Национальный герой России Сергей Алексеевич Ульянин - пионер Русской авиации

Сергей Алексеевич Ульянин родился в Москве в семье потомственного дворянина Московской губернии 13 (25.) 09.1871 года.

Национальным героем России был назван группой академиков и ученых России в обращении к Президенту РФ в 1996 г.

125-летие со дня его рождения было широко отмечено научной общественностью России, в том числе в РАН.


Сергей Алексеевич Ульянин.

Высокая оценка деятельности четвертого из военных чинов дипломированного русского летчика (1910 г.), первого начальника Авиационного отдела (АО), первого начальника Военной авиационной школы в Гатчине (ВАШ) (1914), первого председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества (1915), первого начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего после февральской революции 1917 года, первого начальника Управления Военного Воздушного Флота (УВВФ) после октябрьского переворота (1917), выдающегося изобретателя в разных областях науки и техники не удивительна.

Сергей Алексеевич был пионером авиации, аэрофотосъемки и аэрофотографии, аэрофотограмметрии, воздухоплавания, змеенавтики, телемеханики, теории надежности, практической аэродинамики, талантливым конструктором, замечательным воспитателем военных летчиков и крупным военным деятелем.
Он имел шесть зарегистрированных в России изобретений и патент Англии.
Некоторые его изобретения актуальны и в наши дни.
Это, например, управление движущимися объектами по радио, миниатюр полигон для обучения артиллерийской стрельбе в кабинетных условиях, устойчивые в воздухе воздушные змеи.

Многие ученики прославили своего воспитателя.
Например, П.Н. Нестеров, А.А. Казаков, Е.Н. Крутень, Д.А. Борейко, Б.Н. Фирсов, Я.И. Нагурский, М.С. Смольянинов, Г.Э. Сук, М.С. Бабушкин, Ю.В. Г ильшер, К.А. Калинин и др.

Конструкторскую деятельность Ульянин начал в 1895 году.
Работы по созданию наблюдательной вышки огромной величины Ульянин начал при Варшавской крепостной артиллерии.
Поднимать людей на воздушных змеях запрещалось во всех армиях, том числе и в Российской.

Первые опыты со змеями были по воздушной сигнализации.
Фотограммы с воздушных змеев передавались из форта в форт и в цитадель.
Затем на змее стали поднимать фотоаппарат системы Ульянина.
В процессе опытов производились поездки людей на телеге, буксируемой несколькими змеями, перевоз грузов из одного форта в другой, определяли возможности безопасного подъема людей на большую высоту.
После создания своей конструкции воздушного змея Ульянин создал змейковый поезд – систему из нескольких змеев (7-13 шт.), соединенных между собой последовательно.

Такая система поднимала в воздух до четырех наблюдателей. Об этом много написано, в том числе в книге автора этих строк «Пионер русской авиации» (М., ПИК, 2001 г.).

В 1910 г. конструктор получил охранительные свидетельства на складной разборный змей и парусную каретку, а также два приза (из двух) на конкурсе воздушных змеев Первого праздника воздухоплавания в России.
За Фотографический аппарат для автоматической записи фотограмметрических данных Ульянин в 1908 г. получил привилегию на изобретение.
Он широко применялся в войсках вплоть до двадцатых годов, как и другие его четыре фотоаппарата.

Разработав метод построения плана местности по фотоснимкам, полученным с летательных аппаратов, способ развертывания перспективных фотоснимков в план местности и метод переноса объектов со снимка на карту, изобретатель стал пионером аэророфотограмметрии.
Долгое время в Русской армии пользовались аэрофотоаппаратами и фотограмметрическими методами Ульянина.

В 1899 г. Ульянин опубликовал в Артиллерийском журнале статью «Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел».
Прибор представлял собой в миниатюре полигон или местность расположения неприятеля и имел ряд назначений: проведение стрельбы по видимым, закрытым, появляющимся и движущимся целям.
Прибор служил пособием при обучении офицеров, фейерверкеров и наводчиков.
Это изобретение (официально не зарегистрированное) получило высокую оценку Артиллерийского Комитета, что было опубликовано в том же журнале.
Впоследствии Ульянин применил этот прибор в своей воздухоплавательной и авиационной практике.
С малыми изменениями миниатюр полигон используется в артиллерии и в наши дни.

Очень важным вкладом этого человека в техническое оснащение Армии и Флота была система телеуправления движущимися объектами.
События 1917 года помешали доведению этой системы до серийного производства, но опытный образец был успешно испытан в 1916 г.
Уровень техники и технологии того времени тормозил ход работ.
Конструктора считают опередившим время.

В 1904 г. Сергей Алексеевич решил, что можно управлять летательными аппаратами, морскими кораблями и наземными экипажами на расстоянии, и начал заниматься этим вопросом.
В 1910 г. он получил привилегию на это изобретение.
Прибор записывал путь объекта, на котором был установлен, или мог направлять объект по желаемому, изменяемому при движении или по заранее намеченному пути.
Для второго варианта изобретения предусматривалась возможность подачи команд управления движением с помощью радиотелеграфа.
При третьем варианте запись команд осуществлялась на ленте типа телеграфной.
Действие прибора было основано на применении управляющего органа, стремившегося сохранить определенное положение в пространстве, и приспособленного для освобождения нужного механизма.
Для автоматического направления объекта по заданному пути требовалось записывать команды на ленте.
При движении ленты замыкались определённые контакты, что вызывало поворот руля управляемого объекта в нужную сторону. Контакты прибору можно было давать и при помощи беспроволочного телеграфа.
Предусматривалось использование гироскопа.

В 1915 г. Сергей Алексеевич получил привилегию на изобретение гироскопического прибора.
Он принудительно и автоматически возвращался в первоначальное положение в случае отклонения его от такового.
Для осуществления такого маневра разработчик создал конструкцию, не требующую дополнительных измерительных (наблюдающих углы поворота) устройств, как это делается в современных гироскопических системах.

