Патриотическое воспитание молодежи в России: Раньше и сейчас. ФОТО

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

Понятие патриотизма в царской России.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие  как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» . Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину — любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее».

Понятие патриотизма в советской России.

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Понятие патриотизма в православии.

Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».

Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

Понятие патриотизма  в современной России.

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».

Но, несмотря на то, что вышеперечисленные официальные документы четко очерчивают понятие патриотизма и его роль на современном этапе развития российской государственности, в общественном сознании отношение к данному понятию далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют высказывания различных политических и общественных деятелей.

Геннадий Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Мы, современные коммунисты-патриоты, коммунисты-государственники, являемся законными наследниками идеологии русского патриотического социализма. Эта идеология опирается на вековой жизненный опыт нашего народа, которому от века присущи и любовь к Родине, и жажда справедливости. Процветания и могущества Россия достигала только тогда, когда эта любовь и эта жажда соединялись в единый порыв. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России».

Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

Эдуард Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как».

Со своей стороны, представители партии «Единая Россия» призывают не размывать понятие патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную политику в вопросах патриотического воспитания. Лидер партии Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России — это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине. Именно национальное единство и патриотизм не раз решали судьбу нашей страны. Благодаря народному единству и патриотизму Россия стала великой державой и останется такой на века».

В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также недостаточную системность и четкость государственной политики в этой сфере. И это проблемы, которые ожидают своего решения.

Исторические и современные системы патриотического воспитания в России. 

«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. <…> Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.

Д.А.Медведев
(Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.)

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Современная российская система патриотического воспитания, в лице государственных и негосударственных организаций, представляет собой результат эволюции исторических форм патриотического воспитания, существовавших в нашей стране.

Система патриотического воспитания в царской России. 

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.

Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус).

Помимо военных дисциплин, по примеру Дании и Пруссии, в программу данного учебного заведения были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Это имело особое значение в связи с тем, что в России тех лет отсутствовало жесткое разделение на военную и гражданскую службу, часто военные переходили на гражданскую службу с сохранением и даже повышением ранга. Существовали случаи, когда кадетский корпус преобразовывался в гражданское учебное заведение, например в Санкт-Петербурге Горное училище стало Горным кадетским корпусом, а позже было преобразовано в Горный институт.

Самым элитным военно-учебным заведением Императорской России считался Пажеский Его Императорского Величества корпус. Он был создан еще в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году, согласно именного указа, «Дабы те, пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во воем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает». За свою более чем вековую историю Пажеский корпус воспитал сотни доблестных офицеров, государственных и общественных деятелей.

Помимо кадетских корпусов, развивались так называемые Императорские лицеи. Наиболее прославившийся из них — Императорский Царскосельский лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 года, а с 1843 года находившийся в Санкт-Петербурге. В русской истории лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А.С.Пушкина. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов.

Системы патриотического воспитания в советской России. 

В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы:

  • воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;
  • ДОСААФ СССР;
  • Суворовские и Нахимовские военные училища;
  • молодежные военно-патриотические объединения и клубы.

Октябрята, пионеры, комсомольцы

В 1923-24 гг. в Москве стали возникать первые группы октябрят, в которые принимались дети — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы.

Пионерская организация в СССР была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. В пионеры, как правило, принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. Среди пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были, по сути, излишне формальными.

В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям. В двадцатые-тридцатые годы пионеры обучали неграмотных, помогали взрослым организовывать детские дома, собирали средства в помощь рабочим зарубежных стран. В июле 1930 года пионеры рапортовали XVI съезду Коммунистической партии о своей работе: «Мы обучили грамоте свыше 1 000 000 неграмотных. Мы отправили в подшефные села 20 000 радиоприемников. Мы послали пионерам деревни свыше 500 000 книг...».

8 ноября 1942 года на Всесоюзный воскресник «Пионер – фронту» вышли отряды по всей стране. Ребята пилили дрова, убирали палаты в военных госпиталях, собирали металлолом, помогали семьям фронтовиков убирать квартиры, готовиться к зиме. Пионеры собирали деньги в фонд обороны. Первый пионерский танк, громивший врага, назывался «Горьковский пионер».

