Русское боевое исскуство
"Ей брат Ларамошка худо ты шутишь надо мной Кадыком-Ермошкой хотя бы ты всю изодрал мою рожу токмо не замал бы моей одежи знаешь ты сам что у нашева брата фабришнова для блох не держится много платья лишнова вить у меня брата Ермака неишбёш валёнова колпака хотя на ногах у меня бураки да в руках крепкие кулаки. Не страииш брат Кадык-Ермак и на мне такой же валёной колпак вижу охлебался молока преснова от moго у тебя портки на ж... треснули". |
При всей своей значимости, область эта изучена мало, как никакая другая, до сих пор она — белое пятно в истории и современности. Изучение этого вопроса находится на стыке многих наук. Отсутствие же интереса большей части общества к собственному культурному наследию ведёт к утрате последних источников знания, что незамедлительно выльется в дальнейшую деградацию.
Боевое искусство - искусство брани, не только телесной, но и той, о которой говорил блаженный Павел: «... Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего к духовом злобы поднебесным...» (Еф. 6.12). Это искусство «служения свету» ("культур"), по сути — защиты, сохранения и продолжения рода. Своими истоками восходит оно к брачным боям и боям за территорию, которыми движет инстинктивный механизм сохранения и продолжения рода. Параллели этому можно найти в животном мире, где неагрессивные брачные бои самцов являются формой межполового общения. При наличии яда, когтей и зубов брачные поединки имеют инстинктивный «кодекс чести», безопасность особей гарантирована. Исключение составляют черепахи, которые, не имея возможности самостоятельно перевернуться со спины, будучи опрокинутыми, погибают. Но это единственный случай среди миллионов видов.
Ритуализация брачного боя в мире людей, придание магических свойств самому действу и отдельным элементам увеличивают сферу его применения. Рождается обрядовый бой, символом которого становится мужское оплодотворяющее и охраняющее начало, а двигателем — механизм морали. Истоки боевого искусства в этом плане едины для всех народов. Далее у каждого свой путь развития.
Реликты обрядовых боёв и архивные материалы позволяют составить представление о таких боях у славян. Их можно разделить на два цикла: календарный и семейный. В календарный входят все, связанные с аграрными, поминальными обрядами, а также с брачными играми молодёжи. К семейному относятся бои на похоронах и свадьбе.
В боях, входящих в состав аграрной магии ритуальные удары, борьба, катание по полю и т.п., по представлениям древних, символизировали оплодотворение земли, способствовали защите урожая от неблагоприятных условий. Бои на похоронах, поминках — «драци по мертвеци» — реликты древних тризн, бойований — элементы культа предков. Цель их — доказательство жизнеспособности потомков. Бои на свадьбе (сватовстве, бра-нинах, свадебном пиру, вьюнинах) — отголоски отношений родового общества. Ритуальное противоборство родов жениха и невесты, из-за невесты (как плодородного начала) должно было благоприятствовать деторождаемости, аграрному плодородию, благополучию семьи и рода. Реформация – обрядового боя – отпадение ритуальных рамок и магических функций – послужила становление игрового боя. В нем на смену морали приходит нравственный механизм, основой которого является своеобразный свод правил и уложений – Уговор. В связи с этим бой видоизменяется, дается толчок развитию тактики и стратегии.
База развития боевого искусства — крестьянская община. Такие же явления, как дворянская родовая борьба, казачьи «пластуны», боевая система в монастырях и т.д. — всего лишь естественные ответвления, в основном военно-прикладного характера.
Кулачный бой
Среди мужских развлечений и забав самым любимым в народе были «кулачки» — игра, распространённая повсеместно. Все возрасты были ей покорны, бились с семи лет и далеко за семьдесят. Самые крупные бои собирали до десяти тысяч участников, во время их проведения прекращались все другие занятия. Бои и целые кулачные баталии проходили круглогодично (календарный цикл). Зимой бились не только в праздники, но и по воскресеньям. В разных губерниях, волостях и уездах зачастую календарь боёв был свой, так как существовали местные праздники.