В 1916 г. он получил патент Англии на электрическое реле очень высокой чувствительности – третье изобретение, защищавшее разработку – характеризовавшееся тем, что колебания его арматуры, создаваемые серией импульсов управляющего контура, преобразовывались во вращательное движение.
Предусматривался тормоз, обеспечивающий возможность замыкания управляемого контура только нужной частоты тока.
Это изобретение было применено в устройстве защиты прибора от помех.
Надежность системы значительно повысилась.

10.10.1915 в манеже Адмиралтейства Сергей Алексеевич демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую модель «Системы управления движением механизмов на расстоянии».
БСЭ (1956 г., статья «Ульянин») об этом писала, но дату привела неверно.
Первое в России испытание опытного образца системы телеуправления движущимся объектом успешно прошло в 1916 г. на трассе Кронштадт – Петергоф.

В 1908 г. Сергей Алексеевич построил модель биплана с тандемным расположением крыльев, которая отлично летала и получила приз на конкурсе моделей (председатель жюри конкурса Н.Е. Жуковский) в 1910 г. «за большое научное значение».

Это был прообраз моноплан-биплан-триплана с двумя двигателями.
В 1909 г. автор доложил о разработке проекта двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей.
Замена плоскостей планировалась легкой и простой – членами команды обслуживания.
Самолет строился Первым Российским товариществом воздухоплавания (ПРТВ) до конца 1913 г.

Неоднократные и необоснованные срывы сроков поставки аэроплана заказчику привели к тому, что Военное ведомство расторгло договор о поставке аэроплана.

Двигатели были поставлены фирмой «Бенье» безвозмездно.

Автор проекта все выдвинутые ПРТВ претензии или локализовал, или доказал их беспочвенность.

Вины автора проекта в задержках в архивах не обнаружено.

О новизне и оригинальности проекта много написано.
В 1911 г. впервые это отметил инженер-механик Л.М. Франк в книге «История авиации».
Основной заслугой проекта было то, что с целью повышения надежности полета каждый из двигателей аэроплана должен был тянуть машину при отказе одного из них. Предусматривалось поэлементное дублирование не только двигателей, но и ряда других важных узлов.
Автор проекта в своих разработках применял дуализм узлов и деталей, впервые применил на практике понятие (до этого неизвестное) «коэффициент использования узлов».
Теперь его называют пионером практического применения теории надежности.

В 1910 г. Ульянин разработал проект разборного военного самолета-разведчика.

Построенный 26.1.1911 аэроплан был назван по имени Петербургского товарищества авиации (ПТА) – Пта № 1.

Самолет имел двойное управление, т.е. мог быть учебным.
Имел закрытую гондолу для летчиков, первую в России.
Тяги управления и ряд других важных узлов были задублированы поэлементно.
Полутороплан мог спускаться на водную поверхность, свободно подниматься с помоста и опускаться на него на палубе корабля.
Имел приспособление для подъема на аэродроме без помощи команды и радиостанцию.

Пта № 1 выставлялся на 1-й Международной выставке воздухоплавания в Санкт-Петербурге в 1911 г., на которой ПТА получило малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за конструкцию Пта № 1 и за постановку производства винтов для летательных аппаратов.

Полутороплан удачно летал, поднимая 5 человек, что подтвердило проектную грузоподъемность и сделало Пта № 1 первым в России военно-транспортным самолетом. Испытания, начатые руководителем ПТА В.А. Лебедевым, выявили хорошие летные качества аэроплана.
Он установил на этом аппарате рекорд грузоподъемности и подтвердил проектную скорость 75 км. час.
С.И.Уточкин успешно летал на этом аппарате на 1-м конкурсе военных аэропланов.

Оба проекта самолетов Ульянина были определенным вкладом в развитие самолетостроения в России: удачно летал первый военно-транспортный аэроплан, постройка, хотя и не доведенная до конца, первого в мире двухмоторного аэроплана повышенной надежности открыли дорогу многомоторным самолетам И.И. Сикорского.

Разработавший метод и формулу оценки аэропланов на военных конкурсах, С.А. Ульянин был на 2-м и 3-м конкурсах председателем экспертных комиссий.
Участие в конкурсах и работа в комиссиях по приемке аэропланов и двигателей для них русского и иностранного производства, где неизменно председательствовал герой очерка, тоже было вкладом Ульянина в дело создания авиации в России.
Одновременно и квалификация его неуклонно повышалась.

В полевых условиях надо было оберегать хрупкие конструкции самолетов от ветра, дождя и других проявлений природы.
Для аэропланов, участвовавших в маневрах с применением авиации в 1911 г., Сергей Алексеевич создал по своим чертежам легкие навесы.

В 1913 г. подал заявку на изобретение и в апреле 1917 г. получил привилегию на «Разборную палатку для аэропланов».
Сообщение об этой привилегии, впервые было опубликовано в 1990 г. автором этих строк.

Палатка имела «минимальное количество жестких частей», собиралась и разбиралась легко и быстро, хорошо противостояла ветру и надежно защищала аэроплан от дождя.
Автор предлагал устанавливать палатки так, чтобы ворота их были защищены от прямого ветра какими-нибудь местными предметами: лесом, строениями и другими прикрытиями.

При расположении бивака аэропланов в открытых местах изобретатель рекомендовал располагать палатки друг против друга воротами внутрь, на расстоянии размеров аэроплана друг от друга.
Вес палатки серийного выпуска не превышал 480 кг.
В новом варианте изобретения кроме усовершенствований появился парусиновый чехол для укладки палатки при перевозке и хранении.

С увеличением размеров аэропланов автор изменил ширину палатки, а для аэропланов «Илья Муромец » разработал новую палатку.
Её назвали «Палатка-ангар системы полковника Ульянина».
Как и предыдущие варианты, она широко применялась в войсках, в том числе и в боевых действиях вплоть до 20-х годов прошлого столетия.
О добротности и полезности палаток писали, помещали их фотографии с такими, например, под рисуночными текстами: «Полевая палатка для аэропланов конструкции Ульянина, прекрасно служившая для защиты от непогоды в Балканской войне».