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), также известный как Комсомол (Коммунистический союз молодежи) — политическая молодёжная организация, созданная 29 октября 1918 года и работавшая под руководством Коммунистической партии. Через шестьдесят лет после основания организации, к 1977 году, в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14-28 лет. Первоначально в ВЛКСМ принимались в основном дети рабочих и беднейших крестьян. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 60-х-80-х года XX века в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. Членство в ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина СССР, и являлась своего рода системой подготовки молодых кадров.

ДОСААФ

23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройства танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.

С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой воздушный флот, нужны были лётные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 1930-х годов.

После войны, в 1948-1951 годы, существовали ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ, выросшие из ОСОАВИАХИМа. 20 августа 1951 года они объединились во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, больше знакомое нам под сокращенным названием ДОСААФ.

Этой организации было поручено сосредоточить основное внимание на развертывании оборонно-массовой работы, пропаганде и распространении военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения, на подготовке допризывной молодежи к службе в армии, развитии технических видов спорта. Работа ДОСААФ СССР строилась на основе инициативы и самодеятельности членов общества под руководством партийных организаций и была связана с советскими, профсоюзными, комсомольскими, спортивными и другими общественными организациями.

Основой ДОСААФ являлись первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях, при домоуправлениях и т.д. Членом ДОСААФ мог быть любой гражданин СССР, достигший 14-летнего возраста. Разумеется, в деятельности этой организации не обошлось без формализма и «обязаловки», столь свойственных советской системе: в ряде случаев массовый прием в члены ДОСААФ школьников, студентов, рабочих и служащих проходил в принудительном порядке, например, под угрозой лишения премии, стипендии (или каких-то других наказаний). В связи с этим ДОСААФ в народе шутливо называли «добровольно-обязательным обществом».

Тем не менее, ДОСААФ СССР сыграло важную роль и в укреплении обороны нашей страны, и в патриотическом воспитании советской молодежи.

Суворовские и Нахимовские военные училища.

В годы Великой Отечественной войны, 21 августа 1943 года, руководством страны было принято Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось:

«Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...».

В суворовские военные училища принимали мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовыввались младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимали детей в возрасте от 8 до 10 лет.

В 1960-е годы была проведена реорганизация суворовских военных училищ. Часть их стала школами-интернатами и перешла в ведение Министерства просвещения РСФСР. В оставшихся суворовских военных училищах были изменены сроки обучения и порядок комплектования. В училища стали принимать юношей в возрасте 15–16 лет, успешно закончивших восемь классов школы. В связи с переходом средней школы на 10-летний срок обучения, возник вопрос и о сроках обучения суворовцев. В 1969 году принимается решение о переходе училищ на двухлетний срок обучения. В программы были внесены соответствующие изменения.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев — два академика РАН, около 500 докторов наук, около десяти народных артистов СССР и России, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Молодежные военно-патриотические организации.

В СССР расцвет деятельности молодежных военно-патриотических клубов пришелся на вторую половину 1980-х годов. Тогда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых война обнажила не только собственную совесть, но и многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодежи в СССР. Ветераны-афганцы без каких-либо указаний сверху, повинуясь своему чувству долга, не имея никаких особых взаимных договоренностей, создали уникальную систему военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, Армии и своим детям, лучшие армейские методики и боевой опыт войны в Афганистане.

Создавая новую военно-воспитательную систему, советские офицеры и сержанты практически сделали гениальное открытие, предложив обществу, армии и государству внутренне цельную и ясную методику допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания. Прежде всего, спортивные дисциплины (общего характера и рукопашный бой) заняли подобающее им место, в отличие от просто спортивных секций, где они имеют узкое практическое значения. Спортивная подготовка стала одной из важнейших военных дисциплин. Большое значение придавалось патриотическому воспитанию, что в условиях слабеющего советского государства и его идеологии имело огромное значение. Таким образом, военно-патриотический клуб смог соединить в себе спортивную секцию, лучшие формы армейской подготовки и идейно-патриотическое воспитание. Все это объединялось высокой идеей воинского служения своему народу и стране, что, в конечном итоге, рождало в молодом человеке чувство жертвенной любви к Родине.

Системы патриотического воспитания в современной России. 

В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи . Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, — такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, — а также появилось множество новых. Большинство из них вписываются в рамки Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В результате принятия этой программы, организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для своих многочисленных направлений деятельности.