В конце XIX века зафиксированные кулачные бои у русских достигали своего апогея на масленицу, у украинцев — на рождественские святки, у белорусов также на святки и на Ивана Купалу (пережиток обрядовых функций). У русских известно четыре вида кулачного боя:
«один на один»» — то же, что «сам на сам» или «охотницкий бой» (бой, на который выходили «по охоте», то есть по своему желанию). Следующий вид, очень древний — «свалка-сцеплялка». В нём идёт противоборство двух партий бойцов, без каких-либо построений и порядков линий, или же это бой, где каждый бьётся сам за себя.
Вид «раз за раз» близок к виду «один на один», но здесь соперники наносят удары в строгой очерёдности. Самым же любимым был бой «стенка на стенку» или «край на край». (Речь о нём пойдёт ниже).
У украинцев и белорусов известно по два вида кулачного боя. Украинские «один на одного» и «лава» — подобие «стенки на стенку» у русских, но в одну шеренгу. У белорусов — «адзин на адзин» и «сценка на сценку».
Обычай биться «на кулачки» распространился и на ближайшие соседние народы, он развивался и обогащался от взаимных культурных контактов. Известно, что у грузин в Тифлисе устраивались кулачные бои (муштис-криви) на масленицу, а так же на второй день Крещения. Самый большой, «авлабарский» кулачный бой, был на день Красной Горки.
Аксаков в «Семейной хронике» описывает кулачные бои на озере Кабан в Казани между русскими суконными слободами и татарскими слободами, находившимися на противоположных берегах озера. Казанские суконщики считались к тому же лучшими кулачными бойцами в России.
Как сказано выше, обычай биться «на кулачки» существовал в разных местах со своими местными особенностями. И всё же можно примерно восстановить общие черты его проведения во время праздника, игрища и т.д. ,характерны для большей части территории России.
Подготовка к «кулачкам» начиналась задолго до самого боя, когда люди выходили со двора и направлялись на место гуляния, игрища. При этом неважно, где проходило само действо — в своей или соседней деревне, за городом. Шли ватагами парни, девки; играли гусли, балалайка, позже уже и гармонь (улошные наигрыши); пелись песни. Парни задирали друг друга и девок (позже это вылилось в целую частушечную традицию). Дальше —больше. Встречая «улицу» из соседней деревни, вступали с ней в музыкальный диалог-состязание.
У атамана нашего
Ножик пошире вашего,
Ножик пошире, повострей,
И атаман побоевей.
Тут же шли мужики своими компаниями, бабы; пели и судачили. А на месте гуляния «молодёжь» и «мальцы» уже заводили хороводы, разные игры. Выходили плясуны — кто кого «переймёт»,
Мы с товарищем плясали,
Ремешки резиновы.
Девки из кути глядели,
Только рты разинули.
Состязались борцы на кушаках, на пальцах, на ремне и т.д. Боролись «всхватку» (обоюдный захват крест-накрест на спинет целью бросить соперника на землю). Каждый на игрище держался своей компании по возрасту и положению. Центром же всеобщего внимания было начало кулачных боёв. Выходили бойцы, делали «уговор» (правила, по которым будет идти бой). Поединщики трижды обнимались и целовались, показывая, что между ними нет личной вражды. Конец боя зависел от уговора: бой мог кончаться падением одного из участников или идти до первой крови (военные же поединки полководцев или лучших воинов перед битвой шли «на буйны головы» — до» смерти).
Если один или оба соперника участвовали в бою с деревянной дубиной ("ослоп", «чекмарь» и т.д.), бой переходил в палочный, его полтавское название— «дубинник». Соперник мог не ответить на вызов, потому что палка во многих местах не считалась значимым оружием, главную роль играло владение техникой. Использование палки зависело также от уговора. Известнейшие бойцы предпочитали биться голыми руками, они чаще всех использовали и технику ног (опять же по уговору), применяемую лишь на поединках. Этим заботились о меньшей травматичности тех бойцов, которые не знали о боевых качествах друг друга.