В декабре 1910 г. Сергей Алексеевич, будучи во Франции, получил задание Инженерного ведомства доложить «производство каких авиационных моторов желательно установить в России?»
Изучив вопрос, он рапортом от 13/26 декабря 1910 г. сообщил о состоянии дел с производством двигателей на заводах Франции и доложил «Мое личное мнение по вышеизложенному следующее: начать производство моторов Гном...».
По этой рекомендации В России был построен завод «Гном-Рон». Ныне это ФГУП ММПП «Салют» в Москве и АО «Моторостроитель в Самаре».

Создание АО было огромным событием.
Зам. Начальника Главного штаба ВВС РФ генерал-лейтенант А.Н.Ионов статье газеты «Красная звезда» «Так мы учились летать» пишет: "...10 мая 1912 г. Николай II утвердил закон «Об отпуске из Государственного казначейства на образование и содержание АО ОВШ... Тем самым первый этап создания военной авиации в России завершился... налажена подготовка летных кадров в школах авиации...".
В статье упомянуто имя С.А.Ульянина, как начальника АО.
Приятно сознавать, что имя этого талантливого человека не забыто.

Став начальником АО, он успешно повышал свое летное мастерство.
Активно обучая первых 10 учеников, он освоил ряд конструкций самолетов, летал по много раз в день, в сильный ветер и непогоду.
Участвовал в маневрах войск с применением аэропланов, в том числе и в качестве командира авиационного отряда.
Его достижения в деле обучения полетам офицеров, достигшие большого мастерства, отмечались в России и за ее пределами.

Немецкий журнал писал: «капитан Ульянин, который спроектировал и строил двухмоторный летательный аппарат весьма оригинальной конструкции, был выдающимся практиком, имел большие заслуги в области обучения пилотов летному мастерству, в котором он совершил прорыв.
Многие офицеры, окончившие его школу, являются выдающимися пилотами».

О выдающихся учениках АО много написано.
Некоторые из них уже упомянуты.

18 августа 1914 г. АО ОВШ переформировывается в ВАШ.

В приказе № 2 по ВАШ говорилось о формировании команд аэропланов «Илья Муромец» с первого по четвертый номер, о назначении командиров этих аэропланов, об обучении полетам на них при ВАШ.
После утверждения постоянного штата ВАШ 7 марта 1916 г. Ульянин служил на должности «Генерал-майор».
По положению он являлся членом Технических комитетов Главного Военно-технического Управления и УВВФ, членом Учебного комитета ВАШ.

Трудно перечислить всё, что Ульянин внедрил, и что в свое время принесло немалую пользу Русской армии.
Заботясь о расширении имеющегося аэродрома в Гатчине и помещений для личного состава ВАШ, Ульянин нашел новое место для аэродрома недалеко от Петрограда.
Теперь там аэродром авиапредприятия «Пулково».
Нашел место для аэродромов и вблизи Братского кладбища в Севастополе, в Киеве, участвовал в создании и оборудовании Главного Аэродрома УВВФ в Херсоне.

Первого начальника АО и первого начальника ВАШ назначили первым председателем Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества в Англии, Италии и Франции с центром в Париже.
В представлении Великий Князь Александр Михайлович писал: «Начальник ВАШ, военный инженер, военный летчик, полковник Ульянин, вся предыдущая служба и выдающаяся деятельность которого по авиации и воздухоплаванию дают полные основания для столь серьезного и ответственного во всех отношениях назначения».

В 1916 г. было создано УВВФ.
22 августа помощником начальника Управления был назначен С.А.Ульянин.
Должность тоже генеральская. В аттестации говорилось: «...для скорейшей постановки различных отраслей авиации на должную высоту, соответствующую требованиям момента... считаю полковника Ульянина, являющегося одним из самых старых и энергичных деятелей по созданию нашей авиации ...в связи с хорошо известными Вам выдающимися вообще служебными качествами полковника Ульянина... Генерал-адъютант Александр Михайлович.»

3 апреля 1917 г. было создано Полевое Управление авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
Приказом Армии и Флоту по согласованию с Верховным Главнокомандующим 19 апреля полковник С.А.Ульянин был назначен начальником этого Управления.
По штату должность могла быть генерал-лейтенантской. И его вызвали из-за границы.
2 июня Ульянин вступил в должность.

Приведем одну из телеграмм, подписанных им: «6 июня с.г. на фронте погиб доблестный командир 2-й боевой группы капитан Евграф Николаевич Крутень, который своей неутомимой боевой работой стяжал себе неувядаемую славу и бесспорно может считаться гордостью нашей родной авиации».

7 июня из ставки в штаб Юго-Западного фронта, инспектору авиации фронта В.М. Ткачеву поступила телеграмма: «От должности отказался причине незнания русского фронта и личного состава точка Кандидатуры выставил Вашу и Горшкова точка Ульянин».

Просьба была удовлетворена – 9 июня приказом Армии и Флоту Ульянин был назначен помощником УВВФ по школьной части, а В.М. Ткачев – начальником Управления. Приказом Верховного Главнокомандующего от 21 июня за № 500 назначение Вячеслава Матвеевича было согласовано.
В должность он вступил 30 июня.

Чем был вызван отказ Сергея Алексеевича от столь высокой должности?
С одной стороны изобретательская и конструкторская деятельность была ему больше по душе, а с другой стороны он был вызван из-за границы и «для организации авиационных школ по образцу французских».

После октябрьского переворота Ульянин стал первым начальником УВВФ, а в марте его командировали за границу для ликвидации дел комиссии, ранее им возглавлявшуюся, и для организации новой Авиационной информационной миссии в Англии, Италии и Франции.
Добравшись до Англии, он стал эмигрантом.
13 октября 1921 г. С.А. Ульянин умер в Лондоне, где родились его четвертая дочь и сын.

24 ноября 1910 г. Ульянин был избран действительным членом Императорского Русского Технического Общества (ИРТО).
Он выступал с докладами на Х и ХП съездах Естествоиспытателей и врачей, был почетным председателем подсекции воздухоплавания на ХП съезде.
Был членом экспертной комиссии 1-й Международной воздухоплавательной выставки в Санкт-Петербурге в 1911 г.
С 1910 г. состоял членом Императорского Всероссийского Аэро-Клуба.
Участвовал в работах первых трех Всероссийских съездов воздухоплавателей.
С 16 по 22 августа 1904 г. участвовал в работе IV съезда Международной Ученой Воздухоплавательной комиссии.

