин доложил о готовности к полету. Вскоре лифт доставил первого космонавта к вершине ракеты — кораблю «Восток». С помощью инженеров Ю. Гагарин расположился в кресле, и за ним закрыли люк. Получилось это только со второго раза. В первый раз электроника показала, что люк не закрылся. Гагарин отреагировал на это спокойно. Во всяком случае, не показал вида, хотя можно представить то напряжение, которое он испытывал, отправляясь в смертельно опасное путешествие в неведомое, где все зависело от надежности корабля. Объявили часовую готовность. Корабль проверили на герметичность и заправили топливом. Минуты тянулись как вечность...

«,,Кедр“, я „Заря“. Сейчас будет объявлена минутная готовность», — обратился по радио Королев к Гагарину. Прозвучали последние команды: «Зажигание... предварительная... промежуточная... главная... Подъём!»

«Восток», объятый клубами дыма, быстро набирая скорость, устремился в небо. Сквозь помехи и грохот двигателей по радио донеслось легендарное: «Поехали!» Так сбылась вековая мечта человечества.

Началась эпоха пилотируемой космонавтики.


12 апреля 1961 года наш знаменитый Гагарин совершил первый пилотируемый полет в космос на корабле «Восток-1». Он пролетел 40 868,6 километров с максимальной высотой полета 32.7 километра, и максимальной скоростью 28 260 километров в час. Космонавт приземлился через сто восемнадцать минут после запуска, как и планировалось.

Американцы 5 мая 1961 года тоже запустили в космос человека, но это был всего лишь суборбитальный полет по баллистической траектории. Его совершил Алан Бартлет Шепард на борту космической капсулы «Меркурий — Рэдстоун-3». Это был первый американский космонавт, осуществивший самый короткий полет длиной в 15 минут 28 секунд.


Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Нива лучший автомобиль в СССР

... признания бренда. Значительным шагом в истории развития «Нивы» стали испытания и ... чистых автомобилей. Важной вехой в истории модели стал 1995 год, когда ... , без сомнения, является залогом продолжительной истории успеха «Нивы», каждая страница которой ...

Простомолотов Евгений Иванович

... образования г. Алматы. Параллельно преподает историю искусств в Алматинском филиале Санкт ...

Между Икаром и Прометеем: Почему век роботехники вызывает тревогу?

... прогресс, так и новые вызовы. История человечества показывает, что прогресс неизбежен ...

Военные учения Украины, Польши и США "Безопасное небо-2011". Американские F-16 на подлете к Курску и Белгороду

... Калифорния под командованием подполковника ВВС США Скотта Паттона. Официальная версия ... Миргороде находятся больше двухсот военнослужащих США. Прежде всего, пилоты, инженерно- ... из крупнейших военных аэродромов бывшего СССР. Его история начиналась в мае 1944 ...

Лунная гонка: соревнование двух систем или "продажа" Луны американцам? ФОТО

... Ф. Кеннеди 1 . "…Соперничество за Луну было войной. ... статьи, свидетельствует следующая история. Вот что рассказывает ... превосходстве США в космосе заканчивается..". В лунное наследство СССР можно ... . можно назвать периодом завоевания европейского газового рынка. ...

Сегодня Россия становится монополистом в космосе

... самый дорогой проект за всю историю освоения космоса. Через несколько дней этот ... в своих руках давний соперник США в космосе Россия. Последний космический челнок ... миллиона долларов пяти авиакосмическим компаниям США на разработку систем для перевозки ...