Кончался «охотницкий» бой, и какой-нибудь залихватский парень вызывал против себя несколько человек, случалось, более десятка, в бой «на кругу» (вариант «свалки-сцеплялки»).
Выходи, ребята, биться,
Чем зажмурившись ходить.
Я один сюда пришедши,
Ох, слабо ж меня побить!
Бойцы окружали смельчака плотным кольцом. Кончался бой падением «захвальщика», или же он разгонял окружавших его. Неожиданно всё могло перерасти в «свалку-сцеплялку». Здесь, как и в бою «на кругу», главную роль играла техника «кругового» боя, позволявшая успешно биться сразу с несколькими соперниками одновременно. Она была широко распространена на Руси и наряду с техникой ведения боя на льду (а зимой чаще всего именно там и проводились «кулачки») является чисто славянской особенностью.
И вот начинается главное действо: на поляну «выкатили» мальцы из двух команд, расположенных по разным концам поля боя (команды комплектовались на селе — по территориальному, в городе — по профессиональному, в прошлом же — по родовому признаку). Это ребята 7-10 лет, которые «зачинают» бой. Для «зачина» зимой применялись снежки, летом — еловые шишки. В некоторых местах соперники просто остро задирали друг друга шутками, что зимой обычно заканчивалось совместным барахтаньем в снегу.
Кто-то полетел в сугроб, кому-то разбили губу, и клич «наших бьют» собирает подростков 12-15 лет. Они уже комплектуют свою однолинейную «стенку», у них уже имеется свой атаман — сильный подросток, который руководит и управляет маневрами «стены». Одна из «стенок» под напором отступает, и на арену выходят «выростки» со своей «стенкой» — им по 17-19 лет.
Старшие смотрят, как бьются их сыновья, внуки, правнуки. Подзадоривают бойцов, дают советы. Скоро черёд взрослых.
Атаман подал команду,
Старики пошли в након.
Уходите, малолетки,
Ныне вышел вам закон.
Основная «стенка» состоит из взрослых, женатых мужчин. Она имеет по минимуму три эшелона, три шеренги бойцов, одна за другой, попеременновступающих в бой (как сквозь гребёнку). Только на Украине бились в одну шеренгу, как уже говорилось. Атаман или «вожак» старшей «стенки» заранее распределяет бойцов по боевым линиям в зависимости от их качеств. Так, бойцы ловкие, но лёгкие по весу, любящие простор для своей техники «отскоков и наскоков», выигрышной в поединках, встают по флангам (крыльям). Массивные и крепкие бойцы занимают место в середине «стены», называемое «чело» или «грудь». В центре ряды теснее, они позволяют проводить только технически-ювелирную работу руками.
Бойцы не могут сильно маневрировать, им приходиться принимать на себя массу ударов, защищая середину «стены» от прорыва. Атаман выбирает и «клиновых» — сильных, выносливых бойцов, образующих в центре «чела» треугольник, задача которого — прорыв середины линии противника -—«дать клина» — с дальнейшим расширением его и разрушением порядков «стены» соперников. Это заканчивается обычно бегством прорванной стенки, если на помощь не подоспеет «надёжа» — боец или бойцы «засадного полка».
Проломили в нас серёдку,
Ихний старшой завопил,
Ноги дать уже хотели,
Да «надёжа» подкатил.
«Надёжа» — обычно известный кулачный боец. Он один мог биться подчас со всей стенкой» соперника, имел почёт и уважение в окрестностях, громкое прозвище: «Гром», «Стосил», «Стойкий», «Кремень» и т.д. Врываясь в пролом своей «стенки» с шапкой в зубах, он должен был задержать наступление соперников, дать возможность своим собраться с силами, вновь построить шеренги для контратаки. «Надёжа» не участвовал непосредственно в бою, стоял поодаль, ожидая своего момента. Сделав дело, возвращался на место и вновь наблюдал. Наблюдали и бойцы «засадного полка». Они стояли в укрытии, чтобы разведчики и глазеющие не предупредили противника о запасе сил. Действовал «засадный полк» иногда независимо от главной «стенки», в нём были лучшие бойцы, каждый из которых мог биться с десятком. Хотя у бойцов основной «стенки» не было уверенности, вступит в бой их «засадный» или нет, обычно он вступал и играл решающее значение.