В 1914 г. изобретатель издал книгу «Современный военный флот», где в сжатом виде популярно изложены ценные сведения об истории развития флота, начиная с «Парового» периода, в передовых странах Европы и США, дается анализ развития военных флотов, рассматриваются типы кораблей.
Даны фотографии военных судов.
Для сравнения приведены наглядные чертежи броненосцев: английского, русского и французского.
Описана история «борьбы» между артиллерийским вооружением кораблей и толщиной брони.
Сказано об изобретении самодвижущейся мины, о возможности подрыва мин на расстоянии "посредством электрического тока, которым можно управлять с берега".
В книге анализируются тенденции развития флотов различных стран, дается сравнительная таблица эволюции линейных кораблей за 50-летний период.
Автор обладал даром предвидения. Говоря о войне, пишет:

«...Предстоит, вероятно, не одно – два сражения, а длительная морская война, представляющая собой весьма сложную совокупность действий, выполняемых отдельными боевыми единицами, выступающими порознь или организованными массами, в виде флотов и эскадр».

Многие авторы (библиография насчитывает более 500 названий) высоко оценили деятельность изобретателя и военного деятеля государственного масштаба.
Одна из коротких: «Сергей Алексеевич Ульянин был одним из наиболее подготовленных и одаренных специалистов в области авиации» – С.Н. Токарев.

Наш герой очень хорошо говорил и писал по французски, хорошо – по английски, знал немецкий язык и латынь, изучал испанский язык и эсперанто.

Он был награжден орденами: Св.Равноапостольного Князя Владимира 3 и 4 ст., св. Анны 2 и 3 ст., св. Станислава 3 ст., Почетного Легиона Французской Республики 4 ст.
Имел БЛАГОВОЛЕНИЕ Государя ИМПЕРАТОРА за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны.
Был награжден чином полковника и медалями.

Восприемниками сына Алексея в 1920 г. были Особы Императорской крови Князь Никита Александрович и Княжна Нина Георгиевна.
Великая Княгиня Ксения Александровна и Её супруг Великий Князь Александр Михайлович поддерживали вдову Сергея Алексеевича и помогали ей растить детей.
Изобретатель радио Гульельмо Маркони прислал вдове телеграмму соболезнования по поводу кончины супруга, как только узнал об этом.

Интересная оценка творческой и изобретательской деятельности дана академиком Академии изобретательства Борисом Сергеевичем Мельниковым в докладах «Эвристические принципы творчества С.А. Ульянина».
Отметив его огромный вклад в создание авиации в России, докладчик остановился только на официально оформленных изобретениях.
Б.С.Мельников подчеркнул, что по статистике среднему человеку потребовалось бы 330 лет на эти изобретения, а не 22.

Результаты исследований творческой личности С.А. Ульянина были сформулированы так:

1) широкий диапазон интересов и разнообразие видов деятельности, 2) постоянная творческая активность, 3) наукоёмкость технических решений, 4) высокая удельная результативность, 5) в половине результатов – уникальность, 6) истовое служение Отечеству.

Приведем заключительную фразу из некролога.

«Не было ни одного начинания в жизни русской авиации, в котором он не принимал бы участия; всюду он был нужен, всюду умел сгладить все шероховатости, дать дельный совет, принять нужное решение.
Сергей Алексеевич заслужил то глубокое уважение, каким пользовался среди всех его знавших, заслужил ту вечную память, которая будет жива не только в его современниках, но и на страницах истории русской авиации, в направлении и путях которой он столько лет работал не за страх, а за совесть».

В Российском государственном военном архиве есть Единица хранения (дело), в которой можно почитать и про С.А. Ульянина: РГВА. Фонд 40874. Опись 31 «Ульянин Юрий Алексеевич». Дело 2.

Автор статьи "Национальный герой России Сергей Ульянин" - Юрий Алексеевич Ульянин, Академик Государственной Национальной Русской Академии, доктор исторических наук, профессор, кандидат технических наук, внучатый племянник С.А. Ульянина.


Биплан С.А. Ульянина.


Государю Императору Николаю II Александровичу представляется начальник АО ОВШ подполковник С.А.Ульянин.
Слева начальник ОВШ генерал-лейтенант А.М. Кованько, справа помощник начальника АО штабс-капитан Г.Г. Горшков.
25 июля 1913 года, Красное село.



Скульптурный портрет С.А.Ульянина в Музее Истории авиации в Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге.

С.А. УЛЬЯНИН - ПИОНЕР РУССКОЙ АВИАЦИИ.

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ И.И. СИКОРСКОГО, 1999 год. Москва. Санкт-Петербург. Секция "История авиации"

Докладчик: Ю.А. УЛЬЯНИН - союз журналистов России, Москва, Россия.

Список обозначений:

АО – Авиационный отдел,

ВАШ – Военная авиационная школа (в Гатчине),

ВВ – Военное ведомство,

ГВТУ – Главное Военное Техническое Управление,

ГИУ – Главное Инженерное Управление,

ИВАК – Императорский Всероссийский Аэро-Клуб,

ИРТО – Императорское Русское Техническое Общество,

ОВФ – Отдел воздушного флота ОК,

ОВШ - Офицерская воздухоплавательная школа

ОК – ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный Особый Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования,

ПРТВ – Первое Российское Товарищество воздухоплавания,

ПТА – Петербургское Товарищество авиации,

ПУАВ – Полевое Управление авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего,

РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив,

С.А. – Сергей Алексеевич Ульянин,

УВВФ – Управление Военного Воздушного Флота, Увофлот.

В числе первых семи штаб и обер-офицеров, направленных для обучения полетам и получения диплома пилота-авиатора во Францию в 1910 г., был капитан Сергей Алексеевич Ульянин.
Он предназначался командованием на должность начальника будущей ВАШ.
До ее создания предписанием ГИУ номер 4040 от 20 августа 1910 года он был назначен начальником АО ОВШ.
Формально началом деятельности АО считается 1 сентября 1910 года.
Фактически она началась несколько позднее.
Во всяком случае до открытия Севастопольской школы авиации ОВФ ОК, которое состоялось 11.11.1910 года.
Позднее годовщину школы стали отмечать 8 ноября.
Подполковник Ульянин вместе с Великим Князем Александром Михайловичем был на открытии этой школы в качестве начальника АО.