Структурой, призванной решать организационные, методические и информационные задачи в системе патриотического воспитания граждан, является государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»). Эта организация была образована в 1997 году постановлением Правительства РФ с целью разработки и реализации «программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов» . С 2001 года основным направлением деятельности данной государственной структуры становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы патриотического воспитания граждан, а впоследствии – и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2011-2015 годы.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.

Основные структуры, целью которых является патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно разделить на три группы: государственные, общественно-государственные, и общественные. Примерами первых являются Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых — ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих — различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации.
 

Структурная схема организации патриотического воспитания в России

Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса вместе составляют систему кадетского воспитания и образования. Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия. Сегодня в России существуют более 200 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся (или именующих себя) кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с  Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление до 2008 года было возможно исключительно для лиц мужского пола. До недавнего времени такие училища давали своим воспитанникам среднее школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учебе в военных вузах.

ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. 17 декабря 2009 года состоялся внеочередной съезд РОСТО – организации-правопреемника советского ДОСААФ. Съезд утвердил преобразование Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России).

Обновленная организация ДОСААФ призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год.

Скаутское движение. Скаутское движение — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Крупнейшими из российских скаутских организаций являются: Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков (НОРС), Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов.

Военно-патриотическое и военно-спортивное движение. Военно-патриотические клубы — это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Учебная методика военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы.

Военно-спортивные клубы зародилось в 80-е годы прошлого века. Без преувеличения можно сказать, что это движение было всесоюзным. Занятия в клубах давали молодым людям очень хорошую общефизическую подготовку, основы военных знаний, а также понимание таких слов, как «любовь к Родине» и «мужская дружба».

Поисковое движение. Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, также деятельность направлена на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи. В настоящее время действуют 6 межрегиональных общественных организаций поисковых объединений: «Северо – Запад» (г. Новгород), «Центр России» (г. Калуга), «Союз поисковых отрядов России» (г. Москва), «Север России» (Ленинградская область), «Ратник» (г. Курск), «Южный рубеж» (г. Ростов — на — Дону), а также значительное число отдельных поисковых отрядов или клубов.

Военно-патриотические клубы при РПЦ. Начиная со второй половины 1990-х годов, в православной системе образования начинают складываться структуры военно-патриотического воспитания. Возрастает число военно-патриотических клубов при приходах, монастырях. Цель данных организаций — привить подросткам нравственные и духовные ориентиры на основе Православной Веры, любовь и верность своему Отечеству, воспитать готовность и умение защитить свою Родину и ее святыни.

Один из активистов православного военно-патриотического движения, создатель и руководитель клуба «Дружина "Доброволец"» А.Кравченко, отмечает: «Православная Церковь всегда являлась, наряду с служилым сословием и народом, одной из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую битву благословлял Преподобный Сергий Радонежский. Или как ополчение Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть. Все наиболее выдающиеся русские полководцы были, как известно, людьми глубоко верующими. Более того, до 1917 года существовала стройная система подходов к воспитанию воинов, основанная всецело на православных традициях. Так что повышенное внимание Церкви к воинскому воспитанию молодёжи сегодня вполне закономерно. В отличие от тех, кто пытается превратить защиту Родины в один из способов зарабатывания денег, Церковь видит в воинской службе прежде всего служение Богу и Родине. Мы в военно-патриотических клубах придерживаемся такой же точки зрения».

Актуальные проблемы патриотического воспитания в РФ.

Проблемы кадетского образования и воспитания

Современное российское кадетское образование имеет ряд структурных проблем. Во-первых, на федеральном уровне отсутствуют единые программы кадетского образования. Во-вторых, проблема состоит в организации подготовки и переподготовки воспитателей кадетских школ. Третья проблема заключается в недостаточности законодательной базы, регулирующей кадетское образование, что требует внесения поправок в Закон об образовании. Четвертая проблема – проблема лицензирования кадетских школ.

В ноябре 2009 года Общественная палата РФ провела слушания на тему: «О ситуации с суворовскими  военными, нахимовскими военно-морскими и кадетскими корпусами Министерства обороны Российской Федерации, а также с участием суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах на Красной площади». Представителей общественности обеспокоила тенденция наметившегося низведения суворовских и нахимовских военных училищ, до уровня неких «школ с кадетским уклоном».