Из архивов можно узнать, что в бою участвовало очень много ударных инструментов, задающих ритм: барабаны, тарелки, литавры и т.д. Музыканты сами не участвовали в бою, они являлись неприкосновенными личностями.
Число участников боя доходило до нескольких сот в деревнях и нескольких тысяч — в городах. В городах, чтобы не перепутать в такой массе своих и чужих, бойцам на помощь приходили купцы. Они привозили целые возы рукавиц и кушаков разных цветов. По цвету пояса бойцы и различали друг друга. «Стенки» в городах насчитывали до нескольких сотен участников в ширину и десятки рядов в глубину. Это усложняло атаману управление всей «стенкой», и он выбирал себе помощников: сотских, десятников и пятидесятников. Управлял «стенкой» атаман при помощи звуковых сигналов, специальных боевых кличей. Древние пешие военные построения славян строились и управлялись подобным же образом.
В кулачном бою одним из основных маневров «стены» был «дать с крыла» — это означало активное наступление фланга с целью смешать линии соперника и расчленить его ровный и плотный строй. Еще одна задача — вынудить соперника ввести все силы его шеренг сразу в бой, а затем и «засадный полк».
Опасность маневра «с крыла» при чрезмерном увлечении им состояла в том, что противоположная сторона могла «дать клина» — разрушить ослабевшую «серёдку». В некоторых районах маневр «с крыла» был запрещён правилами.
Самое же первое, общее для кулачных боёв правило, известное и доныне, это — «не бить лежачего», «не бить на лежок». Человек, присевший на корточки, уже считался «лежачим». В некоторых местах также — поднявший правую руку вверх. Правило соблюдалось везде. Нарушителей строго наказывали и свои, и чужие. Случаи нарушения встречались очень и очень редко. Уважение к исстари установленным порядкам было несоизмеримо выше...
Противоположная «стенка» проходила мимо выбывших из строя «лежачих» бойцов, которые могли вернуться в свою «стену» только обежав вокруг поля боя, потому что действовали правила «биться лицом к лицу, грудь к груди» и «сзади не заходить».
Правила предусматривали также равное количество бойцов в основных «стенках», не считая «надёжи-бойца» и «засадного полка». Бойцы явно неравные по качествам не вставали друг против друга. В «стеношном» бою бились один на одного, двое на одного не наступали. Это правило действовало до вступления «надёжи-бойца» и бойцов «засадного полка», которые бились одновременно со многими.
Правила запрещали применение любых увечных ударов в бою, например» «в косицу» (висок), «свернуть салазки» (нижняя челюсть), «по мусалам» (в лицо сбоку), удар зубчаткой (с выдвижением средней костяшки кулака), все удары в область глаз (пальцами), горла, носа. Также — удары «под микитки» — по-другому «под хрящи», «в душу» (удар в нижнее левое подреберье в направлении к сердцу) и т.п. Также была запрещена работа локтями. Во многих местах — вообще удары в голову. При честном ведении боя и опытных бойцах травматизм был нулевой — за этим строго следили обычно старики 70-90 лет. Они подчас и сами в азарте вступали в бой, и тогда «молодые и здоровые» валились под их размеренными и точными ударами.
Правила запрещали различные укладки, свинчатки и т.д., утяжеляющие удар. Если под чьим-то ударом уж очень много падало бойцов и это привлекало внимание, то его обыскивали, и если что находили, то били нещадно. Отсюда и правило, встречающееся в некоторых районах — «рукавички долой», —с одной стороны, чтобы не было закладок, с другой — кожаные рукавицы сами по себе усиливали жёсткость удара. Запрещалось бить того, на ком «мазок», то есть кровь. Если и после сообщения бойцу, что он окровавлен, тот продолжал биться, говоря «не чую», то бой продолжался. Если же он получал некоторую травму или начиналось сильное кровотечение, то свои же бойцы оттаскивали его от боя.