К этому времени Сергей Алексеевич был уже известным воздухоплавателем, змеенавтом и конструктором.
Его устойчивые в воздухе воздушные змеи и змейковый поезд (1896 г.) стояли на вооружении Российской Императорской Армии вместе с двумя первыми в мире походными фотолабораториями и первыми фотоаппаратами для воздушной съемки.
Всего Ульянин создал пять типов аэрофотоаппаратов, в т. ч. первый в мире и первый для съемки с борта аэроплана.
Он разработал метод развертывания перспективных аэрофотоснимков в план местности и способ переноса объектов с аэросъемки на топографическую карту.
Был создателем миниатюр-полигона для обучения артиллерийской стрельбе с закрытых огневых позиций в классных условиях.
С 01.01.1910 г. С.А. Ульянин был членом ИВАК.
В том же году стал членом ОВФ ОК, членом ОК и действительным членом ИРТО.

В 1908 году Ульянин построил модель биплана с тандемным расположением крыльев, которая «отлично летала» и получила приз на конкурсе моделей (председатель жюри конкурса Н.Е. Жуковский) в 1910 г. «За большое научное значение».
Это был прообраз будущего моноплан-биплан-триплана с двумя двигателями.

В 1909 году Ульянин доложил по команде (из Варшавы, а не из Гатчины, как считают некоторые авторы) о разработке проекта двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей.
Реализация замены плоскостей осуществлялась легко и просто членами команды обслуживания.
В архиве проекту и ходу его реализации отведена целая единица хранения.
Самолет строился ПРТВ до конца 1913 года.
Факт общеизвестный, но до сего времени никто не опубликовал истинной причины, по которой самолет построен не был.
Опубликованы разные версии, свидетельствующие о том, что авторы не дочитали в архиве дело «О постройке аэроплана С.А.Ульянина» до конца.
Неоднократные и необоснованные срывы сроков поставки ПРТВ аэроплана заказчику привели к тому, что ВВ предложило расторгнуть договор о поставке аэроплана и вернуть задаток.
Что и было сделано после ряда препирательств со стороны ПРТВ в декабре.
Возможно были и неявные причины, но во всяком случае вины автора проекта в этом не было.

О новизне и оригинальности проекта много писали в те годы в газетах и журналах.
В 1911 году это отметил инженер-механик Л.М. Франк в книге «История авиации».

Основной заслугой и новизной проекта было то, что с целью повышения надежности полета каждый из моторов должен был тянуть машину при отказе одного из них.
Проект предусматривал поэлементное дублирование не только двигателей, но и ряда других важных узлов.
С учетом того, что автор проекта уже применял ранее в своих разработках поэлементное дублирование узлов (применял и в последующих изделиях) и впервые применил на практике понятие (до этого неизвестное) "коэффициент использования узлов", С.А. Ульянина вполне можно назвать пионером практического применения теории надежности.
Заметим, что ПРТВ строило не только аэроплан Ульянина, но и его змейковые поезда.
Интересно было бы обнаружить истинную причину, по которой такой талантливый проект не был осуществлен.

Конструкторская активность, высокая работоспособность и добросовестность в выполнении служебных обязанностей Сергея Ульянина привели к тому, что его направили на учебу во Францию не только для получения диплома летчика, но и для изучения новинок самолетостроения.
Он с большим удовольствием занялся там и этим делом.

По просьбе ГИУ Совет ИВАК 14.6.1910 постановил «уведомить Aero-Club de France о неимении препятствий со стороны ИВАК к выдаче пилотского звания полковнику Зеленскому, капитану Ульянину и поручику Матыевичу-Мацеевичу».
Аналогичное постановление ИВАК по другим первым соискателям было оформлено по просьбе ОВФ.

24.07.1910 г. С.А. сдал экзамен на звание пилота-авиатора по международным правилам и, в ожидании получения Brevet de Pilote, продолжал практиковаться в совершении полетов на аэроплане, в т.ч. с пассажиром.
«Давал уроки» полетов Ульянину первый русский дипломированный летчик Михаил Никифорович Ефимов.
Диплом номер 181 С.А. получил 09.08.1910, став четвертым из военных чинов Российской Императорской Армии дипломированным летчиком, а среди русских летчиков – восьмым.

В 1910 году С.А. разработал проект разборного военного самолета-разведчика.
Построенный 26.01.1911 аэроплан был назван по имени ПТА военным бипланом ПТА номер 1.
Он имел двойное управление: пилота и пассажира, т. е. мог быть учебным.
Имел закрытую гондолу для летчиков, первую в России.
Все тяги управления и ряд других важных узлов были задублированы поэлементно.
Это был полутороплан.
Он мог спускаться на водную поверхность, свободно подниматься с помоста и опускаться на него на палубе корабля.
Имел приспособление для подъема на аэродроме без помощи команды и радиостанцию системы Д.М. Сокольцева.

ПТА номер 1 выставлялся на 1-й Международной выставке воздухоплавания в Санкт-Петербурге в 1911 году, на которой ПТА получило Малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за конструкцию ПТА номер 1 и за постановку производства винтов для летательных аппаратов.
Такой винт был установлен и на полутороплане номер 1.
Он удачно летал, поднимая 5 человек, что подтвердило проектную грузоподъемность и сделало ПТА номер 1 первым в России военно-транспортным самолетом.
Испытания, начатые руководителем ПТА, третьим русским дипломированным летчиком, выявили хорошие летные качества аэроплана.5 мая В.А.Лебедев, продолжая испытания, летал с 4-мя пассажирами, установив т. о. рекорд грузоподъемности.
Проектная скорость 75 км. час. также была подтверждена.
На 1-ом конкурсе аэропланов, приспособленных для военных целей, ПТА номер 1 принимал участие. С.И. Уточкин успешно летал на нем.
Но, летавший ранее только на малых аэропланах гоночного типа, пилот Н.Д. Костин вдребезги разбил аппарат.