Участников заседания обеспокоила тенденция, направленная на практически полное изъятие военных компонентов из образовательно-воспитательного процесса в Суворовских военных училищах (СВУ), Нахимовских военно-морских училищах (НВМУ) и кадетских корпусах Минобороны. Особенно возмутил представителей общественности тот факт, что суворовцев теперь решено больше не задействовать в военных парадах.

На основании всего выше сказанного, можно выделить ряд проблем в системе кадетского образования в России, к ним относятся:

  • отсутствие единого органа, координирующего и контролирующего кадетские учебные заведения (лицензионная, контролирующая функция и д.р.);
  • отсутствие системы подготовки воспитателей для учебных заведений кадетского типа;
  • отсутствие единых программ кадетского образования на федеральном уровне;
  • недоработанная законодательная база, регулирующая кадетское образование;
  • изъятие из кадетского образовательно-воспитательного процесса военных компонентов (сокращение количества часов военной подготовки, смена военной формы на гражданскую, изъятие боевых знамен).

Проблемы ДОСААФ России

Современная ДОСААФ унаследовала с советских времен целый ряд проблем. Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям ДОСААФ России для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90% образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело. Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47% спортивных объектов нуждаются в реконструкции.

В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России. К основным из них относятся:

  • несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • ориентация образовательных учреждений ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
  • значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.

Проблемы военно-патриотического и военно-спортивного движения

Военно-патриотические и военно-спортивные клубы играют важнейшую роль в патриотическом воспитании молодежи. Они формируют здоровый образ жизни у детей и подростков, осуществляют их морально-нравственное воспитание; в практическом плане такие клубы помогают государственным институтам решать задачу подготовки резерва Вооруженных Сил. Однако на сегодняшний день военно-патриотические, военно-спортивные организации сталкиваются с целым комплексом проблем, в частности, таких, как:

  • отсутствие сбалансированной государственной политики в данном направлении (нормативно-правовое регулирование, финансовая политика);
  • отсутствие единой учебно-методической базы;
  • отсутствие единого государственного органа, контролирующего деятельность военно-патриотических и военно-спортивных клубов.

Проблемы российского поискового движения

В настоящее время можно выделить ряд проблем в системе поисковых организаций России. К ним относятся:

  • отсутствие комплексной государственной поддержки поискового движения;
  • отсутствие современной нормативно-правовой базы (федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устарел);
  • отсутствие единого всероссийского координационного информационно-методического центра поискового движения;
  • отсутствие единого архива по развитию и истории поисковых движений в России.

Проблемы, имеющие системный характер

Кроме рассмотренных выше проблем, затрагивающих отдельные формы патриотического воспитания, существуют и проблемы, которые носят общий характер и охватывают все компоненты системы патриотического воспитания в России. Среди них могут быть выделены следующие:

  • нормативно-правовые: отсутствует необходимая нормативно-правовая база, призванная обеспечить правовую основу деятельности негосударственных патриотических и военно-патриотических объединений, требует серьезной доработки законодательная база поискового движения; госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг." и разработанные на ее основе программы в соответствующих министерствах и ведомствах, а также субъектах РФ, характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизмов реализации;
  • организационные: в сфере патриотического воспитания до сих пор нет системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления деятельностью, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями в вопросах патриотического воспитания молодежи; отсутствует единый орган координации и управления;
  • финансовые: отсутствуют прозрачные механизмы финансирования патриотического воспитания со стороны государства, и, как следствие, распределение и расходование выделяемых средств происходит недостаточно эффективно; в большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование патриотического воспитания является недопустимо низким, а в ряде регионов вообще не ведется; при этом внебюджетные источники финансирования патриотического воспитания привлекаются недостаточно;
  • материально-технические: учебно-материальное и техническое обеспечение (УМТО) многих государственных и общественно-государственных организаций патриотического воспитания является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ; использование негосударственными организациями патриотического воспитания (военно-патриотическими, военно-спортивными, поисковыми) УМТО Минобороны, МВД, МЧС, ДОСААФ, как правило, затруднено, коммерциализировано и обусловлено многочисленными ограничениями;
  • структурные: отсутствует должное внимание со стороны государства к негосударственным институтам патриотического и военно-патриотического воспитания (военно-патриотические и военно-спортивные клубы, поисковое движение и т.д.);
  • научно-методические: не решены многие важнейшие задачи по научному и методическому обеспечению патриотического воспитания, их целенаправленная разработка не осуществляются, научный потенциал в соответствующих исследовательских (прежде всего военных и образовательных), учреждениях не реализуется; педагогическая наука практически игнорирует патриотический и военно-патриотический компонент в воспитании.