Были и те, кого называли «малосильный горячек». Они всю свою силу тратили на первых десятках минут, а потом в бессилии падали на землю. А ведь «кулачки» продолжались по времени несколько часов, с перерывами же — и несколько дней.
Бой кулачных «стенок» кое-где кончался колокольным боем (он служил знаком к окончанию сражения). В большинстве случаев бой заканчивался победой одной из «стенок», которая определялась гранью или межою, за которую победители «выгоняли» соперников. А потом победители и побеждённые шли в обнимку по домам пить пиво и петь песни. В городах кулачники, часто делали «заклад» (премия победителю). Заклад бывал как вещественным, так и нет. В основном это было определённое количество пива или самогона. Позднее появились денежные «заклады», выплата которых налагалась на всю «стенку». Если побеждённые не могли в срок выплатить «заклад», то их атаман должен был залезть на фонарный столб на главной улице и кричать определённое количество раз «петухом». Конечно, до такого позора обычно не доходило.
Долго в памяти кулачников оставался день этого праздника, где «греют бока и старый радикулит и румянят щёки». Отличившиеся пользовались всеобщей славой и уважением на протяжении долгого времени.
«Заслышит дед своей печи призывный гомон боя, и встрепенётся в нём сердце старого кулачника; кряхтя, сползёт он с печи, выйдет потихоньку за ворота. Хоть посмотреть, послушать, вспомнить старое. Смотрит, смотрит, а потом, не помня как, очутится среди кулачников, ринется в бой. А через несколько минут с разбитым носом и окровавленным лицом, но удовлетворённый, кряхтя ещё сильнее, снова с трудом забирается на свою печь. В этом году дожил до боя, ещё раз в жизни бился, ещё раз и, может быть, последний." (Фомин. Кулачные бои в Воронежской губернии. Воронеж, 1925).
Омск 1993г.
Записи на схожие темы
В Малышевском городском округе прошла шестая Спартакиада допризывной молодежи «КАЗАЧЬЯ РУСЬ»
... и конечно же показали боевую оперативность по надеванию боевой одежды пожарного. Все ... победе выиграла команда «Дети Ветеранов боевых действий» из поселка Малышева. ... взаимодействию с казачеством Каменской Епархии Русской Православной Церкви; - 109 пожарно ...
ВПК "Патриот" (г. Кропоткин) и Русское Боевое Искусство
РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО Исторически сложилось так ... бой был актуален в Русско-японскую войну, Велико-Отечественную ... Одним из видов дисциплин является Русское Боевое Искусство (РБИ). Этот вид ... армии и в жизни. Русское Боевое Искусство (РБИ) это комплекс ...
Александр Шапошников: Русская боевая культура
... на базе Владивостокской федерации русского боевого искусства. Основателем и президентом ... получившая положительные отзывы профессионалов. Русская боевая культура представляет собой различные ... необходимо особо отметить, что русское боевое искусство — это не ...
Буза – русская боевая северо-западная воинская традиция
... Руси. Буза – реальная, боевая, русская северо-западная воинская традиция, имеющая ... исследователей и любителей русского традиционного боевого искусства из различных ... деятельности, инструментом делания служит русское боевое искусство и традиционная культура ...
Новая концепция обучения Русскому Боевому Многоборью
... . РБМ – сложное сочетание современных видов русских единоборств. Основная программа РБМ называется ... выбранным направлением. Учитывая сложность восприятия Русского Боевого Многоборья современными людьми, руководство Национальной ...
4 января 2012 года в Екатеринбурге начал работу региональный семинар "Русское Боевое Искусство - система подготовки РОСС"
... Региональный семинар "Русское боевое искусство - Система ... Русского Боевого Искусства, Уральская Федерация Русского Боевого Искусства, Национальная Академия Русского Боевого Искусства ... - руководитель Уральской Федерации Русского Боевого Искусства: 8-922 ...
Отправить комментарий