С.А. в дальнейшем переключился на реализацию своей идеи (1904г.) управления самолетом без пилота – телеуправлением движущихся объектов.
Считавшийся крупным специалистом в области авиации, Ульянин неоднократно возглавлял комиссии по приемке аэропланов и моторов для них русского и иностранного производства для нужд ВВ.
Приведем один из примеров того, что он при этом имел свое мнение, иногда отличное от мнения своих начальников.

В акте приемной комиссии самолета Я.М. Гаккеля от 9.8.1912 был сделан вывод: «Аэроплан удовлетворяет всем требованиям частных технических условий и положению Военного Совета (от 21.6.1912) и потому подлежит приему в казну».
Подписи: Ульянин и др.

Начальник ОВШ генерал А.М.Кованько, которому подполковник Ульянин в то время подчинялся по службе, не согласился (а это было известно до подписания акта) с выводом комиссии, ссылаясь на неисправности мотора «Аргус» 100 л. с. во время испытаний.
История рассудила кто из них был прав.

На последующих 2-м и 3-м конкурсах военных аэропланов С.А. Ульянин был председателем экспертной комиссии.
Он разработал «Метод и формулу оценки аэропланов на военных конкурсах».

Из сказанного видно, что оба проекта самолетов Ульянина были определенным вкладом в развитие самолетостроения России.
Был создан и удачно летал первый учебный, он же первый военно-транспортный самолет.
Проект и попытка постройки первого в мире двухмоторного самолета повышенной надежности открыли (смело можно так думать и писать) дорогу многомоторным самолетам Игоря Ивановича Сикорского.
Участие в конкурсах аэропланов и работа в комиссиях тоже было вкладом Ульянина в дело создания авиации в России.
Одновременно и квалификация С.А. неуклонно повышалась.

Став начальником АО ОВШ, успешно повышал свое летное мастерство, активно обучая первых 10 учеников АО.
Он освоил ряд конструкций самолетов, летал помногу раз в день, в сильный ветер, непогоду.

Участвовал в маневрах войск Петербургского и Киевского военных округов, в т. ч. в качестве командира авиационного отряда.
В обучении полетам офицеров он достиг большого мастерства.
Это отмечалось в России и за рубежом.

Немецкий журнал «Мотор» писал: «...капитан Ульянин, который спроектировал и строил двухмоторный летательный аппарат весьма оригинальной конструкции, был выдающимся практиком, имел большие заслуги в области обучения пилотов летному мастерству, в котором он совершил прорыв. Многие офицеры, закончившие его школу, являются выдающимися пилотами...».

О выдающихся учениках С.А. много написано.

Отметим, что в первом выпуске АО в 1911 году он подготовил хороших инструкторов летного дела, ставших его помощниками: поручики С.М. Бродович, Н.Н.
Данилевский, Л.А. Дацкевич, А.В. Панкратьев и штабс-капитан А.А. Карпов.
В этом же выпуске совместно с Г.Г. Горшковым, первым его помощником, и Е.В. Рудневым Ульянин учил летать военного инженера капитана А.Н. Вегенера, поручиков Г.А. Гальвина, А.В. Сахарова, Б.Н. Фирсова и военного инженера поручика Д.А.Борейко.
19.11.1911 сдал экзамен на звание пилота-авиатора поручик В.А. Соловьев.
Его также причисляют к первому выпуску АО.

Ежегодно ГИУ командировало в АО для обучения 15 и более офицеров на период с 1 апреля по 15 ноября.
К каждому офицеру командировались по 2 нижних чина.
Один обучался уходу за двигателями, другой – ремонту аэропланов.
Из числа прикомандированных отбирали 10 наиболее пригодных и обучали полетам на аэропланах, сдавших экзамен направляли в авиационные отряды на должность летчиков.

Создание АО ОВШ было огромным событием.

Начальник оперативного управления Главного штаба ВВС ВС РФ Александр Ионов писал : "...10 мая 1912 года Николай II утвердил закон "Об отпуске из Государственного казначейства на образование и содержание АО ОВШ" ...Тем самым первый этап создания военной авиации в России завершился... налажена подготовка летных кадров в школах авиации в Санкт-Петербурге и Севастополе".

В схемах, приведенных в статье, дважды показан АО: в общей схеме организации Воздушного Флота России (рядом с ОВШ) и отдельно АО ОВШ - "начальник отдела Ульянин С.А."
Трактовка самостоятельности АО, как отдельного учебного заведения, свидетельствует о его значении в деле создания авиации в России, а также о том, что имя С.А. не забыто.
Со временем АО был переформирован в ВАШ.

В приказе номер 1 по ВАШ от 18 августа 1914 года, изданном в Санкт-Петербургском лагере при Корпусном аэродроме, было сказано:
"параграф 1.Сего числа АО ОВШ переформирован в ВАШ.
Основание: Приказ по ВВ сего года номер 463 и приказ по ОВШ сего числа номер 163.
Параграф 3.
ВАШ располагается палаточным лагерем на Гатчинском аэродроме школы и на Корпусном аэродроме 1-й Авиационной роты в г. Санкт-Петербурге.
Подпись Начальник ВАШ полковник Ульянин.
Адъютант школы Бошенятов".

На следующий день в приказе номер 2 объявлялось о формировании команд аэропланов «Илья Муромец» номера 1... 4, о назначении командиров этих аэропланов, об обучении полетам на аэроплане «Илья Муромец Киевский» при ВАШ под руководством Г.Г. Горшкова, назначенного Ульяниным командиром этого корабля.
24 августа С.А. был утвержден в должности начальника ВАШ ВЫСОЧАЙШИМ приказом.31 августа Е.В. Руднев с аэропланом «Илья Муромец» и командой отправился на театр военных действий.
Так для С.А. началась Великая война.
ВАШ числилась в Действующей армии.

И в АО, и в ВАШ перед началом практических занятий ученики (офицеры) проходили подготовку на теоретических курсах при Петербургском политехническом институте имени Императора Петра Великого – аэродинамика, механика полета аэроплана, двигатели внутреннего сгорания, конструкция и расчет самолетов, аэрофотография, лабораторные работы.
В период Великой войны 1914-1918 гг. количество обучающихся в ВАШ значительно увеличилось, но программы, в т. ч. для нижних чинов, не изменились.
Последних продолжали учить и русскому языку, и математике, и физике.