Обобщая, следует констатировать, что корень всех перечисленных (и многих иных) проблем в том, что несмотря на определенные усилия, предпринимаемые государством, в нашей стране по-прежнему отсутствует комплексный и сбалансированный подход к решению задач патриотического воспитания граждан. Необходимо признать, что целостная система патриотического воспитания, позволяющая осуществлять его координацию на государственном уровне, в Российской Федерации до сих пор не создана. Для решения этой проблемы требуются скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций.

Необходимость комплексного подхода к патриотическому воспитанию молодежи  в современной России.

При наличии различных трактовок термина «патриотизм», на государственном уровне, у всех политических движении, партий существует четкое понимание необходимости формирования системы патриотического воспитания, которая бы пронизывала все слои и социальные группы общества.

Несмотря на произошедший развал системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, на сегодняшний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на возрождение данной системы.

Однако разрозненные попытки государственных органов создать новые или модернизировать существующие воспитательные структуры, оставшиеся от СССР, оказываются неудачными и больше напоминают оперативное заделывание пробоин. Зачастую это связано, с одной стороны, с попыткой опираться только лишь на государственные и общественно-государственные воспитательные структуры, не учитывая их объективные трудности, утрату прежнего влияния на молодежь и потерю значительной части своей материально-технической базы. В то время как многочисленные и уже зарекомендовавшие себя независимые организации и объединения, обладающие существенным потенциалом для привлечения молодёжи и, самое главное, движимые искренним энтузиазмом, по-прежнему не имеют должной поддержки на государственном уровне. С другой стороны, решение задач экономического восстановления страны и преодоления кризисных явлений экономики не позволяло, вероятно, государственным органам применить системный подход к вопросу патриотического воспитания будущих поколений граждан, привлечь к этому процессу все заинтересованные общественные институты, объединять и направлять их усилия.

Сегодня совершенно очевидно, что необходимо отказаться от тактики латания дыр и подойти к решению данной проблемы комплексно, начав создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. При этом важно увязывать государственные и общественные формы патриотической, военной и допризывной подготовки в единую систему с прозрачными механизмами администрирования и финансирования.

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах


Комментарии

Аватар пользователя mencher

Родина в широком смысле этого слова — это то самое место, где материализуется наше идеальное представление о счастье, которое было сформировано в детстве http://newspolitics.ru/patriotizm-v-sovremennoj-rossii.html

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Записи на схожие темы

Тогда и сейчас: быт солдат в разные годы

В РОССИИ Фото: минобороны.рф Мало кто из ... сказка для солдата? Что было раньше? Одной из самых страшных проблем ... ассоциируются с армией. А что сейчас? За пару десятков лет изменилось ... лучше. В казармах чаще всего сейчас стоят одноярусные кровати, а в ...

Армия против коронавируса. Минобороны России обеспечивает безопасную службу и помогает регионам

... повсеместным распространением коронавирусной инфекции, Минобороны России делает всё возможное, чтобы ... дыхания на большой высоте, однако сейчас запасы оказались нужнее больницам. ... прошли более тысячи человек. Сейчас около 150 вылечившихся пациентов готовятся ...

Кулинарные знакомства в армии России

Комбинаты питания стараются сделать армейский рацион не просто сытным и полезным, но и вкусным, интересным, разнообразным. Именно поэтому технологи разрабатывают новое особое меню к праздникам и по особым случаям. Непрофильные задачи ушли из быта солдата ...

Почему в сфере строительства ЛЭП с каждым годом растет число вакансий

... электростанции с промышленными районами. Сейчас эта необходимость не исчезла, ... обусловлено тем, что современная молодежь предпочитает экономические и гуманитарные ВУЗы ... не только) по всей России. Большим преимуществом данного работодателя является ...

Обзор компании Строймаплен

... “Строймаплен” сотрудничает со множеством компаний России, которые уже успели по достоинству ...

На что обратить внимание при выборе квартиры в новом жилом комплексе

... , таких «киданий», как в прошлом, сейчас не происходит, и мошенников на ...