Заботясь о расширении Гатчинского аэродрома и помещений ВАШ, С.А. нашел новое место для аэродрома недалеко (в то время) от Петрограда.
Теперь там аэродром авиапредприятия «Пулково».

7 августа 1915 года С.А. писал в ГВТУ через Великого Князя Александра Михайловича: «Для расширения школы желательно устройство аэродрома у Среднего полустанка. Соображения по устройству этого аэродрома представляются...».

В РГВИА имеется несколько дел, отражающих ход строительства аэродрома и помещений для ВАШ на Средней Рогатке-Пулково.
Но гражданская война помешала окончанию строительства.
Определенный вклад внес С.А. и в создание Главного Аэродрома.
Настоял на создании его не вблизи Петрограда, а в Херсоне и др.

После 7.3.1916 (дата утверждения штата ВАШ) С.А. служит на должности «Генерал-майор».
По положению он является членом Технического комитета ГВТУ.
Ему давались ответственные поручения командования, касавшиеся развития и становления военной авиации России.
Но с родной школой пришла пора расставаться.
Первого начальника АО и первого начальника ВАШ назначили первым председателем Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества в Англии, Италии и Франции с центром в Париже.

Из представления к назначению: "Начальник ВАШ, военный инженер, военный летчик, полковник Ульянин, вся предыдущая служба и выдающаяся деятельность которого по авиации и воздухоплаванию дают полные основания для столь серьезного и ответственного во всех отношениях назначения" ...подпись: "Александр Михайлович".

09.12.1915 Ульянин донес о прибытии с частью комиссии в Париж.
Деятельность С.А. на посту начальника ВАШ и председателя Заграничной комиссии достаточно хорошо известна.
Остановимся на том, что он не переставал заниматься телеуправлением движущимися объектами: наземными, надводными и подводными. И заслуженно считается пионером в этом важном деле.
Он предлагал и управление по программе – по «заранее заложенной в прибор ноте».
Работа велась, но опять помешали революция и гражданская война.

В целях совершенствования управления авиацией и воздухоплаванием в апреле 1916 года было организовано УВВФ.
22 августа помощником начальника УВВФ был назначен Ульянин.
Должность тоже генеральская.

Из аттестации: "...для скорейшей постановки различных отраслей авиации на должную высоту, соответствующую требованиям момента, ...положение дела вызывает необходимость привлечения к нему ...лица, хорошо знающего состояние тех же вопросов в союзных армиях и притом, по своему служебному опыту в области нашей авиации, могущего иметь авторитетное суждение о соответствии различных деталей, принятых там, применению у нас... отвечающим в полной мере приведенным требованиям, считаю полковника Ульянина, являющегося одним из самых старых и энергичных деятелей по созданию нашей авиации,... имел также... полную возможность широкого ознакомления со всеми организационными мероприятиями в области авиации и у наших союзников... в связи с хорошо известными Вам выдающимися вообще служебными качествами полковника Ульянина... Генерал-адъютант Александр Михайлович".

06.12.1916 ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявил «ВЫСОЧАЙШЕЕ благоволение за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны, бывшему начальнику ВАШ, ныне помощнику УВВФ, военному летчику полковнику Ульянину».

3 апреля 1917 года приказом Верховного Главнокомандующего номер 70 было создано ПУАВ.
Приказом Армии и Флота С.А. был назначен первым начальником ПУАВ.
По штату генерал-майор, может быть генерал-лейтенант, а это уже 3-й класс по Табели о рангах.
И его вызвали из-за границы.
31 мая он был зачислен в списки чинов ПУАВ со словами: «впредь до прибытия полагать в ожидании».
2 июня С.А. вступил в должность.

Телеграмма С.А. в штаб Авиагруппы, командиром которой был ученик Ульянина Е.Н. Крутень: "6 июня с.г. на фронте погиб доблестный командир 2-й боевой группы капитан Евграф Николаевич Крутень, который своей неутомимой боевой работой стяжал себе неувядаемую славу и бесспорно может считаться гордостью нашей родной авиации...".

В тот же день С.А. подал по команде рапорт о предоставлении ему другой должности.
9 июня он был назначен помощником начальника УВВФ и 21 июня исключен из списков ПУАВ.
Тем же приказом подполковник В.М. Ткачев был назначен начальником ПУАВ, в должность он вступил 30.6.1917.

После октябрьского переворота С.А. стал первым начальником УВВФ.
В марте 1918 года его командировали за границу, где он стал эмигрантом.
Умер 13.10 1921 года в Лондоне.
Похоронен на кладбище Лэдуэл.

С.А. Ульянин родился 13.9.1871 в Москве в семье потомственного дворянина.

Прекрасно говорил по-французски, очень хорошо по-английски, знал немецкий язык, изучал испанский язык и эсперанто.

Как военный деятель государственного масштаба и за успехи в конструкторско-изобретательской деятельности он был награжден орденами: святого Равноапостольного Князя Владимира 3 и 4 степеней, святой Анны 2 и 3 степеней, святого Станислава 3 степени, Почетного Легиона Французской Республики (стал офицером этого легиона) 4 степени и медалями: "В память Царствования Александра III" и "В память 300-летия Царствования ДОМА РОМАНОВЫХ. 1613-1913", а также чином полковника (05.10.1913).

«Не было ни одного начинания в жизни русской авиации, в котором С.А. не принимал бы участия» – слова из некролога (Белград, 1923г.).
В 38-ми музеях мира имеются материалы о деятельности С.А. Ульянина.


Полковник Ульянин Сергей Алексеевич - 1916 год.


Проект 2-х моторного самолёта Ульянина.


Биплан С.А. Ульянина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. РГВИА. Ф.802. оп. 3. д. 1021. л. 139.

2. Циркуляр ВВ. 18.10.1910 номер 160.

3. Ульянин Ю.А. Работы С.А. Ульянина с воздушными змеями. Российское вертолетное общество и комиссия ОПММПУ Российской академии наук. Труды. Первый ежегодный форум. В 2-х томах. т. 2. 20-21 сентября 1994 года. М. с. 948-962. ил.

4. Аэрофотоаппарат "Военная энциклопедия". М.,1997. т. 1.

5. Ульянин Ю.А. Зарождение аэрофотосъемки. "Геодезия и картография". 1995. номер 1. с. 57-62.

6. Ульянин Ю.А. На заре аэрофотометрии. 1997. номер 2. с. 54-58. Портр. С.А. Ульянина. ил.

7. Поручик Ульянин. Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел "Артиллерийский журнал". 1899. номер 7. с. 663-672. ил.

8. Памяти полковника С.А.Ульянина "Наша стихия". Белград. 1923. Номер 2. с. 11-12.

9. ХII съезд Естествоиспытателей и врачей в Москве "Вестник воздухоплавания и спорта". Киев,1910. номер 1-2. с. 31.

10. РГВИА .Ф. 802. оп. 4. д. 2318. л.л. 1 – до конца дела.

11. Франк М.Л. Воздухоплавание в 4-х томах. т. 1, ч. 2. СПб, 1910.

12. Ульянин Ю.А. Анализ конструкторской деятельности С.А.Ульянина. Из истории авиации и космонавтики. Национальное объединение историков естествознания и техники. М.1990. Вып. 60. с. 131-148. ил.

13. ИВАК. Заседание номер 52. Воздухоплаватель. 1910. Номер 7. с. 89.

14. Полный список дипломированных пилотов-авиаторов. Список русских пилотов-авиаторов (1910 г.). Авиационный альманах на 1911 год. Каталог авиационного бюро АЭРО-OFFICE. Варшава, 1911.

15. Лебедев В.А. Письмо в редакцию "Вестник воздухоплавания". 1911 г. номер 15. с. 40.

16. РГВИА.Ф. 802. оп. 3. д. 1363. л. 25.

17.Boris Worobieff, Ingeniur, Die Luftfahrt in Rusland "Motor", 1914. Marz. S. 46-50.

18. Ионов А. Так мы учились летать "Красная звезда". 1996. 17 августа.

19. РГВИА. Ф. 298. оп. 1 д. 96. л.л .1-2.

20. РГВИА. Ф.493. оп. 7. д. 6. л.л. 209-210.

21. РГВИА. Ф. 2000. оп. 2. д. 2575. л.л. 9-12

22. РГВИА Ф.493. оп. 3. д.14. л.л. 103

23. Ульянин Ю.А. Кто был первым? "Воздухоплаватель". 1996 номер 1. с. 16-17.

Стихотворение, посвящённое С.А.Ульянину - автор Олег Олегович Столяров.

БАЛЛАДА О ПОЛЁТЕ АВИАТОРА ПОЛКОВНИКА УЛЬЯНИНА НАД ПЕТЕРБУРГОМ.

Над Петербургом ревёт мотор -
Аэроплан летит.
Виден сверху Казанский собор,
Береговой гранит.

Адмиралтейства отточенный шпиль,
Пронзающий облака.
Небесные хляби пилот осиль -
Сдадутся наверняка!

Вон Исакий мелькнул под крылом
И Петропавловка вслед.
Александровский столп бьёт челом,
Он говорит «Привет!»

Лётчика чинно приветствуют львы -
Питерские сторожа, -
Атланты, ввысь не подняв головы,
Небо в руках держа...

Он облетает столицу свою,
Видя её с высоты …
За мужество лётчика славного пью -
Отныне он с небом на «ты»!

Так обретает крылья, стремясь
К небу, ХХ век...
Так постигает с полётом связь
Дерзностный человек!

Над Петербургом ревёт мотор,
А Петербург внизу
Все улицы, площади рапростёр,
Приветствуя «стрекозу».

01.07.2003 г.

Автор и составитель материалов Юрий Алексеевич Ульянин - гвардии подполковник, член Союза журналистов России, потомок Русского авиатора Сергея Алексеевича Ульянина.

Биография участника ВОВ и обороны Москвы Юрия Ульянина, скоропостижно скончавшегося в сентябре 2010 года, опубликована в материалах:

"Ульянин Юрий Алексеевич - участник создания мемориала "Примирения народов" у Храма Всех Святых на Соколе, что на Ленинградском проспекте";

"Панихида по участникам создания Мемориала Примирения народов у Храма Всех Святых на Соколе - ветерану ВОВ Юрию Ульянину, Вадиму фон Каульбарсу и их соратникам, ушедшим из жизни".

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

Да простит им Господь все их пригрешения - вольные или невольные.


Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Ульянин
Дмитрий Ульянин 26.07.2016 в 19:14

Спасибо за информативную статью! Возможно мой дальний родственник)

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
7 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

В Екатеринбурге прошло Торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса рисунка "Россия: Рубежи Будущего"

... молодежная организация гражданско-патриотического воспитания «Русское Будущее», Ассоциация кадетских образовательных организаций ... у детей и подростков различных национальностей России ответственности за будущее нашей страны ...

Пресс-релиз. Торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса рисунка "Россия: Рубежи Будущего"

... Открытого Всероссийского конкурса рисунка «Россия: Рубежи Будущего», проживающих в ... Гагарина 2. 290-летию гениального русского полководца – Александра Суворова 3 ... коллективы и отдельные исполнители национально-культурных объединений Свердловской области, ...

В частях – шведский стол, в полевых условиях – пайки: как организовано питание современного солдата

... современные малогабаритные рационы питания. Минобороны России сообщает , что такие пайки подходят ... военнослужащих специалисты комбинатов устраивают Дни национальной кухни и Дни именинника. Напомним ...

Давно забытая детская игра "в слова"

... этом гарантируется полное соблюдение правил русского языка.

Выгодная внешнеэкономическая деятельность с компанией Восточный Пик

... ценовым предпочтениям и платежеспособности населению России, а качество продукции в целом ... услуги по налаживанию контактов между Россией и Китаем на постоянном основании ...

АлексСтрой

... стройматериалов осуществляется по всей территории России в максимально короткие сроки. Полностью ...